24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Почему казахстанские школы перестали заниматься воспитанием детей?
Вчера, 05:53, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Буллинг, подростковый суицид, насилие детей в отношении друг друга и особенно младших, жестокость к животным, неуважение к старшим и т.д. - с такими проявлениями мы сталкиваемся ежедневно. И одна из главных причин видится в том, что школы, по сути, перестали заниматься воспитательной работой, а у многих родителей, озабоченных добыванием хлеба насущного, на это элементарно нет времени.
Как бы мы ни относились к советской школе, нельзя не признать, что в ней была выстроена стройная система воспитательной работы, которая охватывала все ступени образования (организации октябрят, пионеров, комсомольцев, институт вожатых, внеурочные мероприятия, тимуровские отряды и т.д.). И если отбросить чрезмерную заидеологизированность, то она формировала в школьниках определенные ценности и морально-этические установки, учила тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Конечно, и тогда имели место негативные проявления в поведении школьников, но далеко не таких масштабов, как сейчас.
В этой связи возникают вопросы. Не пора ли вернуть школе в полной мере ее воспитательную функцию? То есть не должна ли она стать не только образовательным, но и воспитательным учреждением? Как это можно и нужно сделать? Какие изменения в этой связи необходимо внести в Закон «Об образовании» и в практическую деятельность учебных заведений?
Ирина Смирнова, депутат мажилиса парламента:
«Добровольчество учащихся никак не стимулируется и не поощряется»
- Абсолютно согласна с утверждением, что нынешняя школа потеряла свою воспитательную функцию. И что бы мы ни говорили, ни делали, какие бы программы ни писали, восстановить ее в наших условиях практически невозможно. Да, были попытки применить советский опыт, в том числе создать подобие пионерской организации (скауты, орлята и т.д.), но все это не сработало, да и не могло сработать. Потому что в СССР была одна идеология, а в современном Казахстане – совершенно другая. Тогда все сферы жизни общества были пронизаны духом коллективизма, а нынче балом правит философия индивидуализма, которая не позволяет формировать в школьниках чувство сплоченности и ответственности перед окружающими. Плюс этому противятся сами родители, которые не хотят, чтобы вне уроков дети участвовали в каких-то общественных мероприятиях.
К тому же добровольческая деятельность учащихся никак не стимулируется и не поощряется. К примеру, при поступлении в вуз абсолютно не учитывается то, что ребенок занимался волонтерством, помогал в доме престарелых или в приюте для животных. Главное – это количество баллов на ЕНТ. Соответственно задача школы свелась к тому, чтобы ребята хорошо зазубрили ответы, а не в том, чтобы воспитать в них активную гражданскую позиции. Дошло до того, что стало нормой – списать домашнюю работу из интернета и выдать за свою... И потом, само общество диктует правила: работай на себя, думай о собственном благополучии, а интересы окружающих, помощь нуждающимся – второстепенны.
В общем, много над чем предстоит работать, но сначала нужно понять, как это грамотно и эффективно сделать…
Бурихан Нурмухамедов, политолог:
«Нужно сделать обязательной общественную деятельность детей»
- Такие явления в нашем обществе, особенно среди молодежи, не появились внезапно, они нарастали в течение последних 20-30 лет. Я склонен связывать это с уходом от традиционных ценностей и влиянием западной массовой культуры. Речь в том числе идет о принципе общинности и коллективизма, который всегда был присущ казахам и позволил им в свое время легко встроиться в советскую систему. Теперь же он активно вытесняется индивидуализмом.
С развитием информационных технологий дети, по сути, оказались предоставленными сами себе – нынче их воспитывают соцсети. Плюс набирает силу культ успеха, который ведет к сильнейшему социальному расслоению общества. Зайдите в любой класс, и там обязательно увидите, что у одного ребенка iPhone 15, а у другого - недорогой смартфон, я уже не говорю про одежду и прочее. Отсюда и начинается вот это пресловутое деление на людей первого и второго сорта.
