1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
БРИКС на перепутье: по итогам саммита в Казани
28.10.2024, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
22-24 октября прошла XVI встреча глав государств-участников БРИКС. Заявленные ожидания от мероприятия оправдались лишь частично. По его итогам была принята Казанская декларация, призванная конкретизировать содержательное наполнение работы этой структуры. В то же время болезни роста организации полностью преодолеть пока не удалось.
Встреча впервые проходила в новом формате – к Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР присоединились Иран, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Эфиопия. Под вопросом оставался статус Саудовской Аравии. Однако его прояснение решили оставить на будущее – встреча глав стран-участниц в узком составе прошла без представителей Эр-Рияда. Расширение, прошедшее с 1 января текущего года, оставило много вопросов как относительно выбора новых членов, так и стержневых направлений сотрудничества в рамках организации в целом.
Спорное по всем параметрам расширение в конце 2023 года можно объяснить отсутствием однозначной и транспарентной методологии выбора стран-кандидатов. Надо отметить, что такая ситуация возникает не впервые – например, включение в организацию ЮАР в 2010-2011 годах тоже было поспешным и неоднозначным. Страна на тот момент не входила в группу быстро развивающихся лидеров Глобального Юга.
Поэтому «болезни роста» организации вполне понятны. Странам-участницам пока не удалось определить собственное позиционирование в мире:
• Как полностью антизападный блок БРИКС существовать не может. Серьезные противоречия с Западом имеют только Китай, Россия и Иран. Остальные участники вполне себе интегрированы в западные структуры и бизнес-проекты. На самом деле связей между самими странами БРИКС даже меньше, чем с другими крупными игроками Группы 20. В частности, товарооборот Китая с США и Евросоюзом превышает таковой со странами БРИКС вместе взятыми.
• Как объединение развивающихся стран Юга (Глобальный Юг) БРИКС тоже не может позиционироваться: все-таки и Китай, и Россия, и ОАЭ по уровню среднедушевых доходов из этого стандарта сильно выходят. По параметрам технологического развития Китай и Россия также не могут быть отнесены к развивающимся странам Юга.
И в этом ключе гипотетическое третье расширение организации представляется уже проблематичным – в мире остается не так много стран, которые способны претендовать на статус самостоятельных геополитических центров силы: кроме уже участвующих в БРИКС, это могут быть Индонезия, Турция и в меньшей степени Аргентина, Нигерия и Алжир.
Поэтому завышенные ожидания от организации постепенно редуцируются – в среднесрочной перспективе БРИКС превратится в Группу 20, только без государств Запада. А потому акцент при потенциальном расширении организации необходимо сделать на включение стран Глобального Юга, демонстрирующих внутреннюю устойчивость. Таковых насчитывается около 30. В рамках прошедшего саммита принято промежуточное решение – создать для данных стран-кандидатов новый статус: до полноценного включения в группу БРИКС они проходят своеобразную «стажировку» и адаптацию в формате БРИКС+ (БРИКС аутрич) в качестве стран-партнеров.
Вторым ключевым вопросом встречи была проработка подходов к созданию автономной платежной системы БРИКС, неподконтрольной странам Запада. Вопрос создания гипотетической единой валюты отложен на долгосрочную перспективу. Как отметил Владимир Путин, «переход к единой валюте еще не созрел». А если исходить из того, что все страны-участницы БРИКС рассчитывают на создание собственных макроэкономических зон в долгосрочной перспективе, то и работать они будут на укрепление статуса своих уже существующих национальных валют.
Расширение торгово-экономического сотрудничества организации необходимо начинать с создания соответствующей финансовой инфраструктуры. Для начала страны-участницы приняли решение увеличивать долю взаимной торговли и межгосударственного кредитования в национальных валютах.
Одновременно активизируется работа Нового Банка Развития, ориентированного на реализацию проектов в развивающихся странах в национальных валютах стран БРИКС (но фактически НБР пока работает преимущественно в китайских юанях). При НБР будет создана инвестиционная платформа, предназначенная стимулировать приток инвестиций в страны «Глобального Юга».
Также страны-участницы изучат вопрос возможности создания независимой трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры, независимой страховой компании, будут совершенствовать механизм Пула условных валютных резервов БРИКС, а также создадут совместную Зерновую биржу БРИКС.
Встреча впервые проходила в новом формате – к Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР присоединились Иран, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Эфиопия. Под вопросом оставался статус Саудовской Аравии. Однако его прояснение решили оставить на будущее – встреча глав стран-участниц в узком составе прошла без представителей Эр-Рияда. Расширение, прошедшее с 1 января текущего года, оставило много вопросов как относительно выбора новых членов, так и стержневых направлений сотрудничества в рамках организации в целом.
