24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Если завтра война… Чью сторону займёт Казахстан?
7.08.2024, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
Призрак войны бродит по планете. Политики все чаще говорят об угрозе глобального конфликта, а в СМИ появляются неутешительные заголовки над публикациями о грядущей третьей мировой войне. Какую позицию займет Казахстан в случае эскалации насилия? И есть ли у нашей страны шанс сохранить свою многовекторную политику в условиях возможной войны «всех против всех»? С такими вопросами мы обратились к политологу Замиру Каражанову.
– Как вы оцениваете вероятность большой войны в мире, учитывая тот факт, что сегодня о ней стали очень часто говорить?
– Такая опасность есть, и в последнее время она возрастает. Стрелки «часов судного дня», которые двигают ученые, сейчас находятся в положении 90 секунд до полуночи. Что означает приближение глобальной войны. Но если ссылаться на точные данные, то лучше обратиться к докладу Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI). Согласно ему, в прошлом году суммарные расходы на оборону достигли рекордного значения в 2,4 трлн. долларов. Из них 1,3 трлн., или 55%, пришлись на страны НАТО.
Причем внутри альянса в лидеры по росту военных расходов вышли страны Европы – те самые, которые с 1990-х годов сокращали их. В то время как оборонный бюджет США по отношению к ВВП снизился с 3,5% до 3,4%, хотя в абсолютном денежном выражении он вырос на 39 млрд. долларов. Тенденция говорит о том, что «европейская архитектура безопасности», более полувека поддерживавшая стабильность в еврозоне, сегодня переживает кризис. На это указывает и тот факт, что в 2023 году сразу две нейтральные страны – Швеция и Финляндия – вступили в НАТО.
На фоне «гонки вооружения» в мире Центральная Азия представляет собой «оазис непоколебимости»: здесь в прошлом году расходы на оборону снизились до 5,3%. Но в оценку Стокгольмского института не попали Узбекистан и Таджикистан. Можно допустить, что Ташкент сохраняет рассматриваемую статью затрат на прежнем уровне, поскольку больше озабочен усилением экономического потенциала. Если нет прямой военной угрозы, то в рамках такой политики оборонный бюджет не увеличивают. А вот у Душанбе не заладились отношения с новыми властями Афганистана, что может подтолкнуть его к выделению дополнительных средств на содержание и оснащение Вооруженных сил.
Из роста военных расходов не следует, что завтра будет война. Динамика изменения этого показателя позволяет понять, как политическое и военное руководство той или иной страны видит развитие ситуации в мире и в своем регионе, насколько оно готово прибегнуть к применению силы. Часто это приводит к росту локальных конфликтов. Для глобальной войны требуется также «блоковое» противостояние государств, а сегодня на планете наблюдается разобщенность. Однако нынешний хаос способен породить новый порядок, в основе которого окажутся новые военно-политические блоки.
– Может ли Казахстан получить преимущества из противостояния России, Китая и Запада?
– Маловероятно. Казахстан проводит многовекторную политику, и в условиях военного конфликта между ключевыми внешнеполитическим партнерами ему будет трудно поддерживать сотрудничество с ними. В таком случае Астане придется искать варианты минимизации ущерба от противостояния крупных государств.
– Мы подошли к теме многовекторной политики… Казахстан продолжает придерживаться ее и сотрудничать со странами, между которыми есть серьезные разногласия. При этом не отдавая предпочтения ни одной из них. Как долго он сможет так балансировать?
– Смену парадигмы внешней политики государства обычно вызывают два обстоятельства. Первое – это радикальные изменения в руководстве страны, чего у нас не было (власть перешла по принципу преемственности). Второе – «геополитический шок», с которым может столкнуться страна. Под ним подразумеваются внешние факторы, несущие прямую угрозу существованию государства, его суверенитету и территориальной целостности, а также жизни и здоровью граждан. К примеру, типичным «геополитическим шоком» для Швеции и Финляндии в 2022-м стал военный конфликт между Россией и Украиной. В результате две страны, которые в период «холодной войны» сохраняли нейтральный статус, уже через год оказались в НАТО. Казахстан же пока сталкивается с издержками «мирового беспорядка», но никак не с угрозами своему существованию.
– Если текущая тенденция в мире закончится большой войной, то чью сторону займет Казахстан?
