26.09.2024, автор Spik.kz.
Синьцзян: 70 лет социализма с китайской спецификой и уроки для Казахстана

29.09.2025, автор Куат Акижанов, PhD, Аналитический центр Spik.kz.
RU
KZ
EN
Семь десятилетий назад, 1 октября 1955 года, на карте Китайской Народной Республики появился Синьцзян-Уйгурский автономный район. К своему юбилею он подошёл с громкими цифрами и заметными символами: от крупнейших в стране «зелёных» энергетических кластеров до самого длинного в мире защитного лесного пояса вокруг пустыни Такла-Макан. Накануне «круглой» даты в Урумчи для участия в торжественных мероприятиях по случаю 70-летия СУАР прибыл председатель КНР Си Цзиньпин. В своем выступлении он отметил особый политический и экономический вес региона в современной модели развития Китая.
СУАР: из бедной окраины – в быстрорастущий регион
За 70 лет Синьцзян прошёл путь от бедной окраины КНР на западе страны до опорного хаба инициативы «Пояс и путь». По оценкам китайской стороны, его валовой региональный продукт в 2024-м превысил 2 трлн юаней, или примерно 270 млрд. долларов. Это в 203 раза больше, чем в середине 1950-х: среднегодовые темпы прироста за минувшие десятилетия составили порядка 8%. Население за тот же период увеличилось с 4,78 млн до 25,85 млн, в том числе численность представителей национальных меньшинств – с 4,45 до 14,93 млн. Эти сдвиги сопровождаются структурной модернизацией: регион стал крупным поставщиком электроэнергии в 22 провинции КНР, а через его узлы проходит более половины поездов, курсирующих между Китаем и Европой.
Не менее показателен разворот в социальной сфере. По данным официальных источников, в нее направляется около 70% расходов регионального бюджета: они идут на обеспечение занятости, поддержку здравоохранения, образования… Показатель охвата базовым школьным обучением в СУАР заявлен на уровне 99%. Параллельно реализованы впечатляющие экологические проекты: скажем, в 2025-м завершилось создание многоярусного лесного барьера (возможно, крупнейшего в мире) протяжённостью свыше 3 000 (!) км по периметру Такла-Макан – редкий пример «зелёной» инфраструктуры континентального масштаба.
А еще юбилейные репортажи CGTN (Китайская глобальная телевизионная сеть) подчёркивают «всеобъемлющий прогресс», достигнутый за последнее сорокалетие: индустриальные кластеры в сфере переработки сырья и в машиностроении, ускорение «чистой» генерации и экспортной логистики, рост продолжительности жизни - с порядка 30 лет в 1949-м до 77 лет в 2024-м, по данным «Белой книги», опубликованной к торжествам. В публичной риторике Пекина это подаётся как синтез экономической эффективности и социальной стабилизации с акцентом на многонациональное единство.
Показательно, что с точки зрения пространственной экономики СУАР давно перестал быть исключительно «сырьевым придатком». Энергетические проекты удерживают фундамент макроэкономики, что способствует развитию переработки, сервисных цепочек и экспорту услуг, в том числе логистических. Для самого западного региона Китая это не просто рост ВРП, а формирование «эффекта коридора» — когда через инфраструктурные узлы тянутся новая промышленная ткань и локальные рынки труда.
Сравнение с постсоветским опытом
С точки зрения политической экономии, расцвет СУАР, как и всего Китая, есть результат стратегического выбора в соответствии с идеологией рыночного социализма или «социализма с китайской спецификой», характеризующейся наличием значительной доли государства в экономике, но в то же время имеющей все признаки рыночной экономики.
Сопоставление с постсоветскими республиками, вставшими, начиная с 1990-х, на путь неолиберального капитализма, выявляет институциональную развилку. В Казахстане, ряде стран СНГ, а также центральной и восточной Европы рыночная трансформация сопровождалась приватизацией без целенаправленной промышленной политики, хроническим недоинвестированием в НИОКР и инфраструктуру, что вызвало постоянную уязвимость к внешним шокам цен на сырьё, формирование очень «тонкой» занятости в сервисах и прекаризацию (нестабильные рабочие места). Такая траектория создала относительно быстрый фискальный эффект, привлекательную инвестиционную среду (в основном для экспорта сырья), но не обеспечила повышение производительности экономики и ее усложнение в целом, а также привела к устойчивому росту неравенства.
