24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Ассамблея народа Казахстана: как повысить ее авторитет в глазах общества и власти?

21.04.2025, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
23-24 апреля состоится очередная, уже 34-я по счету, сессия Ассамблеи народа Казахстана. И наверняка, как уже повелось, она будет сопровождаться злобными комментариями в соцсетях вплоть до призывов упразднить эту структуру... Но целесообразен ли роспуск Ассамблеи? Может, речь должна идти о ее реформировании, трансформации?
В многонациональном Казахстане должен быть орган, который бы отстаивал интересы этнических групп. Вопрос в том, как сделать так, чтобы АНК реально отвечала этой своей задаче, непосредственно участвовала в разрешении межэтнических конфликтов, поднимала серьезные политические вопросы и добивалась их решения. Проще говоря, чтобы она стала авторитетной силой, с мнением которой считались бы и власть, и общество. Слово экспертам.
Бурихан Нурмухамедов, политолог, член Национального курултая:
«Можно считать, что процесс перезагрузки АНК запущен»

- Не думаю, что Ассамблее требуется какая-то масштабная трансформация. Тех возможностей и инструментов, которыми она сейчас располагает, достаточно для реализации поставленных перед ней задач. Имеется в виду новое Положение об АНК, которое Касым-Жомарт Токаев утвердил в конце прошлого года. Этот документ содержит нормы, значительно расширяющие функции и полномочия Ассамблеи. При этом признаны утратившими силу все предыдущие президентские указы относительно ее деятельности.
Вот лишь некоторые пункты Положения, которые направлены на то, чтобы АНК более конкретно отвечала на запросы общества. Теперь она будет участвовать в общественно-политической экспертизе законопроектов по вопросам госполитики в сфере общественного согласия и общенационального единства. Осуществлять контроль за рассмотрением госорганами и должностными лицами решений сессий и Совета АНК. Вырабатывать рекомендации и реализовывать практические меры по урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений и участвовать в их разрешении. Организовывать работу по оказанию поддержки казахской диаспоре в зарубежных странах. Содействовать в развитии благотворительности, медиации. И т.д.
Вопрос в том, насколько грамотно и эффективно будут использованы данные полномочия и возможности. А это уже зависит от самой Ассамблеи, точнее, людей, которые там работают. Буквально на днях глава государства провел кадровые перестановки в АНК, назначив новых заместителей председателя - Расула Ахметова и Дмитрия Останьковича. Будем надеяться, что эти товарищи вдохнут новую жизнь в ее деятельность, что она станет более предметной и продуктивной, что усилится влияние организации, в том числе на процесс принятия решений. В качестве примера можно привести мажилис парламента, который после обновления стал гораздо более энергичным, эффективным и авторитетным. Ведь многое зависит от команды, от ее «веса» и профессионализма.
Понятно, что не стоит возлагать на АНК слишком большие надежды. Ее статус «учреждение без образования юридического лица, образуемое президентом» не позволяет выходить за какие-то рамки. При этом я не вижу необходимости этот статус как-то повышать, законодательно прописывать. Тех полномочий и функционала, которые у нее есть, повторюсь, достаточно. Тем более что государственная политика в сфере общественного согласия и общенационального единства в целом осуществляется неплохо…
Замир Каражанов, политолог:
«У АНК нет полномочий вмешиваться в конфликты»

