26.09.2024, автор Spik.kz.
АЭС и энергетике Казахстана в целом грозит кадровый голод?
Сегодня, 07:36, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Казахстан сделал ставку на атомную энергетику. А она, как и любая другая отрасль, требует серьезных финансовых, производственных и трудовых ресурсов. И если с первыми двумя составляющими все более-менее ясно, то с кадрами, которые уже через несколько лет потребуются в большом количестве для обслуживания той же (или тех же) АЭС, сложилась крайне тревожная ситуация.
О том, можно ли быстро и качественно закрыть кадровый дефицит, а главное – как это сделать, говорили на днях участники Форума энергетиков в рамках выставки Powerexpo Almaty-2025. По словам Андрея Кибарина, заведующего кафедрой ТЭУ Алматинского университета энергетики и связи имени Даукеева, при наличии в стране специализированных научно-исследовательских организаций отсутствует сам опыт подготовки энергетиков для атомной промышленности. Причем таковой пытались наработать в конце 1990-х - начале 2000-х годов, но в силу того, что его негде было применить, запал быстро иссяк.
- Министерство образования тогда предложило готовить кадры по специальности «ядерный реактор и энергетические установки», и наш университет откликнулся на эту инициативу, - напомнил он. - Мы успели выпустить порядка 30 специалистов, которые впоследствии работали в Институте ядерной физики. Но большой потребности в энергетиках соответствующего профиля на тот момент не было. В этом и заключалась главная проблема. Теперь мы вторично включаемся в эту образовательную программу и уже набрали студентов для подготовки будущих специалистов для АЭС.
- Уровень их подготовки должен быть очень высоким, а в условиях бакалавриата нереально выпустить специалистов, которые сразу могли бы приступить к работе на атомных электрических станциях. Этот вывод подтверждается международным опытом. Однажды я беседовал на данную тему с чешскими коллегами, которые заявили, что никогда не допускали выпускника бакалавриата на АЭС, – такой допуск он получал только после магистратуры. Какой я вижу выход? Либо возвращение к специалитету, то есть к практике пятилетнего вузовского обучения, либо непрерывная подготовка на бакалавриате и в магистратуре. Только в этом случае специалисты, которых мы готовим, смогут накопить необходимые компетенции и успешно применить их, - считает Андрей Кибарин.
Другая серьезная проблема, на его взгляд, заключается в крайне низком уровне практикоориентированности, чем страдает вся высшая школа Казахстана. Налицо серьезный разрыв между учреждениями образования и производством. У потенциальных работодателей отсутствуют всякие стимулы возиться со студентами, поэтому они не хотят принимать их даже на практику.
- Анализ результатов опросов, проведенных среди студентов-теплоэнергетиков, показал, что значительную долю времени, которое отводится на учебу, занимают пассивные формы обучения. 95% старшекурсников отметили, что образовательный процесс включает в себя много лекций и очень мало практических занятий. Еще одно больное место связано с самостоятельным поиском информации. Нам никак не удается привлечь студентов к изучению специальной литературы. Мало кто из них посещает библиотеки, в основном они пользуются интернетом. Кроме того, студенты перестали самостоятельно реализовывать научные проекты: 33% никогда этого не делали, а 55% не участвовали в групповых работах, - констатировал эксперт.
По его словам, все вузы в Казахстане имеют свои лабораторные базы, но ни один из них не может в полной мире дать студентам достаточные практические знания. Соответственно без сотрудничества с ведущими научными организациями, в том числе с Национальным ядерным центром, Институтом ядерной физики и другими, подготовка современных специалистов для атомной энергетики не представляется возможной, уверен он. В этой связи ученый напомнил, что в конце 1990-х на базе ИЯФ была создана кафедра Алматинского энергетического института, где студенты два раза в неделю проходили обучение. И такой практический опыт, полагает он, сегодня был бы весьма уместен.
Причем требуются специалисты именно новой формации – с учетом того, что Казахстан нацелен на развитие передовых технологий. Как подчеркнул Андрей Кибарин, прежде всего нужны кадры для модернизации и реновации стареющих ТЭЦ в условиях достижения углеродной нейтральности, для развития альтернативных источников энергии, для новых газотурбинных станций, ну и, конечно, для АЭС. А это особые компетенции, которых в стране просто нет, поскольку у нас еще не было опыта обслуживания таких современных установок. А это значит, что менять придется и весь спектр образовательных программ для энергетической отрасли, заключил профессор.
О том, можно ли быстро и качественно закрыть кадровый дефицит, а главное – как это сделать, говорили на днях участники Форума энергетиков в рамках выставки Powerexpo Almaty-2025. По словам Андрея Кибарина, заведующего кафедрой ТЭУ Алматинского университета энергетики и связи имени Даукеева, при наличии в стране специализированных научно-исследовательских организаций отсутствует сам опыт подготовки энергетиков для атомной промышленности. Причем таковой пытались наработать в конце 1990-х - начале 2000-х годов, но в силу того, что его негде было применить, запал быстро иссяк.
