АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Руководство КТЖ и младший брат бывшего генпрокурора: что их связывает?

Руководство КТЖ и младший брат бывшего генпрокурора: что их связывает?

31.03.2025, автор Асем Избасарова.

RU KZ EN
Не секрет, что одно время отечественная «железка», как и нефтяная сфера, оказалась чуть ли не под полным контролем окружения первого президента страны. Среди тех, кто имел в ней свои интересы, были (а некоторые остаются по сей день) его младшая дочь Алия Назарбаева, племянник Кайрат Сатыбалдыулы, зять Тимур Кулибаев, внук Нурали Алиев. Но не только родственники бывшего Елбасы оказались «при деле». Огромная нацкомпания, которая в идеале могла внести существенный вклад в пополнение бюджета страны, дала возможность кормиться и другим приближенным. Среди них, как выясняется, был и брат бывшего генпрокурора Кайрата Кожамжарова по имени Дулат. И вот вокруг него сейчас разгораются нешуточные страсти.

В конце прошлой недели сразу несколько изданий выдали довольно любопытную новость. При этом они основывались на сообщении Агентства РК по защите и развитию конкуренции, которое «выявило антиконкурентное соглашение между ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» и ТОО HILL Corporation». Расследование показало, что «дочернее предприятие АО «НК «Қазақстан темір жолы» при закупке моторных масел для локомотивов применяло к потенциальным поставщикам дискриминационные условия, чтобы отстранить их от участия в закупках». Был сделан вывод, что нацкомпания изначально действовала в интересах ТОО HILL Corporation. Сумма соглашения – более 12 млрд тенге.

Сумма эта может показаться кому-то незначительной, но на самом деле она огромная, в том числе с точки зрения правоохранительных органов, поскольку подпадает под понятие «особо крупный размер». Тут необходимо уточнить, что полное название фирмы – ТОО High Industrial Lubricant & Liquids Corporation (или сокращенно HILL). Судя по данным, имеющимся в открытом доступе, в том числе на ресурсе ADATA, эта кампания выиграла 1758 тендеров на общую сумму 48 796 481 549 тенге. И речь идет только об открытых конкурсах закупок. А HILL, скромно именующая себя «ведущим производителем смазочных материалов», продает свою продукцию и принимает ее обратно (на предприятии еще и перерабатывают отработанные масла) не только через тендера.

Кстати, 99 процентов торгов проходило на площадке ФНБ «Самрук-Казына», а остальные – через обычные «государственные закупки». И даже беглый взгляд на таблицу выигранных тендеров (некоторые из них проводились в формате «из одного источника», а немало договоров оформлено в виде пролонгации ранее заключенных) позволяет сделать вывод, что самым крупным покупателем моторных масел и иной продукции HILL была как раз таки национальная компания «Қазақстан темір жолы», а конкретно входящие в ее состав ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки», АО «Пассажирские перевозки» и другие.


Многие из этих контрактов оцениваются в сотни миллионов и даже в миллиарды тенге. Например, среди них есть один стоимостью в 4,8 миллиарда. Впрочем, мы не собираемся считать чужие деньги и даже готовы поверить в то, что HILL Corporation настолько хороша, что просто вынуждена побеждать на конкурсах. Про качество ее продукции тоже сказать ничего не можем, но где-то дюжину лет назад водители городских автобусов жаловались на то, что автопарки принуждали приобретать масла этой компании, а формула «цена – качество» была далеко не в пользу последнего. Впрочем, речь сейчас о другом.

В данной истории мы склонны верить АЗРК, а точнее, не имеем оснований сомневаться в том, что его расследователи что-то нашли. Тем более что претензии у них, как мы поняли, к КТЖ. Хотя в таких случаях надо обращать внимание и на поставщика. Единственным учредителем ТОО High Industrial Lubricant & Liquids Corporation является младший брат бывшего генпрокурора РК Дулат Кожамжаров, который считается удачливым и продвинутым предпринимателем, новатором и все такое прочее. Казахстанский Forbes оценивает его состояние в 110 млн долларов США. Но при всем при этом бизнесмен скромен и непубличен – до такой степени, что мало кто знает, как он выглядит. Кстати, у Кайрата и Дулата есть еще один брат (средний) – Куат, который возглавлял HILL еще в «нулевые» годы, когда компания была только-только создана и занималась банальной куплей-продажей тех же масел и смазок. Но потом, видимо, бизнес так «смазали», что производство и объемы продаж в рамках госзакупок взлетели в разы.

Так вот, недавнее сообщение АЗРК – не единственное, в котором фигурируют одновременно и КТЖ, и HILL. В начале прошлого года на сайте агентства появилась любопытная информация о выявлении «антиконкурентного соглашения» между «Грузовыми перевозками» и компанией Кожамжарова-младшего «на сумму более 624 млн тенге в сфере поставки моторного масла для локомотивов». Тогда отмечалось, что антимонопольщики передали материалы в АФМ РК для производства досудебного расследования. Они констатировали, что ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» при закупке моторных масел «применяло дискриминационные условия к потенциальным поставщикам, которые были направлены на устранение их участия в закупках» и что действия дочерней компании КТЖ изначально совершались в интересах HILL Corporation. В переводе на простой язык это значит, что тендера (возможно) проводились с таким расчетом, чтобы их выиграл определенный поставщик.

