24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли расширять Малый Арал и где взять для него воду?
Сегодня, 06:14, автор Женис Байхожа.
RU
KZ
EN
Министерство водных ресурсов и ирригации РК бодро рапортует о том, что Северное Аральское море (САМ) снова заполняется, и теперь намерено приступить к реализации весьма дорогостоящего проекта его расширения. Общественные слушания по этому поводу ведомство обещало провести в декабре, но, похоже, перенесло на начало следующего года. О том, насколько оправдан оптимизм чиновников, что ждёт САМ в обозримом будущем, где взять для него воду и как прошёл первый год председательства Казахстана в Международном фонде спасения Арала, мы беседуем с ветераном водного хозяйства Даулетияром Баялимовым.
- Начнём с состояния Северного Аральского моря. Весной прошлого года СМИ со ссылкой на данные Арало-Сырдарьинской бассейновой инспекции сообщили, что объём воды в нём за период с октября 2022-го по март 2023-го увеличился с 18,5 до 19,7 миллиарда кубометров. А полмесяца назад на сайте Министерства водных ресурсов была размещена информация, из которой следует, что в сегодня в САМ собрано уже 22 миллиарда «кубов». За этим сообщением читается, что такими темпами мы через пару лет заполним его «под завязку», то есть до максимально возможного объема 27 миллиардов.
- Всю эту статистику я не могу назвать иначе чем лукавой. Давайте посчитаем. Вот вы привели цифру на март 2023-го – 19,7 миллиарда. Затем вплоть до октября приток в САМ, или, как еще его называют, Малый Арал был мизерный, поскольку вся вода уходила на орошение, её даже на экологические попуски не оставалось. Что-то поступило в море в последние три месяца прошлого года. А за весь 2024-й, как говорится на сайте министерства, в него направили 2 миллиарда. В сумме вроде бы набираются 22 миллиарда. Но ведь надо учитывать не только приход, но и расход – в нашем случае это потери воды из-за испарения и фильтрации, которые применительно к площади САМ оцениваются, как минимум, в 3 миллиарда кубометров ежегодно. За рассматриваемые полтора года, которые вобрали в себя два жарких летних цикла, это будет не меньше 4,5 миллиарда. И если включить в расчеты эту цифру, то получится, что, наоборот, водоём продолжает мелеть.
И потом, нужно иметь в виду, что 2023-й и 2024-й были благоприятными с точки зрения количества речного стока. А все мы знаем, что многоводные циклы обязательно сменяются маловодными – и эти перепады могут быть значительными. Вспомните, как вскоре после создания Малого Арала удалось за пять лет довести объём воды в нем до 27 миллиардов кубометров (её излишки даже приходилось сбрасывать в сторону высохшей части моря). И вспомните, как после 2017-го тоже всего за пять лет объём воды уменьшился почти на треть – до 18 миллиардов, что привело к повышению её солёности и соответственно к существенному, почти наполовину, сокращению улова рыбы. Перерабатывающие заводы и цеха остались без сырья, а люди, особенно жители прибрежных сел, – без работы и доходов.
- Может, оптимистичные заявления руководителей министерства продиктованы стремлением обосновать необходимость реализации проекта расширения САМ и выбить под него финансирование? Дескать, приток в Малый Арал растет, и воды хватит на то, чтобы создать более крупный водоем…
- Возможно, такие мотивы тоже присутствуют. У нас вообще любят затевать грандиозные стройки, поскольку за ними стоят большие деньги. При этом не просчитываются все возможные последствия. Например, в последнее время много говорят о планах, связанных со строительством водохранилищ. Но ведь это равносильно тому, как разлить воду из ведра по нескольким блюдцам – из-за значительного увеличения суммарной площади поверхности резко возрастут потери воды вследствие испарения и фильтрации. А Казахстан и без того является вододефицитной страной.
Наверное, в каких-то отдельных случаях и надо строить водохранилища – точнее, не водохранилища, а бассейны сезонного регулирования. Например, чтобы в случае паводков, весенних разливов собирать в них воду, которую затем можно будет направить на орошение полей, обводнение пастбищ… Однако увлекаться этим не стоит.
- Проект расширения Малого Арала вы тоже относите к таковым?
- Вы хорошо знаете, что уже полтора десятка лет ведутся дискуссии по поводу того, какой вариант расширения лучше – одноуровневый или двухуровневый. Никто никого так и не переубедил. Но теперь профильное министерство, судя по всему, решило строить двухуровневый САМ, вопреки мнению жителей побережья Арала, которые выступают за одноуровневый (поскольку он предпочтительнее с точки зрения развития рыбного хозяйства) и интересы которых, по идее, должны учитываться в первую очередь.