- Ассамблея народа Казахстана – это не политическая организация, а «учреждение без образования юридического лица», что подразумевает добровольное некоммерческое общественное объединение. Поэтому ее эффективность измеряется не политическим весом или влиянием, а тем вкладом, который она вносит в формирование здоровых межнациональных отношений.
Согласно законодательству, АНК действует при президенте РК и содействует «разработке и реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и общенационального единства». Это значит, что, будучи консультативным органом, она не разрабатывает эту самую политику, а помогает ее формировать и реализовывать, а также вовлекать общество в данный процесс, выступая в роли проводника. И это, безусловно, хорошо. Тогда как окончательное решение в этом плане остается за государством, а именно за правительством и профильным министерством. Следовательно, звучащая в обществе критика деятельности Ассамблеи, в том числе касающаяся ее невмешательства в конфликты, является необоснованной.
Вопрос в том, каким образом АНК может влиять на решения правительства. Чтобы реализовать такой замысел на практике, нужно сформировать специальную рабочую группу или комиссию по выработке политики государства в межнациональной сфере, члены которой имели бы одинаковые полномочия, в том числе возможность наложить вето на предлагаемый нормативно-правовой документ. Стало быть, статус представителя АНК необходимо будет приравнять к статусу министра или правительства. Более того, все слушания в рамках работы комиссии должны носить публичный характер... В нашем же случае соответствующие документы и программы зарождаются в недрах бюрократического аппарата, там же вынашиваются, и трудно сказать, что в итоге появится на свет.
Ассамблея может играть заметную роль разве что в профилактике и предотвращении конфликтных ситуаций, а также в нормализации обстановки после того, как они будут устранены. Одним из способов снижения рисков их возникновения является выстраивание гармоничных отношений между этническими группами. Это требует скрупулезного анализа текущей ситуации, выявления основных трендов и проблем, поиска эффективных решений. По сути, продуктом такой работы и должна быть политика государства в межнациональной сфере.
У председателя АНК есть заместители, однако в законодательстве отсутствует упоминание о необходимости включения в их число представителя научной, академической сферы. А ведь именно такой человек мог бы формировать текущую повестку дня Ассамблеи, опираясь на научные разработки и прикладные исследования. И хотя такая практика существует негласно, опыт показывает, что эти должности нередко достаются личностям известным либо обладающим организаторскими способностями.
В 2020 году в Казахстане был создан Институт прикладных этнополитических исследований, занимающийся анализом и экспертным сопровождением государственной политики в сфере межнациональных отношений. Логично было бы предположить, что его представители должны участвовать в работе АНК, в том числе в руководящем составе. Но насколько тесна эта связь на практике, сказать сложно.
Если говорить о нормализации ситуации после конфликтов, то здесь необходима нормативно-правовая база, обязывающая включать членов АНК в составы рабочих комиссий. Задача последних должна заключаться в расследовании обстоятельств того или иного инцидента с обязательным предоставлением рекомендаций государственным органам и законодателям. Цель таких рекомендаций - исключение повторения подобных событий как на территории страны в целом, так и в отдельных ее регионах.
В многонациональном Казахстане должен быть орган, который бы отстаивал интересы этнических групп. Вопрос в том, как сделать так, чтобы АНК реально отвечала этой своей задаче, непосредственно участвовала в разрешении межэтнических конфликтов, поднимала серьезные политические вопросы и добивалась их решения. Проще говоря, чтобы она стала авторитетной силой, с мнением которой считались бы и власть, и общество. Слово экспертам.
Бурихан Нурмухамедов, политолог, член Национального курултая:
«Можно считать, что процесс перезагрузки АНК запущен»

- Не думаю, что Ассамблее требуется какая-то масштабная трансформация. Тех возможностей и инструментов, которыми она сейчас располагает, достаточно для реализации поставленных перед ней задач. Имеется в виду новое Положение об АНК, которое Касым-Жомарт Токаев утвердил в конце прошлого года. Этот документ содержит нормы, значительно расширяющие функции и полномочия Ассамблеи. При этом признаны утратившими силу все предыдущие президентские указы относительно ее деятельности.
Вот лишь некоторые пункты Положения, которые направлены на то, чтобы АНК более конкретно отвечала на запросы общества. Теперь она будет участвовать в общественно-политической экспертизе законопроектов по вопросам госполитики в сфере общественного согласия и общенационального единства. Осуществлять контроль за рассмотрением госорганами и должностными лицами решений сессий и Совета АНК. Вырабатывать рекомендации и реализовывать практические меры по урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений и участвовать в их разрешении. Организовывать работу по оказанию поддержки казахской диаспоре в зарубежных странах. Содействовать в развитии благотворительности, медиации. И т.д.
Вопрос в том, насколько грамотно и эффективно будут использованы данные полномочия и возможности. А это уже зависит от самой Ассамблеи, точнее, людей, которые там работают. Буквально на днях глава государства провел кадровые перестановки в АНК, назначив новых заместителей председателя - Расула Ахметова и Дмитрия Останьковича. Будем надеяться, что эти товарищи вдохнут новую жизнь в ее деятельность, что она станет более предметной и продуктивной, что усилится влияние организации, в том числе на процесс принятия решений. В качестве примера можно привести мажилис парламента, который после обновления стал гораздо более энергичным, эффективным и авторитетным. Ведь многое зависит от команды, от ее «веса» и профессионализма.
Таким образом, можно считать, что процесс перезагрузки АНК запущен. Думаю, более подробно об этом президент скажет в своем выступлении на сессии. Насколько я знаю, новая концепция развития Ассамблеи находится в стадии разработки. По всей видимости, в ней будут обозначены предстоящие задачи и направления ее деятельности, а также роль в общественно-политической жизни Казахстана.
Понятно, что не стоит возлагать на АНК слишком большие надежды. Ее статус «учреждение без образования юридического лица, образуемое президентом» не позволяет выходить за какие-то рамки. При этом я не вижу необходимости этот статус как-то повышать, законодательно прописывать. Тех полномочий и функционала, которые у нее есть, повторюсь, достаточно. Тем более что государственная политика в сфере общественного согласия и общенационального единства в целом осуществляется неплохо…
Замир Каражанов, политолог:
«У АНК нет полномочий вмешиваться в конфликты»

