АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Женщина – аким области: решится ли Ак-орда на повторение эксперимента?

Женщина – аким области: решится ли Ак-орда на повторение эксперимента?

31.03.2025, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
Пять лет назад, в конце марта 2020-го, впервые в истории Казахстана, включая и советский период, главой региона стала женщина: акимом Кызылординской области назначили Гульшару Абдыкаликову. Но этот, можно сказать, эксперимент, продлившийся два года, получился крайне неудачным. А потому есть большие сомнения в том, что в обозримой перспективе Ак-орда решится его повторить.

Впрочем, следует признать, что те, кто инициировал и проводил в жизнь это кадровое решение, серьёзно прокололись сразу со всеми главными составляющими – они выбрали не то место, не то время и не ту кандидатуру. Тем самым заранее обрекли затею на провал. Сегодня даже закрадывается крамольная мысль: а, может, это было сделано сознательно, чтобы надолго закрыть вопрос о назначении женщин на должности глав регионов? Дескать, вы же все видели, что им такая ноша не по плечу…

Что касается места… Кызылординская область – самая казахская в стране: доля титульного этноса в общем составе населения достигла на тот момент, то есть к 2020-му году, 96,1 процента, а сегодня она ещё выше. Советская модернизация, осуществлявшаяся на протяжении семи десятилетий и имевшая целью, помимо всего прочего, изменение сознания людей, затронула её в меньшей степени, чем любой другой регион Казахстана. Данное замечание в полной мере относится и к гендерным стереотипам.


Безусловно, под влиянием курса на эмансипацию, который проводился в советский период, происходили определенные изменения, однако население в массе своей продолжало придерживаться традиционных представлений об иерархии семейных отношений и социальных ролях двух полов: «сильный» – ведущий, наделенный правом принимать ключевые решения, «слабый» – ведомый, подчиненный, зависимый. А после обретения суверенитета, когда резко усилилось, особенно в южных регионах, влияние ислама, такие представления, проецируемые и на систему государственного управления, стали еще больше закрепляться, в том числе в сознании самих женщин – не всех, конечно, но многих.

Вспомните обстоятельства первого скандала, в который угодила Гульшара Абдыкаликова вскоре после своего назначения акимом Кызылординской области. Во время её рабочего визита в райцентр Жанакорган (это всего в полутора часах езды от села, где она родилась, что, по меркам этого региона, совсем ничего) местные полицейские, как обычно, перекрыли дорогу для других транспортных средств, и одной из тамошних жительниц по имени Сандугаш пришлось пешком идти до больницы, куда она торопилась. Дождавшись возвращения Абдыкаликовой к джипу, на котором та совершала поездку, недовольная женщина предъявила ей претензии: «Вы, что, дочь хана, чтобы из-за вас перекрывали дороги?».

Диалог с акимом она сняла на камеру сотового телефона, после чего выложила видео в социальные сети – и понеслось… Инцидент обсуждала вся область, а неуклюжая попытка чиновников из акимата оправдать Абдыкаликову, призвав в её поддержку (и в осуждение Сандугаш) прикормленных ветеранов, только усугубила ситуацию.

Но ведь и до этого, и после, когда регионом руководили мужчины, во время их поездок полицейские ограничивали дорожное движение, однако ни одного подобного конфликта за тридцать лет зафиксировано не было – люди воспринимали это как должное. И если бы в случае с Сандугаш путь перекрыли из-за акима мужского пола, то она, скорее всего, не стала бы «лезть в бутылку». Иными словами, для нее и для многих других женщин в этой области руководитель в юбке – куда меньший авторитет, чем тот, кто принадлежит к сильному полу.


А уж о кызылординских мужчинах, тоже воспитанных большей частью в патриархальных традициях, особенно о представителях так называемой региональной элиты, и говорить нечего – для них назначение Абдыкаликовой и вовсе стало ударом по самолюбию. Не успела она освоиться в новой для себя роли, как эти самые «элитарии» местного пошиба начали готовить коллективные обращения в Ак-орду, на что не решались в отношении предыдущих акимов. Правда, были ли письма в итоге отправлены адресатам (и если да, то сколько), неизвестно. Но содержание некоторых из них стало известно журналистам, в том числе автору этих строк.

Например, в одном таком послании, написанном всего через четыре месяца после назначения акима-женщины, говорилось: «временами создается впечатление, что областью руководит не сама Абдыкаликова, а приехавшие с ней нукеры» (имелись в виду члены ее команды – прим. авт.). А завершалось письмо следующими словами: «Уважаемый Касым-Жомарт Кемелович, просим вмешаться в ситуацию и поставить точку. Только Вы можете привести в чувство Гульшару Абдыкаликову. А еще лучше, пока не поздно, отстранить ее от этой должности. Хотя и говорят, что лошадей на переправе не меняют, но, если областью продолжит руководить человек, для которого этот груз является непосильным, то будет страдать население региона».