Экономическая модель СУАР, напротив, — это про сильную государственную координацию и стратегическое использование сравнительных преимуществ региона и средств производства. Государство поддерживает и регулирует рынок, а не подавляет его или полностью «отпускает вожжи». Такая координирующая роль государства и симбиоз рыночной экономики с идеалами социалистического перераспределения постоянно стыкуют промышленное производство, транспорт, энергетику, переработку и социальные расходы и через это «выращивают» внутренний спрос и места приложения капитала.
Помимо всего прочего, модели развития Казахстана и СУАР являют собой примеры того, как в одном случае неолиберальный капитализм загоняет страну на периферию, а в другом «рыночный социализм» вытаскивает регион из маргинального положения в число передовых. Как показывают данные за 2024 год, Казахстан и Синьцзян сопоставимы по номинальному ВВП с небольшим преимуществом у нашей республики: в РК он составляет примерно 288 млрд. долларов, в СУАР – 273 млрд. Но при сохранении таких же темпов роста Казахстан рискует потерять статус «крупнейшей экономики» Центральной Азии. В то время как в СУАР идеология «социализма с китайской спецификой» стала каркасом для индустриализации коридоров, рекомбинации логистики и переработки, а также для приоритета «социалки» и зелёной адаптации, в Казахстане сохраняется ориентация на неолиберальное знание, которое воспроизводит слабые места структуры: рентные стимулы, короткий горизонт капитала и фрагментированную промышленную политику.
Приведу конкретный пример из модного сейчас дискурса «зелёного и цифрового перехода». При всей декларативной приверженности устойчивому развитию отсутствует целостная программа Нового Зелёного Курса (New Green Deal), которая одновременно обеспечивала бы реиндустриализацию (локализацию цепочек, зелёное машиностроение, НИОКР) и экологическую устойчивость (энергоэффективность, ВИЭ, водосбережение), с ясными показателями по занятости, производительности и экспорту сложной продукции. Вместо этого преобладают точечные проекты и регуляторные инициативы без системного связывания «инфраструктура — промышленность — социальный контракт», что усиливает риск «зелёного фасада» без структурной трансформации экономики.
Наконец, важен познавательный выбор элит. На астанинских экономических и профильных форумах годами доминирует набор одних и тех же либеральных рецептов и спикеров, тогда как китайские эксперты и представители альтернативных (гетеродоксальных) школ почти не приглашаются в качестве полноправных участников дискуссии. Это сужает спектр инструментов и фактически консервирует периферийный статус-кво. Сравнение с СУАР показывает: устойчивый прогресс появляется там, где знания и институты подбираются под производительные цели, а не под привычные догмы; где государство выступает архитектором рынков, а не регистратором ренты. Там, где промышленная политика и инфраструктура идут в унисон с социальными вложениями, появляется шанс на перераспределение ренты в пользу человеческого капитала; там, где ставка делается на «самоорганизацию» рынков и фискальный максимализм, растут риски поляризации и деиндустриализации.
Юбилей СУАР – это не только праздничные салюты и официальные визиты. Это удобная точка, чтобы посмотреть на сорокалетнюю динамику региона, где государство выступило в роли архитектора «коридорной индустриализации» и массовых социальных вложений, и сопоставить её с траекториями экономик, полагавшихся преимущественно на саморегуляцию и внешние рынки. Цифры ВРП, состояние инфраструктуры, качество человеческого капитала и масштабы «зелёных» проектов дают основания говорить, что Синьцзян сегодня — один из ярких примеров китайской модели «социализма с национальной спецификой», в которой экономическая география и социальная политика сложились в один проект.
Применительно к нашим дискуссиям в Центральной Азии это повод не копировать готовые решения, а внимательнее проектировать собственные: там, где государство умеет выступать не казначеем ренты, а координатором развития, у периферии появляется шанс стать центром.
СУАР: из бедной окраины – в быстрорастущий регион
За 70 лет Синьцзян прошёл путь от бедной окраины КНР на западе страны до опорного хаба инициативы «Пояс и путь». По оценкам китайской стороны, его валовой региональный продукт в 2024-м превысил 2 трлн юаней, или примерно 270 млрд. долларов. Это в 203 раза больше, чем в середине 1950-х: среднегодовые темпы прироста за минувшие десятилетия составили порядка 8%. Население за тот же период увеличилось с 4,78 млн до 25,85 млн, в том числе численность представителей национальных меньшинств – с 4,45 до 14,93 млн. Эти сдвиги сопровождаются структурной модернизацией: регион стал крупным поставщиком электроэнергии в 22 провинции КНР, а через его узлы проходит более половины поездов, курсирующих между Китаем и Европой.
