24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Нефть, порты и железные дороги: что происходит в логистической империи КТЖ?

13.06.2025, автор Асем Избасарова.
RU
KZ
EN
От задержания главы морского порта до кадровых рокировок в «железнодорожной вертикали»: теневая экономика в сфере транспортной логистики Казахстана выходит на поверхность. Что общего у нефти, спецназа и больших карьерных амбиций? Национальный транспортный холдинг преподносит гражданам сюрпризы.
Логистика как зеркало морального облика управленческой элиты
1.Спецназ на танкере, или почему задержали Абая Турикпенбаева?
Абая Турикпенбаева, президента АО «Актауский порт», арестовали. Следствие ведёт КНБ. По пока неподтвержденным данным, дело связано с контрабандой нефти. Летом 2023 года Комитет национальной безопасности провёл спецоперацию в духе Голливуда по захвату танкера «Мелиана», штурмовав судно с воздуха и воды. Официальных объяснений не последовало. Порт молчит. Пресс-служба АО КТЖ, собственника порта, тоже молчит.
2.Порт Курык: «назначение на год» и тишина вместо стратегии
Судьба другого ключевого логистического объекта — порта Курык — тоже вызывает вопросы. Серик Ахметов назначен на год и... всё. Контракт не продлён. Публичного анализа результатов работы порта нет. Ни одного слова от КТЖ о стратегической роли курыкского логистического узла в проектах по разгрузке Транскаспийского международного транспортного коридора. Или компанию не интересует, чем занимаются в её 100-процентных «дочках»?
3.КТЖ как «карьерный лифт» и ширма для кланов
Зато пиар-службы КТЖ после публичного разноса от Президента РК Касым-Жомарта Токаева ежедневно производят оптимистичные пресс-релизы об очередных мнимых успехах в транзите грузов. Spik.kz неоднократно рассказывал, что в своей основе это просто «перекраска» работы китайских транспортно-логистических хабов.
Потому-то и возникают вопросы, которые требуют внятных ответов от руководства КТЖ и профильного Министерства транспорта:
1. Какие меры КТЖ и государственные органы приняли для предотвращения контрабанды нефти после инцидента с «Мелианой»?
2. Почему до сих пор не опубликованы результаты внутреннего расследования деятельности Актауского и Курыкского портов?
3. На каком основании (вернее даже, по какой формулировке) не продлён контракт с директором порта Курык?
4. Какова эффективность управления логистикой в целом?
5. Почему национальная компания КТЖ до сих пор не обнародовала полную схему экспорта нефти и контроля за экспортными маршрутами, включая ТМТК?
А пока узловые и системные проблемы в сфере логистики Казахстана сохраняются прежние:
1. Неформальные и не всегда легальные схемы экспорта нефти.
2. Корпоративная непрозрачность при принятии управленческих решений.
3. PR-имитации вместо реальной работы структурных подразделений КТЖ.
4. Недофинансирование транспортной и портовой инфраструктуры компании.
Государственный интерес должен быть выше внутрикорпоративного «схематоза» и всяких хитрых комбинаций. Иначе вся логистическая политика Казахстана превратится в витрину для обогащения немногих — и это будет проигрыш в геополитической игре.
В глубинах казахстанских степей разворачивается драматическая история, в которой сходятся три символа экономической мощи страны: нефть, порты и железные дороги. Последние события вокруг АО «Актауский международный морской торговый порт», порта Курык и кадровых перестановок в КТЖ — не просто управленческие решения. Это маркеры глубоких процессов, где конфликт между публичными интересами и теневой экономикой становится все более очевидным.
Логистика как зеркало морального облика управленческой элиты
1.Спецназ на танкере, или почему задержали Абая Турикпенбаева?
Абая Турикпенбаева, президента АО «Актауский порт», арестовали. Следствие ведёт КНБ. По пока неподтвержденным данным, дело связано с контрабандой нефти. Летом 2023 года Комитет национальной безопасности провёл спецоперацию в духе Голливуда по захвату танкера «Мелиана», штурмовав судно с воздуха и воды. Официальных объяснений не последовало. Порт молчит. Пресс-служба АО КТЖ, собственника порта, тоже молчит.
2.Порт Курык: «назначение на год» и тишина вместо стратегии
Судьба другого ключевого логистического объекта — порта Курык — тоже вызывает вопросы. Серик Ахметов назначен на год и... всё. Контракт не продлён. Публичного анализа результатов работы порта нет. Ни одного слова от КТЖ о стратегической роли курыкского логистического узла в проектах по разгрузке Транскаспийского международного транспортного коридора. Или компанию не интересует, чем занимаются в её 100-процентных «дочках»?
3.КТЖ как «карьерный лифт» и ширма для кланов
На фоне арестов и увольнений вверх по карьерной лестнице поднимаются топ-функционеры КТЖ, курирующие всю логистическую сферу компании. Но что мы знаем об эффективности их работы? Каковы результаты диверсификации транспортных маршрутов? Ответов нет, однако, судя по арестам и отставкам функционеров КТЖ в регионах, не всё так хорошо, как это преподносится пресс-службой.
Зато пиар-службы КТЖ после публичного разноса от Президента РК Касым-Жомарта Токаева ежедневно производят оптимистичные пресс-релизы об очередных мнимых успехах в транзите грузов. Spik.kz неоднократно рассказывал, что в своей основе это просто «перекраска» работы китайских транспортно-логистических хабов.
Потому-то и возникают вопросы, которые требуют внятных ответов от руководства КТЖ и профильного Министерства транспорта:
1. Какие меры КТЖ и государственные органы приняли для предотвращения контрабанды нефти после инцидента с «Мелианой»?
2. Почему до сих пор не опубликованы результаты внутреннего расследования деятельности Актауского и Курыкского портов?
3. На каком основании (вернее даже, по какой формулировке) не продлён контракт с директором порта Курык?
4. Какова эффективность управления логистикой в целом?
5. Почему национальная компания КТЖ до сих пор не обнародовала полную схему экспорта нефти и контроля за экспортными маршрутами, включая ТМТК?
А пока узловые и системные проблемы в сфере логистики Казахстана сохраняются прежние:
1. Неформальные и не всегда легальные схемы экспорта нефти.
2. Корпоративная непрозрачность при принятии управленческих решений.
3. PR-имитации вместо реальной работы структурных подразделений КТЖ.
4. Недофинансирование транспортной и портовой инфраструктуры компании.
Если Казахстан действительно хочет занять ключевое место в евразийской логистике, то вопросы кадров, прозрачности и борьбы с коррупцией в КТЖ — это вопросы государственной важности.
Государственный интерес должен быть выше внутрикорпоративного «схематоза» и всяких хитрых комбинаций. Иначе вся логистическая политика Казахстана превратится в витрину для обогащения немногих — и это будет проигрыш в геополитической игре.
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Если бы я стал министром транспорта Казахстана. Часть 2-я
20.05.2025, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.