1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
«Дело Бишимбаева»: общественное мнение и «эффект толпы»
2.05.2024, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
В «деле Бишимбаева», а точнее в общественной реакции на него с особой выпуклостью проявилось то, что мы наблюдали и ранее, но не придавали серьезного значения: мнение большинства у нас в стране становится чем-то вроде абсолютной истины, с которой все обязаны соглашаться. А люди, имеющие иное суждение, боятся высказывать свою позицию и идти против течения, поскольку в этом случае на них может обрушиться волна массового гнева, – даже если они видят в подсудимом садиста, но считают, что в таких делах эмоции не лучший помощник и нужно руководствоваться исключительно нормами закона.
Словом, налицо феномен, который условно можно назвать диктатурой общественного мнения, приобретающего тоталитарные признаки. Чем это можно объяснить? Так называемым «эффектом толпы»? Отсутствием опыта жизни в условиях демократии, предполагающей уважение к мнению меньшинства? Особенностями национального характера? Падением образовательного уровня и соответственно сокращением доли людей, обладающих критическим мышлением? Можно ли при доминировании такого массового сознания построить полноценное гражданское общество? Слово экспертам.
Серик Джаксылыков, социолог:
«Желание лицезреть казнь до сих пор не выветрилось из общества»
- В прошлые века во всем мире были очень популярны публичные казни (через обезглавливание, повешение, сожжение и т.д.). Как правило, они проводились на площадях, куда стекалось большое количество людей всех возрастов и сословий, а также торговцев, артистов, циркачей и т.д. По сути, процесс жестокой казни человека превращали в массовое зрелище, в театральное шоу. И толпа радостно в этом участвовала.
Сегодня, в 21-м веке, мы наблюдаем нечто подобное, но уже облеченное в цивилизованную форму – к примеру, под видом борьбы за справедливость. Да, современное общество стало более гуманным, однако желание лицезреть казнь из него до сих пор не выветрилось. Судя по всему, оно (желание) пребывает в латентном состоянии и ждет удобного случая, чтобы вырваться наружу.
И власть это прекрасно понимает. Если Бишимбаев снова легко отделается, то это рикошетом ударит по ней самой. Моментально рухнет миф о «новом и справедливом Казахстане», а вместе с ним и остатки народного доверия. Поэтому она сразу открестилась от подозреваемого и устроила показательный суд, где все идет к назначению максимально возможного срока наказания.
Бывший министр в ответ пошел на открытый процесс, дабы весь мир увидел изъяны нашей судебной системы. И действительно, то, как собираются и преподносятся доказательства, как ведут себя прокуроры и судья, оставляет желать лучшего. К слову, некоторые эксперты-юристы уже признались, что им стыдно за низкий уровень профессионализма в системе правосудия.
При этом я не согласен с утверждением, что происходящее - яркий пример «эффекта толпы». Это, скорее, массовое стремление наказать заворовавшихся чиновников и остановить насилие против женщин. Да, мнение большинства сейчас воспринимается как единственно правильное, но это нормальная практика. На выборах тоже выигрывает тот, кто набирает наибольшее количество голосов. Вот если бы на месте Бишимбаева сидел другой человек, скажем так, нейтральный (не имеющий или не имевший отношения к власти), вина которого не была бы столь очевидной, то в таком случае еще можно было бы говорить о диктате толпы. Но поскольку защищать или оправдывать экс-министра (тем более что сам он не отрицает, что довёл молодую женщину до убийства) – дело бессмысленное и безнадежное, меньшинство предпочитает держать свое мнение при себе, чтобы не выглядеть глупо. То есть всё куда проще, чем вам кажется, и не стоит углубляться в какие-то социологические теории.
Айман Жусупова, политолог, руководитель проектов Eurasian center for people management:
«Ситуация оценивается трезво, а не под влиянием толпы»
- Вопрос очень сложный и многосоставной. Начнем с «эффекта толпы». Человек действительно может стыдиться высказывать свою точку зрения, если оно отличается от того, которое транслирует большинство, особенно лидеры мнений. Этим, в частности, пользуются вербовщики, которые через соцсети завлекают граждан в экстремистские группировки. Как выяснил в ходе своих исследований известный американский психолог Соломон Аш, люди часто принимают точку зрения большинства, даже если она заведомо неверная и даже если им при этом приходится отрицать собственные ощущения.
