27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Демографическая политика Казахстана: как исправить ошибки прошлого?

Вчера, 10:02, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
В Казахстане демография как наука долгое время была оторвана от социально-экономических процессов. Не по своей воле, конечно, а в силу неверно расставленных еще на заре независимости государственных приоритетов, которые базировались скорее на стремлении к быстрым результатам, нежели на глубоком научном анализе.
Порассуждать о том, почему это произошло, к чему привело и что еще можно исправить, мы пригласили известных демографов - руководителя международного научно-исследовательского центра Digital social research Восточно-Казахстанского технического университета Жанну Аубакирову и ведущего научного сотрудника этого центра Александра Алексеенко. А поводом для интервью стал один из тезисов недавнего Послания президента страны, который звучал так: «Критически важно заняться детальным изучением демографических тенденций, принимать решения, рассчитанные на многие годы вперед, но в этой сфере не налажен должный учет и анализ данных, что затрудняет прогнозирование потребностей рынка труда, планирование развития инфраструктуры и решение других важных задач».
Разумеется, глава государства и раньше высказывался на эту тему, однако на сей раз его слова, считают ученые, следует расценивать уже как прямое поручение по переходу Казахстана на новую демографическую стратегию, ориентированную на реальные возможности экономики и потребности граждан.
- Что, на ваш взгляд, мешает госорганам сотрудничать с демографами, использовать их исследования, рекомендации, прогнозы в своей работе, да и в целом при социально-экономическом планировании?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться к периоду после распада СССР. Тогда в новых независимых государствах актуальной стала этнопатриотическая риторика, которая в Казахстане преломлялась сквозь этнодемографическую призму. И это было вполне объяснимо с учетом голода 1920-х и 1930-х годов, значительно сократившего численность казахов, и миграционного наплыва в основном русского населения из других союзных республик в 1950-1960-е годы. Согласно результатам переписи, проведенной в 1959-м, удельный вес казахов в КазССР составлял всего 30%. Ко времени заката СССР это цифра выросла, но все равно не достигала и 40%.
Вполне естественно, что на этом фоне возник общественно-политический запрос на увеличение численности автохтонного населения, который впоследствии выразился в известной фразе Нурсултана Назарбаева о необходимости ликвидировать этнодемографические перекосы прошлых времен. Плюс в своем первом Послании народу в 1997 году он призвал казахстанцев ни в коем случае не допустить состояния демографического креста (когда смертность превышает рождаемость), которое уже охватило Россию и другие страны. Эти посылы были горячо приняты обществом и легли в основу (условной) демографической стратегии.
- О каких указаниях идет речь?
- Во-первых, стимулирование рождаемости. Повсюду транслировалось, что семьи должны быть многодетными, что надо возрождать эту традицию казахов. Во-вторых, масштабная иммиграция. Прилагались усилия к тому, чтобы мотивировать этнических казахов со всего мира переезжать на историческую родину. В-третьих, равномерное заселение обширной территории страны, для чего нужна большая численность жителей. В-четвертых, создание казахской городской нации, поскольку именно города определяют вектор развития государства (в сельской местности должно остаться не более 20-25% населения). И, в-пятых, увеличение количества городов-миллионников - драйверов роста.
- Какие из этих установок сработали, а какие – нет? И почему?
- Проблема в том, что все эти установки исходили от «противного» - уйти от советского прошлого, исправить/нейтрализовать его негативные последствия. И стратегия получалась предельно простой: если населения было мало - должно быть больше, если удельный вес городского населения был небольшим – он должен увеличиться и т.д.
Многое из заявленного удалось реализовать: население современного Казахстана достигло более чем 20 миллионов, доля казахского этноса в его составе превысила 70%, удельный вес горожан перевалил за 60%, на карте республики появились три города-миллионника. Таким образом, в настоящее время сложилась совершенно иная, нежели в конце ХХ века, этнодемографическая, социально-экономическая ситуация. Как следствие, возникла необходимость и в новой демографической стратегии, о чем сказал Касым-Жомарт Токаев. Разработать ее будет гораздо сложнее, чем ранее. Важно изучить современные реалии, выявить болевые точки - и только после тщательного научного анализа разрабатывать план действий.
