11.06.2024, автор Женис Байхожа.
Казахстанское кино: государственное финансирование – это деньги на ветер?

3.07.2025, автор Бауыржан Маханов.
RU
KZ
EN
Как свидетельствует официальная статистика, казахстанцы все чаще ходят в кинотеатры и оставляют там все больше своих кровных. Причем растут количество просмотров и суммы кассовых сборов именно отечественных фильмов. Но всю эту прибавку дают исключительно картины, снимаемыми на частные деньги, в то время как кинопродукция, которую выпускают в рамках государственного заказа, массовую аудиторию не привлекает. Возникает резонный вопрос: если такие киноленты мало кому в стране интересны, то есть ли смысл финансировать их из бюджета?
По данным Бюро национальной статистики, в 2024-м в нашей стране было зафиксировано почти 23,3 миллиона посещений киносеансов, или на 36,5 процента больше, чем в 2022-м (мы берем только постспандемийный период, чтобы обеспечить корректный анализ). В том числе на показах фильмов, снятых в самом Казахстане, побывали 9,9 миллиона зрителей – рост за эти же два года составил 66,0 процента. Впечатляющая динамика! Если в 2022-м из каждых 1000 посещений кинотеатров на отечественные киноленты пришлись 359, то в прошлом году – уже 424.
В еще большей прогрессии увеличились кассовые сборы. В марте с.г. в ходе обсуждения проблем киноиндустрии на заседании правительства РК Александр Аксютиц, генеральный директор продюсерского центра Top Pro Cinema, сообщил, что в 2024-м прокат казахстанских фильмов принес свыше 22-х миллиардов тенге. Для сравнения: в 2022-м они собрали в сумме 9,5 миллиарда, а в 2023-м – 15,1 миллиарда. Иными словами, за столь короткий срок достигнут более чем двукратный рост. Да, отчасти он объясняется подорожанием билетов (следствие инфляции), но все же ключевым фактором стало как раз таки расширение зрительской аудитории.
Львиная доля доходов – 98,5 процента от суммы, заработанной отечественным кинематографом в прошлом году, – пришлась на фильмы, снятые в частном порядке. А 15 самых популярных из них собрали 13,5 миллиарда тенге, или в среднем почти миллиард каждый. То есть они не только полностью окупились, но и принесли солидную прибыль. Например, на мистический «ужастик» под названием «Дәстүр», впервые за долгие годы сместивший с первой строчки прокатного рейтинга комедии, было продано билетов более чем на 1,7 миллиарда тенге. Еще семь картин собрали от 950 миллионов до 1,4 миллиарда тенге каждая.
В предыдущие два года хотя бы один из художественных фильмов, появившихся на свет благодаря господдержке, пробивался в число лидеров проката. В 2022-м таковым стал «Дос-Мұқасан» (9-е место), рассказывающий об истории популярного в прошлом вокально-инструментального ансамбля и собравший в кинозалах около полумиллиарда тенге при чуть меньших затратах на его производство, в 2023-м – байопик «Міржақып. Оян, Қазақ!» (4-е), за который зрительская аудитория отдала в сумме 900 миллионов. Правда, во втором случае немаловажную роль сыграл ажиотаж, поднятый на волне слухов о том, что киноленту – кстати, смонтированную из шестисерийного телевизионного сериала – якобы запретили к показу. А вот 2024-м ни одна из таких картин не смогла подняться выше 50-й позиции. То есть практически все фильмы, авторы которых получили финансирование из госказны, оказались в нижней половине списка – он насчитывает немногим более ста наименований.

Из этих 15 кинолент наибольшую кассу собрал «Қажымұқан», рассказывающий о знаменитом казахском палуане, – 83,1 миллиона тенге. При том, что его бюджет составил 600 миллионов, или в семь раз больше. Примерно таково же соотношение доходов и расходов в случае с молодежной музыкальной драмой о рэперах «Шулама» – 61,5 и 457,3 миллиона. Да и остальные фильмы оправдали затраты на свое производство, в лучшем случае, на 15-20 процентов. А некоторые из них – и вовсе менее чем на 5 процентов.
Взять «Операцию «Набат». Ее сюжет вроде бы должен был привлечь внимание зрителей. Он основан на реальных событиях, произошедших в 1992-м на юге Казахстана: сбежавшие заключенные захватили в заложники пассажиров рейсового автобуса… Но при бюджете в 550 миллионов эта драма с элементами боевика собрала менее 20 миллионов. Мюзикл «Солдат любви», снятый по мотивам песен популярной группы «А-Студио» и стоивший государству почти 700 миллионов тенге, принес лишь 11,2 миллиона. А на сеансах социальной драмы «Мама, я живая» по всей стране побывали лишь около тысячи человек или и того меньше – на такой вывод наталкивает сумма кассовых сборов в 1,5 миллиона тенге при затратах более чем в 250 миллионов.
