7.06.2024, автор Spik.kz.
Город Алатау: как бы Казахстан не получил «Нью-Васюки» вместо мегаполиса
29.07.2024, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
В январе 2024 года решением главы государства был образован новый город Алатау. В случае реализации всех планов по его развитию к 2050-му он станет еще одним городом-«миллионником» в Казахстане. Однако насколько сам Казахстан готов к реализации такого проекта?
Сначала несколько базовых «скучных» цифр:
1. Население «сокращенной» Алматинской области сконцентрировано в Алматинской агломерации. В радиусе 100 км от Алматы проживает абсолютное большинство (свыше 85%) населения этого региона. На отдаленные районы (Балхашский, Кегенский, Нарынкольский, Уйгурский) приходится менее 15% – в них в совокупности проживают лишь около 170 тыс. человек. Поэтому будет справедливо сказать, что фактически вся Алматинская область стала сейчас пригородом Алматы.
2. Едва ли не все трудоспособное население области так или иначе связано с экономическими процессами в городе Алматы, зависит от них. Одна только ежесуточная трудовая миграция (утром – в город на работу/учебу, вечером – из города домой) оценивается экспертами по транспортным потокам в 400 тысяч человек (около половины трудоспособного населения области).
3. Площадь нового города Алатау – 965 квадратных километров, что превышает размеры соседнего Алматы. Его население, согласно заложенным в проект планам, к 2050 году достигнет 2 миллиона человек – это 10% от нынешней численности жителей Казахстана и сопоставимо с количеством постоянно проживающих в современном Алматы. Географически же новый город – самая обычная часть Алматинской агломерации.
4. Заявленная цифра в 2 миллиона предполагает ежегодную внутристрановую миграцию в город Алатау примерно 80 тысяч человек до 2050-го, что сопоставимо с количеством переезжающих из других регионов страны в Астану и Алматы вместе взятые. Сама по себе такая оценка ежегодной внутренней миграции очень высока, если только не предположить резкого упрощения процедуры приема внешних мигрантов в РК. Однако подобных планов правительство пока не озвучивало.
5. В итоге совокупно Казахстан получает сверхвысокую концентрацию жителей на небольшом участке своей территории – 4-5 миллионов человек из 20 миллионов уже имеющихся и примерно из 30 миллионов, ожидаемых к 2050 году. То есть 15-25% всего населения страны. Нужно особо подчеркнуть, что столь высокая концентрация создается в сейсмоопасном регионе, который соединяется с остальной территорией республики лишь двумя автомобильными и двумя железными дорогами.
6. Предполагается, что город Алатау будет специализироваться в основном на обрабатывающей промышленности и логистике. В рамках проекта заявлено создание 985 тысяч рабочих мест. Реалистичность этой цифры применительно именно к обрабатывающей промышленности вызывает сомнения – такое количество технически подготовленных специалистов придется собирать со всего Казахстана. Причем в первую очередь из старых промышленных центров: Караганды-Темиртау, Павлодара-Экибастуза, Усть-Каменогорска, Костаная-Рудного и т.п. Которые и без того испытывают дефицит квалифицированных кадров в соответствующих отраслях.
7. Индустриальный центр заявленного масштаба – это всегда вопрос обеспеченности электроэнергией. В Алматинской области ее источником может выступать либо АЭС, либо крупная угольная ТЭС (сопоставимая по мощности с Экибастузскими ГРЭС). Однако решение относительно строительства АЭС в поселке Улькен еще не получило одобрения на референдуме. А кроме того, сам процесс строительства полноценной станции (в случае положительного решения по итогам всенародного голосования) занимает 10-12 лет, и только по прошествии этого срока промышленные предприятия, размещаемые в городе Алатау, могут получить гарантированный доступ к электроэнергии. Таким образом, ключевой вопрос для создания нового мегаполиса – предстоящий референдум по АЭС. Авторы проекта не рассмотрели вариант, при котором большинство казахстанцев может сказать «нет» строительству станции.
Есть еще один момент, который почему-то остается за скобками текущих дискуссий: концентрация столь значительного количество жителей имеет и бюрократический аспект. Ведь в таком случае должен быть поставлен вопрос о придании городу республиканского статуса – по аналогии с Астаной, Алматы и Шымкентом. Он должен быть выведен из подчинения акимату Алматинской области и стать самостоятельным регионом. Это было бы логично, поскольку акимат Алматинской области и без того «загружен» вопросами развития нового областного центра – города Конаев, в котором формируется образовательный кластер (перевод туда четырех крупных вузов) в дополнение к «блэк-джеку» и пляжному отдыху.
