24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Школы Казахстана берут количеством учителей, но не их качеством…

Сегодня, 09:16, автор Жандос Асылбеков.
RU
KZ
EN
Ровно шесть десятилетий назад, в 1965-м, в Советском Союзе, а значит, и в Казахской ССР впервые отметили День учителя. В течение многих лет он приходился на первое воскресенье октября. С 1994-го профессиональный праздник педагогов включили и в международный календарь, причем под него отвели 5 октября. А пару лет назад Казахстан в лице правительства РК принял решение синхронизировать свой День учителя со Всемирным днем учителей. Таким образом, послезавтра у нас будет повод поздравить сотни тысяч представителей профессии, играющей ключевую роль в формировании человеческого капитала страны.
До прошлого года эта дата отмечалась одновременно всеми, кто трудится в системе образования. А таких в нашей стране, согласно официальной статистике, насчитывается около 1,2 миллиона, что составляет 13 процентов от суммарной численности экономически активного населения, – это больше, чем всех работников добывающей и обрабатывающей промышленности, вместе взятых (около 910 тысяч), аграриев (немногим более одного миллиона), строителей (665 тысяч)… Разумеется, цифра в 1,2 миллиона включает в себя не только собственно воспитателей, учителей и преподавателей, но также руководящий состав, вспомогательный и обслуживающий персонал.
В прошлом году в Казахстане учредили День работников высшего образования, в нынешнем – День работников технического и профессионального образования: под них выделили соответственно 1 и 2 октября. Кроме того, стали отмечать, пока неофициально, День воспитателей и работников дошкольного образования (27 сентября). Словом, всё идет к тому, что День учителя будет относиться только к занимающимся с детьми в школьных учреждениях.
Сейчас в них трудятся 406,6 тысячи педагогов. Но «педагог» - понятие широкое: сюда входят не только те, кто непосредственно ведет уроки, но и руководители (директора, их заместители), психологи, вожатые… Собственно же учителей в казахстанских школах в 2024/25 учебном году, согласно официальной статистике, насчитывалось около 353-х тысяч, из которых 348,5 тысячи работали в общеобразовательных учреждениях, подведомственных местным исполнительных органам (остальные 4,5 тысячи – в НИШ, в школах, имеющих республиканский статус, находящихся в ведении Минкультуры, Минспорта и т.д.).
Много это или мало? Как известно, всё познаётся в сравнении.
Теперь посмотрим на ситуацию в некоторых других постсоветских государствах. Например, в соседней России в том же 2024/2025 учебном году 1.069 тысяч учителей вели уроки для почти 18 миллионов школьников. Соотношение 1 к 16,8, тогда как в современном Казахстане данный показатель равен, напомним, 10,2. Примерно такая же разница у нас с Беларусью. В обеих странах – наших партнерах по ЕАЭС – жалуются на острую нехватку специалистов. Скажем, в школах РФ штаты заполнены лишь на две трети: с детьми занимаются 1.069 тысяч преподавателей вместо требуемых1.636 тысяч. Среднестатистический российский учитель работает на 1,45 ставки (одна ставка предполагает 18 часов классных занятий в неделю).
Что касается размера оплаты труда, то в РФ, в отличие от Казахстана, существует огромный разброс между разными территориями, связанный с тем, что в каждом субъекте федерации доходы представителей этой профессии «привязаны» к финансовым возможностям конкретной республики или региона: в Москве, Ямало-Ненецком, Чукотском автономном округах они в три-четыре раза выше, чем, например, в Чечне, Костромской или Тамбовской областях. Но если говорить об усредненной цифре, то в прошлом году, по данным Министерства просвещения РФ, она составила 71,4 тысячи рублей в месяц. То есть работа на одну 18-часовую ставку оценивалась в 49,2 тысячи рублей (71,4:1,45), или в 325 тысяч тенге в переводе на казахстанскую валюту по нынешнему курсу.
В нашей же стране, как сообщил уже Минпрос РК, в 2024-м средняя зарплата учителя, работавшего на одну ставку, которая в Казахстане предполагает меньше трудозатрат, чем в РФ (16 часов в неделю против российских 18), составила 352 тысячи тенге в городе и 435 тысяч тенге в сельской местности.
Обратимся к данным Международной программы оценки образовательных достижений учащихся (PISA), которая охватывает 15-летних подростков. В 2018-м юные казахстанцы набрали по трем основным видам грамотности (читательской, математической и естественно-научной) в среднем на 65-98 баллов меньше, чем российские. А наше отставание, например, от Татарстана, где учителя получают более скромные, чем в целом по РФ, зарплаты и где испытывают их острый дефицит, было поменьше, но тоже весьма значительным – в диапазоне 52-76 баллов. Примерно столько же мы проиграли белорусам. Между тем, организаторы PISA приравнивают разницу в 30 баллов к одному году школьного обучения.
