АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Аральское море и влажные фантазии чиновников с депутатами

Аральское море и влажные фантазии чиновников с депутатами

Сегодня, 09:08, автор Женис Байхожа.

RU KZ EN
Месяц назад на Spik.kz была опубликована статья «Заполнение Северного Арала – сказка, придуманная водным министерством РК». Речь в ней шла о том, что профильное ведомство, приплюсовав двухлетний «приход», то есть речной приток в водоем, либо забыло, либо сознательно не посчитало «расход» - испарение влаги с его поверхности. И если взять во внимание эти естественные потери, то получится, что Северное Аральское море (САМ) не заполняется, а, напротив, продолжает мелеть.

Вернуться к данной теме нас заставило даже не отсутствие реакции со стороны Министерства водных ресурсов на нашу публикацию, а то, что утверждение о якобы наметившемся подъеме уровня САМ сегодня активно используется как аргумент в пользу необходимости наращивания Кокаральской плотины, отделяющей водоем от основной – высохшей – части Арала.

На том же заседании правительства, где министр Нуржан Нуржигитов рапортовал об увеличении объема воды в САМ, он также сообщил, что прорабатывается ТЭО проекта, предусматривающего повышение его отметки на 2 метра, то есть с нынешних 42-х до 44-х, согласно балтийской системе высот. В случае реализации этого варианта чаша водоема сможет вместить в себя, по оценкам самого ведомства, порядка 34-х миллиардов кубометров – на 7 миллиардов больше, чем сейчас.

Еще дальше пошли некоторые депутаты парламента из Кызылординской области. Например, мажилисмен Мурат Абенов, впечатлившись объемами поступления воды, «нарисованными» министерством, заявил: «…наполнение идет со значительным опережением, и уже к 2027 году мы можем столкнуться с проблемой “переполнения” водоёма и будем вынуждены снова сливать сэкономленную аграриями воду в Мёртвое море. Поэтому ...необходимо создать условия для приёма большого объёма воды в Северное Аральское море». После чего раскритиковал планы поднять уровень САМ «лишь» на два метра и призвал «построить более высокую и надёжную дамбу» с доведением отметки до 48 метров. Чтобы было понятно, на чем настаивает депутат: при таком варианте вместимость чаши САМ может достичь почти 50 миллиардов кубометров – это едва ли не вдвое больше нынешней.

Но эти влажные (в смысле водные) фантазии не выдерживают испытания реальностью. Она же, реальность, обязывает тысячу раз всё пересчитать, перепроверить и взвесить, прежде чем браться за реализацию столь дорогостоящего проекта – три года назад его предварительная стоимость оценивалась в 190 миллионов долларов (по нынешнему курсу порядка 100 миллиардов тенге), а сегодня она наверняка еще выше. В первую очередь, следует ответить на вопрос: какова вероятность того, что САМ будет получать достаточно воды для заполнения проектируемого объема чаши? И если опираться на официальную статистику, на динамику изменения речного притока за последние два десятилетия, то ответ будет неутешительный: такой сценарий вряд ли возможен.


Научно-информационный центр Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (НИЦ МКВК), входящей в структуру Международного фонда спасения Арала, регулярно, два раза в год, публикует аналитические отчеты по бассейнам обеих главных рек Центральной Азии. В них содержатся сведения в том числе о притоке в дельту Сырдарьи в вегетационные (начало апреля – конец сентября) и межвегетационные (начало октября – конец марта) периоды.

Приток воды по Сырдарье в Северное Аральское море за последние 20 лет (миллионы кубометров)
Аральское море и влажные фантазии чиновников с депутатами

Что касается других факторов, влияющих на объем воды в САМ, то, как показывают многолетние наблюдения, которые велись с начала прошлого века, количество осадков и уровень испарения составляют в среднем соответственно 132 и 959 миллионов кубометров в расчете на каждую тысячу квадратных километров водной поверхности ежегодно. Эти цифры и возьмем за основу. Также будем иметь в виду площадь ныне существующего водоема – 3,3 тысячи квадратных километров при полном его заполнении. Соответственно ежегодное количество осадков должно быть в районе 440 миллионов, а ежегодный объем испарения – около 3,2 миллиарда «кубов».

