24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Зарубежные вузы в Казахстане: рынок высшего образования на пороге шторма?
Сегодня, 07:10, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
За какие-то пять лет в Казахстане было открыто свыше тридцати филиалов известных зарубежных вузов, в основном инженерно-технического профиля. И это вроде бы хороший знак. Но пока не совсем ясно, что они собой представляют, как осуществляют деятельность и надолго ли к нам пришли, а главное – получат ли их выпускники такие же знания и навыки, что и выпускники головных вузов. Очевидно лишь то, что данный процесс не может не отразиться в целом на отечественной системе высшей школы. Но каким образом? Об этом наш сегодняшний разговор с политологом Аскаром Нуршой.

- Аскар Куандыкулы, на ваш взгляд, можно ли назвать такие филиалы полноценными?
- Для многих стран это обычная практика. В регионе Центральной Азии по такому пути пошел, например, и Узбекистан. Цели при этом преследуются разные. Конкретно Казахстан, открывая у себя филиалы ведущих мировых университетов, стремится подготовить собственный класс инженеров новой формации, да и в целом усилить качество технического образования за счет привлечения зарубежных кадров и инвестиций. Уж слишком большой разрыв у нас образовался между специалистами советской школы и специалистами, которые могут работать на современном оборудовании и успешно представлять страну на международных площадках.
Правда, пока все эти филиалы создаются на базе отечественных вузов, которые предоставляют им помещения, а не как отдельные учебные заведения со своими зданиями. Думаю, в перспективе некоторые из них захотят переехать в автономные кампусы, а некоторые предпочтут остаться в зависимости от той базы, которую им предложила наша сторона. Все упирается в финансовые возможности материнских вузов, в их готовность вкладываться в казахстанские «дочки».
- А кто там преподает? Не получится ли так, что под видом зарубежного образования наша молодежь будет получать обычное казахстанское?
- Вряд ли материнские вузы смогут обеспечить свои филиалы в Казахстане на 100% собственным профессорско-преподавательским составом, так как финансово это весьма затратно. Практика показывает, что можно рассчитывать максимум на 40%. Тем более что речь идет именно о топовых специалистах, а они очень дорого стоят, не говоря уже о том, что каждого нужно обеспечить жильем и прочим необходимым. В качестве примера можно вспомнить, сколько претензий было в адрес «Назарбаев Университета» за то, что тот много тратит на приглашенных иностранных специалистов, да и в целом имеет бюджет, равный бюджетам нескольких казахстанских вузов.
Поэтому, скорее всего, будет выбран упрощенный и менее затратный вариант, когда обучение с участием иностранных преподавателей ведется онлайн либо их отправляют в филиалы только для прочтения специальных курсов лекций (вроде вахтового метода). А это значит, что основной объем работы будут выполнять местные кадры, что в свою очередь значительно усилит конкуренцию за них…
- Но где внутри страны взять столько преподавателей технических дисциплин, уровень которых был бы близок к уровню преподавателей ведущих мировых вузов?
- Полагаю, их просто будут переманивать у местных вузов. Причем спросом будут пользоваться именно те, кто владеет иностранными языками, особенно английским. А таких у нас раз-два и обчелся. Вполне возможно повторение истории, когда Университет Нархоз начинал широко внедрять англоязычное образование и буквально «пылесосил» рынок в поисках подходящих преподавателей. Такой вот побочный эффект. И это при том, что восполнение кадров в сфере образования, особенно «технарей», в Казахстане идет крайне медленно...
- Почему?
- Дело в том, что к образовательной деятельности казахстанских вузов есть конкретное требование: чтобы не менее 40% их преподавателей имели ученую степень, а по некоторым специальностям – 50% и выше. Однако таких кадров в стране очень мало. Еще меньше узких специалистов с ученой степенью технического профиля, к примеру, по таким дисциплинам, как теплоэнергетика, электроэнергетика, машиностроение, транспорт, логистика и т.д. Причем большинство из них защитило кандидатские и докторские диссертации 20-30 и более лет назад. Они либо уже хорошо пристроены, либо приближаются к пенсионному возрасту и мало востребованы на рынке. За оставшихся идет активная борьба, причем в ней участвуют не только вузы, но и бизнес.
Кстати, университеты уже поставили перед Министерством науки и высшего образования вопрос о снижении количественного порога, касающегося преподавателей с ученой степенью, по техническим специальностям. Но там пока не решаются на такой шаг, опасаясь ухудшения качества обучения. Тем не менее, предложение изучается. Надеюсь, стороны придут к компромиссу.
- Наверняка филиалы зарубежных вузов тоже будут рассчитывать на помощь государства...