Спорное по всем параметрам расширение в конце 2023 года можно объяснить отсутствием однозначной и транспарентной методологии выбора стран-кандидатов. Надо отметить, что такая ситуация возникает не впервые – например, включение в организацию ЮАР в 2010-2011 годах тоже было поспешным и неоднозначным. Страна на тот момент не входила в группу быстро развивающихся лидеров Глобального Юга.
Поэтому «болезни роста» организации вполне понятны. Странам-участницам пока не удалось определить собственное позиционирование в мире:
• Как полностью антизападный блок БРИКС существовать не может. Серьезные противоречия с Западом имеют только Китай, Россия и Иран. Остальные участники вполне себе интегрированы в западные структуры и бизнес-проекты. На самом деле связей между самими странами БРИКС даже меньше, чем с другими крупными игроками Группы 20. В частности, товарооборот Китая с США и Евросоюзом превышает таковой со странами БРИКС вместе взятыми.
• Как объединение развивающихся стран Юга (Глобальный Юг) БРИКС тоже не может позиционироваться: все-таки и Китай, и Россия, и ОАЭ по уровню среднедушевых доходов из этого стандарта сильно выходят. По параметрам технологического развития Китай и Россия также не могут быть отнесены к развивающимся странам Юга.
Намного удобнее было бы описывать группу БРИКС как консультативно-совещательную площадку «незападных» держав, претендующих в долгосрочной перспективе на формирование собственных региональных торгово-экономических блоков. Этому определению соответствуют все нынешние участники, кроме, пожалуй, Объединенных Арабских Эмиратов и Эфиопии.
И в этом ключе гипотетическое третье расширение организации представляется уже проблематичным – в мире остается не так много стран, которые способны претендовать на статус самостоятельных геополитических центров силы: кроме уже участвующих в БРИКС, это могут быть Индонезия, Турция и в меньшей степени Аргентина, Нигерия и Алжир.
Поэтому завышенные ожидания от организации постепенно редуцируются – в среднесрочной перспективе БРИКС превратится в Группу 20, только без государств Запада. А потому акцент при потенциальном расширении организации необходимо сделать на включение стран Глобального Юга, демонстрирующих внутреннюю устойчивость. Таковых насчитывается около 30. В рамках прошедшего саммита принято промежуточное решение – создать для данных стран-кандидатов новый статус: до полноценного включения в группу БРИКС они проходят своеобразную «стажировку» и адаптацию в формате БРИКС+ (БРИКС аутрич) в качестве стран-партнеров.
Вторым ключевым вопросом встречи была проработка подходов к созданию автономной платежной системы БРИКС, неподконтрольной странам Запада. Вопрос создания гипотетической единой валюты отложен на долгосрочную перспективу. Как отметил Владимир Путин, «переход к единой валюте еще не созрел». А если исходить из того, что все страны-участницы БРИКС рассчитывают на создание собственных макроэкономических зон в долгосрочной перспективе, то и работать они будут на укрепление статуса своих уже существующих национальных валют.
Расширение торгово-экономического сотрудничества организации необходимо начинать с создания соответствующей финансовой инфраструктуры. Для начала страны-участницы приняли решение увеличивать долю взаимной торговли и межгосударственного кредитования в национальных валютах.
Одновременно активизируется работа Нового Банка Развития, ориентированного на реализацию проектов в развивающихся странах в национальных валютах стран БРИКС (но фактически НБР пока работает преимущественно в китайских юанях). При НБР будет создана инвестиционная платформа, предназначенная стимулировать приток инвестиций в страны «Глобального Юга».
Также страны-участницы изучат вопрос возможности создания независимой трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры, независимой страховой компании, будут совершенствовать механизм Пула условных валютных резервов БРИКС, а также создадут совместную Зерновую биржу БРИКС.
Как подчеркивается в итоговой декларации, данные шаги призваны дополнить существующие международные финансово-экономические институты. Подобный консервативный подход не уничтожает на корню всю систему финансово-экономических отношений, созданных Западом, а лишь снимает деформации, дававшие неоправданные преимущества США в рамках Бреттон-Вудской системы.
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Фильм о Кажымукане: зачем из борца на ковре сделали борца с режимом?
22.10.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Целинный край Казахстана: какую судьбу готовил ему Хрущев?
16.10.2024, автор Бахыт Жанаберген.
ЕАЭС на пороге трансформации: меняйся, иначе проиграешь…
14.05.2024, автор Spik.kz.
Саммит ШОС: тренд на усиление экономического сотрудничества
10.07.2024, автор Асем Избасарова.