Столь же мизерное количество зрителей пришло на показы фильма «Жел тоқтаған жер», посвященного трагедии массового голода 1930-х. Хотя работал над ним Ардак Амиркулов, считающийся одним из мэтров казахстанского кино. Не проявили интереса казахстанцы и к другим картинам, рассказывающим об исторических событиях и известных фигурах первой половины прошлого века: «Соңғы үкім», главным героем которой стал Ахмет Байтурсынов, чей образ воплотил на экране тогдашний директор «Казахфильма» Азамат Сатыбалды, собрал в прокате 17,4 миллиона, «Талақ» (драма о болезненной трансформации семейных отношений в казахском обществе в переломные 1920-е годы) – 9,8 миллиона, байопик «Жамбыл. Жаңа дәуір» - 6,0 миллиона тенге.
Как видим, государство финансирует производство фильмов разных жанров, но какой-то отдачи в виде интереса к ним со стороны мало-мальски широкой зрительской аудитории не получает. Кто-то скажет, что у нашего народа востребованы только непритязательные комедии, но ведь среди лидеров проката 2024-го есть, например, драма «Рай под ногами матерей» (она заработала почти полтора миллиарда тенге), снятая кыргызскими кинематографистами и поднимающая серьезные нравственные проблемы, а также криминальная драма молодого казахского режиссера Дархана Тулегенова ««Sheker. Последний шанс», выпущенная компанией Salem Entertainment (около 800 миллионов тенге).
Примечательно, что картина того же Дархана Тулегенова под названием «Братья», снятая в том же жанре, но при государственной поддержке, принесла в 13 раз меньший кассовый сбор (62,7 миллиона тенге). Да, прокатный успех «Последнего шанса» в немалой степени объяснялся тем, что он стал продолжением популярного в молодежной среде сериала, но тем не менее… Создается ощущение, что, в отличие от тех, кто снимает на частные деньги и стремится максимально отбить суммы, вложенные в кинопроекты, нашим чиновникам от культуры и кинодеятелям, получающим государственные средства, нет особого дела ни до кассовых сборов, ни до зрительского интереса. Освоили бюджетные суммы – а дальше хоть трава не расти…
Впрочем, эта тема – надо ли субсидировать отечественное кино и, если надо, то как – заслуживает отдельного разговора, которому будет посвящена другая публикация…
По данным Бюро национальной статистики, в 2024-м в нашей стране было зафиксировано почти 23,3 миллиона посещений киносеансов, или на 36,5 процента больше, чем в 2022-м (мы берем только постспандемийный период, чтобы обеспечить корректный анализ). В том числе на показах фильмов, снятых в самом Казахстане, побывали 9,9 миллиона зрителей – рост за эти же два года составил 66,0 процента. Впечатляющая динамика! Если в 2022-м из каждых 1000 посещений кинотеатров на отечественные киноленты пришлись 359, то в прошлом году – уже 424.
В еще большей прогрессии увеличились кассовые сборы. В марте с.г. в ходе обсуждения проблем киноиндустрии на заседании правительства РК Александр Аксютиц, генеральный директор продюсерского центра Top Pro Cinema, сообщил, что в 2024-м прокат казахстанских фильмов принес свыше 22-х миллиардов тенге. Для сравнения: в 2022-м они собрали в сумме 9,5 миллиарда, а в 2023-м – 15,1 миллиарда. Иными словами, за столь короткий срок достигнут более чем двукратный рост. Да, отчасти он объясняется подорожанием билетов (следствие инфляции), но все же ключевым фактором стало как раз таки расширение зрительской аудитории.
Львиная доля доходов – 98,5 процента от суммы, заработанной отечественным кинематографом в прошлом году, – пришлась на фильмы, снятые в частном порядке. А 15 самых популярных из них собрали 13,5 миллиарда тенге, или в среднем почти миллиард каждый. То есть они не только полностью окупились, но и принесли солидную прибыль. Например, на мистический «ужастик» под названием «Дәстүр», впервые за долгие годы сместивший с первой строчки прокатного рейтинга комедии, было продано билетов более чем на 1,7 миллиарда тенге. Еще семь картин собрали от 950 миллионов до 1,4 миллиарда тенге каждая.
На этом фоне показатели кинолент, выпуск которых был профинансирован государством, выглядят крайне бледно. Таковых в прошлом году, как сообщило Министерство культуры, было выпушено на экраны 15, если считать только полнометражные художественные (без учета документальных, анимационных и короткометражек). Они, по данным кинопрокатных организаций, принесли в общей сложности 326 миллионов тенге – в 40 раз (!) меньше, чем такое же число казахстанских картин, попавших в топ-15 по кассовым сборам и снятых на частные деньги.
В предыдущие два года хотя бы один из художественных фильмов, появившихся на свет благодаря господдержке, пробивался в число лидеров проката. В 2022-м таковым стал «Дос-Мұқасан» (9-е место), рассказывающий об истории популярного в прошлом вокально-инструментального ансамбля и собравший в кинозалах около полумиллиарда тенге при чуть меньших затратах на его производство, в 2023-м – байопик «Міржақып. Оян, Қазақ!» (4-е), за который зрительская аудитория отдала в сумме 900 миллионов. Правда, во втором случае немаловажную роль сыграл ажиотаж, поднятый на волне слухов о том, что киноленту – кстати, смонтированную из шестисерийного телевизионного сериала – якобы запретили к показу. А вот 2024-м ни одна из таких картин не смогла подняться выше 50-й позиции. То есть практически все фильмы, авторы которых получили финансирование из госказны, оказались в нижней половине списка – он насчитывает немногим более ста наименований.