- Да, параллельно с конкуренцией за преподавателей будет разворачиваться и конкуренция за внимание правительства. Точнее, за ресурсы и гранты. Пока эта борьба не столь явная, но через год-два ее ощутят все вузы: и региональные, и центральные, и филиалы зарубежных. Как будут действовать последние? Думаю, сейчас они вложат какую-то часть своих инвестиций и будут смотреть на набор студентов, а затем, чтобы гарантировать окупаемость этих средств, начнут пробивать через профильное министерство необходимое количество государственных грантов, в том числе используя политические инструменты. Тем самым они автоматически вступят в конкуренцию с национальными вузами, которые тоже бьются за госзаказ.
- Чтобы готовить «технарей» такого же уровня, как и в материнских вузах, помимо высококвалифицированного научно-педагогического состава, необходима соответствующая материально-техническая база. Как обстоят дела с этим?
- Да, я согласен, что для подготовки технических кадров недостаточно теоретических знаний. Обязательно потребуются специализированные лаборатории, где студентов будут готовить к освоению практических навыков. И казахстанская сторона, конечно, ждет от зарубежных партнеров конкретных инвестиций в материально-техническую базу. Но это опять-таки будет зависеть от финансовых возможностей и политик материнских вузов. Плюс нужно смотреть на соглашения, которые были с ними заключены: предусмотрены ли в них соответствующие условия? Думаю, филиалы будут стараться соблюсти баланс, ведь инвестировать большие деньги без гарантии полноценного набора студентов – рисковая стратегия.
- Как вы считаете, а будет ли польза от таких филиалов в плане усиления кадрового потенциала нашей страны?
- Раз уж мы насыщаем свой образовательный рынок филиалами зарубежных вузов, то должны получить хороший экономический эффект. Но для этого Казахстану нужна четкая кадровая стратегия. Нельзя все пускать на самотек, как было раньше, когда на рынок выбрасывали сотни тысяч юристов, экономистов, финансистов, и каждый самостоятельно искал место под солнцем. Все-таки речь идет о технических специалистах, сферы применения которых достаточно узкие. Если, к примеру, через пять лет мы выпустим большое количество высококвалифицированных инженеров, причем англоязычных, но не сможем их трудоустроить, поскольку у нас не будет достаточного количества производственных объектов, то, увы, им придется уезжать работать в Силиконовую долину и другие наукограды. А это значит, что мы просто потратим свои ресурсы на чужие экономики.
Поэтому подготовка специалистов должна идти рука об руку со стратегиями развития конкретных отраслей. Для этого наука, образование, бизнес и правительство должны сесть за один стол и четко определить, сколько специалистов и какого профиля необходимо экономике для нормального развития. Конечно, я не говорю о том, что нужно возвращаться к плановой советской модели с ее госраспределением, когда у выпускников не было выбора (куда направили, там и они работали). Но какие-то ее элементы можно позаимствовать.
Допустим, тот же госзаказ на конкретных специалистов, чтобы студенты уже на 2-3 курсах знали, что после обучения они будут обеспечены работой с хорошими зарплатами. А не так, как это происходит сейчас, когда государство обучает молодых людей за свой счет, причем тратя большие деньги, а их специализации на рынке стоят копейки либо вообще оказываются ненужными. Естественно, у них не будет никакой заинтересованности оставаться в Казахстане.
- Давайте резюмируем. По-вашему, в том, что на наш образовательный рынок заходит большое количество зарубежных вузов, больше плюсов или все-таки минусов?
- Плюсов, конечно, много, и главный из них, на мой взгляд, заключается в том, что в жесткой конкуренции будет улучшаться качество образовательных услуг в стране. Таков закон рынка. Но у этого процесса есть обратная сторона: нужно быть готовыми к тому, что не все вузы выживут в этой борьбе за кадры, студентов и инвестиции. По итогу могут остаться лишь крупные, в том числе имеющие статус национальных, и часть средних. Мелкие вузы первыми окажутся под ударом. Не исключаю, что мы увидим в этой связи разного рода поглощения и слияния.
В целом, думаю, с учетом перечисленных тенденций уже лет через пять карта образовательного рынка Казахстана может сильно измениться...

- Аскар Куандыкулы, на ваш взгляд, можно ли назвать такие филиалы полноценными?
- Для многих стран это обычная практика. В регионе Центральной Азии по такому пути пошел, например, и Узбекистан. Цели при этом преследуются разные. Конкретно Казахстан, открывая у себя филиалы ведущих мировых университетов, стремится подготовить собственный класс инженеров новой формации, да и в целом усилить качество технического образования за счет привлечения зарубежных кадров и инвестиций. Уж слишком большой разрыв у нас образовался между специалистами советской школы и специалистами, которые могут работать на современном оборудовании и успешно представлять страну на международных площадках.
