АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Как казахи начали революцию в Синьцзяне… Часть 3-я: развязка

Как казахи начали революцию в Синьцзяне… Часть 3-я: развязка

21.11.2024, автор Бахыт Жанаберген.

RU KZ EN
В первой и второй частях статьи рассказывалось о предпосылках к началу восстания в этой китайской провинции, а конкретно в трех округах, граничивших с Казахстаном, о противоречивой роли в нем СССР и Монголии, о создании Восточно-Туркестанской республики, ее правительства и армии. В третьей, заключительной, части разговор пойдёт о том, как вчерашние соратники стали врагами, как прекратила свое существование ВТР и как сложились судьбы главных казахских участников тех событий.

Вчера «братья по оружию» – теперь противники

Осознав, что Чойбалсан и представители СССР использовали его в своих интересах и «кинули», Оспан разорвал связи с ними, а также с ВТР и пошёл на сотрудничество с теми, против кого ранее воевал, – гоминьдановцами. Последние под началом Чан-Кайши с весны 1946-го находились в состоянии гражданской войны с коммунистами, которыми руководил Мао Цзэдун и которые, начиная с осени того же года, стали получать помощь от СССР. (Гоминьдан, в свою очередь, поддерживался в политическом и военном отношении Соединёнными Штатами). Примеру Оспана вскоре последовал и Калибек. Тогда как Сугурбаев остался на просоветской позиции.

В ноябре 1946-го Оспан при содействии военной администрации Синьцзяна начал боевые действия в своём округе против ВТР. Но особенно он активизировался в следующем году. В докладе командования пограничных войск, дислоцированных в Казахстане, говорилось, что на 1 октября 1947-го «банды Оспана Исмаилова» полностью заняли пять и частично три уезда: «Основная часть бандитов численностью 1500-2000 чел. до 25 сентября находилась в городе Шара-Сумэ и прилегающих к нему аулах». Также в докладе сообщалось, что «Оспаном дано указание о мобилизации казахов и русских в возрасте до 60 лет, способных носить оружие» и что «в связи с активными банддействиями оспановцев часть населения сопредельной стороны бежит от репрессий и грабежа в сторону границы с Советским Союзом».

Город Шара-Сумэ отряды Оспана и Калибека общей численностью в 2,5 тысячи человек захватили в сентябре 1947-го. Тем самым они вынудили к бегству Сугурбаева, который к тому времени руководил округом, сменив Оспана, низложенного по настоянию московских кураторов ВТР. Однако спустя месяц части армии Восточно-Туркестанской республики во главе с Фотием Лескиным и Сугурбаевым провели успешную операцию по освобождению территории Алтайского округа, загнав Оспана с Калибеком в горы.


Лескин – примечательная личность. В отличие от командиров из числа бывших белогвардейцев, он не был кадровым офицером. Родился накануне начала Первой мировой войны в Кульдже в семье староверов, работал счетоводом, дорожным мастером. Активно участвовал в Кульджинском восстании, вместе с Полиновым вошёл в состав правительства ВТР (не путать с коалиционным в Урумчи) от русского населения. После победы коммунистов сделал карьеру в Народно-освободительной армии Китая (НОАК), в звании генерал-лейтенанта командовал корпусом. Позже, уже находясь в СССР, был обвинён в контрабанде золота из Синьцзяна, отсидел пять лет. Последние годы провёл в Алма-Ате.

На стороне Оспана тоже воевали русские. В уже упомянутом докладе командования пограничных войск сообщалось: «Ушедшие весной 1947 г. в банду Оспана белогвардейцы Самойлов Иосиф, Ларионов Тимофей, Мурзинцев Олимпий и другие организовали бандгруппу из русского населения, настроенного положительно к Оспану… Наряду с этим Самойлов проводит среди населения противотуркестанскую и антисоветскую агитацию, восхваляет Оспана». Кроме того, как утверждает Джамиль Гасанлы, в 1948-м командующий Синьцзянским гарнизоном генерал Сун Сю-Лен издал приказ о включении отрядов Оспана в состав регулярной китайской армии – правда, позже отменённый.

«Гоминьдановский след» явно просматривался и тогда, когда летом 1947-го джигиты Оспана вместе с дунганами, стоявшими на стороне центральной власти, устроили инцидент, который вошёл в историю как «конфликт на Байтак-Богдо». Они вторглись на территорию МНР, где завязали бой с монгольскими пограничниками, которым даже пришлось прибегнуть к помощи авиации. После этого Чойбалсан окончательно поставил крест на том, кому несколькими годами ранее покровительствовал.
Как казахи начали революцию в Синьцзяне… Часть 3-я: развязка

Руководители армии ВТР: в первом ряду в центре сидят Ысакбек Монуев и Фотий Лескин

Республика приказала долго жить…

К лету 1949-го стало ясно, что Гоминьдан потерпел поражение в гражданской войне. Для обсуждения будущего страны Мао Цзэдун созвал на начало сентября заседание Народного политического консультативного совета Китая. На него была приглашена в том числе делегация Восточно-Туркестанской республики. В её состав вошли девять деятелей ВТР, включая Далелхана Сугурбаева, главу правительства Ахметжана Касыми, министра обороны киргиза Ысакбека Монуева, министра внутренних дел уйгура Абдукерима Аббаса и других.

