1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Парламент РК: он становится влиятельным или остается зависимым от АП?

9.07.2025, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
30 июня депутаты мажилиса ушли на каникулы, отработав половину отпущенного им срока (два с половиной года). В этой связи есть смысл вспомнить формулу главы государства «сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство», которая должна была лечь в основу политической системы Казахстана. О том, насколько мажилису, избранному по новой системе, удалось оправдать эту свою миссию и какие меры (законодательного, политического, организационного и т.д. характера) необходимо предпринять, чтобы упомянутый лозунг начал активнее реализовываться на практике, мы попросили поразмышлять наших экспертов.
Казбек Бейсебаев, политолог, блогер, бывший дипломат:
«Парламент все еще находится в подчинённом положении»

- Если эту официально заявленную формулу примерить на реальное положение дел, то самым слабым звеном является как раз таки парламент. И пока он остается таким, как сейчас, то есть без стержня и, я бы даже сказал, слабохарактерным, ни о какой его влиятельности не может быть и речи.
Эта его слабохарактерность отчётливо проявилась в ходе борьбы общественности с правительством за возврат прежнего времени. Сначала депутаты, в том числе одномандатники из регионов, тоже пострадавших от перехода на единый часовой пояс, дружно молчали – якобы не замечали проблему. Далее, прошлым летом, несколько народных избранников вроде объединились и высказали недовольство этим решением, но затем резко стихли. Некоторое время продолжали проявлять активность в данном вопросе отдельные парламентарии, но впоследствии и они умолкли…
А ведь мажилисмены могли спокойно вызвать соответствующего министра, чтобы хотя бы поинтересоваться, по какой причине огромную страну (как-никак девятое место в мире по территории) загнали в единый часовой пояс. Тем более что подобное решение, затрагивающее миллионы граждан, должно приниматься именно парламентом, а не правительством. Причем последнее даже не удосужилось провести предварительные исследования, чтобы понять, как оно может повлиять на здоровье граждан. Таким образом, все мы стали свидетелями того, что парламент все еще находится в подчинённом положении по отношению к правительству, хотя должно быть наоборот.
Другой пример несамостоятельности нижней палаты – это голосование по бюджету. Все депутатские фракции сначала критиковали правительство за большие и неоправданные растраты, за бесконтрольное использование средств Национального фонда и еще много за что, а потом все-таки единогласно одобрили документ, по сути, разыграв перед нами спектакль… Не менее яркую постановку мы видели во время обсуждения поправок в Налоговый кодекс - сперва народные избранники для виду повозмущались, но следом молча согласились со ставкой НДС в 16%.
Мади Омаров, политолог, аналитик Центра социальных и политических исследований «Стратегия»:
«Должна измениться природа политического режима»

- Более влиятельным как институт мажилис, конечно, не стал. Просто отдельные депутаты начали проявлять бОльшую публичную активность. Да и в принципе не стоило ожидать серьезных изменений, ведь даже поправки, внесенные в Конституцию РК в 2022-2023 годах, не усилили полномочия парламента.
Дело в том, что в Казахстане по-прежнему сохраняется политический режим патрональной автократии. Во-первых, в нем преобладают патрон-клиентские отношения. Во-вторых, неформальные институты превалируют над формальными. И, в-третьих, действует пирамидальная сеть во главе с верховным патроном и его приёмной политической семьёй. Администрация президента принимает все важные для власти решения. Какие-то менее значимые вопросы действительно отданы на аутсорсинг мажилису, который в рамках своих возможностей инициирует законопроекты и вносит поправки в действующее законодательство. Но ключевые вопросы, повторюсь, курирует АП.
Сам по себе лозунг «сильный президент - влиятельный парламент - подотчётное правительство», на мой взгляд, несколько странный – он обо всём и ни о чём, не несет никакой конкретики. У нас есть только сильный президент, а остальные составляющие крайне сомнительны. Да и никто, собственно, не объяснил, в чем же заключается эта самая влиятельность парламента в казахстанских реалиях.
Ситуация не изменится даже в том случае, если примут еще серию поправок в Основной закон или полностью обновят мажилис. Кстати, я не исключаю сценария досрочных парламентских выборов, о чем сегодня ходят слухи. Но опять-таки смысла в этом не будет.
Айбек Кумысбеков, политолог, сооснователь Astana Open Dialogue:
«Видна поступательная работа в данном направлении»