Из таблицы видно, что в период с октября 2005-го (строительство плотины завершилось двумя месяцами ранее, а августе) по октябрь 2018-го не было ни одного года, когда приток в САМ оказался меньше объема испарения: даже во время маловодных циклов «приход» превышал «расход». В целом за эти тринадцать лет в Северный Арал с учетом выпавших осадков поступило 79 269 (73 549 + 5 720) миллионов кубометров. В среднем за каждый год получается 6 098 миллионов, или около 6,1 миллиарда «кубов» - это почти вдвое больше, чем должно было ежегодно испаряться. При таком соотношении неудивительно, что постоянно образовывались излишки воды, которые сбрасывались через плотину в сторону высохшей части Арала.

Но после 2018-го ситуация кардинально изменилась. Теперь, напротив, не было ни одного года, когда «приход» хотя бы приблизился к «расходу», а зачастую первый оказывался в разы меньше. За пять лет, с октября 2018-го по октябрь 2023-го, суммарное поступление в САМ составило 9,5 миллиарда (в том числе 7,3 – речной приток, около 2,2 – осадки), или в среднем 1,9 миллиарда за год. А это лишь 58 процентов от объема испарения. Очевидно, что водоем стал мелеть, потеряв за этот пятилетний цикл около 7 миллиардов кубометров из 27 накопленных. Как следствие, повысился уровень солености воды, что негативно сказалось на состоянии рыбных запасов.

Якобы наполнение Северного Арала, о котором раструбило профильное министерство, пришлось на период с октября 2023-го по октябрь 2025-го, когда после маловодного цикла наступил относительно благополучный. За эти два года, по данным ведомства, в САМ по Сырдарье было направлено 5 миллиардов кубометров. Прибавим 0,9 миллиарда, которые должны были выпасть в виде осадков, но в сумме все равно получится меньше, чем объем испарения, даже если считать последний по минимуму с учетом сократившейся из-за обмеления площади зеркала, – 5,9 против 6,2 за двухлетний срок. Иными словами, спустя два года после завершения маловодного периода тенденция к увеличению объема воды в САМ отсутствует.


О чем это может говорить? О том, что водный баланс в бассейне Сырдарьи существенным образом изменился – и изменился явно не в пользу Северного Аральского моря.

Теперь о том, что нас ждет в обозримой перспективе. Месяц назад на заседании кыргызского Жогорку Кенеша один из депутатов поинтересовался у вице-министра энергетики Эмилбека Ысманова, сколько воды накоплено в Токтогульском водохранилище, от которого в решающей степени зависят как режим стока Сырдарьи, так и объемы выработки электроэнергии на ГЭС. Тот сначала ответил, что такая информация отныне является закрытой, но потом всё же сообщил, что в Токтогуле собрано на 1,6 миллиарда кубометров меньше, чем имелось по состоянию на аналогичный период прошлого года (тогда было 12,4 миллиарда). В Шардаринском водохранилище, которое должно аккумулировать воду, поступающую на территорию Казахстана, сейчас имеется 0,5 миллиарда при вместимости в 4,2 миллиарда. Всё это может означать, что в следующем году с водой будет сложнее, чем в нынешнем.

Вряд ли станет лучше и в дальнейшем, особенно если взять во внимание строительство в Афганистане канала Кош-тепа, по которому планируют забирать из Амударьи до 10 миллиардов кубометров ежегодно. В такой ситуации Узбекистан с его постоянно увеличивающимся сельским населением может попытаться восполнить “недостачу” за счет Сырдарьи и с этой целью инициировать пересмотр ранее заключенных межгосударственных соглашений. Тем более что, как все мы убедились, международное право сегодня сплошь и рядом подвергается ревизии.

