АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Отписки – главное «оружие» Министерства обороны Казахстана?

Отписки – главное «оружие» Министерства обороны Казахстана?

3.10.2024, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
Воздушно-десантные войска, которым в следующем году исполнится 95 лет (с момента появления их в СССР, частью которого был Казахстан), за время своего существования доказали, что являются важной и даже необходимой частью Вооружённых сил, тем более современных. Занимают ли они подобающее им место в нашей армии, что необходимо предпринять для повышения их боеспособности? Своими размышлениями на этот счёт делится гвардии полковник запаса Манас МАГУЛОВ.

В начале августа во многих республиках бывшего Союза отметили День воздушно-десантных войск. Хотя в независимом Казахстане они не получили широкого распространения (можно назвать только Капчагайскую бригаду ВДВ), ветераны-десантники остаются верными боевому братству и каждый год ждут этой даты, чтобы встретиться, пообщаться. Во время таких встреч мы не только вспоминаем былое, ушедших из жизни братьев по оружию, но и делимся соображениями относительно нынешнего состояния нашего рода войск. К сожалению, в этом плане оснований для оптимизма у нас меньше, чем для пессимизма. Ветераны выражают недовольство низким уровнем подготовки нынешних десантников, их отношением к службе, утратой боевых традиций и т.д.

Незабвенный генерал Уали Еламанов, профессиональный десантник, много лет отдавший ВДВ, выполнявший ответственные миссии в зарубежных странах, первый командующий Мобильными силами (впоследствии Аэромобильными войсками) РК, в прошлом году ушедший из жизни, часто повторял такую мысль: «Казахстан имеет огромную территорию, разбросанные ресурсы, малоразвитую транспортную инфраструктуру, и для их защиты, своевременного перемещения войск нужно иметь, как минимум, 10-12 воздушно-десантных бригад, которые по первому сигналу могут выступить при возникновении конфликтной ситуации, угрозе изменения международной обстановки, а также против диверсионно-экстремистских формирований».

Сегодня с учётом резко обострившейся геополитической ситуации в мире, появления новых внешних угроз слова генерала звучат особенно актуально. А значит, необходимо развивать этот род войск, решать кадровую проблему – ведь у нас остро не хватает квалифицированных офицеров, которые могли бы умело, профессионально руководить подразделениями ВДВ. Соответственно возникает потребность в создании воздушно-десантного командного училища – например, где-нибудь на севере страны. Данная тема активно обсуждалась во время последней встречи ветеранов.


После неё я написал главе государства – Верховному главнокомандующему Вооруженными силами РК Касым-Жомарту Токаев письмо, в котором подробно изложил свои доводы, привёл примеры из прошлого и постарался обосновать свои предложения фактами и аргументами, связанными с современной геополитической обстановкой. В ожидании ответа подготовил еще несколько предложений, направленных на развитие воздушно-десантных войск.
Манас Магулов

Манас Магулов

Как обычно бывает в таких случаях, из Ак-орды письмо перенаправили в Министерство обороны, которое прислало мне короткую отписку. Вот её текст: «Выстроена система подготовки кадров ДШВ на базе Военного института Сухопутных войск, учебных центров Вооруженных Сил РК и зарубежных военных вузов». И ничего больше. Ответил мне какой-то полковник из Генерального штаба. Фамилию его называть не стану – скажу только, что он никогда не служил в десантных войсках и, судя по всему, не имеет никакого понятия о том, о чём пишет.

Я давно веду переписку с Министерством обороны (по разным вопросам) и хорошо знаю, по каким лекалам его сотрудники готовят ответы. Сначала они рассыпаются в благодарностях за то, что вы подняли столь важную тему, потом, игнорируя суть обращения, общими и ничего не значащими словами дают понять, что им дела нет до вашего предложения. А в конце пишут, что если вы недовольны ответом, то имеете право пожаловаться туда-то и туда-то (приводится статья закона). Дальше их абсолютно ничего не интересует.


Куда бы я ни писал свои письма – президенту, в правительство, парламент, оттуда их перенаправляют в Министерство обороны, которое присылает отписки вроде той, которая процитирована выше. Хотя я практически всегда поднимаю проблемы, касающиеся безопасности и обороноспособности страны, идеологическо-воспитательной работы в армии. Если бы была другая форма ответственности (например, предусматривающая отправку копии ответа в тот орган, который перенаправил обращение в оборонное ведомство), то, уверен, министерству пришлось бы реагировать на письма и обращения более серьёзно и вдумчиво. А в ныне сложившейся ситуации ответы никто не читает и не анализирует. И потом, ведь существует порядок: на письмо, адресованное главе государства и пересланное из АП в то или иное ведомство, должен ответить его руководитель или, по крайней мере, один из заместителей. В случае же с Министерством обороны всё замыкается на рядовом исполнителе, к тому же зачастую не разбирающемся в сути поднятого вопроса.