К сожалению, мы лишены возможности сравнить показатели 2022-го, когда было проведено последнее на сегодня исследование PISA, поскольку Россия и Беларусь в силу известных обстоятельств военно-политического свойства не были им охвачены. Учащиеся же из Казахстана почти повторили результаты своих предшественников, участвовавших в тестировании 2018-го, в читательской и математической грамотности, но прибавили 26 баллов в естественно-научной. Впрочем, даже с учетом последнего обстоятельства они очень много недобрали до цифр, достигнутых юными россиянами и белорусами в ходе предыдущих исследований.
Лидером же школьного образования на постсоветском пространстве вот уже много лет является Эстония. По итогам PISA-2022 она набрала в трех видах грамотности от 510 до 526 баллов, заняв в каждом из них 6-7 места среди всех стран, охваченных тестированием, возглавив европейский рейтинг и уступив только восточноазиатским (показатели Казахстана были значительно ниже – от 386 до 425). В этой прибалтийской республике работают 16,9 тысячи учителей при численности учащихся в 165 тысяч. То есть соотношение примерно такое же, как в нашей стране, – 1 к 9,8. Но в отличие от нас, эстонцы сполна использовали те возможности, которые дало снижение нагрузки на школьных преподавателей.
Сравнительный анализ показывает, что сегодня в Казахстане учителей более чем достаточно. Профессия является довольно престижной, что объясняется в том числе неплохими, по меркам нашей страны, зарплатами. Доказательствами этой относительной престижности могут служить ежегодный большой конкурс на государственные образовательные гранты, выделяемые будущим учителям, довольно высокие проходные баллы на педагогические факультеты, а также значительное количество обучающихся на них. Последние сегодня составляют почти треть от общего числа студентов казахстанских вузов, каждый год 49-50 тысяч выпускников университетов получают соответствующие дипломы о высшем образовании.
Вывод из всего сказанного очевиден: от количественного роста учительских кадров пора переходить к качественному…
До прошлого года эта дата отмечалась одновременно всеми, кто трудится в системе образования. А таких в нашей стране, согласно официальной статистике, насчитывается около 1,2 миллиона, что составляет 13 процентов от суммарной численности экономически активного населения, – это больше, чем всех работников добывающей и обрабатывающей промышленности, вместе взятых (около 910 тысяч), аграриев (немногим более одного миллиона), строителей (665 тысяч)… Разумеется, цифра в 1,2 миллиона включает в себя не только собственно воспитателей, учителей и преподавателей, но также руководящий состав, вспомогательный и обслуживающий персонал.
В прошлом году в Казахстане учредили День работников высшего образования, в нынешнем – День работников технического и профессионального образования: под них выделили соответственно 1 и 2 октября. Кроме того, стали отмечать, пока неофициально, День воспитателей и работников дошкольного образования (27 сентября). Словом, всё идет к тому, что День учителя будет относиться только к занимающимся с детьми в школьных учреждениях.
Сейчас в них трудятся 406,6 тысячи педагогов. Но «педагог» - понятие широкое: сюда входят не только те, кто непосредственно ведет уроки, но и руководители (директора, их заместители), психологи, вожатые… Собственно же учителей в казахстанских школах в 2024/25 учебном году, согласно официальной статистике, насчитывалось около 353-х тысяч, из которых 348,5 тысячи работали в общеобразовательных учреждениях, подведомственных местным исполнительных органам (остальные 4,5 тысячи – в НИШ, в школах, имеющих республиканский статус, находящихся в ведении Минкультуры, Минспорта и т.д.).
Много это или мало? Как известно, всё познаётся в сравнении.
В прошлом учебном году у упомянутых 348,5 тысячи учителей получали знания 3 миллиона 545 тысяч детей. То есть соотношение составило 1 к 10,2. А теперь вспомним поздний советский период. Незадолго до распада СССР, в 1989-м, в школах нашей республики трудились 217 тысяч человек, включая их директоров и завучей, которые обычно тоже преподавали учебные дисциплины. Это при том, что учащийся контингент тогда в количественном отношении (3 миллиона 117 тысяч) мало уступал сегодняшнему. Значит, соотношение учителей и учеников было 1 к 14,4 – среднестатистическая нагрузка на педагогов почти в полтора раза превышала нынешнюю.
Теперь посмотрим на ситуацию в некоторых других постсоветских государствах. Например, в соседней России в том же 2024/2025 учебном году 1.069 тысяч учителей вели уроки для почти 18 миллионов школьников. Соотношение 1 к 16,8, тогда как в современном Казахстане данный показатель равен, напомним, 10,2. Примерно такая же разница у нас с Беларусью. В обеих странах – наших партнерах по ЕАЭС – жалуются на острую нехватку специалистов. Скажем, в школах РФ штаты заполнены лишь на две трети: с детьми занимаются 1.069 тысяч преподавателей вместо требуемых1.636 тысяч. Среднестатистический российский учитель работает на 1,45 ставки (одна ставка предполагает 18 часов классных занятий в неделю).
