АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

«Синие воротнички» в Казахстане: как повысить престиж рабочих профессий?

«Синие воротнички» в Казахстане: как повысить престиж рабочих профессий?

Сегодня, 14:34, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Год рабочих профессий, под эгидой которого проходит в Казахстане 2025-й, близится к концу. Позже мы подведем его итоги и дадим оценку эффективности мероприятий, реализованных в рамках специальной программы. А пока продолжаем публиковать мнения экспертов о том, какие на самом деле меры необходимо предпринять, чтобы изменить менталитет молодежи, которая в основном заточена на учебу в вузах и работу в офисах, и повысить в ее глазах престиж технического образования и производственного труда. Сегодня у нас в гостях генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров Quick Work Анастасия Ускова.
«Синие воротнички» в Казахстане: как повысить престиж рабочих профессий?

- Сегодня в Казахстане много говорят о престижности рабочих профессий, но большинство выпускников школ по-прежнему стремятся поступить в вузы, а колледжи выбирают по остаточному принципу. Проблема не в самих учебных заведениях, а в отношении к рабочему труду. В обществе до сих пор живет стереотип, что успех связан только с «офисной» карьерой, а рабочие специальности — это что-то менее значимое. На самом же деле все наоборот: экономика будущего во многом будет держаться именно на людях с практическими навыками.

Чтобы выправить ситуацию, нужно, прежде всего, изменить подход к популяризации рабочих профессий. Простых рекламных кампаний недостаточно. Молодым людям важно видеть реальные истории успеха — когда выпускник колледжа за несколько лет становится востребованным специалистом, получает достойную зарплату и чувствует себя уверенно. Здесь большую роль могут сыграть совместные программы колледжей и бизнеса: это когда предприятие заранее показывает студентам, чему они будут учиться, какие навыки приобретут и какие зарплаты реально получают их будущие коллеги. Такой формат уже активно развивается в России — многие компании сотрудничают с техникумами, предлагают практику, оплачивают обучение и гарантируют трудоустройство. Это не только мотивирует абитуриентов, но и повышает качество подготовки специалистов.

Государству стоит поддерживать такие формы партнерства и создавать понятную систему «коротких траекторий» — когда школьник видит, что через два-три года после поступления в колледж он сможет не просто работать, а зарабатывать. Это можно усилить через гранты, льготы, стипендии для лучших студентов технических направлений, а также через участие работодателей в разработке учебных программ.

Не менее важно изменить и общественное восприятие. Рабочие профессии нужно показывать не как тяжелый физический труд, а как современное ремесло, где ценятся умение, технология и ответственность. В России уже начался сдвиг: молодые люди все чаще осознанно выбирают колледжи, поскольку понимают, что это быстрый путь к самостоятельности и финансовой стабильности.


С этой точки зрения интересна и роль цифровых платформ. Сегодня сантехник, электрик, монтажник — это уже не просто работник «на вызов», а самозанятый специалист, фрилансер, предприниматель. Он может легально получать оплату, платить налоги, выстраивать свой график, развивать репутацию, накапливать заказы и отзывы. Это и есть новая модель трудовой идентичности: когда человек с руками и опытом ощущает себя не исполнителем, а профессионалом, который управляет своей занятостью.

В Казахстане этот тренд тоже может укрепиться, если государство, бизнес и образовательная система будут действовать вместе. Рабочая профессия сегодня — это не запасной вариант, а возможность стать профессионалом, на которого всегда будет спрос. И чем раньше молодежь это увидит на примере реальных людей, тем быстрее изменится отношение к ТиПО и к «человеку труда» в целом.

Комментарий в тему:

Если обобщить мнения предыдущих экспертов, то они тоже считают, что повысить среди молодых казахстанцев привлекательность и востребованность рабочих профессий можно лишь путем обеспечения нынешних их представителей цивилизованными (комфортными) условиями труда, достойными зарплатами и конкурентоспособными социальными пакетами. Иными словами, быть «человеком труда» в Казахстане должно стать престижно и прибыльно.

При этом следует избавляться от стереотипов, что получение соответствующих специальностей отнимает много времени и денег - мол, лучше потратить эти ресурсы на обучение в вузе. Ведь есть масса навыков, которые не требует двух-трехлетней подготовки – достаточно ускоренных курсовю Плюс обучение в колледжах нужно организовать таким образом, чтобы ребятам, к примеру, из сельской местности было выгодно туда поступать. А для этого нужны прежде всего адекватные стипендии, благоустроенные и доступные общежития, ну и, конечно, качественное обучение и современная материально-техническая база. Хотя именно в этих аспектах отечественная система образования буксует сильнее всего.


Еще очень важно активно подключать бизнес-сообщество к реализации задачи по популяризации рабочих профессий. Предприятия могут участвовать в формирования профессионального заказа в отношении будущих специалистов, брать «шефство» над ТиПО и другими образовательными учреждениями, обеспечивать практико-ориентированную подготовку обучающихся, гарантировать им трудоустройство. Но пока с этим тоже все сложно, поскольку в отсутствие соответствующих стимулов от государства производственники не хотят взваливать на себя лишний груз. Как ни крути, а такое сотрудничество должно быть не только тесным, но и обязательно взаимовыгодным.

Похожие статьи

«Из дворников в курьеры»: платформенная занятость меняет выбор профессий в РК
23.10.2025, автор Светлана Борисова.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Что ждет самозанятых в Казахстане в 2026 году?
13.08.2025, автор Светлана Борисова.
Кто позволяет дилетантам потрошить государственный бюджет?
15.04.2024, автор Гульнар Муканова.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » «Синие воротнички» в Казахстане: как повысить престиж рабочих профессий?