27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Глобальное управление в новом мире: идеи, институты и место Казахстана
Сегодня, 06:45, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
Николай Кузьмин, политолог
Для Казахстана важнейшей из всех международных организаций является, как известно, ООН. С трибуны ее Генеральной Ассамблеи Нурсултан Назарбаев любил выступать с глобальными инициативами, преимущественно в сфере безопасности и ядерного разоружения. В АП они получали статус президентских поручений, а их исполнение бралось на особый контроль. Исполнителем выступал МИД, причем практически все поручения, даже те, которые поначалу казались невыполнимыми, в конце концов исполнялись.
Титанические усилия казахстанских дипломатов способствовали росту популярности президента Назарбаева у руководства ООН, однако на ситуации в сфере стратегической безопасности и ядерного разоружения никак не отражались. Нетрудно заметить, что сегодня вероятность применения ядерного оружия намного выше, чем в сентябре 1992 года, когда заработал конвейер по производству казахстанских мирных инициатив.
Во многом такое сочетание частного успеха и общего провала, личностного роста и общественной деградации связано с нашей стратегической культурой, которая в центр исторических процессов ставит не государство, а героя. Не случайно в нашей истории мудрое правление и славные победы существуют синхронно с иноземным завоеванием и утратой независимости.
Да и в нашей сегодняшней жизни мы видим то же самое. К чему бы ни стремился, за что бы ни боролся отважный батыр, неподкупный акын или любой другой народный герой – за счастье трудящихся масс, за ядерное разоружение или за свободу слова, итог всегда один. Наш герой получает парламентский мандат, посольский ранг или руководящую должность, а многострадальный народ, ядерное оружие и отечественная журналистика остаются в прежнем состоянии.
Будущее ООН: понизить, но не увольнять
Впрочем, тут мы не уникальны, во многих странах происходит то же самое. Да и чего можно требовать от лидера одного, хоть и очень ответственного государства, если вся Организация Объединенных Наций со всеми ее институтами глобального управления, секретариатом и Советом Безопасности не смогла предотвратить ни одной войны. Вот и политические дебаты, проходившие в конце сентября на 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, заставили скорее усомниться в способности ООН справиться с ролью главного института глобального управления, чем поверить в то, что она остается краеугольным камнем международной системы и т.п.
Отсутствие на этой сессии (не рядовой, а юбилейной) лидеров Китая и России было воспринято как серьезное понижение места ООН в иерархии внешнеполитических приоритетов Москвы и Пекина. А лидер Соединенных Штатов в своем выступлении на сессии не скрывал своего презрения к ООН и к тем целям, которые она ставит перед собой и всем человечеством.
Отсутствие на форуме Владимира Путина ни у кого вопросов не вызвало, хотя было истолковано по-разному – от «боится ареста и прячется в бункере» до «есть дела поважнее». А вот отказ Си Цзиньпина от поездки многих удивил и дал повод для целой серии аналитических статей на Западе. Причина, впрочем, вполне очевидна – китайский лидер потому не приехал, что он уже сказал все, что нужно, на саммите ШОС в Тяньцзине и на торжественных мероприятиях по случаю окончания Второй мировой войны в Пекине. Именно с этих трибун сегодня озвучиваются по-настоящему важные инициативы, например, по глобальному управлению. А что сегодня можно услышать с трибуны ООН? Разве что жалобы на сломанный эскалатор да споры о признании несуществующего государства.
Китайцы, понизив протокольный статус мероприятия, не отказались ни от признания роли ООН в современном и будущем мировом порядке, ни от финансовой поддержки Организации. Кроме того, в Нью-Йорке собрались политические лидеры со всего мира. А Конфуций учил, что не поговорить с человеком, с которым стоит поговорить, – значит потерять человека, а говорить с человеком, с которым не стоит говорить, – значит терять слова. Мудрый человек не теряет ни слов, ни людей. Поэтому в Нью-Йорк был отправлен глава китайского правительства Ли Цян, который кратко ознакомил участников форума с основными положениями последней инициативы Си Цзиньпина. А более детально эту инициативу обсудили в ходе специальной встречи высокого уровня на полях Генеральной Ассамблеи.
Путь к гармонии
В сегодняшнем Китае мировой порядок понимается как проекция гармонии или «дао» (в конфуцианском понимании) на систему международных отношений. У Конфуция гармония должна была существовать в отношениях между пятью парами социальных акторов: правителем и подданными, отцом и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, друзьями и товарищами. У Си Цзиньпина глобальное управление привносит гармонию в пять видов международных отношений: между большими и малыми государствами, между нормами международного права, между унилатерализмом и мультилатерализмом, между интересами человека и интересами государства, между политической риторикой и практикой.
