26.09.2024, автор Spik.kz.
Почему в Казахстане «буксует» коммерциализация экономики данных?

13.05.2025, автор Асем Избасарова.
RU
KZ
EN
Доступ к обезличенным персональным данным граждан Казахстана имеет четко фиксированную стоимость для коммерческого сектора. И, как мы уже отмечали ранее, потенциально способен полностью компенсировать первоначальные затраты государства на формирование инфраструктуры «электронного правительства». Однако ни старое, ни новое руководство Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) не спешит использовать имеющиеся возможности для вывода отрасли на самоокупаемость.
Во многом на это повлиял следующий немаловажный кейс в истории с проектами, имеющими отношение к «электронному правительству» РК. Тема создания его новой платформы на базе платформы компании Bizone от Сбербанка России активно продвигалась в период с 2019-го до 2022-го. В роли идеолога этого проекта выступило прежнее руководство МЦРИАП в лице Багдата Мусина, который возглавлял ведомство в 2020-2024 годах.
В результате премьер-министрами Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан межправительственный меморандум, на базе которого начался полный переход на единую платформу от упомянутой российской компании. Предварительная работа была выполнена к февралю 2022 года. При этом никоим образом не учитывалась вполне реальная угроза потери цифровой независимости Казахстана.
Инициаторами проекта декларировалось, что инвестиции со стороны компании, аффилированной со Сбербанком, составят 500 млн. долларов США, а сам переделанный сервис всего «электронного правительства» РК и его компонентов будет работать на бесплатной основе для граждан нашей республики. Вернуть инвестиции предполагалось за счет внесения платы правительством и коммерческими банками РК за пользование и интеграцию с данными «электронного правительства» - эти средства должны были поступать на счета оператора системы в лице российской компании Bizone.
Та история показала ряду чиновников МЦРИАП реальную стоимость данных, накопленных в государственных системах в течении 15-летней работы «старой» платформы «электронного правительства», – вышеназванные 500 млн. долларов.
И тогда же, в 2022-м, эту информацию неожиданно стали бесплатно передавать уже частным казахстанским финансовым институтам, включая банки второго уровня, в том числе с зарубежным участием (поскольку определенная техническая интеграция баз данных уже была осуществлена в предыдущие годы). Первым стал Каспи Банк, вторым – Халык Банк, третьим – Фридом Банк, и так далее… В результате, с одной стороны, растут бюджетные расходы на цифровизацию, а с другой, полностью отсутствует возврат этих инвестиций от потребителей государственных данных, то есть коммерческих финансовых организаций.
Параллельно сформировалась система «вращающихся дверей», при которой функционеры МЦРИАП «неожиданно» всплывают на руководящих должностях в IT-секторах крупных компаний и банков второго уровня. В качестве «вишенки на торте» можно привести пример с уже упомянутым бывшим министром Багдатом Мусиным: с середины 2024-го он возглавляет крупнейшую национальную телекоммуникационную компанию АО «Казахтелеком».
В частности, АО «Казахтелеком» взяло в доверительное управление Национальную образовательную базу данных (НОБД) Министерства просвещения РК (аналог «электронного правительства», но в рамках сферы образования). И сейчас переписывает эту систему с другим коммерческими структурами за счет средств частного банка – АО «Freedom Bank».
Таким образом, вся статистика, персональные данные, информация о бюджетах детских садов, школ, колледжей, управлений образования, фондах оплаты труда учителей и все государственные данные, касающиеся этой сферы, потенциально могут быть переданы через телекоммуникационного оператора АО «Казахтелеком» в коммерческую международную финансовую корпорацию Freedom Holding Corp, связанную с АО «Freedom Bank». Что прямо противоречит Закону РК «О защите персональных данных» и ущемляет «цифровой суверенитет» РК.
И по странному, но отнюдь не неожиданному совпадению в состав правления АО «Казахтелеком» недавно вошел бывший управляющий директор Freedom Bank Аблайхан Оспанов, которые ранее занимал должность заместителя министра в МЦРИАП.
Во многом на это повлиял следующий немаловажный кейс в истории с проектами, имеющими отношение к «электронному правительству» РК. Тема создания его новой платформы на базе платформы компании Bizone от Сбербанка России активно продвигалась в период с 2019-го до 2022-го. В роли идеолога этого проекта выступило прежнее руководство МЦРИАП в лице Багдата Мусина, который возглавлял ведомство в 2020-2024 годах.