Следует обратить внимание и на то, что АЗРК передало свои наработки Агентству по финмониторингу, то есть структуре, которая вышла из недр финансовой полиции и сейчас занимается громкими и не очень делами, связанными с коррупцией, в том числе среди тех, кто считался (и считается) неприкасаемыми. Однако мы что-то не припомним, чтобы за прошедший год АФМ воспользовалось информацией, собранной антимонопольным ведомством. Хотя нельзя исключать, что досудебное производство все-таки ведется. Как бы то ни было, теперь появилось новое сообщение АЗРК с теми же фигурантами и прямыми намеками на антиконкурентные соглашения. Только сумма по сравнению с прошлым годом увеличилась в 20 (!) раз, достигнув 12 млрд тенге.


О том, что в недрах правоохранительных органов что-то делается в отношении Кожамжарова-младшего, можно судить по сообщению на телеграм-канале Nege.Aksha, которое появилось 19 марта. И оно уже более серьезное: Комитет по возврату активов Генеральной прокуратуры включил этого бизнесмена в реестр лиц, подпадающих под действие Закона «О возврате государству незаконно приобретенных активов». При этом подчеркнуто, что сам список власти засекретили, дабы защитить репутацию тех, кто в него попал. Также сообщается, что представители Кожамжарова пожаловались нынешнему генпрокурору и попросили отменить решение Комиссии по возврату активов, но им якобы ответили, что ее действия являются правомерными.

А вот на канале Elmedia дела против Дулата Пернешовича связали с давлением на его старшего брата, который, по версии этого интернет-ресурса, оказался в орбите следствия, проводимого спецгруппой Генпрокуратуры. Это тема отдельного разговора, хотя и стоит отметить, что, по некоторым данным, экс-генпрокурор (и бывший глава всесильной некогда финансовой полиции) сейчас обосновался в Москве – подальше от проблем, которые могут возникнуть в его отношении на родине. А сейчас мы хотели бы акцентировать внимание на другом моменте.

Итак, первое сообщение о подозрениях относительно некоего сговора между КТЖ и HILL осталось без должного внимания со стороны СМИ. Это могло случиться в силу разных причин: например, журналисты не посчитали его интересным для читателей или попросту не заметили пресс-релиз АЗРК. Но вот в правительстве, министерствах и ведомствах, а также в национальных компаниях есть специально обученные сотрудники и даже целые отделы, которые не только обращают внимание на такие сообщения, но и делают выводы, пишут аналитические записки, наводят справки и составляют отчеты. В любом случае до руководства КТЖ эту информацию просто обязаны были донести и, скорее всего, донесли.

Как должно было повести себя в сложившейся ситуации то самое руководство, включая главу нацкомпании Нурлана Сауранбаева и, конечно же, гендиректора ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Владимира Петрова? Как минимум, пересмотреть условия тендеров и постараться провести следующие торги так, чтобы соответствующие госорганы ничего не заподозрили. Однако, если судить по недавнему сообщению АЗРК, они продолжили свои «антиконкурентные» действия. Конечно, можно предположить, что в первом случае антимонопольщики что-то неправильно подсчитали, но ведь теперь они выкатили сумму куда более значительную – в 12 миллиардов тенге!


Еще раз уточним. Мы пока не знаем, какую конкретно крамолу нашло АЗРК в совместных действиях ТОО «КТЖ-ГП» и ТОО HILL. Но почему никто из национальной компании «Қазақстан темір жолы» не разъяснил публично (например, созвав пресс-конференцию), что на самом деле произошло, не опроверг озвученные антимонопольным агентством данные, если они не соответствуют действительности? Безусловно, есть о чем спросить Дулата Кожамжарова (в том числе о местонахождении бизнесмена), как и его старшего брата, который, кстати, несколько дней назад отметил свой 60-летний юбилей. Но в данном случае у нас больше вопросов с Нурлану Сауранбаеву. Прежде всего, такой: почему сообщения АЗРК не были приняты во внимание руководством КТЖ и его дочерней компании «Грузовые перевозки»?

Впрочем, история о том, как HILL «смазал» себе путь в «Қазақстан темір жолы», заслуживает более подробного рассказа…

Похожие статьи

Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
В нынешнем состоянии КТЖ роль локомотива экономики РК ему не светит
13.02.2025, автор Гульнар Муканова.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Who is Mr. Sauranbayev? Честен ли перед президентом глава крупнейшей в стране нацкомпании?
27.01.2025, автор Гульнар Муканова.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Руководство КТЖ и младший брат бывшего генпрокурора: что их связывает?