И потом, в современном обществе все меньше и меньше потребность в производительном труде. В советский период почти все взрослые в семье работали - на заводах, фабриках, полях и т.д., показывая детям на личном примере ценность труда как двигателя прогресса. А с развитием рыночных отношений все больше людей заняты в торговле, сфере услуг и все меньше на производстве. Соответствующие установки, конечно, формируется и у молодежи.
К тому же труд практически полностью исчез из учебных заведений. Помню, будучи учащимися, мы постоянно работали в школьном саду, на реальных производствах, убирали классы, дворы, собирали макулатуру и т.д., не говоря уже о том, как были организованы уроки туда. Увы, все это кануло в лету, как и в целом единая воспитательная среда. Меня в этом плане восхищают японская и китайская системы образования – там с ранних лет детей учат трудолюбию, дисциплине, уважению к окружающим, тому, как вести себя в обществе. А еще мне нравится идея развлекательно-обучающего центра, расположенного в одном из крупнейших моллов Дубая, где дети в игровой форме могут примерить на себя любую профессию и получить базовые навыки. И такой формат пользуется огромной популярностью.
Дарига Берденова, учитель литературы и русского языка:
«Многие школы предпочитают «не выносить сор из избы»»
- Выражение «советская школа» вызывает у многих негативную реакцию. Прошло больше 30 лет, а ее продолжают ругать. Хотя как раз таки она строго придерживалась принципа, что образование и воспитание – это неразрывные понятия.
Когда советский учитель готовился к уроку, он обязан был учитывать все его цели – образовательную, развивающую и воспитательную. Увы, современные учебные программы в этом плане однобоки, воспитательная работа там чаще всего носит формальный характер. Я вообще считаю, что школе вредит зависимость от комплексных планов и приоритетных направлений, которые спускаются сверху. У каждого образовательного учреждения должна быть собственная воспитательная стратегия, учитывающая его возможности, контингент учащихся и родителей.
Можно было бы, конечно, вернуть детско-юношеские организации, но их внутреннее содержание будет уже иным. Где вы сейчас найдете юннатов, юнкоров, тимуровцев, клубы любителей книг, походов, кружки художников, историков и т.п? Дети перестали собирать макулатуру, металлолом, желуди, проходить трудовую практику летом, обустраивать зимние сады и живые уголки, работать в столярных и слесарных мастерских, учиться шить, вязать и т.д. Особенно меня удивляют родители, которые противятся тому, чтобы их ребенок участвовал в субботнике или уборке своего класса. Интересно, домашними делами они ему тоже запрещают заниматься? Немудрено, что современная молодежь такая пассивная, слабая и инфантильная.
Тем временем буллинг, жестокое обращение с животными, неуважение к старшим стали обыденными явлениями. Причем многие школы предпочитают «не выносить сор из избы», когда их ученики совершают правонарушения. Ведь если информация просочится вовне, то начнутся проверки, поиск виновных среди администрации и учителей с последующими карательными мерами (увольнениями, выговорами и т.д.). Тогда как это проблема не только школы, но и семьи. Поэтому, наоборот, надо поощрять тех, кто обращается в различные организации за защитой прав не только детей, но и своих сотрудников. Знаю не понаслышке, что сейчас многих учителей тоже буллят - ученики и их родители. А это значит, что пора уже поднимать вопрос о взаимоотношениях школы и семьи, которые должны регулироваться законом.
Традиционное воспитание никто не отменял. Например, я часто вижу молодых людей, которые не уступают место пожилым, беременным и женщинам с детьми (либо спят, либо сидят, уткнувшись в смартфоны). Раньше в общественном транспорте делали соответствующие объявления, и это был хороший опыт – его стоит возобновить. А еще не помешало бы ввести некую цензуру или штрафы за ненормативную лексику и агрессивное поведение, чем злоупотребляют современные школьники. Даже появились товары с надписями угрожающего, уничижительного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, причём они пользуются большим спросом у молодежи.
