АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

В Министерстве культуры Казахстана не знают, как формировать культуру чтения?

В Министерстве культуры Казахстана не знают, как формировать культуру чтения?

Сегодня, 06:11, автор Жандос Асылбеков.

RU KZ EN
Сегодня, 23 апреля, в Казахстане впервые отметят Национальный день книги. Его в наш календарь ввели с целью «формирования в обществе высокой культуры чтения». Постановление на сей счет правительство РК приняло летом прошлого года после поручения, данного главой государства несколькими месяцами ранее на третьем Национальном курултае. Впрочем, эту же дату, 23 апреля, еще тридцать лет назад, в 1995-м, ЮНЕСКО объявила Всемирным днем книги.

В канун «праздника книгочеев» Министерство культуры и информации разместило на своем официальном сайте под заголовком «Национальный день книги: новые векторы поддержки чтения и издательского дела» сообщение, или своего рода мини-отчет, о проделанной работе. Подчеркнув, что ведомство «на постоянной основе реализует механизм государственной поддержки издания произведений отечественных авторов», оно констатировало: «В рамках республиканской бюджетной программы (с длинным названием, которое нет смысла приводить полностью, – прим. авт.) за последние пять лет было издано 1116 книг общим тиражом 3 миллиона 138 тысяч экземпляров. Эти издания были переданы на безвозмездной основе в республиканские, областные и районные библиотеки».

Сегодня в нашей стране мало кто покупает книги. Считается, что они стоят дорого и не всем по карману (хотя если сопоставить цены на них со средней зарплатой в Казахстане, то это соотношение по сравнению с советским периодом, когда люди охотно ходили в книжные магазины и оставляли там свои деньги, изменилось не так сильно). Но ладно, допустим, что современные казахстанцы в массе своей не читают книги именно из-за их дороговизны, а не из-за отсутствия тяги к ним или из-за чрезмерной занятости добыванием хлеба насущного. И соответственно согласимся с тем, что государство поступает правильно, издавая литературу на средства республиканского бюджета и распределяя ее по библиотекам, где люди получат бесплатный доступ к тем или иным произведениям.

Однако в таком случае оператор бюджетной программы должен отслеживать, насколько эффективно используются выделяемые финансовые ресурсы. То есть выступающее в этой роли Министерство культуры должно на регулярной основе мониторить, читаются издаваемые под его кураторством книги или же пылятся невостребованными в хранилищах и на полках, если читаются, то как часто, окупаются ли вложения в выпуск художественной и иной литературы расширением читательской аудитории, увеличением числа пользователей библиотек, ради чего государство и идет на такие расходы. К сожалению, в сообщении на сайте Минкульта об этом нет ни слова.


Между тем, собрать соответствующую информацию сегодня не составляет труда. В библиотеках, согласно издавна действующим инструкциям, на каждый отдельный экземпляр заводят формуляр, по которому можно определить, сколько раз его запрашивали читатели. А при нынешнем уровне цифровизации собрать со всех библиотек страны данные относительно обращаемости той или иной книги несложно. После чего остается лишь суммировать и систематизировать полученные цифры.

То, что такая статистика не становится достоянием гласности, может иметь два объяснения. Либо Министерство культуры этим не занимается, полагая, что его дело – выбить и затем освоить бюджетные средства, выделяемые на издание так называемой общественно значимой литературы, а остальное неважно. Либо соответствующую информацию все-таки собирают, но она настолько грустная (то есть читающих такие произведения крайне мало), что ее стыдно озвучивать.

Здесь можно привести один весьма красноречивый пример. В размещенном на сайте министерства списке книг, которые будут изданы в нынешнем году, под номером 115 значится 2-й том трилогии «Елім-ай» едва ли не самого плодовитого казахского прозаика Софы Сматаева. Того самого, который три с половиной года назад пожаловался в «Фейсбуке» на то, что в его двухэтажном доме в Алматы лежат нераспроданными свыше 20 тысяч экземпляров написанных им произведений (в том числе упомянутой выше эпопеи). Он даже приложил фотографии этих залежей книг и призвал своих подписчиков, которых у него более пяти тысяч, купить их.
В Министерстве культуры Казахстана не знают, как формировать культуру чтения?