– Нет такого требования занимать чью-либо сторону. В годы второй мировой войны Швейцария, даже находясь в географическом эпицентре конфликта, сохраняла нейтральный статус. Подобной же позиции в период «холодной войны» придерживалась Финляндия, граничившая с СССР. Чтобы избежать участия в такого рода противостоянии, нужно дистанцироваться от него и исключить использование своей территории против кого-либо из его участников.
Также можно с определенной долей уверенности утверждать, что Казахстан предпримет меры к тому, чтобы исключить втягивание в войну других стран Центральной Азии. Тем более что одна из них, Туркменистан, уже имеет нейтральный статус. Подобные шаги снизят вероятность того, что война доберётся до региона. Такой курс позволит Казахстану создать себе «тихую гавань», где можно переждать глобальные неурядицы.
Решить эту задачу можно, заключив с соседями соответствующие соглашения, причем некоторые из них уже есть на руках. Еще в 2006-м страны Центральной Азии подписали договор о создании «безъядерной зоны», который запрещает размещать в регионе ядерное оружие и средства его доставки. В июле 2022-го в Чолпон-Ате лидеры пяти государств подписали «Договор о добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке». Согласно ему, наши страны «обязуются не допускать использования своих территорий, систем коммуникаций и другой инфраструктуры третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности, стабильности, конституционному строю и территориальной целостности какой-либо другой из Договаривающихся Сторон». Также они «обязуются не вступать в военные союзы, блоки либо в иные объединения государств, направленные против Договаривающихся Сторон».
Очевидно, что договор стал ответом на возрастающие геополитические вызовы. В двухсторонних же соглашениях с соседями Астана отмечает необходимость воздерживаться от односторонних действий, а спорные вопросы решать в рамках переговоров.
У казахстанской позиции есть своя логика. В китайском трактате Сунь-Цзы «Искусство войны» говорится, что война ведет либо к «безопасности», либо к «разрушению». Но она никогда не приводила к «благополучию». А значит, в большой войне заведомо выиграет тот, кто в ней не участвует.
– Но Казахстан состоит в ОДКБ, и цепная реакция может привести к тому, что наша страна, сама того не желая, будет вовлечена в большой конфликт. Насколько это вероятно?
– НАТО и Россия готовятся к военным вызовам, но не вынашивают планов нападать друг на друга. По крайней мере, в этом заверяют нас их первые лица. Кроме того, давайте оставаться реалистами. Военный потенциал ОДКБ очень далек от аналогичного показателя Организации Варшавского договора (которая противостояла НАТО в период «холодной войны»), чтобы бросать вызов западному альянсу. Дробинкой слона не убьёшь, и, чтобы начать охоту на него, требуется куда более мощное оружие. Это обстоятельство также снижает риск прямого военного конфликта между североатлантическим альянсом и Россией. К тому же ОДКБ не создавалась в качестве глобального военного союза.
– На ваш взгляд, у Казахстана, «зажатого» между РФ и Китаем, есть какой-то выбор, с кем ему сотрудничать?
– Саммит НАТО показал, что санкционное давление на Россию будет только нарастать. Не повышает ли это риски попадания Казахстана под вторичные санкции?
– Риски усиливаются для РФ, а Казахстан только учитывает санкции. Под них могут попасть компании и прочие юридические и физические лица, нарушающие санкционный режим, но не государство. Кроме того, следует понимать логику западных санкций. Они направлены не на уничтожение РФ, а только на то, чтобы повлиять на ее внешнюю политику. Геополитические риски должны были закладываться во внешнюю политику РФ – в смысле учитываться ею. В том числе возможность поддерживать сотрудничество с другими странами в условиях санкционного давления…
– Как вы оцениваете вероятность большой войны в мире, учитывая тот факт, что сегодня о ней стали очень часто говорить?
– Такая опасность есть, и в последнее время она возрастает. Стрелки «часов судного дня», которые двигают ученые, сейчас находятся в положении 90 секунд до полуночи. Что означает приближение глобальной войны. Но если ссылаться на точные данные, то лучше обратиться к докладу Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI). Согласно ему, в прошлом году суммарные расходы на оборону достигли рекордного значения в 2,4 трлн. долларов. Из них 1,3 трлн., или 55%, пришлись на страны НАТО.