Возможно, пока на проекте еще «не высохли» чернила, его необходимо существенно урезать. Скажем, сократить потенциальную численность населения до реалистичных 250-300 тысяч человек. Тесно увязать планы развития уменьшенного варианта города со строительством электростанции (АЭС либо ТЭС) и промышленных предприятий (главное требование – привлекать население в Алатау только после того, как появятся реальные рабочие места в производственном секторе). Убрать из концепции прожектерство в виде создания третьего финансового центра – зачем он нужен при наличии аналогичных финансовых центров в Астане и Алматы?
Главный риск проекта заключается в том, что индустриальный кластер в складывающихся стартовых условиях не будет создан (либо создан в сильно сокращенном варианте), и вместо нового мегаполиса Казахстан может получить «Нью-Васюки» – еще один огромный «спальный район» к северу от Алматы с населением, которое де-факто будет работать в южной столице и оказывать дополнительное социальное давление на всю инфраструктуру. При этом сейчас никакой избыточной обеспеченности коммунальными сетями в районе поселка Жетыген нет – ее еще предстоит создать.
В Алматы уже наблюдается самая высокая молодежная безработица. Стихийная миграция не позволяет местному акимату организовать нормальную работу социальных служб, обеспечивающих адаптацию мигрантов. Не успевают за ростом численности населения и коммунальные службы – предприятия, занимающиеся электро-, водо- и газоснабжением, вывозом твердых бытовых отходов.
Фактически можно говорить о формировании автономной самоподдерживающейся среды, воспроизводящей бедность и девиантные модели поведения. У государства нет механизмов работы в этой среде, которые бы позволили в относительно короткие сроки изменить социальный статус населения.
А в случае дополнительной концентрации 2-х миллионов человек в городе Алатау давление социальной протестности и девиантного поведения на Алматы еще больше возрастет.
Сначала несколько базовых «скучных» цифр:
1. Население «сокращенной» Алматинской области сконцентрировано в Алматинской агломерации. В радиусе 100 км от Алматы проживает абсолютное большинство (свыше 85%) населения этого региона. На отдаленные районы (Балхашский, Кегенский, Нарынкольский, Уйгурский) приходится менее 15% – в них в совокупности проживают лишь около 170 тыс. человек. Поэтому будет справедливо сказать, что фактически вся Алматинская область стала сейчас пригородом Алматы.
2. Едва ли не все трудоспособное население области так или иначе связано с экономическими процессами в городе Алматы, зависит от них. Одна только ежесуточная трудовая миграция (утром – в город на работу/учебу, вечером – из города домой) оценивается экспертами по транспортным потокам в 400 тысяч человек (около половины трудоспособного населения области).
3. Площадь нового города Алатау – 965 квадратных километров, что превышает размеры соседнего Алматы. Его население, согласно заложенным в проект планам, к 2050 году достигнет 2 миллиона человек – это 10% от нынешней численности жителей Казахстана и сопоставимо с количеством постоянно проживающих в современном Алматы. Географически же новый город – самая обычная часть Алматинской агломерации.
4. Заявленная цифра в 2 миллиона предполагает ежегодную внутристрановую миграцию в город Алатау примерно 80 тысяч человек до 2050-го, что сопоставимо с количеством переезжающих из других регионов страны в Астану и Алматы вместе взятые. Сама по себе такая оценка ежегодной внутренней миграции очень высока, если только не предположить резкого упрощения процедуры приема внешних мигрантов в РК. Однако подобных планов правительство пока не озвучивало.
5. В итоге совокупно Казахстан получает сверхвысокую концентрацию жителей на небольшом участке своей территории – 4-5 миллионов человек из 20 миллионов уже имеющихся и примерно из 30 миллионов, ожидаемых к 2050 году. То есть 15-25% всего населения страны. Нужно особо подчеркнуть, что столь высокая концентрация создается в сейсмоопасном регионе, который соединяется с остальной территорией республики лишь двумя автомобильными и двумя железными дорогами.
6. Предполагается, что город Алатау будет специализироваться в основном на обрабатывающей промышленности и логистике. В рамках проекта заявлено создание 985 тысяч рабочих мест. Реалистичность этой цифры применительно именно к обрабатывающей промышленности вызывает сомнения – такое количество технически подготовленных специалистов придется собирать со всего Казахстана. Причем в первую очередь из старых промышленных центров: Караганды-Темиртау, Павлодара-Экибастуза, Усть-Каменогорска, Костаная-Рудного и т.п. Которые и без того испытывают дефицит квалифицированных кадров в соответствующих отраслях.
