АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Пять лет после кордайской трагедии: как изменился межэтнический климат в РК?

Пять лет после кордайской трагедии: как изменился межэтнический климат в РК?

21.01.2025, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Приближается пятилетняя годовщина казахско-дунганского столкновения, которое, напомним, случилось в феврале 2020-го и имело очень трагичные последствия. С тех пор каких-либо серьезных конфликтов на национальной почве в Казахстане не наблюдалось. Можно ли говорить об оздоровлении межэтнических отношений в стране и о том, что государству наконец-то удалось обеспечить баланс интересов различных этносов? Или же эти отношения, напротив, продолжают накапливать в себе определенные риски и угрозы, которые однажды могут привести к выплеску негативных проявлений? Слово экспертам.
Пять лет после кордайской трагедии: как изменился межэтнический климат в РК?

Серик Бейсембаев, социолог, директор исследовательского центра PaperLab:
«Представители нацменьшинств увидели в этом «кейсе» большие риски для себя»

- Мы не проводили отдельного анализа по данной теме, но на основе других наших исследований можно сделать вывод, что за последние годы не было создано никаких предпосылок для улучшения межэтнической ситуации в стране. Напротив, добавились новые факторы – социальные, политические, экономические, которые могут прямо или косвенно способствовать развитию конфликтов на национальной почве.

Для их предотвращения государство не делает самого главного - не обеспечивает защиту прав каждого гражданина вне зависимости от его этнического происхождения. Ситуация в данной сфере становится все хуже и хуже. И больше всего от этого страдают маргинализированные, а также уязвимые группы населения, к которым можно отнести этнические меньшинства.

Соответственно не приходится говорить и о каких-то позитивных сдвигах в этнополитике. По-прежнему есть официальная риторика о межнациональном согласии, но нет действенных механизмов по устранению противоречий между этносами, которые рискуют в любой момент перерасти в противостояние. Следовательно, не стоит ожидать и трансформации Ассамблеи народа Казахстана в институт, защищающий права и интересы граждан, поскольку он часть системы, где принято создавать видимость, а не результат.


Проблема еще в том, что не происходит оздоровления системы судебных и правоохранительных органов. В своем нынешнем состоянии они не могут обеспечить на должном уровне соблюдение справедливости, законности, правопорядка в стране – а в такой ситуации сложно говорить о профилактике межэтнических столкновений. Напомню, что и расследование кордайских событий, и судебное разбирательство по данному делу были максимально закрытыми, сопровождались многочисленными нарушениями. Общественности и СМИ предоставлялся минимум информации. А многие осужденные, причем с обеих сторон конфликта, остались недовольны приговорами, посчитав их предвзятыми и необъективными.

Самое интересное, что местная полиция и прокуратура во время беспорядков фактически самоустранились от помощи мирным жителям. И до сих пор остается непонятным, почему они бездействовали. При этом мало кто из чиновников и представителей силовых структур понес адекватное наказание за невыполнение своих должностных обязанностей, разве что в первые дни после трагедии были показательно уволены глава Жамбылской области, его заместитель, аким Кордайского района, начальники региональной и районной полиции.

Разумеется, представители нацменьшинств увидели в этом «кейсе» большие риски для себя – что в случае, не дай бог, повторных столкновений государство не сможет их защитить, что оно предпочтет занять сторону большинства и что легко пойдет на поводу у популистов. Соответственно ни о каком росте доверия к правоохранительной, судебной системам и в целом к власти речи не идет. Скорее, наблюдается обратная тенденция.


Надо понимать, что положительные изменения в этой сфере зависят не столько от состояния межэтнических отношений и политики по их укреплению, сколько от системных реформ в силовых структурах, направленных прежде всего на искоренение коррупции, предвзятости, неравенства граждан перед законом.

Очень важно, чтобы все стороны конфликтов имели возможность быть услышанными еще на стадии их вызревания. А для этого нужны независимые масс-медиа, которые могли бы предоставлять площадки для диалога, каналы для выражения страхов и тревог. Но пока практически все СМИ в регионах принадлежат властям, а деятельность журналистов и блогеров ограничивается, проблемы будут замалчиваться, игнорироваться, копиться и, в конце концов, могут привести к взрыву.

Ну и, конечно, нужна качественная реформа местного самоуправления, чтобы повысить ответственность акимов за положение дел на вверенных территориях и одновременно предоставить им больше свободы в принятии решений, что заставит их быть более компетентными и находиться в тесной связи с местными жителями. Но для этого они должны быть избираемыми – честно и справедливо. Пока же выборы акимов у нас проводятся формально, и все решения за них принимает центр, а в такой ситуации говорить об эффективном управлении на местах не приходится.

Все перечисленное - взаимосвязанные вещи. По сути, межэтнические конфликты - всего лишь симптом тех болезней, которые прогрессируют в нашем государстве. И нет лучшего способа их предотвращения, чем открытая политическая система, которая позволяет вовремя выявлять противоречия и выносить их на публичное обсуждение, чтобы потом разрешать цивилизованными способами. В противном случае люди, понимая, что от властей мало толку, будут пытаться действовать самостоятельно, как это было в Кордайском районе пять лет назад.