Причем внутри альянса в лидеры по росту военных расходов вышли страны Европы – те самые, которые с 1990-х годов сокращали их. В то время как оборонный бюджет США по отношению к ВВП снизился с 3,5% до 3,4%, хотя в абсолютном денежном выражении он вырос на 39 млрд. долларов. Тенденция говорит о том, что «европейская архитектура безопасности», более полувека поддерживавшая стабильность в еврозоне, сегодня переживает кризис. На это указывает и тот факт, что в 2023 году сразу две нейтральные страны – Швеция и Финляндия – вступили в НАТО.
Что касается наших ближайших крупных соседей, Китая и России, то их военные затраты тоже выросли – соответственно до 1,7% и 5,9% относительно ВВП, и по этому показателю они вошли в топ-10 стран мира. Несет ли это угрозу Казахстану? Очевидно, что нет, так как смета расходов РФ и КНР связана с положением дел в Европе и Азии, а не с ситуацией в «срединной» Евразии, где мы находимся. Кстати, по данным SIPRI, в 2023 году в мире отмечался не только рост оборонных бюджетов, но и процесс наращивания и модернизации ядерного арсенала. А это оружие не используют в локальных конфликтах.
На фоне «гонки вооружения» в мире Центральная Азия представляет собой «оазис непоколебимости»: здесь в прошлом году расходы на оборону снизились до 5,3%. Но в оценку Стокгольмского института не попали Узбекистан и Таджикистан. Можно допустить, что Ташкент сохраняет рассматриваемую статью затрат на прежнем уровне, поскольку больше озабочен усилением экономического потенциала. Если нет прямой военной угрозы, то в рамках такой политики оборонный бюджет не увеличивают. А вот у Душанбе не заладились отношения с новыми властями Афганистана, что может подтолкнуть его к выделению дополнительных средств на содержание и оснащение Вооруженных сил.
Из роста военных расходов не следует, что завтра будет война. Динамика изменения этого показателя позволяет понять, как политическое и военное руководство той или иной страны видит развитие ситуации в мире и в своем регионе, насколько оно готово прибегнуть к применению силы. Часто это приводит к росту локальных конфликтов. Для глобальной войны требуется также «блоковое» противостояние государств, а сегодня на планете наблюдается разобщенность. Однако нынешний хаос способен породить новый порядок, в основе которого окажутся новые военно-политические блоки.
– Может ли Казахстан получить преимущества из противостояния России, Китая и Запада?
– Маловероятно. Казахстан проводит многовекторную политику, и в условиях военного конфликта между ключевыми внешнеполитическим партнерами ему будет трудно поддерживать сотрудничество с ними. В таком случае Астане придется искать варианты минимизации ущерба от противостояния крупных государств.
– Мы подошли к теме многовекторной политики… Казахстан продолжает придерживаться ее и сотрудничать со странами, между которыми есть серьезные разногласия. При этом не отдавая предпочтения ни одной из них. Как долго он сможет так балансировать?
– Смену парадигмы внешней политики государства обычно вызывают два обстоятельства. Первое – это радикальные изменения в руководстве страны, чего у нас не было (власть перешла по принципу преемственности). Второе – «геополитический шок», с которым может столкнуться страна. Под ним подразумеваются внешние факторы, несущие прямую угрозу существованию государства, его суверенитету и территориальной целостности, а также жизни и здоровью граждан. К примеру, типичным «геополитическим шоком» для Швеции и Финляндии в 2022-м стал военный конфликт между Россией и Украиной. В результате две страны, которые в период «холодной войны» сохраняли нейтральный статус, уже через год оказались в НАТО. Казахстан же пока сталкивается с издержками «мирового беспорядка», но никак не с угрозами своему существованию.
– Если текущая тенденция в мире закончится большой войной, то чью сторону займет Казахстан?
– Нет такого требования занимать чью-либо сторону. В годы второй мировой войны Швейцария, даже находясь в географическом эпицентре конфликта, сохраняла нейтральный статус. Подобной же позиции в период «холодной войны» придерживалась Финляндия, граничившая с СССР. Чтобы избежать участия в такого рода противостоянии, нужно дистанцироваться от него и исключить использование своей территории против кого-либо из его участников.