- Ассамблея народа Казахстана – это не политическая организация, а «учреждение без образования юридического лица», что подразумевает добровольное некоммерческое общественное объединение. Поэтому ее эффективность измеряется не политическим весом или влиянием, а тем вкладом, который она вносит в формирование здоровых межнациональных отношений.
Согласно законодательству, АНК действует при президенте РК и содействует «разработке и реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и общенационального единства». Это значит, что, будучи консультативным органом, она не разрабатывает эту самую политику, а помогает ее формировать и реализовывать, а также вовлекать общество в данный процесс, выступая в роли проводника. И это, безусловно, хорошо. Тогда как окончательное решение в этом плане остается за государством, а именно за правительством и профильным министерством. Следовательно, звучащая в обществе критика деятельности Ассамблеи, в том числе касающаяся ее невмешательства в конфликты, является необоснованной.
Вопрос в том, каким образом АНК может влиять на решения правительства. Чтобы реализовать такой замысел на практике, нужно сформировать специальную рабочую группу или комиссию по выработке политики государства в межнациональной сфере, члены которой имели бы одинаковые полномочия, в том числе возможность наложить вето на предлагаемый нормативно-правовой документ. Стало быть, статус представителя АНК необходимо будет приравнять к статусу министра или правительства. Более того, все слушания в рамках работы комиссии должны носить публичный характер... В нашем же случае соответствующие документы и программы зарождаются в недрах бюрократического аппарата, там же вынашиваются, и трудно сказать, что в итоге появится на свет.
Что касается межэтнических конфликтов, то у АНК в принципе нет полномочий вмешиваться в них, особенно когда те приобретают характер эскалации насилия. Эта прерогатива остается за силовыми структурами – по сути, за государством. Да и вряд ли Ассамблея может чем-либо помочь в подобной ситуации – она не имеет рычагов влияния на нее, кроме призывов к благоразумию. А кто их услышит и тем более кто к ним прислушается в условиях нарастания напряженности? Плюс возникает вопрос о целесообразности участия представителей АНК в такого рода инцидентах. Все-таки приоритетом является безопасность людей, и чем их меньше в зоне открытого противостояния, тем меньше пострадавших.
Ассамблея может играть заметную роль разве что в профилактике и предотвращении конфликтных ситуаций, а также в нормализации обстановки после того, как они будут устранены. Одним из способов снижения рисков их возникновения является выстраивание гармоничных отношений между этническими группами. Это требует скрупулезного анализа текущей ситуации, выявления основных трендов и проблем, поиска эффективных решений. По сути, продуктом такой работы и должна быть политика государства в межнациональной сфере.
У председателя АНК есть заместители, однако в законодательстве отсутствует упоминание о необходимости включения в их число представителя научной, академической сферы. А ведь именно такой человек мог бы формировать текущую повестку дня Ассамблеи, опираясь на научные разработки и прикладные исследования. И хотя такая практика существует негласно, опыт показывает, что эти должности нередко достаются личностям известным либо обладающим организаторскими способностями.
В 2020 году в Казахстане был создан Институт прикладных этнополитических исследований, занимающийся анализом и экспертным сопровождением государственной политики в сфере межнациональных отношений. Логично было бы предположить, что его представители должны участвовать в работе АНК, в том числе в руководящем составе. Но насколько тесна эта связь на практике, сказать сложно.
Если говорить о нормализации ситуации после конфликтов, то здесь необходима нормативно-правовая база, обязывающая включать членов АНК в составы рабочих комиссий. Задача последних должна заключаться в расследовании обстоятельств того или иного инцидента с обязательным предоставлением рекомендаций государственным органам и законодателям. Цель таких рекомендаций - исключение повторения подобных событий как на территории страны в целом, так и в отдельных ее регионах.
Кроме того, преодоление крупного общественного конфликта требует комплексной работы с участием как государства, так и представителей гражданского общества. В том числе Ассамблеи. Смысл ее должен состоять не только в нормализации обстановки, что носит очевидный характер, но и в предотвращении развития так называемого «постконфликтного синдрома», который часто скрыт от глаз. Он проявляется в подрыве доверия между различными группами населения, усилении раскола, росте взаимного недопонимания, упреков и обид. Увы, такой работе не всегда уделяется должное внимание. Чаще у нас исходят из того, что ситуация нормализовалась, а конфликт исчерпал себя, хотя такое отношение ошибочно, поскольку проблема уходит вглубь общества и может дать знать о себе в будущем.
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Какое общество, такая и межэтническая политика в стране...
24.04.2024, автор Сауле Исабаева.
АНК: в какой трансформации она нуждается?
22.04.2024, автор Сауле Исабаева.