Максим Крамаренко, руководитель Института евразийской политики:
«Этнического конфликта в чистом виде не существует»

- Межнациональные отношения представляют собой сложный феномен, который нельзя рассматривать в отрыве от других аспектов общественной жизни. На взаимодействие различных этнических групп влияют не только культурные различия, но и экономическая ситуация в стране, внешнеполитические приоритеты правящего режима, политика идентичности и многие другие факторы. Как отмечает российский этнолог Валерий Тишков, этнического конфликта в чистом виде не существует. Происходит столкновение интересов между людьми или группами людей, которое может перерасти в этнический конфликт, если одна из сторон или обе стороны мобилизуются по этнокультурному признаку. И я с этим мнением полностью согласен.

Межэтнические конфликты могут возникать из-за различных причин: несколько человек не поделили улицу, воду, место на рынке или какие-то материальные блага. И если спорящие относятся к разным этнокультурным группам, существует вероятность того, что сработает мобилизационный принцип: «наших бьют!». По такой схеме произошли кордайский и другие конфликты, когда противостояния получили межэтнический окрас.


Однако этническую мобилизацию нельзя рассматривать как неизбежный признак многонационального государства, каковым является Казахстан. Важно понимать, что она происходит в ситуациях, когда граждане теряют доверие к органам правопорядка и в целом к власти или, наоборот, уверены в своей безнаказанности. Поэтому одним из способов предупреждения таких конфликтов является повышение авторитета и беспристрастности правоохранительных органов. Если человек уверен, что его интересы будут защищены государством вне зависимости от его этнического происхождения или социального статуса, то он не будет прибегать к принципу «наших бьют!», а обратится в соответствующие инстанции.

В настоящее время в Казахстане проводятся некоторые преобразования, направленные на повышение авторитета правоохранительных структур. С приходом к власти Касым-Жомарт Токаев начал реализовывать концепцию «слышащего государства», которая распространяется и на органы правопорядка. Согласно ей, современный полицейский должен уметь строить открытый диалог с гражданами, проявляя дружелюбие и профессионализм. Кроме того, для повышения эффективности работы органов МВД реализуется принцип «полиция в шаговой доступности», что повышает безопасность на улицах и в общественных местах, плюс ведется борьба с коррупцией.

Политика идентичности, а также языковая и информационная политики тоже играют важную роль в предупреждении конфликтов с межэтническим окрасом. В этой связи можно выделить несколько направлений курса действующего президента. Во-первых, мы строим единую политическую нацию, базовым принципом которой является не возвышение какой-либо одной этнической группы, а ориентация на справедливость, законность и порядок. Во-вторых, развитие и распространение государственного языка увязано с уважением к русскому языку и языкам других этносов, проживающих в республике. В-третьих, принята информационная доктрина, призванная предупредить влияние извне, в том числе и на сферу межэтнических отношений. В-четвертых, деятельность некоторых персонажей, склонных к проявлениям бытового национализма, в случае обращений граждан в правоохранительные органы пресекается с использованием соответствующих законодательных норм.

Конечно, нельзя сказать, что «новый Казахстан» застрахован от возможных конфликтов с этническим окрасом, но уже заметны качественные преобразования, которые способствуют ослаблению факторов, негативно влияющих на межнациональные отношения.

Ядикар Ганиев, гражданский активист:
«Кордайские события привели к накоплению еще больших обид и претензий»

- Думаю, в свете геополитических событий, особенно войны в Украине, межэтнические отношения в Казахстане находятся как бы в замороженном состоянии. В неофициальном информационном поле страсти бушуют, но в реальные противостояния они, к счастью, не выплескиваются.

Что касается кордайских событий, то, боюсь, они не только не стали холодным душем, заставившим задуматься о необходимости оздоровления межэтнических отношений, но и привели к накоплению еще больших обид и претензий. Вряд ли это приведёт к серьёзным конфликтам, но может подтолкнуть представителей различных этносов к эмиграции из Казахстана.


Со своей стороны государство не нашло и даже не пытается найти баланс в межнациональных отношениях. А власти на местах сквозь пальцы смотрят на факты дискриминации представителей этнических меньшинств. Один только пример. После моего выступления на YouTube по уйгурской проблематике я получил множество угроз от казахских националистов. Мало того, они начали искать местонахождение моей семьи через работников КНБ и полиции. Обращение моей супруги в правоохранительные органы по факту поступления угроз не дало никаких результатов. В целях безопасности я вынужден был вывезти свою семью в другую страну.

Казахские националисты часто ратуют за этнически чистый Казахстан. Один из их аргументов сводится к тому, что, мол, представители других этносов не станут защищать страну в случае военной угрозы. Но они не хотят понять, что это и наш родной дом тоже. Да и кто решится по собственной воле бросить свое имущество, родных, близких, друзей? Любому мигранту трудно и страшно начинать жизнь на чужбине. Убежден, что если в стране будут добрые отношения между представителями разных этносов, если государство будет одинаково справедливо относиться к ним, ценить и защищать их права, то все, независимо от национальной принадлежности, встанут на защиту республику.

Пора бы тем, кто привык делить граждан страны на «своих» и «чужих», осознать ущербность такого подхода…

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Уроки кордайской трагедии: как преодолеть межэтнический раскол?
6.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Пять лет после кордайской трагедии: как изменился межэтнический климат в РК?