Кассовые сборы художественных фильмов, снятых
с государственным участием и вышедших на экраны в 2024 году
с государственным участием и вышедших на экраны в 2024 году

Из этих 15 кинолент наибольшую кассу собрал «Қажымұқан», рассказывающий о знаменитом казахском палуане, – 83,1 миллиона тенге. При том, что его бюджет составил 600 миллионов, или в семь раз больше. Примерно таково же соотношение доходов и расходов в случае с молодежной музыкальной драмой о рэперах «Шулама» – 61,5 и 457,3 миллиона. Да и остальные фильмы оправдали затраты на свое производство, в лучшем случае, на 15-20 процентов. А некоторые из них – и вовсе менее чем на 5 процентов.
Взять «Операцию «Набат». Ее сюжет вроде бы должен был привлечь внимание зрителей. Он основан на реальных событиях, произошедших в 1992-м на юге Казахстана: сбежавшие заключенные захватили в заложники пассажиров рейсового автобуса… Но при бюджете в 550 миллионов эта драма с элементами боевика собрала менее 20 миллионов. Мюзикл «Солдат любви», снятый по мотивам песен популярной группы «А-Студио» и стоивший государству почти 700 миллионов тенге, принес лишь 11,2 миллиона. А на сеансах социальной драмы «Мама, я живая» по всей стране побывали лишь около тысячи человек или и того меньше – на такой вывод наталкивает сумма кассовых сборов в 1,5 миллиона тенге при затратах более чем в 250 миллионов.
Столь же мизерное количество зрителей пришло на показы фильма «Жел тоқтаған жер», посвященного трагедии массового голода 1930-х. Хотя работал над ним Ардак Амиркулов, считающийся одним из мэтров казахстанского кино. Не проявили интереса казахстанцы и к другим картинам, рассказывающим об исторических событиях и известных фигурах первой половины прошлого века: «Соңғы үкім», главным героем которой стал Ахмет Байтурсынов, чей образ воплотил на экране тогдашний директор «Казахфильма» Азамат Сатыбалды, собрал в прокате 17,4 миллиона, «Талақ» (драма о болезненной трансформации семейных отношений в казахском обществе в переломные 1920-е годы) – 9,8 миллиона, байопик «Жамбыл. Жаңа дәуір» - 6,0 миллиона тенге.
Как видим, государство финансирует производство фильмов разных жанров, но какой-то отдачи в виде интереса к ним со стороны мало-мальски широкой зрительской аудитории не получает. Кто-то скажет, что у нашего народа востребованы только непритязательные комедии, но ведь среди лидеров проката 2024-го есть, например, драма «Рай под ногами матерей» (она заработала почти полтора миллиарда тенге), снятая кыргызскими кинематографистами и поднимающая серьезные нравственные проблемы, а также криминальная драма молодого казахского режиссера Дархана Тулегенова ««Sheker. Последний шанс», выпущенная компанией Salem Entertainment (около 800 миллионов тенге).
Примечательно, что картина того же Дархана Тулегенова под названием «Братья», снятая в том же жанре, но при государственной поддержке, принесла в 13 раз меньший кассовый сбор (62,7 миллиона тенге). Да, прокатный успех «Последнего шанса» в немалой степени объяснялся тем, что он стал продолжением популярного в молодежной среде сериала, но тем не менее… Создается ощущение, что, в отличие от тех, кто снимает на частные деньги и стремится максимально отбить суммы, вложенные в кинопроекты, нашим чиновникам от культуры и кинодеятелям, получающим государственные средства, нет особого дела ни до кассовых сборов, ни до зрительского интереса. Освоили бюджетные суммы – а дальше хоть трава не расти…
Нас, налогоплательщиков, постоянно пытаются убедить в том, что господдержка отечественного кинематографа не имеет целью получение доходов и тем более прибыли, что она направлена на культивирование в обществе через фильмы неких духовных начал, определенных ценностей, патриотизма и т.д. Пусть будет так, но ведь если эти киноленты смотрят, максимум, 30-40 тысяч человек (столько побывало на сеансах «Қажымұқана», ставшего самым посещаемым среди них в прошлом году), или 0,3-0,4 процента от общей численности казахстанцев в возрасте 16 лет и старше, а зачастую и того меньше, то о каком влиянии на общественное сознание может идти речь?
Впрочем, эта тема – надо ли субсидировать отечественное кино и, если надо, то как – заслуживает отдельного разговора, которому будет посвящена другая публикация…
Похожие статьи
Аида Балаева, Ермек Турсунов и кино, которое мало кто смотрит
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.