АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Национальный фонд РК: вернуть деньги в страну…

Национальный фонд РК: вернуть деньги в страну…

Сегодня, 09:33, автор Виктор Долгов.

RU KZ EN
Предложение главы государства шире использовать целевые трансферы из Национального фонда для решения задач цифровизации и внедрения искусственного интеллекта в высшей степени актуально. Идея стерилизовать экспортные доходы в иностранных ценных бумагах была спорной с самого начала, поскольку лишала страну финансовых ресурсов для развития. Нынешние санкционные войны и риски замораживания активов за рубежом тем более заставляют нас пересмотреть подходы к созданию суверенных фондов.

Национальный фонд Республики Казахстан выполняет важнейшую стабилизирующую функцию в экономике страны. Он призван обеспечить плавность управления валютными курсами при резких скачках мировых цен на сырьевые товары (в первую очередь, на нефть), от которых зависят поступления республиканского бюджета.

Цели создания Фонда:
• обеспечение стабильного социально-экономического развития страны;
• накопление финансовых средств для будущих поколений;
• снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов.

Однако на протяжении последних 15 лет Фонд чаще использовался для покрытия текущего дефицита бюджета, а также непредвиденных госрасходов. Важно отметить, что этот самый дефицит образовывался в ситуации стабильных внешних цен на нефть и другие виды сырья (нефтепродукты, газ, уран, металлы, зерно), а следовательно, формального повода – состояния мирового экономического кризиса – для того, чтобы прибегнуть к стабилизирующей функции Фонда, не было.


За все двадцать четыре года его существования он лишь дважды использовался по прямому предназначению:
• Во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов;
• Для преодоления экономических последствий пандемии коронавируса в 2020-2021 годах.

Во все остальные периоды мировые цены на нефть либо росли, либо были стабильными. А потому формально правительство РК не имело права использовать резервы из Фонда.

При этом за модель его создания был взят механизм работы Норвежского государственного пенсионного фонда, который появился в 1990 году – всего лишь на десять лет раньше казахстанского. В рамках этого механизма избыточные доходы в период высоких биржевых цен на нефть должны были аккумулироваться в фонде и инвестироваться в долгосрочные консервативные ценные бумаги. Однако принципиальным отличием казахстанской модели стала возможность изъятия средств на покрытие дефицита бюджета вне зависимости от того, имеет место мировой экономический кризис или нет.

Норвежский фонд к 2023 году аккумулировал более 1,2 триллиона долларов в долгосрочных ценных бумагах (акции и облигации). К 2020-му он занимал 1,5% мирового фондового рынка. Что очень значимо для этой скандинавской страны с населением всего в 5 миллионов человек.

Казахстанский же Национальный фонд достиг пика накоплений в 2014 году – около 77 млрд. долларов, после чего рост практически прекратился, и на протяжении последних 11 лет аккумулированная в нем сумма колеблется вокруг отметки в 60 млрд. долларов. То есть в долларовом выражении его активы практически не увеличиваются.


Таким образом, наш Нацфонд с 2014 года перестал выполнять сберегательную функцию и стал использоваться преимущественно в стабилизационных целях. Однако даже для выполнения только стабилизационной задачи объем накоплений в нем должен поддерживаться на уровне 20% от номинального ВВП страны. По итогам 2023-го Международный валютный фонд оценивал номинальный ВВП Казахстана в 260 млрд долларов. Значит, стабилизирующие запасы Нацфонда должны быть не менее 52 млрд. долларов. Текущая их оценка (63 млрд. долларов) показывает, что они превышают названную пороговую планку всего на 20%, что несет определенные социально-экономические риски для Казахстана.

Доходность нашего Нацфонда в долларах за последние 10 лет составила в среднем 1,6% годовых, в то время как доходность Норвежского государственного пенсионного фонда – 7,5% годовых.

Кроме того, под вопросом оказывается достижение целевого индикатора долгосрочного развития экономики Казахстана, обозначенного президентом Токаевым в декабре 2022-го, – речь идет об увеличении накоплений Национального фонда до 100 млрд. долларов к 2029 году. При текущей доходности в 1,6% годовых они к тому времени составят только 70-75 млрд. долларов (если не будет крупных разовых вливаний, например, от приватизации каких-либо крупных государственных активов). А из поручения главы государства об увеличении номинального ВВП Казахстана до 450 млрд. долларов к 2030 году вытекает, что и Нацфонд в своей стабилизирующей части (20% от ВВП) должен иметь не менее 90 млрд. долларов.

Трезво оценивая степень профессионализма (точнее, непрофессионализма) управления Фондом со стороны Нацбанка, а также не снятые риски вторичных санкций, президент страны и принял решение более свободно инвестировать его средства в такие проекты внутри Казахстана, которые будут иметь системное мультипликативное влияние на всю экономику. Форсированная цифровизация как раз и является одним из таких магистральных направлений развития.

Похожие статьи

Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Национальный фонд РК: модель управления им нужно менять. Но как?
17.12.2024, автор Spik.kz.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Хотели как лучше… Нужен ли Казахстану закон об эндаумент-фондах?
7.04.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Национальный фонд РК: вернуть деньги в страну…