На такой вывод наталкивает ответ вице-премьера правительства РК Каната Бозумбаева на депутатский запрос мажилисмена от Кызылординской области Мархабата Жайымбетова – скорее всего, этот ответ готовили в водном министерстве. А в ноябрьском бюллетене Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК, входит в структуру Международного фонда спасения Арала) наверняка не без подачи нашей стороны написано: «На годы председательства Казахстана в МФСА запланирована реализация проекта «Региональное развитие и восстановление северной части Аральского моря», окончательная цель которого - заполнение залива Сарышыганак так, чтобы море дошло до самого Аральска». А это как раз двухуровневая схема.
- Что вы имеете в виду?
- Я уже говорил, что никто не знает, каково сейчас состояние водоёма, как оно изменилось за два десятилетия. Те данные, которыми оперировали и положили в основу ТЭО его разработчики, либо устаревшие, либо взяты из сомнительных источников. Нужно было самым серьезным и детальным образом обследовать водоём, чтобы достоверно определить, каковы глубины и изобаты в разных его частях, какова минерализация воды на тех или иных участках (а она имеет большой разброс), какие там объёмы воды и уровень испарения, каковы истинные рыбные запасы и т.д. Следовало составить водный баланс хотя бы на ближайшие 10-15 лет, смоделировать, какой приток по Сырдарье необходим при том или ином варианте расширения, при тех или иных уровнях водоёма.
Кроме того, мы, специалисты-водники, не раз настоятельно просили сделать и установить на всеобщее обозрение макеты Северного Аральского моря (включая дельту и озёрные системы), на которых было бы наглядно видно, что будет представлять собой вся эта водная система в динамике при условии реализации той или иной схемы. Но в ответ – тишина, и сегодня приходится делать лишь умозрительные предположения и строить догадки.
- Так какой вариант всё-таки предпочтительнее?
- Я уже говорил про два дефицита – бюджетный и водный. Относительно первого распространяться не стану, а про второй выскажусь. За достаточно многоводный 2024-й год Арал, если верить чиновникам из профильного министерства, получил два миллиарда кубометров. Но это меньше, чем тратится на испарение. А что будет в маловодные годы, которые неминуемо наступят? К тому же население Центральной Азии, особенно в сельской местности, продолжает быстро расти, ему нужно дать работу, накормить, а значит, потребуется больше воды на орошение. Плюс на нее все активнее претендует Афганистан, где проживает столько же людей, сколько в Узбекистане и Таджикистане вместе взятых.
На мой взгляд, лучше и гораздо дешевле ограничиться реконструкцией существующей Кокаральской плотины (плюс перенести водосбросное сооружение в ее западную часть) и приведением в порядок уже имеющегося водоема, а также изучить возможности повышения его рыбной продуктивности. Здесь нужно исходить, прежде всего, из социально-экономических потребностей местного населения. Кстати, не могу не сказать о пассивной позиции, которую занимает в данном вопросе Минсельхоз, отвечающий в том числе за рыбную отрасль.
Полагаю, что при прогнозировании будущих объёмов поступления воды на нашу территорию, в том числе в Малый Арал, нужно руководствоваться принципом «надейся на лучшее, но готовься к худшему».
- Что означает «готовиться к худшему» в данном случае?
- В ноябре в Ташкенте под эгидой узбекского Минводхоза и научно-информационного центра (НИЦ) МКВК прошла очень представительная научно-практическая конференция «Вода в Центральной Азии: будущее – в сотрудничестве». Главный вывод, к которому пришли ее участники (среди них был и ваш покорный слуга), звучит так: «Единственное решение проблемы дефицита воды в регионе – ее рациональное и бережное использование». И именно на это, в первую очередь, должно быть нацелено сотрудничество стран ЦА.
Особенностью конференции стало то, что на ней присутствовали водники, представляющие три поколения. Старшее – это «аксакалы» отрасли: 90-летний Нариман Кипшакбаев, 80-летний Рим Гиниятуллин (юбилеям бывших многолетних министров двух стран, Казахстана и Узбекистана, а также 90-летию знаменитого учёного-водника Виктора Духовного, который долгие годы руководил НИЦ МКВК и скончался три года назад, и был посвящен этот форум), 94-летний Исмаил Джурабеков, тоже много лет возглавлявший водное хозяйство, а сегодня являющийся советником главы Минводхоза. Среднее – нынешние министры и другие лица, принимающие решения. Младшее – молодые специалисты. И речь шла о необходимости преемственности поколений, о том, чтобы опыт сотрудничества, накопленный в водной сфере, получил не только продолжение, но и развитие.