Поскольку достучаться «наверх» мне не удалось, то хочу поделиться своими мыслями с общественностью.

После обретения Казахстаном суверенитета у нас, повторюсь, была только одна воздушно-десантная бригада, которой командовал уже упомянутый Еламанов, на тот момент полковник. Я как ветеран ВДВ бывал в её расположении, знакомился с учебно-тренировочной базой, военно-десантным комплексом, спортзалом и сравнивал увиденное с тем, что было у боевой бригады в Польше, где мне приходилось служить. В итоге я пришел к неутешительным выводам.

Формирование в Капчагае лишь на бумаге называлось воздушно-десантным, а на деле не имело очень многого. Прежде всего, необходимой техники. Ведь десантники как кочевники: всё своё должны носить (возить) с собой. У дислоцированной в Польше отдельной 83-й воздушно-десантной бригады были в подчинении два отдельных вертолетных батальона для перевозки личного состава, техники, вооружения, продуктов питания и т.д. Прыжки с парашютом совершались еженедельно, в них были задействованы все военнослужащие: парашютно-десантных батальонов, артдивизиона, ПВО, спецподразделений, штаба. Я как офицер политотдела был куратором артдивизиона, поэтому мне тоже приходилось прыгать.

Всё вооружение бойцы возили с собой. Например, 82-милиметровый миномет они таскали в разобранном виде: кто плиту, кто ствол, кто боеприпасы. Боевая подготовка велась круглосуточно, днем и ночью. Вот это была настоящая воздушно-десантная бригада. Командовал ею полковник В.Бородавкин, истинный вояка, который, как и более чем 80% других офицеров и прапорщиков, прошёл через Афганистан. Для меня это была очень хорошая школа, я там многому научился.

Позже, в конце 1989-го, я попал в Туркмению, где служил заместителем начальника политотдела в 56-й гвардейской дважды орденоносной воздушно-десантной бригаде, которая до этого более восьми лет воевала Афганистане и почти на 100 процентов состояла из тех, кто имел богатый боевой опыт. А с января 1990-го на полтора года оказался в круговерти межнациональных конфликтов – Нагорный Карабах, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия… И во все места, куда бросало нашу бригаду, она приезжала в полной боеготовности. На самолете Ил-76 перевозили БМП, БТР, командно-штабные машины…

Глубоко в памяти засел первый вылет по тревоге в январе 1990 года в Баку. Было это ночью, время на сборы отвели в обрез. Загрузили всю технику и боеприпасы, а полевые кухни в спешке забыли. В результате двое суток голодали на берегу Каспийского моря. Пример, убеждающий в том, что в ВДВ всё должно быть предусмотрено, вплоть до мелочей. Командовал бригадой тогда гвардии полковник В.Евневич, впоследствии Герой России, заместитель министра обороны РФ.

Таких испытаний было множество, особенно в Киргизии, где в июне 1990-го произошли кровавые Ошские события: два братских народа, кыргызы и узбеки, веками жившие рядом, резали и убивали друг друга как заклятые враги. Вот к чему может привести межнациональный конфликт.

Всё это я пишу только затем, чтобы показать, какая роль тогда отводилась воздушно-десантным войскам. А сегодня она ещё больше возросла. И чтобы ВДВ заняли подобающее им место в Вооружённых силах РК, были способны достойно ответить на современные вызовы, нужно всерьёз, основательно заняться их развитием, материально-техническим оснащением и, конечно же, кадровым обеспечением. Поэтому назрела необходимость в создании училища, где готовили бы квалифицированных офицеров, будущих командиров десантных подразделений.


Причём тянуть с этим нельзя. Международная обстановка с каждым днём накаляется, не дремлют религиозные экстремистские формирования, активность которых в периоды глобальных конфликтов и геополитической неопределённости резко возрастает. Всё это может в какой-то момент создать угрозы нашему суверенитету, государственности, территориальной целостности. И мы должны быть максимально готовыми к их отражению…

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за»
25.09.2024, автор Spik.kz.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Отписки – главное «оружие» Министерства обороны Казахстана?