Талгат Касенов, специалист по социальным технологиям
«Нынешнему поколению, наоборот, не хватает активности, действенности»
- Давайте по порядку. Детский суицид в СССР тоже был, и если сравнивать тогдашнюю и нынешнюю статистку, то разница, думаю, будет небольшой (кроме периода «синего кита»). Просто надо учитывать разные возможности советских и современных СМИ, плюс сейчас соцсети нагнетают истерию вокруг этой темы. То же самое касается школьного буллинга - он имел место и в прошлом, и в позапрошлом веках, как в царскосельском лицее, так и в обычной современной школе любой страны. Это специфическое проявление подросткового возраста, особенности формирования личности.
Насилие в отношении друг друга, жестокость к животным – это распространенные явление как раз таки советского взросления без интернета и контроля. У каждого города, поселка была своя «пацанская» история. И ни один учитель, даже самый «свойский», не знал о конфликтах между школьниками, потому что общественное презрение к тому, кто донесет, могло привести к плачевным последствиям, не исключая тот же суицид. Видимо, после сталинского периода у людей сформировалось устойчивое отвращение к стукачеству.
Сейчас же любой случай в любом уголке страны будут неделями смаковать школьные чаты, СМИ, соцсети. Соответственно складывается впечатление, что «всё пропало». Хотя, на мой взгляд, нынешнему поколению, наоборот, не хватает активности, действенности (не путать с жестокостью – ее у нас в избытке). Слишком уж оно вялое, пугливое, «мамочкино».
Неуважение к старшим – вопрос сугубо внутрисемейного воспитания, школа может лишь дополнять его. А вообще, это проблема урбанизированная и русскоязычная. И еще - классовая. В том смысле, что непочтительность к окружающим часто проявляют дети богатых родителей, в особенности быстро разбогатевших.
В идеале воспитательная составляющая в школе должна значительно усиливаться, а образовательная – сводиться к факультативному узкоспециализированному образованию. Сейчас дети не накапливают знания, а готовятся к ЕНТ. Практически нет увлекающихся предметами учеников, потому как все есть в интернете. Соответственно школа должна учить детей максимально хорошо знать компьютер и глобальную сеть. Это должно стать основным направлением образовательного процесса. Лучший тот, кто быстрее доберется до нужной информации, а если надо – еще и починит или улучшит свой гаджет.
«Ты неплохой психолог», - говорят человеку, когда хотят подчеркнуть, что он разбирается в людях, в их настроениях, ожиданиях. Так вот, эту способность, а также умение эффективно коммуницировать необходимо развивать в детях на системном уровне. Надо рассматривать предмет «психология» как путеводитель во взрослую жизнь. Школа должна стать местом комфортного взросления детей в компании сверстников, под чутким и внимательным руководством компетентных и увлеченных наставников.
Как бы мы ни относились к советской школе, нельзя не признать, что в ней была выстроена стройная система воспитательной работы, которая охватывала все ступени образования (организации октябрят, пионеров, комсомольцев, институт вожатых, внеурочные мероприятия, тимуровские отряды и т.д.). И если отбросить чрезмерную заидеологизированность, то она формировала в школьниках определенные ценности и морально-этические установки, учила тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Конечно, и тогда имели место негативные проявления в поведении школьников, но далеко не таких масштабов, как сейчас.
В этой связи возникают вопросы. Не пора ли вернуть школе в полной мере ее воспитательную функцию? То есть не должна ли она стать не только образовательным, но и воспитательным учреждением? Как это можно и нужно сделать? Какие изменения в этой связи необходимо внести в Закон «Об образовании» и в практическую деятельность учебных заведений?
