АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Паводки: «Казгидромет» проспал, или же правительство и акиматы оказались «слепоглухими»?

Паводки: «Казгидромет» проспал, или же правительство и акиматы оказались «слепоглухими»?

2.04.2024, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
Сводки, поступающие с мест наводнений, в зоне которых оказались значительные территории на северо-западе, севере и в центральной части Казахстана, напоминают боевые. Как нередко бывало и прежде, героическими усилиями спасателей и выделением больших сумм из резервного фонда правительства наше государство пытается ликвидировать последствия беспечности и безалаберности больших начальников в центре и на местах.

Прогнозы – дело благодарное

Ещё можно понять, когда такого рода бедствия (а в нынешнем году они оказались особенно масштабными и разрушительными) случаются в поймах рек, которые, во-первых, имеют годовой сток в десятки миллиардов кубометров и, во-вторых, являются трансграничными. Там и объёмы воды огромные, и самостоятельно регулировать попуски по их руслам Казахстан не в состоянии, поскольку находится в прямой зависимости от тех государств, с территорий которых они текут, от погодных условий в этих странах, от режима работы имеющихся там водохранилищ и т.д.

Но ведь во время нынешнего паводкового сезона наиболее уязвимыми оказались населённые пункты, инфраструктурные и другие объекты, расположенные вблизи относительно небольших рек, причём либо сугубо наших внутренних (например, Тургая, Эмбы с их среднегодовым стоком в 350-400 миллионов кубометров), либо берущих начало на территории Казахстана (вроде Илека). Именно эти водотоки, питание которых осуществляется, главным образом, за счёт таяния снега в весенний период, широко разлившись, затопили дома, хозяйственные постройки, сельхозугодья, нанесли значительный имущественный ущерб населению и государству.

Между тем, паводки, в отличие от землетрясений и цунами, можно спрогнозировать заранее. Многолетние гидрометрические наблюдения и анализ результатов такого мониторинга, учитывающий, помимо всего прочего, то обстоятельство, что степень водности рек имеет некую цикличность (то есть, повторяется через определённое количество лет), позволяют примерно подсчитать, каким будет сток в предстоящем году. При этом, конечно, должны браться во внимание и актуальные данные: величина снежного покрова в той или иной местности, особенно если зимой выпало очень много снега, глубина промерзания земли и другие.


Существует специальная государственная служба «Казгидромет», на которую возложены задачи, связанные с таким мониторингом, анализом и прогнозированием. В положении, регулирующем её деятельность, записано, что главными задачами этой структуры являются разработка и составление краткосрочных, долгосрочных метеорологических, гидрологических и агрометеорологических прогнозов; проведение систематических гидрометеорологических наблюдений и мониторинга природной среды; предупреждение о возможности возникновения стихийных гидрометеорологических явлений.

Но справляется ли «Казгидромет», в штате которого, как сообщается на его сайте, трудятся свыше трёх тысяч человек (вместе с работниками региональных филиалов), со своими непосредственными обязанностями? Выдаёт ли он более или менее точные прогнозы? Предоставляет ли своевременно соответствующую информацию как центральным, так и местным органам исполнительной власти? Берут ли её во внимание заинтересованные республиканские ведомства и акиматы, руководствуются ли ими при планировании своей работы? Если хотя бы на один из этих вопросов будет получен отрицательный ответ, то в таком случае неудивительно, что чуть ли не каждый год паводки становятся для наших чиновников чем-то неожиданным и воспринимаются ими как внезапно свалившееся на голову стихийное бедствие.


Плёвое отношение

Здесь очень уместно будет сказать о статусе отечественной гидрометеорологической службы. До 1997-го она называлась Главным управлением по гидрометеорологии РК и подчинялась правительству, которое и назначало его руководителя (так было и в поздний советский период). Но потом её реорганизовали в РГП «Казгидромет», ставшее рядовым структурным подразделением Министерства экологии. С тех пор кандидатуру главного гидрометеоролога страны утверждает министр. Иными словами, статус службы сильно понизили. А в условиях Казахстана, где статусности, «весу» того или иного учреждения, его руководителя придаётся большое значение, подобное не проходит бесследно.