В результате премьер-министрами Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан межправительственный меморандум, на базе которого начался полный переход на единую платформу от упомянутой российской компании. Предварительная работа была выполнена к февралю 2022 года. При этом никоим образом не учитывалась вполне реальная угроза потери цифровой независимости Казахстана.
Инициаторами проекта декларировалось, что инвестиции со стороны компании, аффилированной со Сбербанком, составят 500 млн. долларов США, а сам переделанный сервис всего «электронного правительства» РК и его компонентов будет работать на бесплатной основе для граждан нашей республики. Вернуть инвестиции предполагалось за счет внесения платы правительством и коммерческими банками РК за пользование и интеграцию с данными «электронного правительства» - эти средства должны были поступать на счета оператора системы в лице российской компании Bizone.
Таким образом, могла возникнуть ситуация, когда экономика данных Казахстана с учетом всей информации, хранящейся в «электронном правительстве» РК и его компонентах, оказалась бы подконтрольной Сбербанку РФ. На эти риски постоянно обращали внимание активная казахстанская ИТ-общественность, включая экспертов в области ИТ, экономисты, финансисты, политологи и даже некоторые депутаты парламента РК. Реализация проекта была полностью остановлена только в 2022 году – после того, как в отношении Сбербанка ввели санкции.
Та история показала ряду чиновников МЦРИАП реальную стоимость данных, накопленных в государственных системах в течении 15-летней работы «старой» платформы «электронного правительства», – вышеназванные 500 млн. долларов.
И тогда же, в 2022-м, эту информацию неожиданно стали бесплатно передавать уже частным казахстанским финансовым институтам, включая банки второго уровня, в том числе с зарубежным участием (поскольку определенная техническая интеграция баз данных уже была осуществлена в предыдущие годы). Первым стал Каспи Банк, вторым – Халык Банк, третьим – Фридом Банк, и так далее… В результате, с одной стороны, растут бюджетные расходы на цифровизацию, а с другой, полностью отсутствует возврат этих инвестиций от потребителей государственных данных, то есть коммерческих финансовых организаций.
Параллельно сформировалась система «вращающихся дверей», при которой функционеры МЦРИАП «неожиданно» всплывают на руководящих должностях в IT-секторах крупных компаний и банков второго уровня. В качестве «вишенки на торте» можно привести пример с уже упомянутым бывшим министром Багдатом Мусиным: с середины 2024-го он возглавляет крупнейшую национальную телекоммуникационную компанию АО «Казахтелеком».
Под эгидой «цифровизации» ряда государственных проектов (таких, как «Социальный кошелек Министерства труда и социальной защиты», «Национальная образовательная база данных Министерства просвещения», «Цифровая маркировка товаров Министерства торговли и интеграции РК») в АО «Казахтелеком» накапливаются данные государственных систем. При этом существует риск их последующей передачи коммерческим организациям.
В частности, АО «Казахтелеком» взяло в доверительное управление Национальную образовательную базу данных (НОБД) Министерства просвещения РК (аналог «электронного правительства», но в рамках сферы образования). И сейчас переписывает эту систему с другим коммерческими структурами за счет средств частного банка – АО «Freedom Bank».
Таким образом, вся статистика, персональные данные, информация о бюджетах детских садов, школ, колледжей, управлений образования, фондах оплаты труда учителей и все государственные данные, касающиеся этой сферы, потенциально могут быть переданы через телекоммуникационного оператора АО «Казахтелеком» в коммерческую международную финансовую корпорацию Freedom Holding Corp, связанную с АО «Freedom Bank». Что прямо противоречит Закону РК «О защите персональных данных» и ущемляет «цифровой суверенитет» РК.
И по странному, но отнюдь не неожиданному совпадению в состав правления АО «Казахтелеком» недавно вошел бывший управляющий директор Freedom Bank Аблайхан Оспанов, которые ранее занимал должность заместителя министра в МЦРИАП.
Прослеживается четкая тенденция: непосредственная деятельность молодых, но бойких «цифровизаторов» уже приводит к формированию «слепых зон» в системе национальной «цифровой» безопасности.
Похожие статьи
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Космос и Казахстан: как вдохнуть жизнь в Байконур и открыть его всему миру?
11.04.2025, автор Сауле Исабаева.
Национальный фонд РК: модель управления им нужно менять. Но как?
17.12.2024, автор Spik.kz.