- Министерство образования тогда предложило готовить кадры по специальности «ядерный реактор и энергетические установки», и наш университет откликнулся на эту инициативу, - напомнил он. - Мы успели выпустить порядка 30 специалистов, которые впоследствии работали в Институте ядерной физики. Но большой потребности в энергетиках соответствующего профиля на тот момент не было. В этом и заключалась главная проблема. Теперь мы вторично включаемся в эту образовательную программу и уже набрали студентов для подготовки будущих специалистов для АЭС.
Как пояснил профессор, традиционная схема высшего образования базируется на трех циклах: общие обязательные, базовые и профильные (профессиональные) дисциплины. Что касается кадров для атомной энергетики, то, помимо общей физики, им необходимо получить знания по нейтронной физике, физике атомного ядра, защите ионизирующих излучений и т.д. Плюс они должны иметь множество дополнительных компетенций, чтобы профессионально работать с турбомашинами, парогенераторами, ядерными реакциями и прочими технологиями. Отсюда вытекает вопрос: а хватит ли нам времени для подготовки достаточного количество специалистов такой квалификации? Ведь втиснуть все перечисленное в четыре года обучения, уверен ученый, практически невозможно.
- Уровень их подготовки должен быть очень высоким, а в условиях бакалавриата нереально выпустить специалистов, которые сразу могли бы приступить к работе на атомных электрических станциях. Этот вывод подтверждается международным опытом. Однажды я беседовал на данную тему с чешскими коллегами, которые заявили, что никогда не допускали выпускника бакалавриата на АЭС, – такой допуск он получал только после магистратуры. Какой я вижу выход? Либо возвращение к специалитету, то есть к практике пятилетнего вузовского обучения, либо непрерывная подготовка на бакалавриате и в магистратуре. Только в этом случае специалисты, которых мы готовим, смогут накопить необходимые компетенции и успешно применить их, - считает Андрей Кибарин.
Другая серьезная проблема, на его взгляд, заключается в крайне низком уровне практикоориентированности, чем страдает вся высшая школа Казахстана. Налицо серьезный разрыв между учреждениями образования и производством. У потенциальных работодателей отсутствуют всякие стимулы возиться со студентами, поэтому они не хотят принимать их даже на практику.
- Анализ результатов опросов, проведенных среди студентов-теплоэнергетиков, показал, что значительную долю времени, которое отводится на учебу, занимают пассивные формы обучения. 95% старшекурсников отметили, что образовательный процесс включает в себя много лекций и очень мало практических занятий. Еще одно больное место связано с самостоятельным поиском информации. Нам никак не удается привлечь студентов к изучению специальной литературы. Мало кто из них посещает библиотеки, в основном они пользуются интернетом. Кроме того, студенты перестали самостоятельно реализовывать научные проекты: 33% никогда этого не делали, а 55% не участвовали в групповых работах, - констатировал эксперт.
По его словам, все вузы в Казахстане имеют свои лабораторные базы, но ни один из них не может в полной мире дать студентам достаточные практические знания. Соответственно без сотрудничества с ведущими научными организациями, в том числе с Национальным ядерным центром, Институтом ядерной физики и другими, подготовка современных специалистов для атомной энергетики не представляется возможной, уверен он. В этой связи ученый напомнил, что в конце 1990-х на базе ИЯФ была создана кафедра Алматинского энергетического института, где студенты два раза в неделю проходили обучение. И такой практический опыт, полагает он, сегодня был бы весьма уместен.
Стоит добавить, что острый дефицит квалифицированных кадров ощущается во всей сфере электроэнергетики. Согласно отчету Высшей аудиторской палаты, на данный момент отрасли не хватает, как минимум, 4,5 тысячи энергетиков, не говоря уже о простых рабочих. И эта цифра будет только расти. В числе причин называются низкие зарплаты и снижение интереса молодежи к профессии.
Причем требуются специалисты именно новой формации – с учетом того, что Казахстан нацелен на развитие передовых технологий. Как подчеркнул Андрей Кибарин, прежде всего нужны кадры для модернизации и реновации стареющих ТЭЦ в условиях достижения углеродной нейтральности, для развития альтернативных источников энергии, для новых газотурбинных станций, ну и, конечно, для АЭС. А это особые компетенции, которых в стране просто нет, поскольку у нас еще не было опыта обслуживания таких современных установок. А это значит, что менять придется и весь спектр образовательных программ для энергетической отрасли, заключил профессор.
Похожие статьи
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.