АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Казахстанский транзит на перепутье: искусственные барьеры или стратегический тормоз?

Казахстанский транзит на перепутье: искусственные барьеры или стратегический тормоз?

Вчера, 10:09, автор Асем Избасарова.

RU KZ EN
Казахстан, стремясь стать ключевым транзитным узлом, сталкивается с системными препятствиями. Причем они вызваны не географией или инфраструктурой, а действиями самой национальной компании «Казахстан темир жолы» (КТЖ). Критики утверждают, что через дочерние структуры (например, «Кедентранссервис») она блокирует доступ частных экспедиторских компаний к ключевым услугам, создавая недобросовестную конкуренцию и подрывая деловой климат.

Теневой протекционизм под флагом «эффективности»

На минувшей неделе, 24 июня, кассационная коллегия Верховного Суда РК вынесла знаковое решение, удовлетворив жалобу РГУ «Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан по городу Астана» (ДАЗРК) в рамках административного дела, касающегося неправомерной отмены судом первой инстанции его приказа от 16 января 2024 года №05-ОД «Об утверждении заключения по результатам расследования нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции в отношении акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы». Таким образом, суд признал, что компания фактически создает преимущества для отдельных участников рынка. Это решение стало сигналом для бизнеса: монопольные практики КТЖ — теперь не просто нарушения, а реальная угроза конкурентному рынку.

Проблемы выходят на поверхность не только в суде, но и в ежедневной практической деятельности. Как отмечает Департамент транспорта и связи АЗРК, «сложность прохождения процедур при получении частными перевозчиками права доступа к услугам МЖС» является ключевым барьером"

Эксперты бьют тревогу: «Тормозят реформы»

По словам Бакытбека Кадирова, участника рынка с более чем десятилетним стажем, «…реформирование железнодорожного транспорта… было непоследовательным… отрасль остаётся сферой с наибольшей долей государственного участия». А бывший министр транспорта (имя не разглашается) добавляет: «…трансформации не случилось… KTZ Express отобрал солидную часть грузопотока у частного рынка… доля KTZ Express выросла с 20% до 85%».

Конкретная ситуация: КТЖ через «Кедентранссервис» контролирует перевалку грузов на границе, вынуждая частные фирмы заключать договоры именно с ними и фактически монополизируя эту услугу. .

Почему это опасно для Казахстана?

• Замедление реформ и инноваций. Инвестиции частников падают — рынок закрыт под госконтроль.
• Уязвимость транзитного потока. Без конкуренции КТЖ не имеет стимула к повышению качества и скорости обслуживания.
• Репутационные риски. Иностранные партнёры и китайские перевозчики смотрят на это критически, что может снизить привлекательность маршрута.

Что должен увидеть глава государства?

Президент Токаев не раз говорил о «технологической модернизации» и росте ВВП через логистику. Для достижения данных целей, как отмечают эксперты, необходимо предпринять несколько шагов:

1. Прозрачное разделение функций КТЖ — отделить инфраструктуру от коммерческих услуг, чтобы избежать конфликта интересов.
2. Либерализация доступа к МЖС — упростить процедуру получения разрешений (сократить этапы).
3. Стимулы для конкуренции — дать частным экспедиторам равные права в перегрузке, подаче вагонов, тарифах.
4. Цифровизация в духе «Нұрлы жол» — ускорить запуск платформ доступа, заявок, мониторинга.

Взгляд в будущее: выстроить прозрачный рынок

Реализация амбициозной задачи, поставленной президентом страны, — превратить Казахстан в транспортный хаб Евразии — требует честной системы, где частник может конкурировать на равных. Отодвинуть госмонополии в сторону инфраструктуры — не капитуляция, а стратегическое решение. Либерализовать рынок — значит усилить транзит, привлечь инвестиции и ускорить цифровую логистическую революцию.

Если эти шаги будут предприняты, то КТЖ станет не препятствием, а платформой — фундаментом нового, эффективного рынка логистики. И тогда амбиции трансформируются в результат.

Похожие статьи

Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
Упущенный транзит: почему Казахстан не стал ключевым хабом Евразии?
12.05.2025, автор Асем Избасарова.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Предложения «второй свежести»: зачем ВАП лоббирует дробление КТЖ?
18.07.2024, автор Виктор Долгов.
Руководство КТЖ и младший брат бывшего генпрокурора: что их связывает?
31.03.2025, автор Асем Избасарова.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Казахстанский транзит на перепутье: искусственные барьеры или стратегический тормоз?