АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Культурная деградация в Казахстане: можно ли переломить тенденцию?

Культурная деградация в Казахстане: можно ли переломить тенденцию?

Вчера, 08:53, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Создается ощущение, что в нашей стране никто не занимается «окультуриванием» народа в широком смысле этого слова. И последствия этого мы уже вовсю наблюдаем: низкий культурный уровень большей части населения ведет к архаизации массового сознания, к росту агрессии и других асоциальных проявлений, к тому, что авторитетами в глазах многих казахстанцев становятся крикуны и популисты...

При этом Министерство культуры и информации, соответствующие управления и отделы на местах, похоже, слишком узко понимают свою миссию. Они ориентированы, главным образом, на государственную поддержку издания книг (которые мало кто читает), кинопроизводство (отечественные фильмы, снятые по госзаказу, терпят фиаско в прокате, за очень редким исключением), проводят всевозможные конкурсы и фестивали, которые охватывают довольно узкий круг участников. В этой связи возникают вопросы. Надо ли перестраивать работу госорганов и госучреждений, отвечающих за культуру? Как это сделать? Какие цели и задачи должны стать для них приоритетными? Слово экспертам.

Культурная деградация в Казахстане: можно ли переломить тенденцию?

Жаксылык Сабитов, историк, политолог:
«Надо популяризировать научные знания через культурный контент»

- Давайте по порядку. Не думаю, что архаизация так серьезно захватила массовое сознание, как многим кажется. А вот культура чтения действительно стремительно исчезает под влиянием соцсетей, но это общемировая и вполне естественная тенденция, связанная с повсеместной диджитализацией. Последняя кардинально изменила формы потребления информации: раньше это были газеты и книги, а теперь в основном смартфоны. Следствием развития соцсетей также можно считать рост популизма и агрессии, поскольку там любой инфоповод, даже самый пустой, может быть использован в чьих-то интересах либо спровоцировать волну негатива. И очевидно, что всем этим глобальным трендам никакое министерство при всем своем желании не в силах противостоять.

Что касается кинопроизводства, то, да, оно оставляет желать лучшего, в том числе с точки зрения коммерческой выгоды. Частники, понятно, изначально заточены под быструю окупаемость, поэтому снимают низкобюджетные фильмы. Тогда как государство не ставит задачу собрать большую кассу, его цель – поддержать отечественную киноиндустрию. Как следствие, огромные суммы идут на разного рода исторические, артхаусные картины, которые могут провалиться в прокате. Тут, конечно, надо разбираться и менять установки – бюджетные средства должны тратиться только на качественное и достойное кино.

Если же говорить о конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, которые проводит Минкультуры, то я не соглашусь, что они рассчитаны на узкий круг участников. В них на самом деле задействовано много разных людей, но это скорее комьюнити, в жизнь которых широкая общественность не погружена.

Не являясь специалистом в сфере культуры, не могу судить о том, как следует перестраивать работу госорганов, отвечающих за нее. Но как ученый считаю, что им есть смысл заняться популяризацией научных знаний через культурный контент. Сейчас это модно называть креативной экономикой. Ведь сегодня в казахстанской науке реализуется множество интересных проектов, но им не хватает информационной поддержки – общество попросту не в курсе происходящего.


К примеру, очень большое влияние на восприятие истории Казахстана оказал Ильяс Есенберлин. Он не был ученым, зато был талантливым писателем, который сумел посредством интересного контента отформатировать историческое сознание казахов. И таких людей, которые способны через книги, комиксы, видеоролики, посты в соцсетях и т.д. пропагандировать казахстанские научные открытия, нам важно находить и поддерживать. Проще говоря, необходима синергия науки, культуры и информации.


Ерлан Акчалов, доцент кафедры «Режиссура экранных искусств» факультета «Кино и ТВ» КазНАИ им. Т.Жургенова:
«Бороться надо системно, а не сбрасывать все на министерство»

- Что такое культура? Это синтез духовных и материальных ценностей. Однако последние теперь вышли на первый план, поменялись сами критерии ценностей. Наше общество давно превратилось в общество потребителей. Всё сейчас оценивается с точки зрения стоимости. Сколько стоит Мона Лиза? Сколько мы потратим на концерт симфонического оркестра? Окупится ли очередное музыкальное произведение? Сколько продано книг? И т.д. Общество стало прагматичнее, циничнее, равнодушнее… Ценится только то, что приносит пользу. Культура стала прикладной. Важна не просто самоокупаемость, но и рентабельность ее элементов.

И это началось уже давно. Примерно с середины XX века. Тогда, когда форма, использующая элементы «первобытного» инстинкта, оказалась как нельзя кстати для отвлечения зрителей от социальных и политических бунтов. Впервые это поняли те, кто начал разрабатывать новое направление, которое получило название «молодежная культура».

Ее «открыли» в 1960-е годы. Именно в это время во всем мире повысился интерес к развлекательному кино, спорту, электронной музыке, то есть к той части культуры, которая собирает на своих площадках и в залах кинотеатров большое количество людей, заряжая сильными эмоциями. Тогда же появилась группа «Битлз», участники которой в одно мгновение стали кумирами, идолами. Именно они заявили всему миру о существовании отдельного мира тинейджеров, опьяненных музыкой, молодостью и первым знакомством с наркотиками. Это данность.