С учетом всех этих обстоятельств объявленное нашим Министерством водных ресурсов наращивание Кокаральской плотины, скорее всего, окажется бессмысленной затеей: дополнительную емкость САМ нечем будет заполнять. Даже просто поддержание уровня Северного Арала на нынешней отметке выглядит весьма проблематичным. К слову, для увеличения объема чаши водоема плотину придется не только поднимать, но и удлинять – с нынешних 13 километров до, как минимум, 17-18, иначе при гипотетическом повышении уровня САМ вода будет обходить это сооружение и стекать в сторону высохшей части моря.


Кроме того, площадь водоема (опять же при гипотетическом сценарии повышения его горизонта до отметки 44 метра) расширится, по оценкам проектировщиков, с 3,3 до 3,9 тысячи квадратных километров, что повлечет за собой и увеличение объема испарения – как минимум, на 0,6 миллиарда “кубов” ежегодно. Почему как минимум? Потому что прирост акватории произойдет за счет мелководных и соответственно быстро прогреваемых участков, где процесс улетучивания влаги происходит интенсивнее. И эти дополнительные потери воды тоже надо как-то покрывать (осадки компенсируют лишь 1/7 их часть).

Конечно, какие-то резервы можно изыскать за счет кардинального сокращения посевов риса и хлопка, а также повышения КПД оросительных сетей. Но первое станет крайне болезненным шагом, чреватым негативными экономическими и социальными последствиями для и без того в общем-то депрессивных Кызылординской и Туркестанской областей с их быстро растущим населением, а второе потребует огромных инвестиций в реконструкцию мелиоративных систем.

Как считают некоторые специалисты, наиболее оптимальным – с точки зрения и стоимости работ, и складывающегося в Центральной Азии (постсоветские страны плюс Афганистан) водного баланса – вариантом выглядит сохранение Кокаральской плотины на нынешней отметке, но с ее усилением и внесением некоторых изменений в конструкцию. Имеется в виду, прежде всего, перенос водосбросного сооружения с восточной части плотины на западную, то есть подальше от места впадения Сырдарьи. Это позволит существенно улучшить проточность воды в САМ.

Кроме того, прежде чем затевать какое-то строительство, следовало бы тщательно исследовать нынешнее состояние Северного Аральского моря. В нынешнем своем виде оно существуют уже два десятилетия, и за это время в нем могли произойти значительные изменения, связанные с заилением дна, изменением глубин, перепадом уровня солености воды на разных его участках и т.д. Сегодня же складывается ощущение, что проектировщики оперируют теми параметрами, которые были заложены двадцать лет назад.

Детальное обследование САМ и серьезная исследовательски-аналитическая работа с целью получения объективных прогнозных данных относительно того, каким будет водный баланс хотя бы в ближайшие десятилетия, – вот чем нужно заняться в первую очередь. А уже затем решать, что делать с плотиной и Северным Аральским морем…


Наконец, последний вопрос: а какова здесь роль Международного фонда спасения Арала? Ведь само название этой организации плюс возложенная на нее миссия координировать водохозяйственную политику в Центральной Азии обязывают исполком МФСА и его исполнительную дирекцию в Казахстане принимать самое деятельное участие в решении вопросов, связанных с САМ, не отдавая всё на откуп Министерству водных ресурсов. Тем более что с начала 2024-го наша страна председательствует в МФСА, а наш представитель возглавляет его исполком.

Однако за прошедшие год и девять месяцев мы не увидели никаких попыток со стороны структур фонда хоть как-то повлиять на ситуацию, да и вообще никакой реальной работы, кроме проведения встреч и семинаров. Похоже, они заняли позицию бесстрастного стороннего наблюдателя…

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли расширять Малый Арал и где взять для него воду?
18.12.2024, автор Женис Байхожа.
Заполнение Северного Арала – сказка, придуманная водным министерством РК
19.09.2025, автор Женис Байхожа.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Аральское море и влажные фантазии чиновников с депутатами