АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

АНК: в какой трансформации она нуждается?

АНК: в какой трансформации она нуждается?

22.04.2024, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
24-25 апреля в Астане состоится очередная ежегодная сессия Ассамблеи народа Казахстана. Накануне этого события мы решили поговорить с экспертами о том, почему АНК стала одной из самых критикуемых структур в нашей стране, как следует переформатировать ее деятельность и, возможно, изменить полномочия, функционал, да и вообще, что необходимо сделать для обеспечения межэтнического консенсуса в казахстанском обществе. Сегодня своими мыслями на сей счет делится директор Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК Айдар Амребаев.

Снизу вверх

Ассамблея народа Казахстана создавалась Администрацией президента, то есть, по сути, является проектом власти. До нее за эту сферу тоже отвечали разные государственные структуры. Помню, после событий 1986 года был создан Центр межнациональных отношений, который располагался в здании ЦК Компартии в Алматы и занимался разработкой модели межэтнического согласия. Но времена меняются, на наших глазах происходит переформатирование всей системы государственного управления - от суперпрезидентской к более сбалансированной с достаточно активным влиянием гражданского общества. И АНК не может оставаться в стороне от этого процесса.

Если уж речь идет о пересмотре ее функционала, то он должен быть изменен таким образом, чтобы обнаружился новый содержательный потенциал развития, который бы соответствовал велению времени. Считаю, что Ассамблее необходимо стать, прежде всего, институтом гражданского общества – как по форме, так и по содержанию. То есть все ее инициативы должны отвечать общественным задачам по гармонизации межэтнических отношений с самого низу, а не спускаться сверху в качестве установок власти.

Девальвация доверия общества к АНК произошла именно вследствие чрезмерного административного давления со стороны суперпрезидентской власти, которая рассматривала ее в качестве идеологического инструмента манипулирования политическим процессом и одной из политических технологий возвеличивания и укрепления авторитета прежнего президента. Идеологическим нарративом того времени была идея консолидации многонационального народа Казахстана вокруг его фигуры. Хотя на практике все было не так безоблачно. Реальные социальные проблемы, линии разломов в этой тонкой сфере накапливались в латентной форме и одновременно затушевывались…


Иначе говоря, необходима трансформация этой организации. Она должна стать тем действенным каналом, который, во-первых, доносит до власти и широкой общественности проблемы национальных меньшинств. Во-вторых, ставит на самом высоком уровне вопрос необходимости чуткого реагирования государства на изменения в этнополитической палитре страны. В-третьих, формирует открытое пространство диалога и сотрудничества между разными этническими группами. В-четвертых, способствует общегражданской идентичности казахстанцев. В-пятых, продвигает идеологию патриотизма в отношении Казахстана как общего дома для всех граждан. И, в-шестых, ставит надежный заслон на пути внешних провокаций, преследующих цель «раскачать лодку» нашего единства и согласия.

Главное – содержание, а не форма

Для этого деятельность Ассамблеи должна быть дебюрократизирована, деформализована и сосредоточена на тех направлениях, где существует угроза нашему государственному строю с точки зрения межэтнических отношений. Например, в свете сегодняшних турбулентных процессов в Евразии актуальными являются вопросы борьбы с сепаратизмом, угрозой раскола общества на «этнические анклавы», этническим радикализмом, гибридными технологиями дестабилизации ситуации в стране и т.д.

Оптимизация АНК должна коснуться и ее структуры, представительства в органах власти. Как известно, уже произошли изменения, связанные, например, с квотами для членов Ассамблеи в парламенте. Думаю, будет целесообразным усилить эту общественную организацию посредством предоставления государственных грантов в регионах с компактным проживанием нацменьшинств, диаспор, там, где существуют различные социальные диспропорции и где эксперты прогнозируют рост напряжения между представителями разных этнических групп. Кроме того, очень важна государственная поддержка экспертно-аналитической деятельности, поскольку социальное самочувствие нацменьшинств нуждается в постоянном мониторинге.