Как мне думается, гораздо более активную роль в налаживании такого сотрудничества, в поиске общих подходов к решению проблем, связанных с управлением водными ресурсами, рациональным водопользованием в Центральной Азии, должен играть Международный фонд спасения Арала. Через несколько дней исполнится год, как председательство в нем перешло к Казахстану. Но что сделано за этот период? К сожалению, какой-то конкретной работы не видно.
Например, какие шаги предприняты для того, чтобы вернуть к полноценному членству в МФСА Кыргызстан, который по-прежнему держит свои отношения с ним в «замороженном» состоянии, не участвует в его мероприятиях, проигнорировал недавнее заседание МКВК? А ведь без этой страны, играющей ключевую роль в бассейне Сырдарьи, невозможно решать вопросы, касающиеся стока по этой реке и соответственно водообеспечения Северного Аральского моря…
Образованное в сентябре прошлого года Министерство водных ресурсов и ирригации после некоторой «заминки на старте» постепенно выходит на правильную траекторию, что не может не обнадеживать. В то же время хотелось бы, чтобы в ведомстве при принятии тех или иных решений исходили сугубо из государственных интересов, не шли на поводу у разного рода лоббистов, чаще прислушивались к научно-экспертному сообществу, смотрели не только в завтрашний, но и в послезавтрашний день…
- Начнём с состояния Северного Аральского моря. Весной прошлого года СМИ со ссылкой на данные Арало-Сырдарьинской бассейновой инспекции сообщили, что объём воды в нём за период с октября 2022-го по март 2023-го увеличился с 18,5 до 19,7 миллиарда кубометров. А полмесяца назад на сайте Министерства водных ресурсов была размещена информация, из которой следует, что в сегодня в САМ собрано уже 22 миллиарда «кубов». За этим сообщением читается, что такими темпами мы через пару лет заполним его «под завязку», то есть до максимально возможного объема 27 миллиардов.
- Всю эту статистику я не могу назвать иначе чем лукавой. Давайте посчитаем. Вот вы привели цифру на март 2023-го – 19,7 миллиарда. Затем вплоть до октября приток в САМ, или, как еще его называют, Малый Арал был мизерный, поскольку вся вода уходила на орошение, её даже на экологические попуски не оставалось. Что-то поступило в море в последние три месяца прошлого года. А за весь 2024-й, как говорится на сайте министерства, в него направили 2 миллиарда. В сумме вроде бы набираются 22 миллиарда. Но ведь надо учитывать не только приход, но и расход – в нашем случае это потери воды из-за испарения и фильтрации, которые применительно к площади САМ оцениваются, как минимум, в 3 миллиарда кубометров ежегодно. За рассматриваемые полтора года, которые вобрали в себя два жарких летних цикла, это будет не меньше 4,5 миллиарда. И если включить в расчеты эту цифру, то получится, что, наоборот, водоём продолжает мелеть.
На самом деле никто точно не знает, сколько воды сегодня имеется в САМ. Как никто не знает и его реальное нынешнее состояние – ведь почти за два десятилетия, прошедшие со времени создания Северного Аральского моря, не было проведено ни одного серьезного исследования на предмет того, какие трансформации оно претерпело (любой водоём в силу естественных процессов со временем меняет свои характеристики), как изменились дно, глубины и т.д. – а это напрямую влияет на объём водной массы. Тут следует сказать, что САМ работает одновременно как отстойник: на его дне оседает много наносов. Сколько их там накопилось, никому не ведомо.
И потом, нужно иметь в виду, что 2023-й и 2024-й были благоприятными с точки зрения количества речного стока. А все мы знаем, что многоводные циклы обязательно сменяются маловодными – и эти перепады могут быть значительными. Вспомните, как вскоре после создания Малого Арала удалось за пять лет довести объём воды в нем до 27 миллиардов кубометров (её излишки даже приходилось сбрасывать в сторону высохшей части моря). И вспомните, как после 2017-го тоже всего за пять лет объём воды уменьшился почти на треть – до 18 миллиардов, что привело к повышению её солёности и соответственно к существенному, почти наполовину, сокращению улова рыбы. Перерабатывающие заводы и цеха остались без сырья, а люди, особенно жители прибрежных сел, – без работы и доходов.