Что касается размера оплаты труда, то в РФ, в отличие от Казахстана, существует огромный разброс между разными территориями, связанный с тем, что в каждом субъекте федерации доходы представителей этой профессии «привязаны» к финансовым возможностям конкретной республики или региона: в Москве, Ямало-Ненецком, Чукотском автономном округах они в три-четыре раза выше, чем, например, в Чечне, Костромской или Тамбовской областях. Но если говорить об усредненной цифре, то в прошлом году, по данным Министерства просвещения РФ, она составила 71,4 тысячи рублей в месяц. То есть работа на одну 18-часовую ставку оценивалась в 49,2 тысячи рублей (71,4:1,45), или в 325 тысяч тенге в переводе на казахстанскую валюту по нынешнему курсу.
В нашей же стране, как сообщил уже Минпрос РК, в 2024-м средняя зарплата учителя, работавшего на одну ставку, которая в Казахстане предполагает меньше трудозатрат, чем в РФ (16 часов в неделю против российских 18), составила 352 тысячи тенге в городе и 435 тысяч тенге в сельской местности.
Таким образом, с точки зрения и кадровой обеспеченности, и материального стимулирования труда казахстанские школы, их учительский корпус выглядят более благополучными. Соответственно качество преподавания в них, по идее, должно быть выше, чем в России. Но что мы видим в действительности?
Обратимся к данным Международной программы оценки образовательных достижений учащихся (PISA), которая охватывает 15-летних подростков. В 2018-м юные казахстанцы набрали по трем основным видам грамотности (читательской, математической и естественно-научной) в среднем на 65-98 баллов меньше, чем российские. А наше отставание, например, от Татарстана, где учителя получают более скромные, чем в целом по РФ, зарплаты и где испытывают их острый дефицит, было поменьше, но тоже весьма значительным – в диапазоне 52-76 баллов. Примерно столько же мы проиграли белорусам. Между тем, организаторы PISA приравнивают разницу в 30 баллов к одному году школьного обучения.
К сожалению, мы лишены возможности сравнить показатели 2022-го, когда было проведено последнее на сегодня исследование PISA, поскольку Россия и Беларусь в силу известных обстоятельств военно-политического свойства не были им охвачены. Учащиеся же из Казахстана почти повторили результаты своих предшественников, участвовавших в тестировании 2018-го, в читательской и математической грамотности, но прибавили 26 баллов в естественно-научной. Впрочем, даже с учетом последнего обстоятельства они очень много недобрали до цифр, достигнутых юными россиянами и белорусами в ходе предыдущих исследований.
Лидером же школьного образования на постсоветском пространстве вот уже много лет является Эстония. По итогам PISA-2022 она набрала в трех видах грамотности от 510 до 526 баллов, заняв в каждом из них 6-7 места среди всех стран, охваченных тестированием, возглавив европейский рейтинг и уступив только восточноазиатским (показатели Казахстана были значительно ниже – от 386 до 425). В этой прибалтийской республике работают 16,9 тысячи учителей при численности учащихся в 165 тысяч. То есть соотношение примерно такое же, как в нашей стране, – 1 к 9,8. Но в отличие от нас, эстонцы сполна использовали те возможности, которые дало снижение нагрузки на школьных преподавателей.
Сравнительный анализ показывает, что сегодня в Казахстане учителей более чем достаточно. Профессия является довольно престижной, что объясняется в том числе неплохими, по меркам нашей страны, зарплатами. Доказательствами этой относительной престижности могут служить ежегодный большой конкурс на государственные образовательные гранты, выделяемые будущим учителям, довольно высокие проходные баллы на педагогические факультеты, а также значительное количество обучающихся на них. Последние сегодня составляют почти треть от общего числа студентов казахстанских вузов, каждый год 49-50 тысяч выпускников университетов получают соответствующие дипломы о высшем образовании.
Если так будет продолжаться и дальше, то государство может столкнуться с «кризисом перепроизводства» учителей. Особенно это касается тех, кого университеты готовят для работы в казахских классах (русскоязычная молодежь идет в эту профессию не столь охотно). А, скажем, преподавателей физкультуры в общеобразовательных учреждениях нашей страны насчитывается уже 29 тысяч (даже учителей математики не так много), и средняя нагрузка на них сегодня более чем в два раза ниже, чем в той же РФ. При этом вряд ли можно сказать, что у нас уроки в спортзалах и на спортплощадках организованы лучше, а дети физически крепче, чем в России.
Вывод из всего сказанного очевиден: от количественного роста учительских кадров пора переходить к качественному…
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.