Мне кажется, нет необходимости содержать филиалы Ассамблеи во всех областях по бюрократическому принципу. Ведь у нас в стране этнические группы распределены неравномерно: есть регионы с практически однородным национальным составом населения, а есть - с разнообразным и, значит, имеющим потенциал межэтнического напряжения. Следовательно, и деятельность АНК должна быть сфокусирована на тех из них, где есть соответствующие проблемы.


Еще одним важным аспектом в работе Ассамблеи должен стать анализ качества и представленности этнических групп в органах власти, бизнес-среде, в целом уровня их политической активности. Поскольку АНК является консультативно-совещательным органом, то также имеет смысл вести постоянный мониторинг изменений, происходящих в этой сфере, динамику миграции населения. В том числе нужен прогноз демографического роста или снижения численности тех или иных этносов, оценка влияния различных внешних вызовов на данный процесс.

К примеру, в 2022 году в связи с началом военных действий в Украине мы наблюдали наплыв российских граждан в Казахстан, а сейчас - отток трудовых мигрантов из РФ, в том числе на нашу территорию. Думается, Ассамблея могла бы отслеживать эти изменения в структуре народонаселения страны, их влияние на межэтническую ситуацию и социальное самочувствие граждан, а также прогнозировать потенциальные линии напряжения и своевременно информировать соответствующие госорганы с целью упреждения вероятных конфликтов.

В общем, следует самым серьезным образом пересмотреть содержание деятельности АНК. Её целью должна стать не формальная демонстрация единства посредством проведения культурно-развлекательных мероприятий, а глубокое социальное проектирование с адекватной и четкой артикуляцией интересов этнических групп, путей решения насущных социальных проблем. К примеру, если имеют место ущемление гражданских прав, радикализация политического участия этносов, неравный доступ к социальным благам и т.д.


Поддержка со стороны государства структурных подразделений Ассамблеи должна быть точечной, целенаправленной и с достаточным финансированием, чтобы они могли оказывать реальную помощь людям на местах. Плюс необходимо расширить возможности социальных лифтов для представительства интересов этнических групп в местных органах власти, в том числе в маслихатах. Главное – чтобы на важные позиции выдвигались общественные активисты, которые реально болеют душой за свой край, город, село и разделяют идеологию патриотизма и «справедливого Казахстана».

Свои и чужие

В целом нам сейчас необходим четкий ориентир на формирование единой сплоченной нации. Таков, на мой взгляд, основной лейтмотив деятельности президента и его инициатив в этой сфере. Речь идет не только о налаживании вертикальных открытых каналов коммуникации между властью и населением в соответствии с концепцией «слышащего государства», но также о формировании толерантной среды сотрудничества внутри самого казахстанского общества, весьма разнородного.

К сожалению, пока не всё так гладко, как хотелось бы. К примеру, недавно акимат Алматы пригласил меня на празднование Наурыза, и даже там - на трибуне для почетных гостей - представители различных этнокультурных объединений сознательно располагались отдельно друг от друга, разделяясь на «своих» и «чужих». А ведь за рубежом нас всех, граждан Казахстана, называют казахами, вне зависимости от цвета кожи и разреза глаз. Так же, как граждан Китая - китайцами, граждан Франции – французами, граждан России – русскими и т.д. То есть важно общими усилиями переломить эту тенденцию к обособленности по этническому признаку.

В теоретическом плане считаю необходимым прекратить неверную интерпретацию этнической и гражданской идентичности. С моей точки зрения, такое разделение некорректно. Мы должны вести речь исключительно о единой идентичности, абсолютно неделимой. Этническая самоидентификация – это объективный процесс нациеобразования, этап на пути к общегражданской идентичности. Когда мы абсолютизируем то или иное содержание, возникает опасность девальвации общенациональных ценностей и интересов.


К слову, несколько лет назад я проводил исследование, касающееся алматинских мечетей. В то время они были самые разные – уйгурские, чеченские, ингушские, дунганские и прочие. Как выяснилось, у них отсутствовала какая-то единая общенациональная идеологема, проповеди строились вокруг этнической консолидации, а не национальной. Это серьезное упущение, которое ведет к анклавизации, сепаратизации тех или иных групп мусульман. У них уже есть разночтения относительно того, кто является истинно верующим, а кто нет. Такой же раскол мы видим среди казахов, но уже по родовому принципу. А еще есть довольно сильно выраженное деление на «шала» и «нағыз».