Даже если мир погрузится в большую войну, Астана предпочтет не ввязываться в нее. Казахстан традиционно старается решать конфликты дипломатическими средствами, путем восстановления доверия. Даже сегодня, когда многие государства наращивают свои военные расходы, у нас данный показатель остается низким. Это говорит о том, что наша республика ни с кем не собирается воевать.
Также можно с определенной долей уверенности утверждать, что Казахстан предпримет меры к тому, чтобы исключить втягивание в войну других стран Центральной Азии. Тем более что одна из них, Туркменистан, уже имеет нейтральный статус. Подобные шаги снизят вероятность того, что война доберётся до региона. Такой курс позволит Казахстану создать себе «тихую гавань», где можно переждать глобальные неурядицы.
Решить эту задачу можно, заключив с соседями соответствующие соглашения, причем некоторые из них уже есть на руках. Еще в 2006-м страны Центральной Азии подписали договор о создании «безъядерной зоны», который запрещает размещать в регионе ядерное оружие и средства его доставки. В июле 2022-го в Чолпон-Ате лидеры пяти государств подписали «Договор о добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке». Согласно ему, наши страны «обязуются не допускать использования своих территорий, систем коммуникаций и другой инфраструктуры третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности, стабильности, конституционному строю и территориальной целостности какой-либо другой из Договаривающихся Сторон». Также они «обязуются не вступать в военные союзы, блоки либо в иные объединения государств, направленные против Договаривающихся Сторон».
Очевидно, что договор стал ответом на возрастающие геополитические вызовы. В двухсторонних же соглашениях с соседями Астана отмечает необходимость воздерживаться от односторонних действий, а спорные вопросы решать в рамках переговоров.
У казахстанской позиции есть своя логика. В китайском трактате Сунь-Цзы «Искусство войны» говорится, что война ведет либо к «безопасности», либо к «разрушению». Но она никогда не приводила к «благополучию». А значит, в большой войне заведомо выиграет тот, кто в ней не участвует.
– Но Казахстан состоит в ОДКБ, и цепная реакция может привести к тому, что наша страна, сама того не желая, будет вовлечена в большой конфликт. Насколько это вероятно?
– НАТО и Россия готовятся к военным вызовам, но не вынашивают планов нападать друг на друга. По крайней мере, в этом заверяют нас их первые лица. Кроме того, давайте оставаться реалистами. Военный потенциал ОДКБ очень далек от аналогичного показателя Организации Варшавского договора (которая противостояла НАТО в период «холодной войны»), чтобы бросать вызов западному альянсу. Дробинкой слона не убьёшь, и, чтобы начать охоту на него, требуется куда более мощное оружие. Это обстоятельство также снижает риск прямого военного конфликта между североатлантическим альянсом и Россией. К тому же ОДКБ не создавалась в качестве глобального военного союза.
– На ваш взгляд, у Казахстана, «зажатого» между РФ и Китаем, есть какой-то выбор, с кем ему сотрудничать?
– Выбор всегда есть, если он покоится на прагматичных и разумных доводах. Законы эволюции гласят, что выживают не сильные виды, а те, кто лучше адаптируется к окружающей среде. До нас вымерли агрессивные динозавры и крупные мамонты. Размер, объем, потенциал страны не играет большого значения. Казахстан в условиях геополитической турбулентности развивает сотрудничество с Ираном, Индией, Турцией, со странами Персидского залива и прикаспийского региона. Однако в последние годы он предпочитает взаимодействовать с географически близкими государствами. Возможно, это связано с нестабильностью в мире и проблемами поддержания логистических цепочек.
– Саммит НАТО показал, что санкционное давление на Россию будет только нарастать. Не повышает ли это риски попадания Казахстана под вторичные санкции?
– Риски усиливаются для РФ, а Казахстан только учитывает санкции. Под них могут попасть компании и прочие юридические и физические лица, нарушающие санкционный режим, но не государство. Кроме того, следует понимать логику западных санкций. Они направлены не на уничтожение РФ, а только на то, чтобы повлиять на ее внешнюю политику. Геополитические риски должны были закладываться во внешнюю политику РФ – в смысле учитываться ею. В том числе возможность поддерживать сотрудничество с другими странами в условиях санкционного давления…
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Как российско-украинская война изменила казахстанцев
27.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Приговор Бишимбаеву: был ли он политически мотивированным?
17.05.2024, автор Сауле Исабаева.