В целом исследователи, описывая феномен толпы, говорят о свойственной ей нетерпимости и авторитарности суждений, а также о том, что она исходит только из позиции силы, слышит только ясные выражения и жесткие доводы. Попадая в толпу, человек как бы «заражается» ее психическим или психоэмоциональным состоянием/настроением, утрачивает рациональный контроль, его способность к критическому восприятию происходящего снижается.
На мой взгляд, происходящие сейчас процессы как раз свидетельствуют о том, что в стране идет становление гражданского общества и развитие института общественного мнения как одной из его составных частей. Считается, что для того, чтобы общественное мнение утвердилось в качестве института гражданского общества, необходимо развитие независимых СМИ, через которые оно будет способно влиять на политическую повестку дня. Сегодня к их числу, безусловно, можно отнести и блоги лидеров общественного мнения, и социальные сети, где все желающие могут рассуждать, представлять свои аргументы на тот или иной счет.
Что касается конкретно «дела Бишимбаева», то достаточно четко видно, что общество очень структурно и детально рассматривает все его нюансы, анализирует ситуацию со всех сторон. Поэтому все чаще стали звучать те же аргументы о необходимости финансовой независимости женщин. И это, в частности, говорит о том, что ситуация оценивается трезво, а не под влиянием толпы.
Ну и подводя итог, стоит отметить, что всеобщее внимание к «делу Бишимбаева» приковано именно в контексте множества давно назревших и вызывавших недовольство граждан факторов, в первую очередь таких, как насилие в отношении женщин и отсутствие доверия к системе правосудия в стране.
Словом, налицо феномен, который условно можно назвать диктатурой общественного мнения, приобретающего тоталитарные признаки. Чем это можно объяснить? Так называемым «эффектом толпы»? Отсутствием опыта жизни в условиях демократии, предполагающей уважение к мнению меньшинства? Особенностями национального характера? Падением образовательного уровня и соответственно сокращением доли людей, обладающих критическим мышлением? Можно ли при доминировании такого массового сознания построить полноценное гражданское общество? Слово экспертам.
Серик Джаксылыков, социолог:
«Желание лицезреть казнь до сих пор не выветрилось из общества»
- В прошлые века во всем мире были очень популярны публичные казни (через обезглавливание, повешение, сожжение и т.д.). Как правило, они проводились на площадях, куда стекалось большое количество людей всех возрастов и сословий, а также торговцев, артистов, циркачей и т.д. По сути, процесс жестокой казни человека превращали в массовое зрелище, в театральное шоу. И толпа радостно в этом участвовала.
Сегодня, в 21-м веке, мы наблюдаем нечто подобное, но уже облеченное в цивилизованную форму – к примеру, под видом борьбы за справедливость. Да, современное общество стало более гуманным, однако желание лицезреть казнь из него до сих пор не выветрилось. Судя по всему, оно (желание) пребывает в латентном состоянии и ждет удобного случая, чтобы вырваться наружу.
Возможно, «дело Бишимбаева» - как раз такой случай. На скамье подсудимых – выходец из «золотой молодежи», коррупционер, типичный представитель бюрократии, не по заслугам занимавший высокие должности, и пример вседозволенности. Это некий собирательный образ всех чиновников современного Казахстана, а значит, однозначно отрицательный персонаж в глазах общества. И тут уже можно не скрывать своей жажды расправы. Как и много лет назад, люди с предвкушением ждут приговора, причем обязательно самого сурового...
И власть это прекрасно понимает. Если Бишимбаев снова легко отделается, то это рикошетом ударит по ней самой. Моментально рухнет миф о «новом и справедливом Казахстане», а вместе с ним и остатки народного доверия. Поэтому она сразу открестилась от подозреваемого и устроила показательный суд, где все идет к назначению максимально возможного срока наказания.
Бывший министр в ответ пошел на открытый процесс, дабы весь мир увидел изъяны нашей судебной системы. И действительно, то, как собираются и преподносятся доказательства, как ведут себя прокуроры и судья, оставляет желать лучшего. К слову, некоторые эксперты-юристы уже признались, что им стыдно за низкий уровень профессионализма в системе правосудия.