Самолёт вылетел в город Бэйпин (так тогда называли Пекин) в 20-х числах августа, по одним данным, из Алма-Аты, по другим – из Кульджи, сделав по пути остановку в столице Казахской ССР. Переночевав в Красноярске, делегация продолжила полёт, но в районе Иркутска при загадочных обстоятельствах Ил-12 потерпел крушение, и все четырнадцать человек, находившиеся на борту (девять руководителей ВТР и пять членов экипажа, являвшихся гражданами СССР), погибли.


Впоследствии высказывалась версия, что это было делом рук Москвы, которая решила, устранив активных деятелей сепаратистского движения в Восточном Туркестане, тем самым замести «советский след» в создании ВТР и обелить себя в глазах нового коммунистического режима в Китае, ставшего теперь его ближайшим союзником в «холодной войне» с Западом. А заодно избавиться от тех руководителей республики, которые хотели сохранить её независимость. Но никаких конкретных доказательств этого нет, и вряд ли мы когда-нибудь доподлинно узнаем, что там на самом деле произошло.

Памятник экипажу Ил-12 – самолёта, в котором летели члены правительства ВТР

В Бэйпин была направлена другая делегация, члены которой, получив соответствующие инструкции из Москвы, согласились на вхождение ВТР в состав создаваемой коммунистами Китайской народной республики – КНР. Соответственно её воинские части оказались в рядах Национально-освободительной армии – из них был образован корпус под командованием Лескина. Так завершилась почти пятилетняя история существования Восточно-Туркестанской республики.

Резидент ЦРУ, смерть Оспана и сын Далелхана

Тогда же случились события, указывающие на то, что Оспан имел прямые контакты с ЦРУ, – это следует из публикаций американских авторов, а также исторического очерка «Участие русских старообрядцев в войнах в округе Алтай», написанного японским исследователем Цутому Цукада. В частности, они ссылаются на рассказ Василия Званцова, который в начале 1950-х оказался в США и прожил там всю оставшуюся жизнь. По его словам, он хорошо знал казахский язык, был старшиной в русском конном отряде, воевавшем в 1947-48 годах на стороне Оспана-батыра, и тот устроил его конюхом в американское консульство, познакомил с Дугласом Маккирнаном, сотрудником ЦРУ, который находился там под прикрытием должности вице-консула, – Петров писал, что американец любил гарцевать на коне по улицам Урумчи.

27 сентября 1949-го, когда в столице Синьцзяна ждали прихода коммунистических войск, Маккирнан вместе с напарником Фрэнком Бессаком оставили город. Но вместо того, чтобы воспользоваться ещё имевшейся возможностью улететь на самолёте, они решили отправиться на джипе, гружёном оружием и всем необходимым для выживания в полевых условиях, к озеру Барколь, расположенному на востоке от Урумчи, чтобы потом на лошадях последовать по очень сложному маршруту через Тибет и Индию. На Барколе их ждал Оспан, который к тому времени со своими партизанами перебрался туда из Алтайского округа. То есть даже в той быстро менявшейся обстановке Маккирнан знал о его передвижениях, что говорит о многом. Американцы пробыли у Оспана больше месяца, там же к ним присоединился Званцов, ставший исполнять, помимо всего прочего, функции переводчика.

29 октября Маккирнан и Бессак в сопровождении Василия и ещё двух русских – Степана Янюшкина и Леонида Шутова – пошли в сторону Тибета, власти которого относились к США более чем лояльно, видя в них сторонника в своей борьбе с коммунистическим Китаем. Лишь через полгода они добрались до первой заставы, где пограничники, видимо, приняв их за казахов (вся группа была в одеждах, подаренных Оспаном, а отношения между казахами и тибетцами были очень напряжёнными), открыли по ним огонь. Так Маккирнан стал первым в истории сотрудником ЦРУ, убитым при исполнении служебных обязанностей. Вместе с ним погибли Янюшкин и Шутов. А получивший тяжёлое ранение Званцов и Бессак добрались-таки до Америки.

В октябре 1949-го новая власть установилась на всей территории Синьцзяна. Отряды не пожелавших признать её Оспана, уйгура Юлбарс-хана, одного из лидеров восстания 1933-го, русского Киприана Чанова и некоторых других оказались в роли преследуемых и несли большие потери. Кольцо вокруг Оспана стало сжиматься, и ему пришлось перебраться ещё дальше от родных мест, на юго-восток, скрываться в горах на границе Синьцзяна с провинцией Ганьсу. Но неминуемое случилось: его схватили и весной 1951-го казнили.


Судьба Калибека сложилась более благополучно. Во главе нескольких сотен казахских семей он сумел, преодолев сложнейший путь и потеряв много людей, пройти через тибетские горы и попасть в Индию, а оттуда перебраться в Турцию. Там он и провёл остаток жизни. Умер в 1985-м, незадолго до своего 80-летия.

Патихан, один из сыновей Далелхана Сугурбаева, тоже участник революционных событий на севере Синьцзяна, вступив в ряды Коммунистической партии Китая, в 1954-м стал первым главой образованного тогда же Или-Казахского автономного округа. На тот момент ему исполнилось 27 лет. А когда через год был создан Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), объединивший весь Восточный Туркестан, он занял должность заместителя его председателя…

Похожие статьи

Как казахи начали революцию в Синьцзяне… Часть 2-я: создание республики
19.11.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Как казахи начали революцию в Синьцзяне, и во что это вылилось
12.11.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?
29.10.2024, автор Асем Избасарова.
SPIK.KZ » Взгляд » Как казахи начали революцию в Синьцзяне… Часть 3-я: развязка