Во-вторых, массовая урбанизация привела к чрезмерной концентрации людей в мегаполисах. В 2024-2025 годах численность населения Казахстана на 82,2% росла за счет Астаны, Алматы и Шымкента. Сейчас в них проживает более четверти (25,1%) граждан страны. Фактически города переполнены. А это тоже крайне опасный звоночек. Но вместо того, чтобы заняться научным анализом ситуации и на его основе попытаться найти эффективные решения, представители казахстанского истеблишмента позволяют себе эмоциональные высказывания, часто довольно резкие, о том, что надо закрывать города от сельских мигрантов, ограничить въезд и т.д. В ответ на это уже идут не самые позитивные реакции от граждан, которых совсем недавно призывали перемещаться в города.
В-третьих, на фоне концентрации населения в городах (не только в мегаполисах, но и в областных центрах) происходит «опустынивание» остальной территории страны. Все разговоры о необходимости ее равномерного заполнения так и остались декларациями.
Ну и, в-четвертых, у молодежи оказалось мало возможностей для самореализации. Демографическая эйфория была лишь вначале, когда рождаемость резко пошла вверх. Но потом подросшие дети столкнулись с нехваткой школ, где пришлось вводить трехсменное обучение и классы от «А» до «Я». А после учебы их ждали еще более серьёзные проблемы с трудоустройством. В итоге мы получили большое количество безработной молодежи, которая едет в поисках заработка в большие города. Причем в перспективе ситуация будет еще сложнее, потому как на подходе следующее поколение, гораздо многочисленнее предыдущего, - это дети, появившиеся на свет во втором десятилетии ХХI века. Пока они еще сидят за школьными партами, но скоро им придется вступать во взрослую жизнь со всеми вытекающими из этого проблемами для экономики страны.
Таким образом, демографическую стратегию Казахстана необходимо выстраивать с учетом экономических, социокультурных и прочих тенденций, сложившихся на сегодняшний день. Все должно быть взаимосвязано.
- Насколько трезво в правительстве оценивают эти угрозы?
- Похоже, люди, принимающие решения, начали осознавать, что демографию недостаточно воспринимать только как национально-патриотическую идею, важно рассматривать ее и в контексте социально-экономического развития страны. Хотя мы, ученые, долгие годы говорили об этом: в монографиях, интервью, статьях, рекомендациях госорганам. Но нас не слышали.
- А готова ли сама наука к такому повороту? Достаточно ли в стране демографов? И как у нас вообще обстоят дела с их подготовкой?
- В демографии как в футболе - все мнят себя «экспертами». В СМИ публикуется большое количество высказываний различных политических и общественных деятелей, которые абсолютно оторваны от реальности.
Разумеется, в стране есть профессиональные демографы, многие из которых обучались по программе «Болашак» в Чехии, Франции и других странах. Но проблема в том, что им просто негде применить свои знания. Разве что в научной среде, которая, повторимся, у нас пока не ценится, либо в вузах, где есть предмет «демография», но таких очень мало. Лишь немногим удалось трудоустроиться по специальности, остальным приходится искать работу в других сферах. То есть те, кому за 40, уже заняты чем-то другим, и вряд ли получится вернуть их в науку.
Поэтому первое, что нужно сделать, это открыть кафедры демографии в казахстанских вузах. И там недостаточно просто изучать статистику – для этого у нас есть профильные структуры, которые просчитывают, к примеру, трудовые ресурсы, рабочие места и прочее. Важно, чтобы обучение обязательно велось в связке с другими науками - экономикой, историей, социологией, антропологией, этнографией и т.д. Хороший демограф должен обладать широким мышлением.
