АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Казахстан между Азией и Европой: транзитный потенциал и потенциальный транзит

Казахстан между Азией и Европой: транзитный потенциал и потенциальный транзит

Сегодня, 08:33, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Николай Кузьмин, политолог:

Нестабильность и непредсказуемость – сегодня с помощью этих слов можно описать все происходящие на нашей планете процессы. Цены на нефть волатильны, биржевые индексы переменчивы, а политические процессы нелинейны. К счастью, есть в нашем турбулентном мире кое-что если не вечное, то хотя бы относительно постоянное. Это география. Как и тысячу лет назад, к востоку от Казахстана находится Китай, а к западу – Европа, и в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится.

География стала одним из главных факторов, сформировавших казахстанскую стратегическую культуру. Контроль над транспортными (торговыми) коридорами всегда был важным элементом внешней политики в Великой степи. Когда после провозглашения независимости перед Казахстаном встал вопрос о формировании международного имиджа, был выбран образ моста между Европой и Азией. Сегодня мы называем себя транзитным хабом Евразии, но смысл тот же.

Это не просто рекламный штамп, это самоидентификация, которая отражает наше видение мира и себя в этом мире. Мы – территория, по которой проходят торговые караваны из других стран. Соединить погранпереход на границе с Китаем и порт на Каспийском море для нас важнее, чем построить дорогу между Алматы и Астаной, не говоря уже про областные центры. Раскрытие и развитие транзитного и транспортного потенциала стало обязательным элементом не только посланий президента, но и всех документов стратегического планирования, которых за годы независимости было принято немало. При этом важнейшим направлением транзита всегда был маршрут «Восток – Запад», то есть обслуживание торговли между Европой и Китаем.


Евросоюз и Китай тоже заинтересованы в развитии транспортных коридоров, проходящих через Казахстан. Вероятно, эта взаимная заинтересованность в среднесрочной перспективе будет возрастать. По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот с ЕС в 2024 году составил 785,9 млрд. долларов, из них китайский экспорт – 516,5 млрд. Тарифные эксперименты Дональда Трампа ведут к тому, что торговля Китая с США сворачивается, а с Европой – расширяется. Конечно, морские перевозки остаются вне конкуренции – как по объему, так и по стоимости. Авиаперевозки невелики по объему, но прочно удерживают второе место по стоимости. Железнодорожные перевозки между Китаем и Европой были запущены в 2011-м, а в прошлом году, по китайским оценкам, на них пришлось более семи процентов общего объема двусторонней торговли.

При этом Казахстан, КНР и Евросоюз, являясь участниками одного проекта, видят его по-разному.

Взгляд Китая: безопасность

Китай является автором трансконтинентального железнодорожного коридора. Пекин несколько лет субсидировал перевозки, постепенно приучая к ним европейцев. К их достоинствам традиционно относят относительную дешевизну (в пять раз дешевле, чем по воздуху) и скорость (в четыре раза быстрее, чем по морю). Но самая главная их характеристика в глазах Пекина – безопасность. Для Китая железнодорожный трансконтинентальный коридор имеет геостратегическое значение. Он помогает избежать того, что в западной политологии принято называть «малаккской дилеммой», – угрозы блокирования Штатами и их союзниками выхода китайских судов в Индийский океан.

Решающий вклад в рост популярности железнодорожных перевозок внесла пандемия, точнее, различные карантинные меры, вводившиеся в морских портах. Безопасность обусловила интерес китайцев ко всем элементам трансконтинентального транспортного коридора, но наибольшее развитие получил тот, который оказался более выгодным с коммерческой точки зрения. Это так называемый Северный коридор, точнее, Евразийский маршрут (через Казахстан, Россию и Белоруссию), по которому проходит 88,6% контейнерного потока. Из-за санкций, введенных ЕС в отношении России и Белоруссии, грузопоток по этому маршруту резко снизился в 2023 году, но в 2024-м снова восстановился до прежнего уровня. Как говорится, рыночек порешал. Впрочем, сыграли свою роль и действия хуситов в Красном море.

Взгляд Европы: альтернатива России

Для Брюсселя транспортный коридор стал одним из элементов долгосрочной стратегии по освобождению стран Центральной Азии и Кавказа от зависимости от России. В 1993 году был запущен проект ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia, TRACECA), предусматривавший создание мультимодального коридора из Центральной Азии в Европу через Южный Кавказ. Проект существует до сих пор, но исключительно на карте. Сегодня он фактически совпадает с реально действующим Транскаспийским международным транспортным маршрутом (ТМТМ).

ТМТМ, известный также как Средний коридор, является скорее казахстанским, чем европейским проектом, но горячо поддерживается Брюсселем. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на недавнем саммите ЦА-ЕС напомнила, что Евросоюз в прошлом году выделил 10 миллиардов евро на его развитие. Если быть точным, то произошло это больше года тому назад, в январе 2024-го, на Форуме инвесторов по транспортному сообщению ЕС-Центральная Азия.


