АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Эхо «Кантара». Почему трагедия была неизбежной…

Эхо «Кантара». Почему трагедия была неизбежной…

30.12.2024, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Приближается третья годовщина январской трагедии, которую до сих пор окружает много тайн и загадок. Кто за ней стоял? Кто и за кем пошел? И почему в нашей стране такое стало возможным? Ответить на эти вопросы пытаются многие исследователи – они уверены, что, если не добраться до главных организаторов, не узнать их истинные мотивы и не наказать по всей строгости закона, риски повторения подобных событий сохраняются.

Среди них – известный журналист, писатель, президент Казахского ПЕН-клуба Бигельды Габдуллин, который 25 декабря в Алматы презентовал книгу «Кантар-22. Неудавшийся госпереворот и пробуждение нации». Она выбивается из общего ряда аналогичных изданий именно тем, что автор решил посмотреть на январские события с разных ракурсов, главным образом – глазами очевидцев. С этой целью он объехал полстраны –Мангистаускую, Западно-Казахстанскую, Актюбинскую, Кызылординскую, Жамбылскую, Восточно-Казахстанскую, Абайскую, Жетысускую, Туркестанскую области, а также Алматы, где взял более сотни интервью у участников протестов, родственников пострадавших, представителей власти. Плюс изучил имеющуюся на данный момент аналитику по этой теме от отечественных и зарубежных экспертов, а также многочисленные публикации в СМИ.

Автор признается, что, когда проводил личное расследование, не претендовал на раскрытие полной картины тех событий и на то, чтобы найти однозначный ответ на вопрос «кто виноват?». Да и невозможно это сделать, пока не снят гриф секретности с материалов по данному делу. Вместе с тем он склонен оценивать произошедшее именно как попытку государственного переворота с целью отобрать власть у действующего президента, и эта мысль красной нитью проходит через всю книгу.


По словам Габдуллина, в пользу данной версии говорит целый ряд фактов. Отсутствие приказа силовым структурам отвечать на провокации «деструктивных элементов». Сдача силовиками здания КНБ РК и аэропорта Алматы террористам. Синхронные нападения на офисы региональных властей, правоохранительных органов, на следственные изоляторы, стратегические объекты, банки, больницы, телевышку, телеканалы, морги. Перекрытие автомобильных и железных дорог, блокирование работы «скорой помощи» и пожарных, нападение на войсковые части и армейские блокпосты, захват оружейных магазинов и боевой техники, расстрел мирных граждан хорошо обученными боевиками-профессионалами, включая снайперов. А также то, что нападавшие использовали собственную связь, переодевались в форму военных и полицейских, подло прикрывались участниками массовых беспорядков, которые служили им живым щитом.

«Был коварный план – растащить боевые ресурсы государства по одиннадцати регионам, чтобы основной удар нанести по крупнейшему городу и финансовому центру страны. Именно этим объясняются жестокие бои на улицах Алматы, поджоги зданий акимата, резиденции президента, ДВД, банков и других важных объектов. После падения южной столицы планировалось все силы бросить на штурм Акорды… Стояла задача разбалансировать существующую политическую систему, разрушить до основания конституционный строй государства и институты власти», - пишет автор.

Он полагает, что члены команды первого президента хоть и не были непосредственными организаторами волнений в Жанаозене (которые подхватили жители всех западных, а потом и других регионов страны), но зато воспользовались ими для осуществления своих целей, к чему были подготовлены заранее. «Племянники Елбасы только и ждали благоприятного момента, - утверждает журналист. - Находясь на высоких государственных постах, в том числе в силовых структурах, обладая миллиардами долларов, они тайно организовали и финансировали различные криминальные элементы, радикальных исламистов, частные военные подразделения, создали особые лагеря, где проходили специальную военную подготовку отборные джигиты религиозного толка»...

По мнению Габдуллина, план насильственного захвата власти стал созревать тогда, когда Касым-Жомарт Токаев взялся за демократизацию политической системы, либерализацию общественной жизни, демонополизацию экономики. Это вызвало резкое недовольство влиятельных лиц, воспринявших новый курс как угрозу глубоко укоренившемуся положению дел и своему привилегированному статусу во властных структурах. Началось открытое сопротивление всему, что предлагал президент. Дошло до того, что представители «старого Казахстана» решили повернуть токаевские реформы вспять и восстановить старый назарбаевский порядок.


«В довольно несвойственной ему манере повел себя Елбасы, который две недели скрывался от народа и лишь 18 января вышел в эфир национального телевидения и стал обелять себя - мол, с 2019 года он простой пенсионер. Словно народ не ведает, что до 5 января он контролировал всех силовиков... Главный из этого вывод в том, что ни в коем случае нельзя допускать пресловутой модели двоевластия, когда в стране одновременно властвуют президент и верховный главнокомандующий, а также председатель Совета безопасности в лице экс-президента. Такие политические игры всегда приводят к печальным последствиям, таким, как «Кантар»… Последний со всей очевидностью подтвердил прогнозы экспертов о том, что тактика и стратегия постепенного мирного транзита высшей политической власти без должного волеизъявления народа нежизнеспособны», - считает автор книги.

На его взгляд, те, кто превратил мирные протесты в массовые беспорядки, сопровождавшиеся масштабным насилием, погромами, поджогами и мародерством, прекрасно знали, что казан общественного негодования накален до предела, и достаточно небольших усилий, чтобы его крышку сорвало.

«Каждый взрослый казахстанец в течение долгих лет ежедневно сталкивался с такими явлениями как повальная коррупция во всех органах власти, блат, непотизм, клановость, автократический механизм управления государством, минимизация социальных лифтов для молодежи. Кроме того, раздражение в умах граждан было порождено их патриотической ревностью к своим природным богатствам, которые по невыгодным ценам доставались зарубежным дельцам, а также незаконным обогащением членов семьи Нурсултана Назарбаева и других господ. Весь этот клубок политических, социальных и экономических проблем не мог не породить неуправляемые гражданские выступления уставшего казахского народа. И в этой разгоряченной ситуации непродуманное решение недальновидного правительства о резком повышении цен на сжиженный газ в Жанаозене «сыграло роль зажженной спички в пороховой бочке», как метко выразился президент», - подчеркнул руководитель ПЕН-клуба.

Жертвами этого взрыва, который войдет в историю Казахстана самой кровавой страницей, стали, согласно официальной версии, 238 погибших (по данным правозащитников – 256), из которых семь несовершеннолетних, десять женщин. Еще девять человек считаются без вести пропавшими.

«Полагаю, мы должны смотреть вперед, извлекать уроки из этих событий и ежедневно думать над тем, что нас объединяет, а не разъединяет, ставить во главу угла общенациональные интересы... Нельзя забывать, что народ является главной движущей силой страны. Именно поэтому власть должна и обязана думать о социально-экономических проблемах общества, не упуская при этом демократизацию политической системы государства», - резюмировал автор.


Книга вышла тиражом более двух тысяч экземпляров. Во время ее презентации Бигельды Габдуллин выразил надежду на то, что вскоре секретные документы откроются, а последующие исследователи еще глубже изучат природу январских событий и найдут в них новые факты для извлечения важных уроков.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Светит ли казахским писателям Нобелевская премия?
31.07.2024, автор Бауыржан Маханов.
Книга о Кантаре: три дня, потрясшие Алматы, глазами участников и очевидцев
15.02.2024, автор Баян Ахмет.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Эхо «Кантара». Почему трагедия была неизбежной…