Помните споры о массовой культуре? А ведь она давно уже победила. И это тоже данность, в которой нет ничего плохого. Ключевое слово в этом контексте – культура. Параллельно резко менялась стилистика многих видов искусства. Раскованный стиль, особое отношение к передаче ощущения времени (каждый миг - это событие, прорыв в космическое мироздание), «движущаяся камера» в кино, визуализация в восприятии мира (увиденное вдруг стало особенным, открытием нового мира в природе, в других, в самом себе). Об этом писали в книгах, об этом снимали кино. На долгие годы в искусстве стали доминировать изменчивость и движение, фрагментарность и незавершенность.

А что сегодня? Проблема кризиса современной культуры становится центральной в области изучения проблем национальной и глобальной безопасности. Здесь много самых разных факторов. И изменения в геополитике, и события в Украине, Сирии, на Ближнем Востоке. Разделение мира на две составляющие – Восток и Запад. И отношение человека к природе. И отношения самих стран друг с другом. И самое главное - отношения между отдельными людьми, в которых все чаще проявляются агрессивность, жестокость, равнодушие, а лицемерие и лживость становятся почти признанной нормой общественного поведения, особенно в экономически развитых государствах мира.


Анализ показывает, что кризис культуры в XXI веке приобрел системный характер и продолжает углубляться. При этом можно выделить его следующие основные проявления:

- Разрушение ценностных оснований мировой культуры.

- Доминирование потребительского образа жизни и мировоззрения.

- Идеологическое противостояние культур Востока и Запада.

- Эгоцентрическая точка зрения на отношения человека и природы, результатом которой являются разрушительная техногенная деятельность людей, деградация биосферы и нарастание угрозы глобальной экологической катастрофы.

- Гипертрофированная либерализация отношений между людьми, снижение нравственных норм и запретов для их социального поведения, деградация понятий «честь», «совесть», «достоинство», «порядочность», «благородство».

- Деградация семейных ценностей во многих экономически развитых странах Запада, разрушение института семьи, снижение ответственности за судьбу детей, престарелых родителей, ослабление родственных связей.

- Беспрецедентное снижение ценности человеческой жизни, рост агрессивности и жестокости, насилия над личностью (в семье, армии, корпоративных структурах).

- Развитие культа материального обогащения и стяжательства, оправдание коррупции, взяточничества и карьеризма, распространение в обществе пьянства, наркомании, проституции, педофилии, однополых браков.

- Снижение уровня классической культуры и искусства, их роли в общественной жизни, а также в системе образования и воспитания людей. Доминирование массовой культуры низкого качества, ориентированной на маргинальные слои населения.

- Падение уровня общей образованности общества и интеллекта личности.

Поэтому и бороться с этим надо системно, а не сбрасывать все на Министерство культуры, которое традиционно отчитывается за проведенные мероприятия – концерты, выставки, фестивали… Дело нужное, но половинчатое. Эта проблема решается только объединенными силами целого государства и его институтов на уровне создания национальной концепции с подключением всех структур – от системы образования, начиная с дошкольного, до самых современных органов госуправления.


А впрочем, поменять существующую систему ценностей – это задача уже не под силу отдельному государству. Здесь нужен системный подход всей человеческой цивилизации.


Мурат Абулгазин, эксперт-международник:
«Причина – явно затянувшееся транзитное состояние страны»

- За 33 года независимости Казахстана сфера культуры претерпела большие изменения, обретая отечественные черты и преумножая национальное наследие. Однако, несмотря на положительные тенденции и прилагаемые государством усилия, ее состояние продолжает вызывать у общественности разноуровневые вопросы к отвечающим за нее структурам. Другими словами, все мероприятия государства в сфере культуры имеют тактическое значение и не могут произвести стратегического перелома.

Здесь можно предъявить кучу претензий относительно разных направлений нашей сферы культуры, но все они, думаю, сводятся к фундаментальной причине – явно затянувшемуся транзитному состоянию страны со взаимосвязанными проблемами и последствиями строительства нового государства и формирования единого казахстанского общества. Имеются в виду следующие факторы.

Во-первых, до сих пор в отечественной культуре, как и в школьном образовании, зримо и незримо присутствуют советские контенты и взгляды – со всеми их плюсами и минусами. Также не снижается информационное влияние РФ. Вкупе это фактически сохраняет наше общество в культурном пространстве соседнего государства. Как пример - доминирование российских кинофильмов, телепрограмм и СМИ. Естественно, этот фактор затрудняет развитие и распространение национальных форм и содержаний различных мероприятий.

Во-вторых, становление нашего государства и общества происходило в условиях формирования рыночных отношений, то есть «накопления первичного капитала» и создания отечественных финансово-промышленных групп. Такое совпадение не прошло бесследно – постепенно оно сформировало в общественных отношениях так называемую «коррупционную культуру», которая распространилась на жизнедеятельность государства, включая сферу культуры. Отсюда возникает сложность продвижения отечественных идей, программ и талантов, в том числе как противовеса культурным продуктам извне.

В-третьих, ослабление внимания государства к духовно-культурной и социально-экономической сферам жизни общества в 1990-х годах привело к проникновению в Казахстан различных нетрадиционных религий, взглядов и идей. И сегодня они имеют серьезное влияние, фактически препятствуя сохранению и развитию национальных традиций и ценностей.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для кардинального изменения ситуации в сфере культуры государству предстоит длительная борьба с коррупцией и деструктивным духовно-культурным влиянием. Однако это возможно только путем формирования демократического общества и создания реальной рыночной экономики.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Аида Балаева, Ермек Турсунов и кино, которое мало кто смотрит
11.06.2024, автор Женис Байхожа.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Как казахи теряют духовное наследие, и можно ли его восстановить?
30.09.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Культурная деградация в Казахстане: можно ли переломить тенденцию?