АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

В нынешнем состоянии КТЖ роль локомотива экономики РК ему не светит. Часть 2-я

В нынешнем состоянии КТЖ роль локомотива экономики РК ему не светит. Часть 2-я

14.02.2025, автор Гульнар Муканова.

RU KZ EN
В первой части нашего повествования мы начали рассказывать о том, почему не стоит доверять красивым отчетам и пресс-релизам от АО «НК «Қазақстан темір жолы». Находящаяся на грани выживания (оценка не наша, а председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова, причем изложенная дословно) компания, похоже, не особо стремится изменить ситуацию. Ей не нужны здравые идеи, здравомыслящие сотрудники и реальное реформирование отрасли – ведь это может раскрыть «серые» схемы. Сегодня мы продолжим тему и, как обещали, назовем некоторые имена.

Начать стоит со свежего инсайда. Недавно сайт Ulysmedia.kz сообщил о том, что третья дочь первого президента страны Алия Назарбаева обосновалась в Москве. И сразу вспомнилось, что она имела непосредственное отношение к «железке», а если конкретнее – к пассажирским перевозкам. Как известно, ее фирма Instant Payments на протяжении долгого времени занималась продажей билетов, и лишь чуть больше года назад, в декабре 2023-го, национальная компания КТЖ удосужилась расторгнуть с ней договор.

Между тем, еще в начале 2022-го глава государства Касым-Жомарт Токаев, говоря о необходимости деприватизации, в числе приоритетных отраслей, где следует ее провести, назвал железнодорожную. Кто скажет, что лучше поздно, чем никогда, и в общем-то будет прав. Но все-таки желательно было принять такое решение пораньше. Ведь все это время проценты со стоимости билетов, проданных на отечественные поезда, продолжали течь не туда, куда следовало бы.

Описанный выше случай – далеко не единственное свидетельство прямого или косвенного участия членов семьи Нурсултана Назарбаева в железнодорожном бизнесе. В принципе, закон это не запрещает, к тому же в нашей стране родственники сильных мира сего, как правило, оказываются талантливыми и удачливыми предпринимателями. Но надо учитывать, что речь идет о национальной компании. Кроме того, если бы этот бизнес был честным, то особых вопросов не возникало бы, однако назвать его таковым сложно.


Люди, входившие в ближний круг первого президента, либо нагло забирали самые лакомые куски «пирога» КТЖ, либо занимались откровенным рейдерством. Впрочем, случалась и комбинация обоих этих способов, после чего выкачивалась максимальная прибыль, что сопровождалось безнаказанной коррупцией. Приводить все факты мы не станем – слишком много времени займет, но кое-что рассказать можем. Тем более что, напомним, желание Токаева избавить отрасль от «назарбаевцев», похоже, до конца исполнено не было.

Увлекательной и местами даже детективной можно назвать историю появления в национальной компании Кайрата Сатыбалды. Он, в отличие от других членов Семьи, попал туда официально, оказавшись сразу на должности первого вице-президента АО «НК «Қазақстан темір жолы», а удалось это ему при прямом содействии Карима Масимова, который в тот период был вице-премьером, а немногим позже стал главой правительства Казахстана. Но это отдельная история, к которой мы обязательно вернемся, а не останавливаемся сегодня на ней подробно потому, что старший и любимый племянник бывшего Елбасы вроде бы все отдал. К слову, «под ним» были железнодорожные тупики, смежные компании и некоторые «дочерние» предприятия. Билетный бизнес Алии Нурсултановны, если верить официозу, тоже был передан в другие руки.

Однако есть и те, кто остаётся «в деле».

Нурали Алиева и его «Транстелеком», который вроде бы занимается цифровизацией КТЖ, мы уже упоминали пару раз, поэтому о нем тоже не станем много говорить. Лишь отметим, что «сотрудничество» национальной компании с сыном Дариги Назарбаевой не только не прекратилось, но и, судя по всему, возросло в объемах. Есть ли от этого эффект? Большой и жирный вопрос.

А вот фигура жезде старшей и младшей сестер Назарбаевых – яркий пример того, как можно побольше «хапнуть», мало сделать и в итоге остаться «при делах». Вообще, о Тимуре Кулибаеве стоило бы снять целый сериал, посвятив отдельный сезон его связям с КТЖ. Но сегодня ограничимся констатацией пары моментов. Во-первых, под контролем «Тимура и Ко» был целый ряд направлений в железнодорожной отрасли, начиная с монопольных поставок топлива и заканчивая вагонно-локомотивным парком (тоже практически монополия). Во-вторых, люди Тимура Аскаровича по-прежнему продолжают «рулить» в компании, в том числе находясь на ключевых должностях (даже самого председателя АО «НК «Қазақстан темір жолы» Нурлана Сауранбаева связывают с ним).

Последний факт, как минимум, говорит о том, что в КТЖ нужно провести широкомасштабный аудит (и не только усилиями Высшей аудиторской палатой, но еще и АФМ, Антикора и даже КНБ), а вдобавок инициировать что-то вроде люстрации или хотя бы полной аттестации всего высшего руководящего звена. Это вовсе не призыв к репрессиям или «тотальным кадровым чисткам», но согласитесь: чтобы компания перестала работать «в минус», необходимо заменить большинство топ-менеджеров.


Кто-то скажет, что такое шаг может парализовать работу компании. Отвечаем: ничего плохого не случится. Ведь это можно делать постепенно и точечно. Тем более что у всех «топов» есть заместители, которые, что называется, «в теме» и в случае надобности безболезненно их заменят. А возможно, получив определенную свободу и шанс проявить себя, сделают даже лучше. Плюс можно будет сократить ряд должностей и даже департаментов, которые не особо и нужны. В общем, оптимизация тоже не помешает. Особенно если грамотно провести цифровизацию КТЖ: о ней все говорят, но никто не знает, как она выглядит, а тот, кто хотел внедрить ее по-настоящему (Салмен Амрин), оказался за решеткой.

В общем, как 90 лет назад сказал Иосиф Сталин, кадры решают все. Однако, повторимся, следовать его методам замены одних руководителей на других мы не призываем. Хотя не видим ничего плохого в проверке со стороны правоохранительных органов, за которой вполне может последовать досудебное расследование, а затем и судебное разбирательство. К слову, кое-какие расследования уже проводились, и там, говорят, даже фигурировало имя Тимура Кулибаева. Но потом все это заглохло. А чтобы создать видимость непримиримой борьбы с мздоимцами и расхитителями, публике время от времени подкидывают «мелких рыбешек», которых даже коррупционерами назвать стыдно.

Честные, широкоохватные и объективные расследования в сочетании с аудитом и аттестацией, смеем надеяться, позволят навести порядок в КТЖ, и тогда перед национальной компанией, возможно, забрезжит светлое будущее, в котором есть место и высоким доходам, и четко организованным перевозкам, к вящему удовольствию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, и более весомому вкладу железнодорожной отрасли в развитие экономики Казахстана…


Как говорят телевизионщики, оставайтесь с нами и следите за нашими последующими публикациями на эту тему.

Продолжение следует…

Похожие статьи

Who is Mr. Sauranbayev? Честен ли перед президентом глава крупнейшей в стране нацкомпании?
27.01.2025, автор Гульнар Муканова.
В нынешнем состоянии КТЖ роль локомотива экономики РК ему не светит
13.02.2025, автор Гульнар Муканова.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Аналитика » В нынешнем состоянии КТЖ роль локомотива экономики РК ему не светит. Часть 2-я