20 февраля состоялось заседание правительства, посвящённое предстоящему паводковому сезону. На нём были заслушаны доклады глав нескольких министерств – по чрезвычайным ситуациям, экологии, водных ресурсов и ирригации, транспорта, а также акимов ряда областей. Пригласили ли на заседание генерального директора РГП «Казгидромет» Данару Алимбаеву? Интересовались ли у неё, какая складывается ситуация, где, в каких регионах, в поймах каких рек может возникнуть угроза наводнения? Похоже, что нет.

Но ведь одно дело, когда прогнозы на весну озвучивает (скорее всего, по подготовленной гидрометеорологами бумажке) министр экологии, и совершенно другое, когда выступает человек, несущий персональную ответственность за данное направление. К тому же при непосредственном общении премьер-министр, члены правительства, главы регионов могли задать ей наводящие и уточняющие вопросы. И в таком случае перед ними, вероятно, предстала бы более полная и более объективная картина. На деле же, судя по тому, что мы видим сейчас, этого не произошло. То ли сам «Кагидромет» не владел достоверной информацией и оказался не в состоянии дать правильный прогноз, то ли правительство и акимы не вняли предупреждениям (если они были).

К слову, на тот момент до начала паводков оставалось больше месяца, и за этот период можно было успеть предпринять меры упреждающего характера: где-то прорыть загодя каналы для отвода избыточной воды, которая могла появиться после массового таяния снега, где-то начать взрывать ледостав на реках, чтобы «разгрузить» их русла, где-то приступить к работам по снегозадержанию (когда-то весьма популярным и позволяющим в том числе сохранить в почве влагу для будущих посевов сельхозкультур) и т.д.


В СССР гидрометеорологической службе придавали, можно, сказать, стратегическое значение, понимая, что от её деятельности зависит в том числе обеспечение национальной безопасности. Начиная с середины 1970-х, она называлась Государственным комитетом по гидрометеорологии и контролю природной среды, а его председатель автоматически становился членом союзного правительства. Эту должность на протяжении долгих лет занимал Юрий Израэль, имя которого в 1980-х годах было известно всей стране. А кто-нибудь сегодня в Казахстане знает фамилию руководителя «Казгидромета»? Между тем, она уже четыре года возглавляет РГП.

В соседней России на волне пересмотра всего и вся в «лихие» 1990-е годы аналогичную службу тоже передали в подчинение Министерству экологии. Но в 2004-м одумались: была образована самостоятельная Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу природной среды, руководитель которой назначается премьер-министром. Кстати, на сайте правительства РФ есть подробная стенограмма состоявшейся чуть больше трёх месяцев назад беседы его главы Михаила Мишустина с Юрием Шумаковым, возглавляющим «Росгидромет». Помимо всего прочего, разговор шёл о том, как эта служба прогнозирует и предупреждает паводки, как координирует свою деятельность с другими федеральными органами – министерствами, ведомствами.

Интересно, Данара Алимбаева или кто-либо из её предшественников хотя бы однажды удостаивался чести обстоятельно поговорить тет-а-тет с кем-то из премьер-министров РК? И вообще, достаточная ли роль отводится «Казгидромету» в предупреждении чрезвычайных ситуаций?


Наконец, ещё одно сравнение. В другой соседней с нами стране – Узбекистане – при «Узгидромете» сохранили научно-исследовательский гидрометеорологический институт (НИГМИ), созданный ещё в 1957-м. С его деятельностью можно ознакомиться на сайте nigmi.uz. В Казахстане когда-то тоже было подобное учреждение (КазНИГМИ), которое профессионально готовило в том числе среднесрочные и долгосрочные прогнозы, а также научно-обоснованные рекомендации по превентивным мерам в сфере управления водными ресурсами. Но его сначала перепрофилировали в НИИ экологии и климата, а в 2012-м реорганизовали в АО «Жасыл даму», призванное заниматься реализацией Киотского протокола.

То есть, по сути, гидрометеорология в Казахстане осталась без научного обеспечения…

Похожие статьи

Как в Советском Союзе пытались спасти Аральское море
20.12.2023, автор Женис Дарменов.
Паводки: почему вокруг них в Казахстане каждый год возникает ажиотаж?
18.03.2024, автор Женис Байхожа.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Где жить людям в случае разрушительного землетрясения в Алматы и думают ли об этом власти?
15.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Аналитика » Паводки: «Казгидромет» проспал, или же правительство и акиматы оказались «слепоглухими»?