Инициатива по глобальному управлению стала четвертым, и, вполне вероятно, итоговым концептуальным документом, развивающим идею Сообщества единой судьбы человечества, которая была официально представлена Си Цзиньпином на 70-й сессии Генассамблеи ООН в 2015 году. Позднее концепция Сообщества включалась в выступления китайского лидера практически на всех партийных, государственных и международных форумах. В 2017-м ее включили в Устав Компартии Китая, а в 2018-м – в поправки к Конституции КНР. Она неоднократно упоминалась в резолюциях Совета Безопасности и других учреждений ООН, не говоря уже про саммиты ШОС и встречи в формате «Китай плюс Центральная Азия», «Китай плюс Африка» и т.п.
Вкратце содержание этой концепции сводится к необходимости работы по совершенствованию мирового порядка на пяти направлениях – в политике, безопасности, экономике, культуре, экологии. Более детально китайское видение деятельности в этих направлениях было изложено в отдельных инициативах председателя КНР.
В апреле 2022 года на очередной сессии Боаоского азиатского форума Си Цзиньпин выдвинул Глобальную инициативу безопасности, которая включала в себя 6 принципов, 20 приоритетов и 5 платформ и механизмов действий в сфере обеспечения глобальной безопасности.
В сентябре 2021 года на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Си Цзиньпин представил Глобальную инициативу развития, в которой были изложены 6 основных принципов и 8 приоритетных направлений работы по достижению Целей устойчивого развития-2030. Они закрывали экономическое и экологическое направления концепции Сообщества единой судьбы человечества. Итоги работы по реализации этой инициативы были подведены на специальной встрече высокого уровня в ходе 80-й сессии ГА ООН, в которой принял участие и наш президент.
Премьер Ли Цян на встрече с председателем ГА ООН Анналеной Бербок подчеркнул, что инициатива председателя Си Цзиньпина по глобальному управлению также направлена на поддержку ООН. Анналена Бербок со своей стороны заверила, что все четыре инициативы лидера КНР в полной мере соответствуют целям и принципам устава Организации.
Глобальная цивилизационная инициатива, которую можно соотнести с культурным направлением строительства Сообщества единой судьбы человечества, была выдвинута председателем китайской Компартии в 2023 году на заседании «Диалога КПК с миром» (межпартийный форум, запущенный в 2014-м).
До недавнего времени западные и российские эксперты считали, что сама концепция построения Сообщества единой судьбы человечества относится к глобальному управлению. Американские аналитики практически не сомневаются в способности Китая установить контроль над глобальным управлением, причем видят в этом больше плюсов, чем минусов. Тем не менее, на саммите ШОС в Тяньцзине Си Цзиньпин озвучил Инициативу глобального управления как отдельный документ. В нем указаны пять принципов: суверенное равенство государств, верховенство международного права, многосторонность, человекоцентричность и ориентированность на результат.
Все четыре инициативы Си Цзиньнипа, выдвинутые им в развитие концепции Сообщества единой судьбы человечества, были неоднократно пересказаны и прокомментированы на всех языках и во всех странах, устно и письменно, официальными лицами и экспертами. Пока что они не стали популярны ни у нас в Казахстане, ни на уровне глобального политического дискурса. Например, нам трудно отказаться от принципа равенства в пользу гармонии. Но вода камень точит. Со временем все привыкнут к китайской терминологии, а затем забудут и о том, что она китайская. Недавно Дональд Трамп назвал Россию «бумажным тигром», и никто не вспомнил о том, что это китайская идиома, о которой западный мир когда-то узнал от Мао Цзэдуна…
Продолжение следует…
Для Казахстана важнейшей из всех международных организаций является, как известно, ООН. С трибуны ее Генеральной Ассамблеи Нурсултан Назарбаев любил выступать с глобальными инициативами, преимущественно в сфере безопасности и ядерного разоружения. В АП они получали статус президентских поручений, а их исполнение бралось на особый контроль. Исполнителем выступал МИД, причем практически все поручения, даже те, которые поначалу казались невыполнимыми, в конце концов исполнялись.
Титанические усилия казахстанских дипломатов способствовали росту популярности президента Назарбаева у руководства ООН, однако на ситуации в сфере стратегической безопасности и ядерного разоружения никак не отражались. Нетрудно заметить, что сегодня вероятность применения ядерного оружия намного выше, чем в сентябре 1992 года, когда заработал конвейер по производству казахстанских мирных инициатив.