Ирина Смирнова, депутат мажилиса парламента:
«Добровольчество учащихся никак не стимулируется и не поощряется»
- Абсолютно согласна с утверждением, что нынешняя школа потеряла свою воспитательную функцию. И что бы мы ни говорили, ни делали, какие бы программы ни писали, восстановить ее в наших условиях практически невозможно. Да, были попытки применить советский опыт, в том числе создать подобие пионерской организации (скауты, орлята и т.д.), но все это не сработало, да и не могло сработать. Потому что в СССР была одна идеология, а в современном Казахстане – совершенно другая. Тогда все сферы жизни общества были пронизаны духом коллективизма, а нынче балом правит философия индивидуализма, которая не позволяет формировать в школьниках чувство сплоченности и ответственности перед окружающими. Плюс этому противятся сами родители, которые не хотят, чтобы вне уроков дети участвовали в каких-то общественных мероприятиях.
К тому же добровольческая деятельность учащихся никак не стимулируется и не поощряется. К примеру, при поступлении в вуз абсолютно не учитывается то, что ребенок занимался волонтерством, помогал в доме престарелых или в приюте для животных. Главное – это количество баллов на ЕНТ. Соответственно задача школы свелась к тому, чтобы ребята хорошо зазубрили ответы, а не в том, чтобы воспитать в них активную гражданскую позиции. Дошло до того, что стало нормой – списать домашнюю работу из интернета и выдать за свою... И потом, само общество диктует правила: работай на себя, думай о собственном благополучии, а интересы окружающих, помощь нуждающимся – второстепенны.
Кроме того, надо обратить внимание на качество подготовки учителей. Они должны уметь не только передавать знания, но и формировать соответствующие нравственные ценности у школьников, учить их быть полезными обществу и государству. Но, как мы видим, современная педагогика оказалась неспособна исправлять ошибки и восполнять те пробелы в воспитании детей, которые допускают родители. Как следствие, в школу просочились все изъяны нашего общества – коррупция, дискриминация, насилие и прочее. Да и само содержание учебной программы не преследует воспитательной цели: если раньше все задания, все художественные произведения рассматривались с этой точки зрения, то сейчас, увы, нет.
В общем, много над чем предстоит работать, но сначала нужно понять, как это грамотно и эффективно сделать…
Бурихан Нурмухамедов, политолог:
«Нужно сделать обязательной общественную деятельность детей»
- Такие явления в нашем обществе, особенно среди молодежи, не появились внезапно, они нарастали в течение последних 20-30 лет. Я склонен связывать это с уходом от традиционных ценностей и влиянием западной массовой культуры. Речь в том числе идет о принципе общинности и коллективизма, который всегда был присущ казахам и позволил им в свое время легко встроиться в советскую систему. Теперь же он активно вытесняется индивидуализмом.
С развитием информационных технологий дети, по сути, оказались предоставленными сами себе – нынче их воспитывают соцсети. Плюс набирает силу культ успеха, который ведет к сильнейшему социальному расслоению общества. Зайдите в любой класс, и там обязательно увидите, что у одного ребенка iPhone 15, а у другого - недорогой смартфон, я уже не говорю про одежду и прочее. Отсюда и начинается вот это пресловутое деление на людей первого и второго сорта.
И потом, в современном обществе все меньше и меньше потребность в производительном труде. В советский период почти все взрослые в семье работали - на заводах, фабриках, полях и т.д., показывая детям на личном примере ценность труда как двигателя прогресса. А с развитием рыночных отношений все больше людей заняты в торговле, сфере услуг и все меньше на производстве. Соответствующие установки, конечно, формируется и у молодежи.
К тому же труд практически полностью исчез из учебных заведений. Помню, будучи учащимися, мы постоянно работали в школьном саду, на реальных производствах, убирали классы, дворы, собирали макулатуру и т.д., не говоря уже о том, как были организованы уроки туда. Увы, все это кануло в лету, как и в целом единая воспитательная среда. Меня в этом плане восхищают японская и китайская системы образования – там с ранних лет детей учат трудолюбию, дисциплине, уважению к окружающим, тому, как вести себя в обществе. А еще мне нравится идея развлекательно-обучающего центра, расположенного в одном из крупнейших моллов Дубая, где дети в игровой форме могут примерить на себя любую профессию и получить базовые навыки. И такой формат пользуется огромной популярностью.