7. Индустриальный центр заявленного масштаба – это всегда вопрос обеспеченности электроэнергией. В Алматинской области ее источником может выступать либо АЭС, либо крупная угольная ТЭС (сопоставимая по мощности с Экибастузскими ГРЭС). Однако решение относительно строительства АЭС в поселке Улькен еще не получило одобрения на референдуме. А кроме того, сам процесс строительства полноценной станции (в случае положительного решения по итогам всенародного голосования) занимает 10-12 лет, и только по прошествии этого срока промышленные предприятия, размещаемые в городе Алатау, могут получить гарантированный доступ к электроэнергии. Таким образом, ключевой вопрос для создания нового мегаполиса – предстоящий референдум по АЭС. Авторы проекта не рассмотрели вариант, при котором большинство казахстанцев может сказать «нет» строительству станции.
Есть еще один момент, который почему-то остается за скобками текущих дискуссий: концентрация столь значительного количество жителей имеет и бюрократический аспект. Ведь в таком случае должен быть поставлен вопрос о придании городу республиканского статуса – по аналогии с Астаной, Алматы и Шымкентом. Он должен быть выведен из подчинения акимату Алматинской области и стать самостоятельным регионом. Это было бы логично, поскольку акимат Алматинской области и без того «загружен» вопросами развития нового областного центра – города Конаев, в котором формируется образовательный кластер (перевод туда четырех крупных вузов) в дополнение к «блэк-джеку» и пляжному отдыху.
В условиях традиционного дефицита ресурсов руководство области будет вынуждено в большей степени делать акцент на потребностях областного центра, а индустриальные проекты неизбежно уйдут на периферию внимания. Именно поэтому город Алатау и должен получить республиканский статус – чтобы не зависеть от настроений в областном акимате.
Возможно, пока на проекте еще «не высохли» чернила, его необходимо существенно урезать. Скажем, сократить потенциальную численность населения до реалистичных 250-300 тысяч человек. Тесно увязать планы развития уменьшенного варианта города со строительством электростанции (АЭС либо ТЭС) и промышленных предприятий (главное требование – привлекать население в Алатау только после того, как появятся реальные рабочие места в производственном секторе). Убрать из концепции прожектерство в виде создания третьего финансового центра – зачем он нужен при наличии аналогичных финансовых центров в Астане и Алматы?
Главный риск проекта заключается в том, что индустриальный кластер в складывающихся стартовых условиях не будет создан (либо создан в сильно сокращенном варианте), и вместо нового мегаполиса Казахстан может получить «Нью-Васюки» – еще один огромный «спальный район» к северу от Алматы с населением, которое де-факто будет работать в южной столице и оказывать дополнительное социальное давление на всю инфраструктуру. При этом сейчас никакой избыточной обеспеченности коммунальными сетями в районе поселка Жетыген нет – ее еще предстоит создать.
В Алматы уже наблюдается самая высокая молодежная безработица. Стихийная миграция не позволяет местному акимату организовать нормальную работу социальных служб, обеспечивающих адаптацию мигрантов. Не успевают за ростом численности населения и коммунальные службы – предприятия, занимающиеся электро-, водо- и газоснабжением, вывозом твердых бытовых отходов.
Фактически можно говорить о формировании автономной самоподдерживающейся среды, воспроизводящей бедность и девиантные модели поведения. У государства нет механизмов работы в этой среде, которые бы позволили в относительно короткие сроки изменить социальный статус населения.
События января 2022 года показали тесную взаимосвязь крупнейшего города страны и прилегающих районов Алматинской области. Они должны рассматриваться как единый социально-экономический организм, что часто не учитывается как региональными, так и центральными административными органами. Проблемы Алматы и области «перетекают друг в друга» и не могут рассматриваться изолированно.
А в случае дополнительной концентрации 2-х миллионов человек в городе Алатау давление социальной протестности и девиантного поведения на Алматы еще больше возрастет.
Похожие статьи
Стресс-тест регионов Казахстана: макрорегион Юго-Восток
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Исмаил Юсупов: почему замалчивают имя бывшего главы Казахстана?
12.04.2024, автор Бахыт Жанаберген.