Теперь Касым-Жомарт Токаев с той же трибуны озвучивает наше видение обновленного Совета Безопасности ООН, в котором должно быть выделено место для ответственного среднего государства, то есть для Казахстана. Можно не сомневаться в том, что авторитет нашего президента будет расти, а среднедержавный статус Казахстана будет постоянно отмечаться нашими партнерами по дипломатическому процессу. Но никакой реформы Совбеза ООН в обозримом будущем не произойдет. И наша зависимость от внешних рынков и великих держав ничуть не уменьшится.
Во многом такое сочетание частного успеха и общего провала, личностного роста и общественной деградации связано с нашей стратегической культурой, которая в центр исторических процессов ставит не государство, а героя. Не случайно в нашей истории мудрое правление и славные победы существуют синхронно с иноземным завоеванием и утратой независимости.
Да и в нашей сегодняшней жизни мы видим то же самое. К чему бы ни стремился, за что бы ни боролся отважный батыр, неподкупный акын или любой другой народный герой – за счастье трудящихся масс, за ядерное разоружение или за свободу слова, итог всегда один. Наш герой получает парламентский мандат, посольский ранг или руководящую должность, а многострадальный народ, ядерное оружие и отечественная журналистика остаются в прежнем состоянии.
Будущее ООН: понизить, но не увольнять
Впрочем, тут мы не уникальны, во многих странах происходит то же самое. Да и чего можно требовать от лидера одного, хоть и очень ответственного государства, если вся Организация Объединенных Наций со всеми ее институтами глобального управления, секретариатом и Советом Безопасности не смогла предотвратить ни одной войны. Вот и политические дебаты, проходившие в конце сентября на 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, заставили скорее усомниться в способности ООН справиться с ролью главного института глобального управления, чем поверить в то, что она остается краеугольным камнем международной системы и т.п.
Отсутствие на этой сессии (не рядовой, а юбилейной) лидеров Китая и России было воспринято как серьезное понижение места ООН в иерархии внешнеполитических приоритетов Москвы и Пекина. А лидер Соединенных Штатов в своем выступлении на сессии не скрывал своего презрения к ООН и к тем целям, которые она ставит перед собой и всем человечеством.
Отсутствие на форуме Владимира Путина ни у кого вопросов не вызвало, хотя было истолковано по-разному – от «боится ареста и прячется в бункере» до «есть дела поважнее». А вот отказ Си Цзиньпина от поездки многих удивил и дал повод для целой серии аналитических статей на Западе. Причина, впрочем, вполне очевидна – китайский лидер потому не приехал, что он уже сказал все, что нужно, на саммите ШОС в Тяньцзине и на торжественных мероприятиях по случаю окончания Второй мировой войны в Пекине. Именно с этих трибун сегодня озвучиваются по-настоящему важные инициативы, например, по глобальному управлению. А что сегодня можно услышать с трибуны ООН? Разве что жалобы на сломанный эскалатор да споры о признании несуществующего государства.
Многие выступавшие говорили о необходимости давно назревшей реформы ООН и особенно ее Совета Безопасности. Но чем больше они рассуждали о реформах, тем яснее становилось, что никаких реформ в обозримом будущем не будет. Вероятно, и сами выступавшие не очень верили в их возможность – они, скорее, выражали свою верность повестке, в рамках которой сегодня распределяется международная финансовая помощь.
Китайцы, понизив протокольный статус мероприятия, не отказались ни от признания роли ООН в современном и будущем мировом порядке, ни от финансовой поддержки Организации. Кроме того, в Нью-Йорке собрались политические лидеры со всего мира. А Конфуций учил, что не поговорить с человеком, с которым стоит поговорить, – значит потерять человека, а говорить с человеком, с которым не стоит говорить, – значит терять слова. Мудрый человек не теряет ни слов, ни людей. Поэтому в Нью-Йорк был отправлен глава китайского правительства Ли Цян, который кратко ознакомил участников форума с основными положениями последней инициативы Си Цзиньпина. А более детально эту инициативу обсудили в ходе специальной встречи высокого уровня на полях Генеральной Ассамблеи.