То есть прежде, чем переходить к прикладным исследованиям, нужно создать мощную теоретическую базу. У нас, кстати, есть отдельные специалисты, которые преподают демографию в вузах, и весьма успешно. Студенты сами конструируют разные ситуации, выстраивают прогнозы, и это им нравится. Вот если бы удалось развить такой формат обучения в масштабах всей страны, то был бы прорыв. Но пока предпосылок к этому нет.
Во-вторых, надо тщательно продумать и грамотно выстроить саму систему взаимодействия власти, науки, системы образования. Оптимизм внушает то, что уже создан Центр анализа и прогнозирования демографических процессов, который будет, надеемся, координировать деятельность ученых, разбросанных по просторам Казахстана. Радует то, что этот центр возглавила профессиональный демограф, прошедшая обучение в «Карлов университете» в Праге.
- Что бы вы уже сейчас порекомендовали нашим чиновникам, пока еще не оформилась новая демографическая стратегия?
Порассуждать о том, почему это произошло, к чему привело и что еще можно исправить, мы пригласили известных демографов - руководителя международного научно-исследовательского центра Digital social research Восточно-Казахстанского технического университета Жанну Аубакирову и ведущего научного сотрудника этого центра Александра Алексеенко. А поводом для интервью стал один из тезисов недавнего Послания президента страны, который звучал так: «Критически важно заняться детальным изучением демографических тенденций, принимать решения, рассчитанные на многие годы вперед, но в этой сфере не налажен должный учет и анализ данных, что затрудняет прогнозирование потребностей рынка труда, планирование развития инфраструктуры и решение других важных задач».
Разумеется, глава государства и раньше высказывался на эту тему, однако на сей раз его слова, считают ученые, следует расценивать уже как прямое поручение по переходу Казахстана на новую демографическую стратегию, ориентированную на реальные возможности экономики и потребности граждан.
- Что, на ваш взгляд, мешает госорганам сотрудничать с демографами, использовать их исследования, рекомендации, прогнозы в своей работе, да и в целом при социально-экономическом планировании?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться к периоду после распада СССР. Тогда в новых независимых государствах актуальной стала этнопатриотическая риторика, которая в Казахстане преломлялась сквозь этнодемографическую призму. И это было вполне объяснимо с учетом голода 1920-х и 1930-х годов, значительно сократившего численность казахов, и миграционного наплыва в основном русского населения из других союзных республик в 1950-1960-е годы. Согласно результатам переписи, проведенной в 1959-м, удельный вес казахов в КазССР составлял всего 30%. Ко времени заката СССР это цифра выросла, но все равно не достигала и 40%.
Вполне естественно, что на этом фоне возник общественно-политический запрос на увеличение численности автохтонного населения, который впоследствии выразился в известной фразе Нурсултана Назарбаева о необходимости ликвидировать этнодемографические перекосы прошлых времен. Плюс в своем первом Послании народу в 1997 году он призвал казахстанцев ни в коем случае не допустить состояния демографического креста (когда смертность превышает рождаемость), которое уже охватило Россию и другие страны. Эти посылы были горячо приняты обществом и легли в основу (условной) демографической стратегии.
Особенность заключалась в том, что демография стала восприниматься сквозь политическую призму. Властным структурам спускались четкие, конкретные указания сверху. Основная их суть заключалась в том, что численность населения должна увеличиваться, а одним из критериев успешной деятельности акимов являлся такой рост в регионах. В результате научные изыскания по демографическим проблемам оказались просто не нужны исполнительной власти: зачем что-то изучать, когда и так предельно ясно, что нужно делать?
- О каких указаниях идет речь?