Правда, пока все эти филиалы создаются на базе отечественных вузов, которые предоставляют им помещения, а не как отдельные учебные заведения со своими зданиями. Думаю, в перспективе некоторые из них захотят переехать в автономные кампусы, а некоторые предпочтут остаться в зависимости от той базы, которую им предложила наша сторона. Все упирается в финансовые возможности материнских вузов, в их готовность вкладываться в казахстанские «дочки».
- А кто там преподает? Не получится ли так, что под видом зарубежного образования наша молодежь будет получать обычное казахстанское?
- Вряд ли материнские вузы смогут обеспечить свои филиалы в Казахстане на 100% собственным профессорско-преподавательским составом, так как финансово это весьма затратно. Практика показывает, что можно рассчитывать максимум на 40%. Тем более что речь идет именно о топовых специалистах, а они очень дорого стоят, не говоря уже о том, что каждого нужно обеспечить жильем и прочим необходимым. В качестве примера можно вспомнить, сколько претензий было в адрес «Назарбаев Университета» за то, что тот много тратит на приглашенных иностранных специалистов, да и в целом имеет бюджет, равный бюджетам нескольких казахстанских вузов.
Логично предположить, что эти расходы лягут на плечи учащихся, для которых стоимость обучения в филиалах зарубежных университетов окажется на порядок выше, чем в местных вузах. А где взять столько платежеспособных студентов? Ведь те, кто может позволить себе дорогое образование, просто уезжают за рубеж и получают его в головных вузах.
Поэтому, скорее всего, будет выбран упрощенный и менее затратный вариант, когда обучение с участием иностранных преподавателей ведется онлайн либо их отправляют в филиалы только для прочтения специальных курсов лекций (вроде вахтового метода). А это значит, что основной объем работы будут выполнять местные кадры, что в свою очередь значительно усилит конкуренцию за них…
- Но где внутри страны взять столько преподавателей технических дисциплин, уровень которых был бы близок к уровню преподавателей ведущих мировых вузов?
- Полагаю, их просто будут переманивать у местных вузов. Причем спросом будут пользоваться именно те, кто владеет иностранными языками, особенно английским. А таких у нас раз-два и обчелся. Вполне возможно повторение истории, когда Университет Нархоз начинал широко внедрять англоязычное образование и буквально «пылесосил» рынок в поисках подходящих преподавателей. Такой вот побочный эффект. И это при том, что восполнение кадров в сфере образования, особенно «технарей», в Казахстане идет крайне медленно...
- Почему?
- Дело в том, что к образовательной деятельности казахстанских вузов есть конкретное требование: чтобы не менее 40% их преподавателей имели ученую степень, а по некоторым специальностям – 50% и выше. Однако таких кадров в стране очень мало. Еще меньше узких специалистов с ученой степенью технического профиля, к примеру, по таким дисциплинам, как теплоэнергетика, электроэнергетика, машиностроение, транспорт, логистика и т.д. Причем большинство из них защитило кандидатские и докторские диссертации 20-30 и более лет назад. Они либо уже хорошо пристроены, либо приближаются к пенсионному возрасту и мало востребованы на рынке. За оставшихся идет активная борьба, причем в ней участвуют не только вузы, но и бизнес.
Напомню, что с 2010 года ученые степени кандидата и доктора наук в Казахстане не присуждаются, есть лишь PhD. И если в гуманитарных дисциплинах рост численности обладателей этой степени более-менее стабильный, то в технических сферах – очень слабый. Вузы пытаются закрыть эту брешь за счет привлечения практиков, что в целом является неплохой тенденцией, но опять-таки далеко не все из них соответствуют требованиям, которые установило профильное ведомство. Полагаю, что с приходом на наш рынок зарубежных вузов проблема острого дефицита «остепененных» кадров еще больше усугубится.
Кстати, университеты уже поставили перед Министерством науки и высшего образования вопрос о снижении количественного порога, касающегося преподавателей с ученой степенью, по техническим специальностям. Но там пока не решаются на такой шаг, опасаясь ухудшения качества обучения. Тем не менее, предложение изучается. Надеюсь, стороны придут к компромиссу.
- Наверняка филиалы зарубежных вузов тоже будут рассчитывать на помощь государства...
- Да, параллельно с конкуренцией за преподавателей будет разворачиваться и конкуренция за внимание правительства. Точнее, за ресурсы и гранты. Пока эта борьба не столь явная, но через год-два ее ощутят все вузы: и региональные, и центральные, и филиалы зарубежных. Как будут действовать последние? Думаю, сейчас они вложат какую-то часть своих инвестиций и будут смотреть на набор студентов, а затем, чтобы гарантировать окупаемость этих средств, начнут пробивать через профильное министерство необходимое количество государственных грантов, в том числе используя политические инструменты. Тем самым они автоматически вступят в конкуренцию с национальными вузами, которые тоже бьются за госзаказ.