- Может, оптимистичные заявления руководителей министерства продиктованы стремлением обосновать необходимость реализации проекта расширения САМ и выбить под него финансирование? Дескать, приток в Малый Арал растет, и воды хватит на то, чтобы создать более крупный водоем…
- Возможно, такие мотивы тоже присутствуют. У нас вообще любят затевать грандиозные стройки, поскольку за ними стоят большие деньги. При этом не просчитываются все возможные последствия. Например, в последнее время много говорят о планах, связанных со строительством водохранилищ. Но ведь это равносильно тому, как разлить воду из ведра по нескольким блюдцам – из-за значительного увеличения суммарной площади поверхности резко возрастут потери воды вследствие испарения и фильтрации. А Казахстан и без того является вододефицитной страной.
Наверное, в каких-то отдельных случаях и надо строить водохранилища – точнее, не водохранилища, а бассейны сезонного регулирования. Например, чтобы в случае паводков, весенних разливов собирать в них воду, которую затем можно будет направить на орошение полей, обводнение пастбищ… Однако увлекаться этим не стоит.
А ещё Казахстан сейчас столкнулся с острым бюджетным дефицитом и не может позволить себе тратить значительные финансовые ресурсы на проекты с сомнительным социально-экономическим эффектом.
- Проект расширения Малого Арала вы тоже относите к таковым?
- Вы хорошо знаете, что уже полтора десятка лет ведутся дискуссии по поводу того, какой вариант расширения лучше – одноуровневый или двухуровневый. Никто никого так и не переубедил. Но теперь профильное министерство, судя по всему, решило строить двухуровневый САМ, вопреки мнению жителей побережья Арала, которые выступают за одноуровневый (поскольку он предпочтительнее с точки зрения развития рыбного хозяйства) и интересы которых, по идее, должны учитываться в первую очередь.
На такой вывод наталкивает ответ вице-премьера правительства РК Каната Бозумбаева на депутатский запрос мажилисмена от Кызылординской области Мархабата Жайымбетова – скорее всего, этот ответ готовили в водном министерстве. А в ноябрьском бюллетене Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК, входит в структуру Международного фонда спасения Арала) наверняка не без подачи нашей стороны написано: «На годы председательства Казахстана в МФСА запланирована реализация проекта «Региональное развитие и восстановление северной части Аральского моря», окончательная цель которого - заполнение залива Сарышыганак так, чтобы море дошло до самого Аральска». А это как раз двухуровневая схема.
Почему навязывается именно она? Почему при разработке ТЭО, на что Всемирный банк выделил грант в полтора миллиона долларов, изначально был сделан выбор в пользу этого варианта? Почему предварительно не посоветовались с теми, ради кого и затевается расширение САМ, – населением Приаралья? Какой смысл в анонсированных общественных слушаниях, если решение уже принято? Хотелось бы получить от министерства ответы на эти вопросы. Также хотелось бы узнать, на что конкретно израсходован грант в полтора миллиона долларов, или примерно в 600-700 миллионов тенге? Какие работы были проведены?
- Что вы имеете в виду?
- Я уже говорил, что никто не знает, каково сейчас состояние водоёма, как оно изменилось за два десятилетия. Те данные, которыми оперировали и положили в основу ТЭО его разработчики, либо устаревшие, либо взяты из сомнительных источников. Нужно было самым серьезным и детальным образом обследовать водоём, чтобы достоверно определить, каковы глубины и изобаты в разных его частях, какова минерализация воды на тех или иных участках (а она имеет большой разброс), какие там объёмы воды и уровень испарения, каковы истинные рыбные запасы и т.д. Следовало составить водный баланс хотя бы на ближайшие 10-15 лет, смоделировать, какой приток по Сырдарье необходим при том или ином варианте расширения, при тех или иных уровнях водоёма.
Кроме того, мы, специалисты-водники, не раз настоятельно просили сделать и установить на всеобщее обозрение макеты Северного Аральского моря (включая дельту и озёрные системы), на которых было бы наглядно видно, что будет представлять собой вся эта водная система в динамике при условии реализации той или иной схемы. Но в ответ – тишина, и сегодня приходится делать лишь умозрительные предположения и строить догадки.
- Так какой вариант всё-таки предпочтительнее?
- Я уже говорил про два дефицита – бюджетный и водный. Относительно первого распространяться не стану, а про второй выскажусь. За достаточно многоводный 2024-й год Арал, если верить чиновникам из профильного министерства, получил два миллиарда кубометров. Но это меньше, чем тратится на испарение. А что будет в маловодные годы, которые неминуемо наступят? К тому же население Центральной Азии, особенно в сельской местности, продолжает быстро расти, ему нужно дать работу, накормить, а значит, потребуется больше воды на орошение. Плюс на нее все активнее претендует Афганистан, где проживает столько же людей, сколько в Узбекистане и Таджикистане вместе взятых.
