28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Сам по себе: микробизнес в Казахстане остается недооцененным?
23.10.2025, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Микробизнес занимает значительную долю малого бизнеса в стране, однако продолжает оставаться в его тени. До 2014 года в отечественном законодательстве даже понятия такого не было. И до сих пор эта категория предпринимателей лишена качественной поддержки со стороны государства, хотя, обладая огромным потенциалом для развития, могла бы стать ему опорой.
Если простыми словами, то микробизнес – это небольшие предприятия, которые недотягивают до того, чтобы называться малым бизнесом, по численности работников (до 15 человек) и размерам годового дохода (до 30 тысяч МРП, или около 12 млн тенге), но считаются его подвидом, а не отдельным сегментом. Форма его организации - в основном ИП: правда, многие микропредприниматели работают без регистрации во избежание налогов и лишних хлопот. А это затрудняет статистический учет и в целом контроль микрорынка, соответственно мешает оценить его реальные масштабы и вклад в экономику Казахстана.
Несмотря на то, что микробизнес успел тесно вплестись почти во все сферы жизни казахстанцев, и они в нем трудятся в огромном количестве, данный сектор мало изучен, не говоря уже о каком-то глубоком научно-практическом анализе его значимости для экономики страны. Чтобы заполнить этот пробел, общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» при спонсорской поддержке представительства Фонда Розы Люксембург в Центральной Азии недавно провел специальное исследование на тему «Микропредпринимательство в городах: мотивы, условия, перспективы».
Как пояснили его авторы, упор был сделан именно на изучение потенциала предпринимательской активности населения в регионах с учетом высоких рисков и издержек этого вида деятельности, особенно на стадии становления. Поэтому обследованием была охвачена городская среда на уровне областных центров: Тараз, Семей, Кызылорда, Уральск, Павлодар, где наблюдается меньшая концентрация МСБ и более слабое его развитие, нежели в крупных мегаполисах – Алматы и Астане. В опросах приняли участие порядка тысячи человек - как сами представители микробизнеса, так и обычные граждане.
Что касается привлекательности микробизнеса в глазах населения, то о желании заняться им заявили 39%, тогда как половина опрошенных (51%) не стремится к этому. Еще 9% респондентов сообщили, что у них уже есть свое дело. При этом большинство опрошенных (67%) хотели бы, чтобы их дети были вовлечены в бизнес-деятельность. Не желает этого пятая часть респондентов (21%) при достаточно высокой доле тех, кто затруднился с ответом (12%).
Любопытно, что высокий предпринимательский потенциал зафиксирован среди жителей Кызылорды (76%) и Семея (42%), при том, что в Таразе (32%), Павлодаре (25%) и особенно в Уральске (19%) доля потенциальных бизнесменов существенно ниже. Среди тех, кто выразил желание открыть свое дело, 29% чаще всего называли торговлю и сферу услуг. Другие направления деятельности – производство, образование, общепит/ресторанный бизнес, строительство и земледелие – представляют меньший интерес (каждое из них привлекает от 5 до 8% опрошенных).
Еще один ключевой вывод исследования заключается в том, что мотивация, приводящая казахстанцев в бизнес, является скорее вынужденной. По мнению 56% опрошенных, на такой шаг людей толкает желание повысить свой доход, а с точки зрения каждого четвертого (24%), это чаще всего происходит вследствие потери работы, дохода и из-за стремления сохранить достойный уровень жизни. Лишь 19% респондентов могут быть отнесены к приверженцам осознанного предпринимательства, когда мотивом служат самореализация и воплощение в жизнь своих идей.
Изучение причин того, почему люди не решаются открыть свое дело, показало, что основным барьером становится отсутствие первоначального капитала (39%), а уже потом возраст (26%), большая конкуренция (25%) и, как результат, страх неудачи в бизнесе (23%). Интересно, что в большей степени развитию микропредпринимательства способствуют сами жители городов как носители идеи и инициативы (46%) и банки как финансовый ресурс (39%). Далее в качестве субъектов, обеспечивающих институциональные и инфраструктурные условия для реализации этих частных инициатив, выступают РПП «Атамекен» (24%) и акиматы (18%).
Из предложенных к оцениванию принятых в стране программ и проектов наибольшей известностью пользуется «Дорожная карта бизнеса на 2021–2025 гг.»: о ней знают/слышали 63% опрошенных. На втором месте оказалась Единая комплексная программа Фонда DAMU – о ней осведомлены 45% респондентов. С программами поддержки бизнеса НПП «Атамекен» знакомы 35% участников исследования. В частности, всего 20% горожан в курсе его проекта «Бастау-бизнес». Причем есть заметная разница в уровне информированности в разрезе городов: лучше всего об этом проекте осведомлены в Уральске (26%) и Кызылорде (41%), значительно хуже – в Таразе, Павлодаре (по 6%) и Семее (5%).