По слухам, подхваченным отдельными республиканскими СМИ, организатором этой атаки был Нурлыбек Налибаев, который к тому времени уже семь лет занимал должность акима города Кызылорды, явно засиделся на ней и мечтал возглавить весь край, простирающийся от западных отрогов Каратау до Аральского моря. Но ведь он наверняка понимал, что в ситуации, когда его родной старший брат, хотя и носящий другую фамилию, руководит другой южной областью (акимом Жамбылской в феврале того же года после этнических погромов в Кордайском районе был назначен Бердибек Сапарбаев), ему это кресло не светит: два выходца из одной семьи во главе регионов – перебор.

Кстати, Налибаев в итоге и сменил впоследствии Абдыкаликову, причем произошло это 7 апреля 2022-го, аккурат в тот день, когда Сапарбаева с почетом проводили на пенсию: сначала президент страны принял решение по старшему брату, а спустя пару часов назначил младшего. Еще один интересный нюанс: именно Сапарбаев, возглавив в 2007-м Министерство труда и социальной защиты населения, перевел свою землячку Абдыкаликову (они родились в соседних районах Кызылординской области) в ответственные секретари, то есть сделал ее своей правой рукой, а спустя полтора года ей же передал пост главы ведомства. С учетом всех этих обстоятельство версия о «руководящей роли» Налибаева в организации жалоб на нового руководителя региона выглядит сомнительной.

Время для назначения Абдыкаликовой тоже было выбрано неудачно. Оно состоялось 28 марта – через пару недель после того, как в Казахстане выявили первых заразившихся коронавирусом. А за два дня до того, как нового акима представили местному активу, в стране появился первый умерший от неведомой прежде заразы. Возможно, в Ак-орде в тот момент еще не понимали, какие тяжелые времена предстоят. Как бы то ни было, главной задачей Абдыкаликовой, как и глав других регионов, на обозримую перспективу стала организация борьбы с пандемией. В условиях ежедневно меняющейся ситуации нужно было не ждать указаний из центра, проявлять инициативу, принимать нестандартные решения, брать ответственность на себя…

Очень многие акимы оказались к этому не готовы, на что в тот период неоднократно указывал президент страны. А Абдыкаликова и ее команда, создалось впечатление, и вовсе растерялись. Скажем, в наиболее сложные летние месяцы 2020-го пользователи социальных сетей из Кызылординской области чуть ли не ежечасно делились постами о том, что местные власти бездействуют, что они лишь изображают видимость борьбы с ковидной эпидемией и ее последствиями.


Официальная статистика тоже подтверждает, что в этом регионе бедствию противостояли с меньшей результативностью, чем во многих других. Если в целом по Казахстану в 2020-м умерли на 21,2 процента больше людей, чем годом ранее (так называемая избыточная смертность – и от ковида, и по причине того, что на борьбу с ним были отвлечены кадровые и иные ресурсы, необходимые для лечения других заболеваний), то в Кызылординской области этот печальный показатель оказался в полтора раза выше – 32,3 процента.

И тут самое время сказать об ошибке, допущенной при выборе кандидатуры на роль первого акима-женщины во главе региона. Да, к тому времени Абдыкаликова успела побывать и министром, и вице-премьером правительства (дважды), и государственным секретарем РК. Но ничем особым она на этих должностях не отметилась, инициативу не проявляла, политического веса и авторитета не нажила. Создавалось ощущение, что ею как удобной для Ак-орды фигурой просто закрывали «гендерную квоту». Даже чисто внешне она оставляла впечатление человека нерешительного, ведомого. Иными словами, далеко не лидера. Да и ее выступления на публичных мероприятиях – всегда по бумажке, монотонные, начисто лишенные эмоций – лишь укрепляли во мнении, что она не из тех, кто может кого-то убедить или тем более повести за собой.

И если на должности министра, даже вице-премьера эти особенности характера как-то сглаживались, то на посту акима, работа которого, что, называется, на виду у населения, они проявились максимально выпукло. А с учетом уже упомянутого менталитета большей части местных жителей ожидать, что Абдыкаликова станет сколько-нибудь влиятельным и авторитетным руководителем, способным что-то изменить в этой сложной и даже проблемной области, было бы наивно.


Имея такой прецедент, Ак-орда вряд ли решится в обозримой перспективе на «повторение пройденного». А если и решится, то только при двух главных условиях: во-первых, это должен быть не южный и не западный регион, а, во-вторых, претендентка в акимы области или города республиканского значения должна быть из категории тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Но есть ли такие среди входящих во властную «обойму»?

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Женщина – аким области: решится ли Ак-орда на повторение эксперимента?