Глава Еврокомиссии не сообщила, что было сделано за четырнадцать месяцев, прошедших со времени выделения денег, на что и сколько потрачено, каковы успехи и достижения… Зато обнаружилось расхождение во взглядах Астаны и Брюсселя на предназначение Среднего коридора. У нас считают, что он обеспечит транзит грузов из Китая и Восточной Азии в Европу. А председатель Еврокомиссии, выступая в Самарканде, говорила о связи между пятью странами Центральной Азии и Европой.

Взгляд Казахстана: многовекторность

В январе 2017-го Нурсултан Назарбаев в своем послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поручил правительству к 2020 году обеспечить увеличение годового объема транзитных контейнерных перевозок в семь раз – до двух миллионов контейнеров. На чем основывалось поручение президента, сказать трудно, ведь перевозки осуществляют европейцы и китайцы, а наша страна лишь предоставляет им свою инфраструктуру. В итоге мы даже сегодня от этой цифры очень далеки. В 2024-м из КНР в ЕС было перевезено 372,6 тыс. условных контейнеров или ДФЭ (двадцатифутовых эквивалентов), а в обратном направлении – 56,9 тыс. ДФЭ. Почти все они прошли транзитом через наши погранпереходы Достык и Алтынколь.

В начале апреля этого года, выступая в Самарканде на саммите Центральная Азия – Европа, Касым-Жомарт Токаев отметил, что в последние несколько лет Казахстан активно развивает Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). В прошлом году объем перевозок по этому коридору увеличился на 62% и составил 4,5 млн тонн. К 2027-му мы планируем довести грузопоток до 10 млн. тонн в год, добавил он.

Уточним, что грузы, перевезенные в прошлом году по Среднему коридору, были преимущественно насыпными, наливными и навалочными – нефть и нефтепродукты (75%), минеральные удобрения и химикаты (11%), цветные металлы (6%). А контейнерные перевозки, несмотря на впечатляющий рост в 176%, составили лишь 56,5 тыс. ДФЭ.

Хуже другое. По данным международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут», сегодня на долю Казахстана приходится более 80% от общего объема перевозок по Среднему коридору. А из Китая в Евросоюз и обратно проследовало лишь 36,2 тыс. ДФЭ. Это значит, что ТМТМ пока обеспечивает связь Европы с Центральной Азией, а не Китаем.


Туманные перспективы

В докладе Евразийского железнодорожного альянса «Контейнерные железнодорожные перевозки на евразийском пространстве в 2024 году» отмечается, что в прошлом году перевозки по ТМТМ составили 8,4% от общего объема. Как принято говорить в таких случаях, потенциал Среднего коридора еще не раскрыт.

Относительно того, когда этот потенциал будет раскрыт и будет ли раскрыт вообще, мнения экспертов не слишком оптимистичны. Многие из них считают, что контейнерные перевозки по Среднему коридору по мере роста объемов транзитных грузов по маршруту Китай-Европа-Китай будут все более затратными. И причина тут заключается в структуре взаимной торговли между КНР и ЕС. Китайский экспорт в Европу уже давно намного превышает импорт из Европы, и этот разрыв продолжает расти. По данным Главного таможенного управления КНР, в прошлом году китайский экспорт вырос на 3% и составил 516,46 млрд. долларов, а импорт из ЕС сократился на 4,4% до 269,36 млрд. долларов. Эти диспропорции проявились и в перевозках по Северному коридору – большая часть контейнеров идет в западном направлении. Половина из них вернется в Китай с европейской продукцией, а с остальными что делать? Возвращать пустыми?

На Северном маршруте именно так и делают. Более того, «репатриация» пустых контейнеров, которые скапливаются в Европе в огромных количествах, стала прибыльным бизнесом. Выяснилось, что возвращать их по железной дороге выгоднее, чем морем. Кроме того, там наполняют поезда из ЕС контейнерами с белорусскими и российскими товарами. Но то, что получается на Северном коридоре, где поезд пересекает фактически одну границу, общую для всех стран ЕАЭС, не получится на Среднем, где Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция – абсолютно суверенные государства со своими таможенными нормами и требованиями. Судя по всему, Евросоюз свои 10 миллиардов евро потратит как раз на гармонизацию законодательства транзитных стран, цифровизацию документооборота и тому подобное.

А вот строить причалы, контейнерные терминалы и подъездные пути будут, видимо, китайцы. Не случайно в тот самый день, когда в Самарканде Урсула фон дер Ляйен сообщала прошлогоднюю новость о десяти миллиардах, КТЖ подписал с китайской логистической компанией два меморандума – о развитии Актауского порта и увеличении объемов перевозок по маршруту Китай – Европа.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Казахстан между Азией и Европой: транзитный потенциал и потенциальный транзит