- Чтобы готовить «технарей» такого же уровня, как и в материнских вузах, помимо высококвалифицированного научно-педагогического состава, необходима соответствующая материально-техническая база. Как обстоят дела с этим?
- Да, я согласен, что для подготовки технических кадров недостаточно теоретических знаний. Обязательно потребуются специализированные лаборатории, где студентов будут готовить к освоению практических навыков. И казахстанская сторона, конечно, ждет от зарубежных партнеров конкретных инвестиций в материально-техническую базу. Но это опять-таки будет зависеть от финансовых возможностей и политик материнских вузов. Плюс нужно смотреть на соглашения, которые были с ними заключены: предусмотрены ли в них соответствующие условия? Думаю, филиалы будут стараться соблюсти баланс, ведь инвестировать большие деньги без гарантии полноценного набора студентов – рисковая стратегия.
В любом случае в этом вопросе всем вузам необходима поддержка бизнеса. Но чтобы он проявил интерес к программе их технического оснащения, нужны стимулы. В этом плане показателен опыт наших национальных университетов (например, КазНУ), которые активно работают над привлечением инвестиций для развития своих научно-исследовательских лабораторий. Однако таких пока немного. Кстати, в мире, особенно на Западе, появляется все больше технологий, которые позволяют создавать виртуальные лаборатории, где можно обучаться работе с оборудованием в режиме онлайн, то есть физически не находясь рядом. Есть смысл взять их на вооружение.
- Как вы считаете, а будет ли польза от таких филиалов в плане усиления кадрового потенциала нашей страны?
- Раз уж мы насыщаем свой образовательный рынок филиалами зарубежных вузов, то должны получить хороший экономический эффект. Но для этого Казахстану нужна четкая кадровая стратегия. Нельзя все пускать на самотек, как было раньше, когда на рынок выбрасывали сотни тысяч юристов, экономистов, финансистов, и каждый самостоятельно искал место под солнцем. Все-таки речь идет о технических специалистах, сферы применения которых достаточно узкие. Если, к примеру, через пять лет мы выпустим большое количество высококвалифицированных инженеров, причем англоязычных, но не сможем их трудоустроить, поскольку у нас не будет достаточного количества производственных объектов, то, увы, им придется уезжать работать в Силиконовую долину и другие наукограды. А это значит, что мы просто потратим свои ресурсы на чужие экономики.
Поэтому подготовка специалистов должна идти рука об руку со стратегиями развития конкретных отраслей. Для этого наука, образование, бизнес и правительство должны сесть за один стол и четко определить, сколько специалистов и какого профиля необходимо экономике для нормального развития. Конечно, я не говорю о том, что нужно возвращаться к плановой советской модели с ее госраспределением, когда у выпускников не было выбора (куда направили, там и они работали). Но какие-то ее элементы можно позаимствовать.
Допустим, тот же госзаказ на конкретных специалистов, чтобы студенты уже на 2-3 курсах знали, что после обучения они будут обеспечены работой с хорошими зарплатами. А не так, как это происходит сейчас, когда государство обучает молодых людей за свой счет, причем тратя большие деньги, а их специализации на рынке стоят копейки либо вообще оказываются ненужными. Естественно, у них не будет никакой заинтересованности оставаться в Казахстане.
- Давайте резюмируем. По-вашему, в том, что на наш образовательный рынок заходит большое количество зарубежных вузов, больше плюсов или все-таки минусов?
- Плюсов, конечно, много, и главный из них, на мой взгляд, заключается в том, что в жесткой конкуренции будет улучшаться качество образовательных услуг в стране. Таков закон рынка. Но у этого процесса есть обратная сторона: нужно быть готовыми к тому, что не все вузы выживут в этой борьбе за кадры, студентов и инвестиции. По итогу могут остаться лишь крупные, в том числе имеющие статус национальных, и часть средних. Мелкие вузы первыми окажутся под ударом. Не исключаю, что мы увидим в этой связи разного рода поглощения и слияния.
Причем это касается и зарубежных игроков. Те из них, которые пришли к нам просто за деньгами, не имея четкой задачи готовить качественных специалистов, сами собой отсеются. Ведь в погоне за финансовой поддержкой государства им, как и всем казахстанским вузам, придется отчитываться перед государством о результатах своей деятельности. Поэтому не стоит смотреть на открытие таких филиалов как на панацею. Надо рационально подходить к такого рода сотрудничеству: не все, с кем мы сегодня жмем друг другу руки, завтра оправдают наши надежды.
В целом, думаю, с учетом перечисленных тенденций уже лет через пять карта образовательного рынка Казахстана может сильно измениться...
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Филиалы зарубежных вузов в Казахстане: будет ли от них толк?
4.04.2024, автор Сауле Исабаева.