Не менее показателен разворот в социальной сфере. По данным официальных источников, в нее направляется около 70% расходов регионального бюджета: они идут на обеспечение занятости, поддержку здравоохранения, образования… Показатель охвата базовым школьным обучением в СУАР заявлен на уровне 99%. Параллельно реализованы впечатляющие экологические проекты: скажем, в 2025-м завершилось создание многоярусного лесного барьера (возможно, крупнейшего в мире) протяжённостью свыше 3 000 (!) км по периметру Такла-Макан – редкий пример «зелёной» инфраструктуры континентального масштаба.
А еще юбилейные репортажи CGTN (Китайская глобальная телевизионная сеть) подчёркивают «всеобъемлющий прогресс», достигнутый за последнее сорокалетие: индустриальные кластеры в сфере переработки сырья и в машиностроении, ускорение «чистой» генерации и экспортной логистики, рост продолжительности жизни - с порядка 30 лет в 1949-м до 77 лет в 2024-м, по данным «Белой книги», опубликованной к торжествам. В публичной риторике Пекина это подаётся как синтез экономической эффективности и социальной стабилизации с акцентом на многонациональное единство.
Успехи Синьцзяна последних десятилетий опираются на три взаимосвязанных механизма. Во-первых, интеграция инфраструктуры и промышленности: развитие логистики (порты, ж/д коридоры) подчинено целям территориальной индустриализации; логистический «рентный» доход конвертируется в загрузку переработки и занятости. Во-вторых, бюджетный приоритет «социалки» как стабилизатора мобильности труда и формирования человеческого капитала: чем мобильнее, образованнее и здоровее рабочая сила, тем ниже транзакционные издержки для бизнеса на периферии огромного внутреннего рынка. В-третьих, зелёная адаптация сухих зон: защита земель, ветро- и солнечная генерация, водосберегающие технологии — политически это снижает социальные риски, экономически — даёт более предсказуемый энергобаланс и новые отрасли.
Показательно, что с точки зрения пространственной экономики СУАР давно перестал быть исключительно «сырьевым придатком». Энергетические проекты удерживают фундамент макроэкономики, что способствует развитию переработки, сервисных цепочек и экспорту услуг, в том числе логистических. Для самого западного региона Китая это не просто рост ВРП, а формирование «эффекта коридора» — когда через инфраструктурные узлы тянутся новая промышленная ткань и локальные рынки труда.
Сравнение с постсоветским опытом
С точки зрения политической экономии, расцвет СУАР, как и всего Китая, есть результат стратегического выбора в соответствии с идеологией рыночного социализма или «социализма с китайской спецификой», характеризующейся наличием значительной доли государства в экономике, но в то же время имеющей все признаки рыночной экономики.
Сопоставление с постсоветскими республиками, вставшими, начиная с 1990-х, на путь неолиберального капитализма, выявляет институциональную развилку. В Казахстане, ряде стран СНГ, а также центральной и восточной Европы рыночная трансформация сопровождалась приватизацией без целенаправленной промышленной политики, хроническим недоинвестированием в НИОКР и инфраструктуру, что вызвало постоянную уязвимость к внешним шокам цен на сырьё, формирование очень «тонкой» занятости в сервисах и прекаризацию (нестабильные рабочие места). Такая траектория создала относительно быстрый фискальный эффект, привлекательную инвестиционную среду (в основном для экспорта сырья), но не обеспечила повышение производительности экономики и ее усложнение в целом, а также привела к устойчивому росту неравенства.
Экономическая модель СУАР, напротив, — это про сильную государственную координацию и стратегическое использование сравнительных преимуществ региона и средств производства. Государство поддерживает и регулирует рынок, а не подавляет его или полностью «отпускает вожжи». Такая координирующая роль государства и симбиоз рыночной экономики с идеалами социалистического перераспределения постоянно стыкуют промышленное производство, транспорт, энергетику, переработку и социальные расходы и через это «выращивают» внутренний спрос и места приложения капитала.
Опыт СУАР особенно нагляден в сравнении с Казахстаном, где за три десятилетия укоренилась неолиберальная парадигма с её приоритетом дерегуляции, упором на «экономику, основанную на финансах» и доминирующей эпистемологией «самонастраивающегося» рынка. На практике у нас сформировалась модель периферийного развития, которой присущи зависимость от сырьевой ренты, деиндустриализация, финансиализация без «долгих» инвестиций и устойчивое имущественное неравенство.