- Во-первых, стимулирование рождаемости. Повсюду транслировалось, что семьи должны быть многодетными, что надо возрождать эту традицию казахов. Во-вторых, масштабная иммиграция. Прилагались усилия к тому, чтобы мотивировать этнических казахов со всего мира переезжать на историческую родину. В-третьих, равномерное заселение обширной территории страны, для чего нужна большая численность жителей. В-четвертых, создание казахской городской нации, поскольку именно города определяют вектор развития государства (в сельской местности должно остаться не более 20-25% населения). И, в-пятых, увеличение количества городов-миллионников - драйверов роста.
- Какие из этих установок сработали, а какие – нет? И почему?
- Проблема в том, что все эти установки исходили от «противного» - уйти от советского прошлого, исправить/нейтрализовать его негативные последствия. И стратегия получалась предельно простой: если населения было мало - должно быть больше, если удельный вес городского населения был небольшим – он должен увеличиться и т.д.
Многое из заявленного удалось реализовать: население современного Казахстана достигло более чем 20 миллионов, доля казахского этноса в его составе превысила 70%, удельный вес горожан перевалил за 60%, на карте республики появились три города-миллионника. Таким образом, в настоящее время сложилась совершенно иная, нежели в конце ХХ века, этнодемографическая, социально-экономическая ситуация. Как следствие, возникла необходимость и в новой демографической стратегии, о чем сказал Касым-Жомарт Токаев. Разработать ее будет гораздо сложнее, чем ранее. Важно изучить современные реалии, выявить болевые точки - и только после тщательного научного анализа разрабатывать план действий.
Проблемы, вызванные ставкой на рост населения, начали проявляться в контексте социально-экономического развития. Во-первых, высокая рождаемость в Казахстане создала серьезное напряжение для госбюджета - он с трудом справляется с нагрузкой в виде социальных пособий. Не случайно с высоких трибун заговорили о социальном иждивенчестве. Да, в стране действительно есть такие, кто норовит нажиться за счет государства. Но в целом народ встретил эти заявления с недоумением: почему сначала нас просят больше рожать, а теперь отказываются помогать? И вот мы уже наблюдаем зарождающийся конфликт между властью и обществом на фоне столкновения их интересов.
Во-вторых, массовая урбанизация привела к чрезмерной концентрации людей в мегаполисах. В 2024-2025 годах численность населения Казахстана на 82,2% росла за счет Астаны, Алматы и Шымкента. Сейчас в них проживает более четверти (25,1%) граждан страны. Фактически города переполнены. А это тоже крайне опасный звоночек. Но вместо того, чтобы заняться научным анализом ситуации и на его основе попытаться найти эффективные решения, представители казахстанского истеблишмента позволяют себе эмоциональные высказывания, часто довольно резкие, о том, что надо закрывать города от сельских мигрантов, ограничить въезд и т.д. В ответ на это уже идут не самые позитивные реакции от граждан, которых совсем недавно призывали перемещаться в города.
В-третьих, на фоне концентрации населения в городах (не только в мегаполисах, но и в областных центрах) происходит «опустынивание» остальной территории страны. Все разговоры о необходимости ее равномерного заполнения так и остались декларациями.
Ну и, в-четвертых, у молодежи оказалось мало возможностей для самореализации. Демографическая эйфория была лишь вначале, когда рождаемость резко пошла вверх. Но потом подросшие дети столкнулись с нехваткой школ, где пришлось вводить трехсменное обучение и классы от «А» до «Я». А после учебы их ждали еще более серьёзные проблемы с трудоустройством. В итоге мы получили большое количество безработной молодежи, которая едет в поисках заработка в большие города. Причем в перспективе ситуация будет еще сложнее, потому как на подходе следующее поколение, гораздо многочисленнее предыдущего, - это дети, появившиеся на свет во втором десятилетии ХХI века. Пока они еще сидят за школьными партами, но скоро им придется вступать во взрослую жизнь со всеми вытекающими из этого проблемами для экономики страны.
Таким образом, демографическую стратегию Казахстана необходимо выстраивать с учетом экономических, социокультурных и прочих тенденций, сложившихся на сегодняшний день. Все должно быть взаимосвязано.