При этом я не согласен с утверждением, что происходящее - яркий пример «эффекта толпы». Это, скорее, массовое стремление наказать заворовавшихся чиновников и остановить насилие против женщин. Да, мнение большинства сейчас воспринимается как единственно правильное, но это нормальная практика. На выборах тоже выигрывает тот, кто набирает наибольшее количество голосов. Вот если бы на месте Бишимбаева сидел другой человек, скажем так, нейтральный (не имеющий или не имевший отношения к власти), вина которого не была бы столь очевидной, то в таком случае еще можно было бы говорить о диктате толпы. Но поскольку защищать или оправдывать экс-министра (тем более что сам он не отрицает, что довёл молодую женщину до убийства) – дело бессмысленное и безнадежное, меньшинство предпочитает держать свое мнение при себе, чтобы не выглядеть глупо. То есть всё куда проще, чем вам кажется, и не стоит углубляться в какие-то социологические теории.
Айман Жусупова, политолог, руководитель проектов Eurasian center for people management:
«Ситуация оценивается трезво, а не под влиянием толпы»
- Вопрос очень сложный и многосоставной. Начнем с «эффекта толпы». Человек действительно может стыдиться высказывать свою точку зрения, если оно отличается от того, которое транслирует большинство, особенно лидеры мнений. Этим, в частности, пользуются вербовщики, которые через соцсети завлекают граждан в экстремистские группировки. Как выяснил в ходе своих исследований известный американский психолог Соломон Аш, люди часто принимают точку зрения большинства, даже если она заведомо неверная и даже если им при этом приходится отрицать собственные ощущения.
В целом исследователи, описывая феномен толпы, говорят о свойственной ей нетерпимости и авторитарности суждений, а также о том, что она исходит только из позиции силы, слышит только ясные выражения и жесткие доводы. Попадая в толпу, человек как бы «заражается» ее психическим или психоэмоциональным состоянием/настроением, утрачивает рациональный контроль, его способность к критическому восприятию происходящего снижается.
Поэтому да, можно говорить о том, что «эффект толпы» подразумевает авторитарность суждений. Но я бы все же не сводила его к феномену общественного мнения – это не однозначные понятия. Под таким мнением подразумевается наиболее популярная идея, принятая большинством в ходе долгих споров. Оно как бы выполняет роль арбитра, когда в процессе общественной дискуссии выдвигаются различные предположения, альтернативные проекты, способствующие выбору наиболее приемлемых решений. То есть «эффект толпы» – это всего лишь один из этапов формирования общественного мнения, один из этапов общественной дискуссии в момент ее эскалации.
На мой взгляд, происходящие сейчас процессы как раз свидетельствуют о том, что в стране идет становление гражданского общества и развитие института общественного мнения как одной из его составных частей. Считается, что для того, чтобы общественное мнение утвердилось в качестве института гражданского общества, необходимо развитие независимых СМИ, через которые оно будет способно влиять на политическую повестку дня. Сегодня к их числу, безусловно, можно отнести и блоги лидеров общественного мнения, и социальные сети, где все желающие могут рассуждать, представлять свои аргументы на тот или иной счет.
Что касается конкретно «дела Бишимбаева», то достаточно четко видно, что общество очень структурно и детально рассматривает все его нюансы, анализирует ситуацию со всех сторон. Поэтому все чаще стали звучать те же аргументы о необходимости финансовой независимости женщин. И это, в частности, говорит о том, что ситуация оценивается трезво, а не под влиянием толпы.
Ну и подводя итог, стоит отметить, что всеобщее внимание к «делу Бишимбаева» приковано именно в контексте множества давно назревших и вызывавших недовольство граждан факторов, в первую очередь таких, как насилие в отношении женщин и отсутствие доверия к системе правосудия в стране.
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
«Дело Бишимбаева»: диктат общественного мнения над правовой культурой?
23.04.2024, автор Баян Ахмет.
«Дело Бишимбаева»: нельзя, чтобы эмоции и общественное мнение повлияли на приговор
9.04.2024, автор Сауле Исабаева.