Наша задача заключается в том, чтобы вернуть уроки труда в систему школьного образования. И это должны быть не какие-то формальные, а серьезные программы: мини-пекарни, мастерские, теплицы и т.п. Кроме того, нужно сделать обязательными воспитательные мероприятия, общественную деятельность, в рамках которых следует прививать учащимся ценности коллективизма, взаимопомощи, солидарности. Плюс школы должны строго придерживаться принципа «все дети равны», независимо от социального и материального положения родителей. Им нужно соревноваться в учебе, а не в том, у кого кручен гаджеты и одежда.
Дарига Берденова, учитель литературы и русского языка:
«Многие школы предпочитают «не выносить сор из избы»»
- Выражение «советская школа» вызывает у многих негативную реакцию. Прошло больше 30 лет, а ее продолжают ругать. Хотя как раз таки она строго придерживалась принципа, что образование и воспитание – это неразрывные понятия.
Когда советский учитель готовился к уроку, он обязан был учитывать все его цели – образовательную, развивающую и воспитательную. Увы, современные учебные программы в этом плане однобоки, воспитательная работа там чаще всего носит формальный характер. Я вообще считаю, что школе вредит зависимость от комплексных планов и приоритетных направлений, которые спускаются сверху. У каждого образовательного учреждения должна быть собственная воспитательная стратегия, учитывающая его возможности, контингент учащихся и родителей.
Можно было бы, конечно, вернуть детско-юношеские организации, но их внутреннее содержание будет уже иным. Где вы сейчас найдете юннатов, юнкоров, тимуровцев, клубы любителей книг, походов, кружки художников, историков и т.п? Дети перестали собирать макулатуру, металлолом, желуди, проходить трудовую практику летом, обустраивать зимние сады и живые уголки, работать в столярных и слесарных мастерских, учиться шить, вязать и т.д. Особенно меня удивляют родители, которые противятся тому, чтобы их ребенок участвовал в субботнике или уборке своего класса. Интересно, домашними делами они ему тоже запрещают заниматься? Немудрено, что современная молодежь такая пассивная, слабая и инфантильная.
Тем временем буллинг, жестокое обращение с животными, неуважение к старшим стали обыденными явлениями. Причем многие школы предпочитают «не выносить сор из избы», когда их ученики совершают правонарушения. Ведь если информация просочится вовне, то начнутся проверки, поиск виновных среди администрации и учителей с последующими карательными мерами (увольнениями, выговорами и т.д.). Тогда как это проблема не только школы, но и семьи. Поэтому, наоборот, надо поощрять тех, кто обращается в различные организации за защитой прав не только детей, но и своих сотрудников. Знаю не понаслышке, что сейчас многих учителей тоже буллят - ученики и их родители. А это значит, что пора уже поднимать вопрос о взаимоотношениях школы и семьи, которые должны регулироваться законом.
Традиционное воспитание никто не отменял. Например, я часто вижу молодых людей, которые не уступают место пожилым, беременным и женщинам с детьми (либо спят, либо сидят, уткнувшись в смартфоны). Раньше в общественном транспорте делали соответствующие объявления, и это был хороший опыт – его стоит возобновить. А еще не помешало бы ввести некую цензуру или штрафы за ненормативную лексику и агрессивное поведение, чем злоупотребляют современные школьники. Даже появились товары с надписями угрожающего, уничижительного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, причём они пользуются большим спросом у молодежи.
