АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

В нынешнем состоянии КТЖ роль локомотива экономики РК ему не светит

В нынешнем состоянии КТЖ роль локомотива экономики РК ему не светит

13.02.2025, автор Гульнар Муканова.

RU KZ EN
Мы уже не раз писали об одной из самых крупных национальных компаний страны, которая не только в переносном, но и почти в прямом смысле слова могла бы стать локомотивом казахстанской экономики, а заодно качественно удовлетворять потребности бизнеса и граждан. Речь, как вы, наверное, поняли, идет об АО «НК «Қазақстан темір жолы». На отечественную «железку» делают ставку и высшее руководство страны, и зарубежные инвесторы, но первое нередко оказывается «обведенным вокруг пальца», а вторые, изучив ситуацию, могут выбрать других партнеров. Почему такое происходит?

На грани банкротства

Для начала следует напомнить, что прошлым летом председатель Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихан Смаилов выступил перед депутатами мажилиса с разгромным докладом о КТЖ. Озвученные им цифры просто потрясают! В частности, нацкомпания накопила долгов на 2,9 трлн тенге (!), что сопоставимо с половиной расходов, выделяемых из бюджета на социально-трудовую сферу. Конечно, такой долг появился не за раз – в основном он образовался при прежнем руководителе КТЖ Аскаре Мамине (о нем разговор отдельный), но и за период работы там нынешнего председателя правления Нурлане Сауранбаеве, который руководит компанией уже почти четыре года, ситуация, мягко говоря, не улучшилась.

По итогам аудита выявлены финансовые нарушения на сумму 29 миллиардов тенге, неэффективное использование 168 миллиардов, а экономические потери и упущенная выгода составили 307 миллиардов тенге. Каждая из этих цифр заслуживает отдельного разговора, но мы ограничимся лишь некоторыми замечаниями. Например, таким: за финансовые нарушения нужно привлекать к ответственности топ-менеджеров компании, но что-то мы не видели серьезных уголовных дел и громких судебных процессов. А нецелевое использование средств заслуживает, как минимум, увольнений с «черным билетом», но каких-то больших кадровых перестановок мы тоже не заметили.


Отдельно следует сказать об упущенной выгоде. Тут надо понимать, что более 300 млрд тенге – это оценочная и, возможно, несколько заниженная сумма. Но даже если исходить из нее, то она равна стоимости строительства полусотни новых «комфортных школ», которых так не хватает стране и ее маленьким гражданам. Или другое сравнение. За 2024 год усилиями Антикоррупционной службы было сэкономлено 6 млрд тенге – то есть в 50(!) раз меньше, чем то, что могла принести бюджету «железка».

Если председатель ВАП дал понять, что КТЖ находится на грани банкротства, то сам глава национальной компании месяц назад, отчитываясь перед президентом страны, не жалел слов, живописуя ее достижения и давая громкие обещания. Как говорится, «ауызына май» – дай бог, чтобы так было, но опять терзают смутные сомнения. Например, относительно заверений Нурлана Сауранбаева в том, что «приоритетное внимание компания планирует уделять развитию инфраструктуры, терминальной сети и внедрению цифровых решений».

Цифры обратного счета

Безусловно, отчет был красивый, особенно в той части, где говорилось о транзитном потенциале. К нему мы еще вернемся, но вот что касается «цифровых решений», то мы не увидели конкретных данных и сравнительных показателей, свидетельствующих об улучшении. Знаете, почему? Потому что их нет. Зато есть другие факты. Первый (о нем мы уже упоминали здесь https://spik.kz/2115-slova-cifrovoj-suverenitet-dlja-ktzh-pustoj-zvuk.html) заключается в том, что «цифра» в КТЖ – это пустой звук. Понятно, что глава государства, как и большинство казахстанцев, не является специалистом в данной сфере, а потому его просто-напросто могли дезинформировать.

Не будем повторять, но, если коротко, то компания вкладывает сотни миллионов тенге, предназначенных для цифровизации, в частную структуру, хозяином которой является старший внук первого президента страны Нурали Алиев. Дело тут даже не в том, что в данном направлении не были предприняты шаги по деприватизации субъектов железнодорожной отрасли (конкретные поручения на сей счет глава государства дал еще в феврале-марта 2022 года), хотя это тоже говорящий факт, на который администрации президента РК следовало бы обратить внимание. Больше печалит другое – то, что огромные денежные средства уходят впустую: никакого реального усовершенствования действующих механизмов контроля грузопотока не произошло.

Впрочем, там не усовершенствовать надо, а налаживать все заново. Сейчас мы не только пользуемся морально устаревшими приборами, но и находимся в прямой зависимости от российских технологий и российских же терминалов. Стоит ли напоминать о том, что железные дороги – это стратегический объект, который нельзя отдавать на откуп даже «ближайшему союзнику»?


