АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Как новый министр спорта собирается выполнять поручение президента страны?

Как новый министр спорта собирается выполнять поручение президента страны?

Сегодня, 06:16, автор Женис Байхожа.

RU KZ EN
Во время встречи с призёрами летних Олимпийских игр, состоявшейся в конце августа, глава государства поручил правительству «восстановить вертикаль управления на всех уровнях спортивной отрасли». Спустя полтора месяца, в середине октября, на сайте профильного ведомства, в котором к тому времени сменился министр, появилось сообщение о начале работы по формированию такой вертикали и о создании рабочей группы, в чью задачу входит разработка соответствующих механизмов. Но что под всем этим подразумевается?

…Результаты казахстанских атлетов на крупнейших международных соревнованиях – Олимпийских и Азиатских играх, мировых первенствах – в последние годы по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад, резко ухудшились, хотя на объёмы государственного финансирования им грех жаловаться. Очевидно, что в системе их подготовки произошёл серьёзный сбой. Но где именно?

Эта сфера жизнедеятельности представляет собой своего рода пирамиду. В её основе лежит массовый и детско-юношеский спорт: по данным министерства, на начало нынешнего года в 510 ДЮСШ занимались 404 тысячи детей. Наиболее одарённые юные атлеты, отобранные из этой общей массы и мечтающие о больших победах, переходят на следующую ступень – в спортивные школы-интернаты, в республиканские школы высшего спортивного мастерства, в центры олимпийской подготовки. Лучшие из их воспитанников затем оказываются на самом верху пирамиды, называемом спортом высших достижений (есть ещё профессиональный спорт, имеющий свою специфику), который предполагает в том числе участие сильнейших атлетов страны, входящих в составы сборных РК, в крупнейших международных соревнованиях.

За массовый и детско-юношеский спорт сегодня отвечают местные власти, которым на эти цели выделяют примерно две трети общего спортивного бюджета страны. И именно то, как регионы распоряжаются своей частью «финансового пирога», вызывает наибольшие вопросы. Ежегодно порядка 40-50 миллиардов тенге тратится в областях на содержание профессиональных клубов (это не считая примерно 25 миллиардов, направляемые тем, которые находятся на довольствии фонда Sportqory, а по сути, национальных компаний, входящих в ФНБ «Самрук-Казына»). Немало денег выплачивается на местах членам сборных команд РК, в том числе натурализованным, которые представляют те или иные регионы, и их тренерам. Плюс хищения, «распил» бюджетов путём организации фиктивных поездок на турниры и учебно-тренировочные сборы – о их масштабах недавно сообщило антикоррупционное ведомство. Всё это привело в итоге к разрушению основания спортивной пирамиды и соответственно её самой.


Попытки центра (надо признать, очень робкие) изменить сложившуюся ситуацию пока ни к чему не привели. В 2017-м профильное министерство инициировало внесение в законодательство РК нормы, которая предусматривала ранжирование видов спорта в зависимости от результатов, показываемых казахстанцами на международном уровне, и приведение в соответствие с ним порядка и размеров их финансирования. Расчёт был на то, что она заставит акиматы меньше тратить на профессиональные клубы (в футболе, хоккее и других игровых видах результаты казахстанских команд оставляют желать много лучшего) и сосредоточить основное внимание и ресурсы на олимпийских видах спорта. Однако региональные власти сделали вид, что это их не касается.

Спустя три года уже президент страны потребовал навести здесь порядок, и занимавшая тогда пост министра культуры и спорта Актоты Раимкулова отреагировала на это приказом, в котором были прописаны предельные суммы расходов на содержание профессиональных клубов и на выплаты их игрокам, после чего заявила, что высвобожденные 22 миллиарда тенге будут направлены на развитие детского спорта. Но приказ мало где выполняется.

Например, при лимите в 1,2 миллиарда тенге шымкентский «Ордабасы» получил в прошлом году в четыре раза больше, что местные власти объяснили его участием не только в национальном чемпионате по футболу, но и в еврокубковом турнире (где команда выбыла после первого же раунда), а также необходимостью погасить накопленные им долги. Акимат Актюбинской области, который, к слову, когда-то был самым активным участником «гонки футбольных бюджетов», начавшейся в середине «нулевых» годов, выделил своему клубу на нынешний сезон 2,8 миллиарда тенге. И такого рода примеры можно продолжать долго.