Софы Сматаев в окружении своих книг

Спустя некоторое время писатель сообщил, что ему удалось продать лишь 9 (девять) экземпляров, и снизил цену вдвое. Однако и такой ход не сработал, после чего он выразил готовность отдать эти тома даром тем, кто обещал купить, но так и не приобрел. Кстати, на портале Национальной электронной библиотеки Казахстана kazneb.kz в свободном доступе есть оцифрованные версии всех трех томов трилогии «Елім-ай» выпуска 2009-го (она издавалась и ранее), но количество их просмотров составляет всего-то от 128 до 269, хотя ресурс существует уже много лет. Иными словами, даже желающих прочесть бесплатно кот наплакал.

Возникает резонный вопрос: какой смысл переиздавать на бюджетные деньги литературу, к которой казахстанцы не проявляют интереса и предыдущие тиражи которой лежат никому не нужными? В чем заключается ее «социальная значимость», если потенциальные читатели воротят он нее носы? Причем таких, с позволения сказать, произведений, судя по всему, печатается немало. В этом может убедиться любой, кто сходит в близлежащую библиотеку и запросит книги, изданные в рамках программы, курируемой Министерством культуры, – судя по их состоянию, многие либо не открывались посетителями вовсе, либо открывались считанное количество раз.


Теперь о том, способствует ли хоть как-то реализация этой программы расширению читательской аудитории в стране. На днях Бюро национальной статистики обнародовало данные о деятельности учреждений культуры в 2024-м. Судя по ним, основные показатели, касающиеся библиотек, – число пользователей, количество посещений и выданных печатных изданий, в том числе книг, – за последние пять-шесть лет (тот самый временной отрезок, который охватили авторы сообщения на сайте Минкульта) практически не изменились, если не считать «ковидные» годы. Разве что незначительно увеличилась суммарная человеко-посещаемость: если в 2018-м она составила 53,4 миллиона, то в 2024-м – 55,5 миллиона. Рост на 3,9 процента. Но за этот же период население страны выросло с 18,4 до 20,3 миллиона, или на 10,3 процента. Выходит, среднестатистический казахстанец стал реже посещать библиотеки: в 2018-м – 2,9 раза за весь год, а в 2024-м – 2,7 раза.

Этот показатель сильно разнится в разрезе регионов, причем здесь тоже на протяжении последних лет картина почти не меняется. Безусловным лидером остается Северо-Казахстанская область, где он в прошлом году достиг 8,6, то есть более чем втрое превысил среднереспубликанский. Неплохо выглядят Абайская (5,9) и Акмолинская (4,7), есть куда стремиться Западно-Казахстанской (3,9), Костанайской (3,6), Павлодарской, Карагандинской (по 3,2). Это всё северная и центральная части страны.

Аутсайдерами же, как и в предыдущие годы, являются Мангистауская область (1,3), города Астана (1,4) и Шымкент (1,6), Алматинская (1,6), Атырауская (1,7), Туркестанская области (1,9). Ниже, чем в среднем по республике, рассматриваемый показатель также в городе Алматы (2,4), Кызылординской и Жамбылской областях (по 2,5). Все перечисленные регионы, за исключением самого крупного мегаполиса страны, относятся к территориям с наиболее высокой долей казахскоязычного населения. Между тем, 90 процентов литературы, которую издают в рамках той самой бюджетной программы, печатаются как раз таки на казахском.

Вывод очевиден: культ чтения нельзя возродить только путем увеличения количества книг в стране. Можно издать десятки тысяч произведений, выпустить их суммарными тиражами в сотни миллионов экземпляров, забить ими под завязку помещения библиотек, но, если одновременно не вести, что называется, в гуще народа системную работу по возвращению интереса к книге, к литературе, толку не будет. И именно такой работы со стороны ни профильного министерства, ни управлений и отделов культуры на местах не видно. Если что-то и проводится, то лишь какие-то разовые и больше «показушные» мероприятия с сомнительным эффектом.


В сообщении на сайте Минкульта весь акцент сделан на книгоиздании, поддержке писателей, участии в международной книжной выставке, названо количество библиотек и хранящихся там книг… И в то же время абсолютно ничего не говорится о том, что делается именно в плане формирования культуры чтения, хотя именно на это ориентировал руководителей ведомства глава государства. То ли представителям министерства нечего сказать на сей счет, то ли они действительно полагают, что стоит издать кучу книг – и люди сами начнут их читать…

Похожие статьи

Как казахи теряют духовное наследие, и можно ли его восстановить?
30.09.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
SPIK.KZ » Выбор редакции » В Министерстве культуры Казахстана не знают, как формировать культуру чтения?