Россияне «рулят» и в других секторах нашей «железки». Например, мы зависим от них во многих вопросах, связанных с предоставлением, а также ремонтом вагонов и локомотивов. То есть, если у наших северных партнеров вдруг что-то случится, то без ремонта поездов и контроля за грузами практически весь железнодорожный транспорт в Казахстане просто встанет. Так, между прочим, было в новогодние дни, когда они там что-то решили обновить, а наших не предупредили. В общем, даже никакой диверсии не надо. Понимает ли это руководство КТЖ? Да. Ведь там не глупцы сидят. В курсе ли президент страны? Скорее всего, нет – они ему об этом не говорят, иначе быстро лишатся своих мест.

А вот другой тоже относительно «свежий» пример. Два с половиной месяца назад в Астане осудили бывшего руководителя Дирекции цифровизации КТЖ Салмена Амрина. Если вкратце, то ему откровенно «пришили» эпизод с якобы «мертвыми душами» - по словам его защитников, под обвинением не было никакой доказательной базы. Между тем, незадолго до этого Амрин выступил с жесткой критикой в адрес своего руководства, заявляя в том числе о возможных крупных хищениях. Опять-таки, не особо вдаваясь в подробности, скажем, что команде Амрина за короткий срок удалось сэкономить для КТЖ (читай, для страны тоже) 36 миллиардов тенге. Он же говорил, что нацкомпания ежегодно теряет порядка 170 млрд тенге! Ну, как «теряет»? Известно, что деньги, если откуда-то пропадают, имеют свойство материализовываться в других местах – возможно, в зарубежных юрисдикциях в виде яхт, особняков и депозитов в банках.

Профессионалы не нужны?

В общем, неудивительно, что такой работник, который мог бы исключить значительную часть коррупционной составляющей в КТЖ, был не только уволен, но и посажен в тюрьму – скорее всего, чтобы лишнего не говорил. Добавим: если бы электронная система, которую собирался ввести Амрин, заработала на полную мощь, то, возможно, выявились бы десятки, если не сотни способов увода колоссальных средств. Это и махинации с загрузкой вагонов, и огромная разница в плановых и фактически потребляемых объемах топлива, и «левые» схемы ремонта подвижного состава и т.д. и т.п.

Странно, но лишь немногие СМИ сообщили о том, что случилось с Амриным. Возможно, именно поэтому информация о том, из-за чего на самом деле убрали талантливого топ-менеджера, не дошла до главы государства и его администрации. Ведь это как раз о то, о чем говорил и говорит Токаев. И то, о чем ему докладывал господин Сауранбаев, но, по всей видимости, изложил все в выгодном для себя (а не для страны и ее граждан) свете. Касым-Жомарт Кемелевич просто поверил Нурлану Ермековичу на слово, считая его хорошим специалистом. Ведь, согласитесь, человек не может знать всё, и именно поэтому у главы государства есть команда. Но вот в данном конкретном случае кое-кто из нее, похоже, откровенно подставляет своего шефа.

Да, Сауранбаев неплохой специалист, но мы уже отмечали, что его трудовая книжка вызывает сомнения. Кроме того, на наш взгляд, в стране есть и другие профессионалы, которые исходят, прежде всего, из национальных интересов, а не собственных или тех, кто за ними стоит. Вот в таких людях и нуждается АО «НК «Қазақстан темір жолы», впрочем, как и любая другая нацкомпания, весь квазигосударственный сектор и, конечно же, правительство.


Нужны талантливые руководители, особенно те, кто успел поработать «в поле», как заметил президент страны на расширенном заседании кабинета министров. Нужны такие специалисты-энтузиасты, как Салмен Амрин, у которых есть знания, навыки и желание изменить саму систему. Нужны принципиальные правоохранительные органы и честные СМИ, чтобы вывести на чистую воду фигурантов былых коррупционных преступлений и не допустить новые… Но нужны и критически мыслящие граждане, способные отличить зерна от плевел, реальную картину от той, что рисует нам тот же КТЖ.

Продолжение следует…

Похожие статьи

Who is Mr. Sauranbayev? Честен ли перед президентом глава крупнейшей в стране нацкомпании?
27.01.2025, автор Гульнар Муканова.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Главный аудитор «подчищает собственные хвосты»?
18.12.2024, автор Асем Избасарова.
Предложения «второй свежести»: зачем ВАП лоббирует дробление КТЖ?
18.07.2024, автор Виктор Долгов.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » В нынешнем состоянии КТЖ роль локомотива экономики РК ему не светит