Ещё один момент. В сферах, курируемых министерствами здравоохранения, просвещения, труда и социальной защиты населения, некоторыми другими, на местах работают их территориальные департаменты – своего рода «смотрящие» от центра, осуществляющие контроль за тем, как в регионах реализуется государственная политика. Да, есть вопросы относительно круга их полномочий, эффективности работы, но тем не менее… В спорте же таких структур нет, а потому, по сути, некому мониторить, какова отдача от деятельности областных и городских управлений, районных отделов, насколько рационально расходуются выделенные им средства и вообще чем они занимаются…

После неудачного выступления казахстанской делегации на ОИ-2024 в Париже очень многие адресовали свои упрёки профильному министерству (глава которого вскоре был отправлен в отставку). Наверное, оно несёт свою долю ответственности, но ведь в условиях, когда детско-юношеский спорт, находящийся в ведении акиматов, не только не развивается, но и деградирует, не поставляет на следующую ступень пирамиды достаточное количество конкурентоспособных атлетов, просто невозможно сформировать качественный резерв для национальных сборных. О том, что ситуация в этом плане стала аховой, свидетельствуют неудачи казахстанцев на чемпионатах мира среди кадетов, юношей, юниоров – в том числе в тех олимпийских видах спорта (бокс, борьба), которые считаются у нас приоритетными.


Поэтому вопрос о «восстановлении вертикали управления на всех уровнях» поднят даже с запозданием – это надо было делать, как минимум, лет пять-шесть назад. Однако пока не совсем понятно, что конкретно имеется в виду. Госорганы на местах, отвечающие за спорт, должны перейти в прямое подчинение министерства, а финансирование всех ступеней спортивной пирамиды, назначения руководителей в регионах будут осуществляться из единого «центра принятия решений» в Астане? Или же прорабатывается какой-то половинчатый вариант?

Буквально вчера появилось сообщение об изменении порядка назначения начальников региональных управлений спорта. Теперь все кандидаты должны будут получить одобрение комиссии, созданной при профильном министерстве и возглавляемой его главой Ерболом Мырзабосыновым. Как сказано в информации, размещённой на официальном сайте ведомства, решение принято «в соответствии с поручением президента Касым-Жомарта Токаева», которое он дал во время встречи с призёрами Олимпиады. Неужели «восстановление управленческой вертикали» этим и ограничится? Пока о других инициативах в данном направлении, тем более связанных с внесением существенных изменений в законодательство (без чего реальная реформа управления немыслима) не слышно.

Здесь уместно привести такое сравнение. В положении о Министерстве туризма и спорта РК написано, что оно «является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сферах физической культуры и спорта, игорного бизнеса, лотереи и лотерейной деятельности, туристской деятельности». В аналогичном положении о Министерстве спорта Узбекистана говорится так: «…является органом государственного управления, реализующим единую государственную политику в сфере спорта». Чувствуете разницу? К слову, в соседней стране тоже «скрещивали» спорт в рамках одного ведомства то с культурой, то с молодёжной политикой, то ещё с чем-то, но в, конце концов, решили отдать под него отдельное ведомство.

Однако главное различие даже не в этом, а в другом. Министерство спорта Узбекистана объединяет, помимо своего центрального аппарата и различных структур республиканского уровня, также все областные управления (плюс соответствующее министерство Республики Каракалпакстан), районные и городские отделы – они, хотя и являются юридическими лицами, входят непосредственно в систему Министерства спорта. Иными словами, там действует та самая единая «отраслевая вертикаль» и реализуется «единая государственная политика».

Может, в том числе поэтому наши соседи за последние годы добились впечатляющего прогресса (чего стоит одно только 13-е место в общем медальном зачёте последней летней Олимпиады) и теперь в спортивном отношении уходят от Казахстана всё дальше и дальше, хотя тратят на эту сферу значительно меньше, чем мы, и еще совсем недавно отставали от нас?

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
Как казахи теряют духовное наследие, и можно ли его восстановить?
30.09.2024, автор Сауле Исабаева.
ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?
Вчера, 09:53, автор Асем Избасарова.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Как новый министр спорта собирается выполнять поручение президента страны?