Путь к гармонии
В сегодняшнем Китае мировой порядок понимается как проекция гармонии или «дао» (в конфуцианском понимании) на систему международных отношений. У Конфуция гармония должна была существовать в отношениях между пятью парами социальных акторов: правителем и подданными, отцом и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, друзьями и товарищами. У Си Цзиньпина глобальное управление привносит гармонию в пять видов международных отношений: между большими и малыми государствами, между нормами международного права, между унилатерализмом и мультилатерализмом, между интересами человека и интересами государства, между политической риторикой и практикой.
Инициатива по глобальному управлению стала четвертым, и, вполне вероятно, итоговым концептуальным документом, развивающим идею Сообщества единой судьбы человечества, которая была официально представлена Си Цзиньпином на 70-й сессии Генассамблеи ООН в 2015 году. Позднее концепция Сообщества включалась в выступления китайского лидера практически на всех партийных, государственных и международных форумах. В 2017-м ее включили в Устав Компартии Китая, а в 2018-м – в поправки к Конституции КНР. Она неоднократно упоминалась в резолюциях Совета Безопасности и других учреждений ООН, не говоря уже про саммиты ШОС и встречи в формате «Китай плюс Центральная Азия», «Китай плюс Африка» и т.п.
Вкратце содержание этой концепции сводится к необходимости работы по совершенствованию мирового порядка на пяти направлениях – в политике, безопасности, экономике, культуре, экологии. Более детально китайское видение деятельности в этих направлениях было изложено в отдельных инициативах председателя КНР.
В апреле 2022 года на очередной сессии Боаоского азиатского форума Си Цзиньпин выдвинул Глобальную инициативу безопасности, которая включала в себя 6 принципов, 20 приоритетов и 5 платформ и механизмов действий в сфере обеспечения глобальной безопасности.
В сентябре 2021 года на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Си Цзиньпин представил Глобальную инициативу развития, в которой были изложены 6 основных принципов и 8 приоритетных направлений работы по достижению Целей устойчивого развития-2030. Они закрывали экономическое и экологическое направления концепции Сообщества единой судьбы человечества. Итоги работы по реализации этой инициативы были подведены на специальной встрече высокого уровня в ходе 80-й сессии ГА ООН, в которой принял участие и наш президент.
Сегодня мировое сообщество в целом не может похвастать успехами на пути к ЦУР-2030 (скромный прогресс отмечается лишь по 35% этих целей, по половине из них никакого прогресса нет, а по 18% целей произошел откат). Тогда как китайцы не только успешно достигают этих целей, но и вносят многомиллионные пожертвования в специальные фонды ООН. Поэтому и генеральный секретарь, и все руководство ООН видят в Китае едва ли не своего спасителя.
Премьер Ли Цян на встрече с председателем ГА ООН Анналеной Бербок подчеркнул, что инициатива председателя Си Цзиньпина по глобальному управлению также направлена на поддержку ООН. Анналена Бербок со своей стороны заверила, что все четыре инициативы лидера КНР в полной мере соответствуют целям и принципам устава Организации.
Глобальная цивилизационная инициатива, которую можно соотнести с культурным направлением строительства Сообщества единой судьбы человечества, была выдвинута председателем китайской Компартии в 2023 году на заседании «Диалога КПК с миром» (межпартийный форум, запущенный в 2014-м).
До недавнего времени западные и российские эксперты считали, что сама концепция построения Сообщества единой судьбы человечества относится к глобальному управлению. Американские аналитики практически не сомневаются в способности Китая установить контроль над глобальным управлением, причем видят в этом больше плюсов, чем минусов. Тем не менее, на саммите ШОС в Тяньцзине Си Цзиньпин озвучил Инициативу глобального управления как отдельный документ. В нем указаны пять принципов: суверенное равенство государств, верховенство международного права, многосторонность, человекоцентричность и ориентированность на результат.
Все четыре инициативы Си Цзиньнипа, выдвинутые им в развитие концепции Сообщества единой судьбы человечества, были неоднократно пересказаны и прокомментированы на всех языках и во всех странах, устно и письменно, официальными лицами и экспертами. Пока что они не стали популярны ни у нас в Казахстане, ни на уровне глобального политического дискурса. Например, нам трудно отказаться от принципа равенства в пользу гармонии. Но вода камень точит. Со временем все привыкнут к китайской терминологии, а затем забудут и о том, что она китайская. Недавно Дональд Трамп назвал Россию «бумажным тигром», и никто не вспомнил о том, что это китайская идиома, о которой западный мир когда-то узнал от Мао Цзэдуна…
Продолжение следует…
Похожие статьи
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Кто заплатит за дипломатические победы Казахстана?
11.06.2025, автор Spik.kz.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.