То есть расширенный САМ с увеличившейся акваторией (как одноуровневый, так и тем более двухуровневый) станет нуждаться в большем, чем сейчас, речном притоке, но получит ли его – огромный вопрос, ответ на который, скорее всего, будет отрицательным. Соответственно десятки, а, может, даже сотни миллиардов тенге, которые придётся затратить на стройку, а затем на эксплуатацию построенных объектов, никак не окупятся – ни в экологическом плане, ни в рыбохозяйственном… А потому есть ли вообще смысл затевать реализацию такого проекта?
На мой взгляд, лучше и гораздо дешевле ограничиться реконструкцией существующей Кокаральской плотины (плюс перенести водосбросное сооружение в ее западную часть) и приведением в порядок уже имеющегося водоема, а также изучить возможности повышения его рыбной продуктивности. Здесь нужно исходить, прежде всего, из социально-экономических потребностей местного населения. Кстати, не могу не сказать о пассивной позиции, которую занимает в данном вопросе Минсельхоз, отвечающий в том числе за рыбную отрасль.
Полагаю, что при прогнозировании будущих объёмов поступления воды на нашу территорию, в том числе в Малый Арал, нужно руководствоваться принципом «надейся на лучшее, но готовься к худшему».
- Что означает «готовиться к худшему» в данном случае?
- В ноябре в Ташкенте под эгидой узбекского Минводхоза и научно-информационного центра (НИЦ) МКВК прошла очень представительная научно-практическая конференция «Вода в Центральной Азии: будущее – в сотрудничестве». Главный вывод, к которому пришли ее участники (среди них был и ваш покорный слуга), звучит так: «Единственное решение проблемы дефицита воды в регионе – ее рациональное и бережное использование». И именно на это, в первую очередь, должно быть нацелено сотрудничество стран ЦА.
Особенностью конференции стало то, что на ней присутствовали водники, представляющие три поколения. Старшее – это «аксакалы» отрасли: 90-летний Нариман Кипшакбаев, 80-летний Рим Гиниятуллин (юбилеям бывших многолетних министров двух стран, Казахстана и Узбекистана, а также 90-летию знаменитого учёного-водника Виктора Духовного, который долгие годы руководил НИЦ МКВК и скончался три года назад, и был посвящен этот форум), 94-летний Исмаил Джурабеков, тоже много лет возглавлявший водное хозяйство, а сегодня являющийся советником главы Минводхоза. Среднее – нынешние министры и другие лица, принимающие решения. Младшее – молодые специалисты. И речь шла о необходимости преемственности поколений, о том, чтобы опыт сотрудничества, накопленный в водной сфере, получил не только продолжение, но и развитие.
Мы должны, отстаивая каждый интересы своей страны, в то же время тесно взаимодействовать, реализовывать совместные проекты, связанные с водосбережением, учиться друг у друга, перенимать опыт соседей. И если мы, например, доведём КПД оросительных систем с нынешних 55 процентов до хотя бы 70, то нам легче будет находить воду для подпитки САМ. Вот это и означает «готовиться к худшему», то есть уже сейчас начать принимать меры во избежание негативного сценария.
Как мне думается, гораздо более активную роль в налаживании такого сотрудничества, в поиске общих подходов к решению проблем, связанных с управлением водными ресурсами, рациональным водопользованием в Центральной Азии, должен играть Международный фонд спасения Арала. Через несколько дней исполнится год, как председательство в нем перешло к Казахстану. Но что сделано за этот период? К сожалению, какой-то конкретной работы не видно.
Например, какие шаги предприняты для того, чтобы вернуть к полноценному членству в МФСА Кыргызстан, который по-прежнему держит свои отношения с ним в «замороженном» состоянии, не участвует в его мероприятиях, проигнорировал недавнее заседание МКВК? А ведь без этой страны, играющей ключевую роль в бассейне Сырдарьи, невозможно решать вопросы, касающиеся стока по этой реке и соответственно водообеспечения Северного Аральского моря…
Образованное в сентябре прошлого года Министерство водных ресурсов и ирригации после некоторой «заминки на старте» постепенно выходит на правильную траекторию, что не может не обнадеживать. В то же время хотелось бы, чтобы в ведомстве при принятии тех или иных решений исходили сугубо из государственных интересов, не шли на поводу у разного рода лоббистов, чаще прислушивались к научно-экспертному сообществу, смотрели не только в завтрашний, но и в послезавтрашний день…
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Что Казахстан может сделать как председатель Фонда спасения Арала?
15.01.2024, автор Баян Ахмет.