Помимо всего прочего, модели развития Казахстана и СУАР являют собой примеры того, как в одном случае неолиберальный капитализм загоняет страну на периферию, а в другом «рыночный социализм» вытаскивает регион из маргинального положения в число передовых. Как показывают данные за 2024 год, Казахстан и Синьцзян сопоставимы по номинальному ВВП с небольшим преимуществом у нашей республики: в РК он составляет примерно 288 млрд. долларов, в СУАР – 273 млрд. Но при сохранении таких же темпов роста Казахстан рискует потерять статус «крупнейшей экономики» Центральной Азии. В то время как в СУАР идеология «социализма с китайской спецификой» стала каркасом для индустриализации коридоров, рекомбинации логистики и переработки, а также для приоритета «социалки» и зелёной адаптации, в Казахстане сохраняется ориентация на неолиберальное знание, которое воспроизводит слабые места структуры: рентные стимулы, короткий горизонт капитала и фрагментированную промышленную политику.
Приведу конкретный пример из модного сейчас дискурса «зелёного и цифрового перехода». При всей декларативной приверженности устойчивому развитию отсутствует целостная программа Нового Зелёного Курса (New Green Deal), которая одновременно обеспечивала бы реиндустриализацию (локализацию цепочек, зелёное машиностроение, НИОКР) и экологическую устойчивость (энергоэффективность, ВИЭ, водосбережение), с ясными показателями по занятости, производительности и экспорту сложной продукции. Вместо этого преобладают точечные проекты и регуляторные инициативы без системного связывания «инфраструктура — промышленность — социальный контракт», что усиливает риск «зелёного фасада» без структурной трансформации экономики.
Наконец, важен познавательный выбор элит. На астанинских экономических и профильных форумах годами доминирует набор одних и тех же либеральных рецептов и спикеров, тогда как китайские эксперты и представители альтернативных (гетеродоксальных) школ почти не приглашаются в качестве полноправных участников дискуссии. Это сужает спектр инструментов и фактически консервирует периферийный статус-кво. Сравнение с СУАР показывает: устойчивый прогресс появляется там, где знания и институты подбираются под производительные цели, а не под привычные догмы; где государство выступает архитектором рынков, а не регистратором ренты. Там, где промышленная политика и инфраструктура идут в унисон с социальными вложениями, появляется шанс на перераспределение ренты в пользу человеческого капитала; там, где ставка делается на «самоорганизацию» рынков и фискальный максимализм, растут риски поляризации и деиндустриализации.
Для Казахстана и соседних с ним стран центральный вопрос прост: как превратить «коридорное» положение в индустриальное преимущество, избежав ловушки рентного посредничества? Синьцзянский опыт подсказывает три практичных урока. Во-первых, увязка коридоров с кластерами: локализация комплектующих, «первичный» рынок госзакупок для МСБ – всё это может развернуть транзит в сторону переработки. Во-вторых, социальные амортизаторы как часть промышленной стратегии: здоровье, образование, квалификация — это не «бремя соцрасходов», а мультипликатор эффективности капитала. В-третьих, зелёная инфраструктура как экономический актив: лесомелиорация и водосбережение – не только про экологию, но и про снижение издержек.
Юбилей СУАР – это не только праздничные салюты и официальные визиты. Это удобная точка, чтобы посмотреть на сорокалетнюю динамику региона, где государство выступило в роли архитектора «коридорной индустриализации» и массовых социальных вложений, и сопоставить её с траекториями экономик, полагавшихся преимущественно на саморегуляцию и внешние рынки. Цифры ВРП, состояние инфраструктуры, качество человеческого капитала и масштабы «зелёных» проектов дают основания говорить, что Синьцзян сегодня — один из ярких примеров китайской модели «социализма с национальной спецификой», в которой экономическая география и социальная политика сложились в один проект.
Применительно к нашим дискуссиям в Центральной Азии это повод не копировать готовые решения, а внимательнее проектировать собственные: там, где государство умеет выступать не казначеем ренты, а координатором развития, у периферии появляется шанс стать центром.
Похожие статьи
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
КТЖ: инвестиции в обмен на… лукавство
4.03.2025, автор Асем Избасарова.
Национальный фонд РК: модель управления им нужно менять. Но как?
17.12.2024, автор Spik.kz.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.
Расцвет соседнего Синьцзяна – благо или угроза для Казахстана?
1.11.2024, автор Сауле Исабаева.