Стать народной трибуной

Если помните, в 2009 году государством была выдвинута Доктрина национального единства, которая тоже оказалась «сотканной» из компромиссов. За концептуальной размытостью скрывалась попытка закрыть глаза на проблемы, которые существовали в сфере межэтнических отношений. Впоследствии они спровоцировали ряд конфликтов, и никакие доктрины, никакие декларации тут не сработали.

Так, в феврале 2015-го года в селе Бостандык тогдашней Южно-Казахстанской области прошли погромы на территории компактного проживания местного таджикского населения. Спустя год, в феврале 2016-го, имели место межэтнические столкновения между казахами и турками в селе Бурыл Жамбылской области на почве убийства с целью ограбления. В новогоднюю ночь с 2018-го на 2019-й в карагандинском ресторане «Древний Рим» произошла массовая драка с участием армянской и казахской молодежи, что в конечном итоге привело к многолюдному митингу и деструктивным заявлениям в социальных сетях. В феврале 2020-го в селе Масанчи Кордайского района Жамбылской области произошел резонансный конфликт на межэтнической почве, в результате которого погибли люди, были сожжены дома и имущество дунган.

К сожалению, Ассамблея не сыграла в тех событиях должной роли ни в плане экспертного их анализа и прогнозирования, ни в процессе умиротворения сторон. Как я уже говорил, причина этого кроется в том, что АНК построена как вертикальная структура, инициированная и регламентируемая сверху, не имеющая достаточно хорошо финансируемой экспертно-аналитической базы и современной информационно-пропагандистской инфраструктуры, не привлекающая авторитетных для этнических групп лидеров общественного мнения. Заседания Ассамблеи и ее подразделений проходят в духе заверений «в вечной дружбе и лояльности к власти», тогда как реальные социальные проблемы оказываются на втором плане.


Взять те же споры вокруг казахского языка. Хотя очевидно, и об этом много раз говорил президент страны, что он должен быть не только государственным, но и языком межнационального общения. Это нормальная мировая практика. В Китае проживают 56 этносов, но все говорят по-китайски. Я уже не говорю про Францию, где даже мигранты пытаются в совершенстве овладеть французским, понимая, что от этого зависит их социальный успех. Считаю, что в Казахстане проектом продвижения и закрепления за казахским статуса госязыка должна непосредственно заниматься АНК как организация, заинтересованная в укреплении нашей государственности, в обеспечении мира и согласия, в воспитании гражданского патриотизма.

Я бы также предложил интегрировать форматы Ассамблеи и Национального курултая. Было бы целесообразно, чтобы АНК стала его каждодневным рабочим органом, выдвигая для участия в общих собраниях наиболее активных и авторитетных граждан страны, в том числе из местных сообществ. Они бы ставили перед властью актуальные задачи общенационального развития, выступая в качестве одного из приводных ремней укрепления государственности снизу. Площадка курултая должна превратиться в реальную народную трибуну, где будут подниматься злободневные вопросы, которые не всегда можно охватить на уровне парламента или исполнительной власти.

Полагаю, что принятый недавно парламентом Социальный кодекс является основой справедливой социальной политики, согласно которой у всех граждан должны быть равные возможности и никто не должен подвергаться какой-либо дискриминации. Пора уже оторваться от той советской идеологии, под прикрытием которой происходило реальное ущемление и ограничение в правах граждан, в том числе и различных этнических групп.

Похожие статьи

Какое общество, такая и межэтническая политика в стране...
24.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Желтоксан-1986 и битва за власть: почему Казахскую ССР возглавил «варяг»?
15.12.2023, автор Женис Байхожа.
Исмаил Юсупов: почему замалчивают имя бывшего главы Казахстана?
12.04.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Почему дружба народов Казахстана превращается в миф?
8.01.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » АНК: в какой трансформации она нуждается?