В Законе «Об образовании» нужно четко обозначить воспитательные цели, которые не будут носить формальный характер. Ими должны быть охвачены не только образовательные структуры, но и все общество. Здесь не помешало бы перенять некоторые элементы воспитательной работы, используемые в школах стран Юго-Восточной Азии, где детей с начальных классов учат обслуживать себя, помогать взрослым, уважать окружающих.
Талгат Касенов, специалист по социальным технологиям
«Нынешнему поколению, наоборот, не хватает активности, действенности»
- Давайте по порядку. Детский суицид в СССР тоже был, и если сравнивать тогдашнюю и нынешнюю статистку, то разница, думаю, будет небольшой (кроме периода «синего кита»). Просто надо учитывать разные возможности советских и современных СМИ, плюс сейчас соцсети нагнетают истерию вокруг этой темы. То же самое касается школьного буллинга - он имел место и в прошлом, и в позапрошлом веках, как в царскосельском лицее, так и в обычной современной школе любой страны. Это специфическое проявление подросткового возраста, особенности формирования личности.
Насилие в отношении друг друга, жестокость к животным – это распространенные явление как раз таки советского взросления без интернета и контроля. У каждого города, поселка была своя «пацанская» история. И ни один учитель, даже самый «свойский», не знал о конфликтах между школьниками, потому что общественное презрение к тому, кто донесет, могло привести к плачевным последствиям, не исключая тот же суицид. Видимо, после сталинского периода у людей сформировалось устойчивое отвращение к стукачеству.
Сейчас же любой случай в любом уголке страны будут неделями смаковать школьные чаты, СМИ, соцсети. Соответственно складывается впечатление, что «всё пропало». Хотя, на мой взгляд, нынешнему поколению, наоборот, не хватает активности, действенности (не путать с жестокостью – ее у нас в избытке). Слишком уж оно вялое, пугливое, «мамочкино».
Неуважение к старшим – вопрос сугубо внутрисемейного воспитания, школа может лишь дополнять его. А вообще, это проблема урбанизированная и русскоязычная. И еще - классовая. В том смысле, что непочтительность к окружающим часто проявляют дети богатых родителей, в особенности быстро разбогатевших.
В идеале воспитательная составляющая в школе должна значительно усиливаться, а образовательная – сводиться к факультативному узкоспециализированному образованию. Сейчас дети не накапливают знания, а готовятся к ЕНТ. Практически нет увлекающихся предметами учеников, потому как все есть в интернете. Соответственно школа должна учить детей максимально хорошо знать компьютер и глобальную сеть. Это должно стать основным направлением образовательного процесса. Лучший тот, кто быстрее доберется до нужной информации, а если надо – еще и починит или улучшит свой гаджет.
Помимо воспитательной, должны быть расширены социализирующие функции школы (тренинговая работа, упор на формирование лидерских, организаторских навыков). Кроме того, необходимо увеличить объемы и повысить качество преподавания этики, физической культуры в полном ее понимании (знания о физическом теле, его способностях и потребностях, к примеру, как работает организм человека, как избегать стрессов и добиваться эмоционального равновесия, как правильно питаться и оказывать первую медицинскую помощь, как ухаживать за собой и держать тело в форме и т.д.). Также есть смысл внедрить дисциплины философского направления, чтобы дети учились рассуждать, размышлять, правильно выражать мысли, интересовались вопросами бытия - что такое счастье, любовь, дружба, долг, ответственность.
«Ты неплохой психолог», - говорят человеку, когда хотят подчеркнуть, что он разбирается в людях, в их настроениях, ожиданиях. Так вот, эту способность, а также умение эффективно коммуницировать необходимо развивать в детях на системном уровне. Надо рассматривать предмет «психология» как путеводитель во взрослую жизнь. Школа должна стать местом комфортного взросления детей в компании сверстников, под чутким и внимательным руководством компетентных и увлеченных наставников.
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Как казахи теряют духовное наследие, и можно ли его восстановить?
30.09.2024, автор Сауле Исабаева.