Что касается ожиданий от государства, то они связаны в первую очередь с кредитованием и субсидированием. Естественно, для потенциальных предпринимателей вопрос финансирования на старте является более актуальным (70%), чем для уже действующих (32%). Требования последних в большей степени носят прикладной характер - снижение налоговой (23%) и бюрократической (11%) нагрузок на бизнес. Важность консалтинговых услуг отмечали в основном те, кто только задумывается открыть свой бизнес – речь идет о поддержке в виде выбора идеи, обучения основам предпринимательства и юридических консультаций.
В целом участники опроса выразили оптимизм относительно развития микропредпринимательства в Казахстане. 57% считают, что количество его субъектов в ближайшие 3-5 лет будет расти, 30% придерживаются более реалистичных взглядов, говоря о том, что сохранится статус-кво. И только 8% не видят хороших перспектив и даже предполагают снижение их количества, что приведет к сокращению рабочих мест и увольнению работников.
Как резюмируют исследователи, нельзя сказать, что все предпринятые действия государства достигли цели, а задача по укрупнению бизнеса по-прежнему является актуальной. Тем не менее, правовое поле для стимулирования деятельности микропредпринимательства в Казахстане создано, плюс за последние годы дополнительно включались специальные механизмы его защиты, особенно это было важно в период пандемии covid 19 и по ее окончании.
Если простыми словами, то микробизнес – это небольшие предприятия, которые недотягивают до того, чтобы называться малым бизнесом, по численности работников (до 15 человек) и размерам годового дохода (до 30 тысяч МРП, или около 12 млн тенге), но считаются его подвидом, а не отдельным сегментом. Форма его организации - в основном ИП: правда, многие микропредприниматели работают без регистрации во избежание налогов и лишних хлопот. А это затрудняет статистический учет и в целом контроль микрорынка, соответственно мешает оценить его реальные масштабы и вклад в экономику Казахстана.
Несмотря на то, что микробизнес успел тесно вплестись почти во все сферы жизни казахстанцев, и они в нем трудятся в огромном количестве, данный сектор мало изучен, не говоря уже о каком-то глубоком научно-практическом анализе его значимости для экономики страны. Чтобы заполнить этот пробел, общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» при спонсорской поддержке представительства Фонда Розы Люксембург в Центральной Азии недавно провел специальное исследование на тему «Микропредпринимательство в городах: мотивы, условия, перспективы».
Как пояснили его авторы, упор был сделан именно на изучение потенциала предпринимательской активности населения в регионах с учетом высоких рисков и издержек этого вида деятельности, особенно на стадии становления. Поэтому обследованием была охвачена городская среда на уровне областных центров: Тараз, Семей, Кызылорда, Уральск, Павлодар, где наблюдается меньшая концентрация МСБ и более слабое его развитие, нежели в крупных мегаполисах – Алматы и Астане. В опросах приняли участие порядка тысячи человек - как сами представители микробизнеса, так и обычные граждане.
Один из основных выводов, к которому пришли авторы исследования, сводится к тому, что 91% респондентов в целом видят пользу от деятельности предприятий микробизнеса. Последние, на их взгляд, создают рабочие места (46%), платят налоги в бюджеты городов (37%) и делают товары и услуги доступными для горожан (37%). Только 8% считают, что деятельность микропредпринимателей приносит вред. Но стоит обратить внимание на то, что такие горожан видят вред, прежде всего, в мошенничестве и обмане, загрязнении прилегающей к бизнесу территории, излишнем шуме и нарушении архитектурного облика городов.
Что касается привлекательности микробизнеса в глазах населения, то о желании заняться им заявили 39%, тогда как половина опрошенных (51%) не стремится к этому. Еще 9% респондентов сообщили, что у них уже есть свое дело. При этом большинство опрошенных (67%) хотели бы, чтобы их дети были вовлечены в бизнес-деятельность. Не желает этого пятая часть респондентов (21%) при достаточно высокой доле тех, кто затруднился с ответом (12%).
Любопытно, что высокий предпринимательский потенциал зафиксирован среди жителей Кызылорды (76%) и Семея (42%), при том, что в Таразе (32%), Павлодаре (25%) и особенно в Уральске (19%) доля потенциальных бизнесменов существенно ниже. Среди тех, кто выразил желание открыть свое дело, 29% чаще всего называли торговлю и сферу услуг. Другие направления деятельности – производство, образование, общепит/ресторанный бизнес, строительство и земледелие – представляют меньший интерес (каждое из них привлекает от 5 до 8% опрошенных).