- Насколько трезво в правительстве оценивают эти угрозы?
- Похоже, люди, принимающие решения, начали осознавать, что демографию недостаточно воспринимать только как национально-патриотическую идею, важно рассматривать ее и в контексте социально-экономического развития страны. Хотя мы, ученые, долгие годы говорили об этом: в монографиях, интервью, статьях, рекомендациях госорганам. Но нас не слышали.
По сути, сложились две параллели. Одна – это научное сообщество, которое говорило о проблемах с самим собой и иногда транслировало их через СМИ. Вторая – государство, которое с ними мало считалось, поскольку чиновники выполняют поручения, поступающие из вышестоящих инстанций. И исследование демографических проблем, судя по всему, среди этих поручений не числилось. Но после недавнего Послания президента появилась надежда на то, что эти параллели, наконец, пересекутся, что дело пойдет. Все-таки указание на необходимость проводить демографические исследования было спущено с самого верху. Теперь в систему исполнительной вертикали будет встроен и демографический блок.
- А готова ли сама наука к такому повороту? Достаточно ли в стране демографов? И как у нас вообще обстоят дела с их подготовкой?
- В демографии как в футболе - все мнят себя «экспертами». В СМИ публикуется большое количество высказываний различных политических и общественных деятелей, которые абсолютно оторваны от реальности.
Разумеется, в стране есть профессиональные демографы, многие из которых обучались по программе «Болашак» в Чехии, Франции и других странах. Но проблема в том, что им просто негде применить свои знания. Разве что в научной среде, которая, повторимся, у нас пока не ценится, либо в вузах, где есть предмет «демография», но таких очень мало. Лишь немногим удалось трудоустроиться по специальности, остальным приходится искать работу в других сферах. То есть те, кому за 40, уже заняты чем-то другим, и вряд ли получится вернуть их в науку.
Поэтому первое, что нужно сделать, это открыть кафедры демографии в казахстанских вузах. И там недостаточно просто изучать статистику – для этого у нас есть профильные структуры, которые просчитывают, к примеру, трудовые ресурсы, рабочие места и прочее. Важно, чтобы обучение обязательно велось в связке с другими науками - экономикой, историей, социологией, антропологией, этнографией и т.д. Хороший демограф должен обладать широким мышлением.
То есть прежде, чем переходить к прикладным исследованиям, нужно создать мощную теоретическую базу. У нас, кстати, есть отдельные специалисты, которые преподают демографию в вузах, и весьма успешно. Студенты сами конструируют разные ситуации, выстраивают прогнозы, и это им нравится. Вот если бы удалось развить такой формат обучения в масштабах всей страны, то был бы прорыв. Но пока предпосылок к этому нет.
Во-вторых, надо тщательно продумать и грамотно выстроить саму систему взаимодействия власти, науки, системы образования. Оптимизм внушает то, что уже создан Центр анализа и прогнозирования демографических процессов, который будет, надеемся, координировать деятельность ученых, разбросанных по просторам Казахстана. Радует то, что этот центр возглавила профессиональный демограф, прошедшая обучение в «Карлов университете» в Праге.
- Что бы вы уже сейчас порекомендовали нашим чиновникам, пока еще не оформилась новая демографическая стратегия?
- Прежде всего, в своих решениях опираться строго на научный подход и глубокий анализ, а не на личное мнение какого-либо высокопоставленного представителя власти. Нужно уже сейчас готовить базу для эффективной реализации будущей демографической стратегии. Тем более что первый шаг сделан – президент дал четкие указания по ее разработке. Дело за исполнителями. Механизм должен заработать.
Похожие статьи
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
Рождаемость в РК: природа «казахского феномена» и демографические вызовы
27.09.2024, автор Сауле Исабаева.
Рождаемость в РК: о «казахском феномене» и демографических вызовах: часть 2-я
4.10.2024, автор Сауле Исабаева.