Еще один ключевой вывод исследования заключается в том, что мотивация, приводящая казахстанцев в бизнес, является скорее вынужденной. По мнению 56% опрошенных, на такой шаг людей толкает желание повысить свой доход, а с точки зрения каждого четвертого (24%), это чаще всего происходит вследствие потери работы, дохода и из-за стремления сохранить достойный уровень жизни. Лишь 19% респондентов могут быть отнесены к приверженцам осознанного предпринимательства, когда мотивом служат самореализация и воплощение в жизнь своих идей.
Изучение причин того, почему люди не решаются открыть свое дело, показало, что основным барьером становится отсутствие первоначального капитала (39%), а уже потом возраст (26%), большая конкуренция (25%) и, как результат, страх неудачи в бизнесе (23%). Интересно, что в большей степени развитию микропредпринимательства способствуют сами жители городов как носители идеи и инициативы (46%) и банки как финансовый ресурс (39%). Далее в качестве субъектов, обеспечивающих институциональные и инфраструктурные условия для реализации этих частных инициатив, выступают РПП «Атамекен» (24%) и акиматы (18%).
Среди мер государственной поддержки микропредприятий как части малого бизнеса сегодня можно выделить упрощенные госрегистрацию, учет и бухгалтерскую отчетность, льготные режимы налогообложения, освобождение от аудита и некоторых статистических отчетов, преференции при участии в госзакупках, специальные программы поддержки и прочее. Причем о наличии такой поддержки уверенно заявляли многие жители Уральска и Кызылорды, в то время как в Павлодаре и Семее участники опроса отвечали с осторожностью, выбирая вариант «государство, скорее, поддерживает». Заметно отличается ситуация в Таразе, где каждый второй указал на отсутствие помощи микробизнесу. К тому же более половины опрошенных в этом городе (58%) считают, что местные чиновники препятствуют его развитию.
Из предложенных к оцениванию принятых в стране программ и проектов наибольшей известностью пользуется «Дорожная карта бизнеса на 2021–2025 гг.»: о ней знают/слышали 63% опрошенных. На втором месте оказалась Единая комплексная программа Фонда DAMU – о ней осведомлены 45% респондентов. С программами поддержки бизнеса НПП «Атамекен» знакомы 35% участников исследования. В частности, всего 20% горожан в курсе его проекта «Бастау-бизнес». Причем есть заметная разница в уровне информированности в разрезе городов: лучше всего об этом проекте осведомлены в Уральске (26%) и Кызылорде (41%), значительно хуже – в Таразе, Павлодаре (по 6%) и Семее (5%).
Что касается ожиданий от государства, то они связаны в первую очередь с кредитованием и субсидированием. Естественно, для потенциальных предпринимателей вопрос финансирования на старте является более актуальным (70%), чем для уже действующих (32%). Требования последних в большей степени носят прикладной характер - снижение налоговой (23%) и бюрократической (11%) нагрузок на бизнес. Важность консалтинговых услуг отмечали в основном те, кто только задумывается открыть свой бизнес – речь идет о поддержке в виде выбора идеи, обучения основам предпринимательства и юридических консультаций.
В целом участники опроса выразили оптимизм относительно развития микропредпринимательства в Казахстане. 57% считают, что количество его субъектов в ближайшие 3-5 лет будет расти, 30% придерживаются более реалистичных взглядов, говоря о том, что сохранится статус-кво. И только 8% не видят хороших перспектив и даже предполагают снижение их количества, что приведет к сокращению рабочих мест и увольнению работников.
Как резюмируют исследователи, нельзя сказать, что все предпринятые действия государства достигли цели, а задача по укрупнению бизнеса по-прежнему является актуальной. Тем не менее, правовое поле для стимулирования деятельности микропредпринимательства в Казахстане создано, плюс за последние годы дополнительно включались специальные механизмы его защиты, особенно это было важно в период пандемии covid 19 и по ее окончании.
Тем временем, по их словам, во всем мире такие предприятия выполняют своеобразную функцию «цементирования» экономики, поскольку в силу своей гибкости и оперативности находят и заполняют пустующие рыночные ниши, на которые не могут претендовать из-за своего размера и задач крупные, да и зачастую средние предприятия и корпорации. Кроме того, микробизнес предоставляет в большом количестве рабочие места, создает креативные индустрии, вносит элемент инноваций в экономику и многое другое. Поэтому неудивительно, что его доля в странах с устоявшимися экономическими практиками может составлять до 70–80%, что в том числе является следствием проводимых целенаправленных политик.
Похожие статьи
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.