- За два с половиной года работы нынешний мажилис однозначно стал заметнее. И это ощутимо не только в информационном плане. Сам тот факт, что в зале заседаний парламента сегодня шесть фракций, а не три, как раньше, плюс одномандатники, уже говорит о смене конфигурации - дискуссия перестала быть формальной.
Думаю, здесь стоит особо отметить работу над Налоговым кодексом. Только на площадке Общественной палаты при мажилисе он обсуждался дважды. Помимо этого, депутаты, в частности, из фракции Respublica, провели большую работу с бизнес-сообществом, организовав общественные и экспертные встречи, многие из которых состоялись в регионах.
Фишка нынешнего состава мажилиса заключается в том, что в нем зазвучали альтернативные мнения. Депутаты имеют возможность отстаивать свою позицию, вступать в бурные обсуждения, и это положительно отражается на качестве их работы. Причем достаточно активно ведут себя и партии-новички, что добавляет конкурентности между фракциями в части депутатских запросов, поднимаемых проблем и т.п.
Более того, плюрализм мнений способствовал тому, что фракции перестали во всем соглашаться с правительством. Достаточно посмотреть на итоговое голосование по его недавнему отчету. Да и по многим законопроектам мажилисмены голосуют по-разному. Таким образом, можно констатировать, что уже сложилась формула работы «предложение правительства - открытая дискуссия - поиск компромисса». И она существенно отличается от всего того, что мы видели раньше.
Как член Общественной палаты при мажилисе также хочу отметить, что данная площадка дала возможность экспертам принимать гораздо более активное участие в обсуждении законопроектов, вносить предложения и рекомендации. В прошлом году члены ОП совместно с депутатами выступили в роли спикеров на независимой дискуссионной площадке Astana Open Dialogue, и по итогам ее работы в нижнюю палату был передан аналитический доклад с рекомендациями.
Казбек Бейсебаев, политолог, блогер, бывший дипломат:
«Парламент все еще находится в подчинённом положении»

- Если эту официально заявленную формулу примерить на реальное положение дел, то самым слабым звеном является как раз таки парламент. И пока он остается таким, как сейчас, то есть без стержня и, я бы даже сказал, слабохарактерным, ни о какой его влиятельности не может быть и речи.
Эта его слабохарактерность отчётливо проявилась в ходе борьбы общественности с правительством за возврат прежнего времени. Сначала депутаты, в том числе одномандатники из регионов, тоже пострадавших от перехода на единый часовой пояс, дружно молчали – якобы не замечали проблему. Далее, прошлым летом, несколько народных избранников вроде объединились и высказали недовольство этим решением, но затем резко стихли. Некоторое время продолжали проявлять активность в данном вопросе отдельные парламентарии, но впоследствии и они умолкли…
А ведь мажилисмены могли спокойно вызвать соответствующего министра, чтобы хотя бы поинтересоваться, по какой причине огромную страну (как-никак девятое место в мире по территории) загнали в единый часовой пояс. Тем более что подобное решение, затрагивающее миллионы граждан, должно приниматься именно парламентом, а не правительством. Причем последнее даже не удосужилось провести предварительные исследования, чтобы понять, как оно может повлиять на здоровье граждан. Таким образом, все мы стали свидетелями того, что парламент все еще находится в подчинённом положении по отношению к правительству, хотя должно быть наоборот.
Другой пример несамостоятельности нижней палаты – это голосование по бюджету. Все депутатские фракции сначала критиковали правительство за большие и неоправданные растраты, за бесконтрольное использование средств Национального фонда и еще много за что, а потом все-таки единогласно одобрили документ, по сути, разыграв перед нами спектакль… Не менее яркую постановку мы видели во время обсуждения поправок в Налоговый кодекс - сперва народные избранники для виду повозмущались, но следом молча согласились со ставкой НДС в 16%.
Поэтому я и называю наш парламент большой государственной нотариальной конторой, задача которого - заверять решения правительства. Так и хочется перефразировать слова известного деятеля: «другого парламента у нас нет, поэтому имеем то, что имеем»...
В заключение хотел бы напомнить депутатам, что они обладают правом законодательной инициативы, то есть много что могут сделать для народа. Но почему-то, как только эти люди перешагивают порог парламента, они мигом забывают свои обязательства. Я бы даже сказал, что у них возникает коллективная амнезия.
В заключение хотел бы напомнить депутатам, что они обладают правом законодательной инициативы, то есть много что могут сделать для народа. Но почему-то, как только эти люди перешагивают порог парламента, они мигом забывают свои обязательства. Я бы даже сказал, что у них возникает коллективная амнезия.
Мади Омаров, политолог, аналитик Центра социальных и политических исследований «Стратегия»:
«Должна измениться природа политического режима»

- Более влиятельным как институт мажилис, конечно, не стал. Просто отдельные депутаты начали проявлять бОльшую публичную активность. Да и в принципе не стоило ожидать серьезных изменений, ведь даже поправки, внесенные в Конституцию РК в 2022-2023 годах, не усилили полномочия парламента.
Дело в том, что в Казахстане по-прежнему сохраняется политический режим патрональной автократии. Во-первых, в нем преобладают патрон-клиентские отношения. Во-вторых, неформальные институты превалируют над формальными. И, в-третьих, действует пирамидальная сеть во главе с верховным патроном и его приёмной политической семьёй. Администрация президента принимает все важные для власти решения. Какие-то менее значимые вопросы действительно отданы на аутсорсинг мажилису, который в рамках своих возможностей инициирует законопроекты и вносит поправки в действующее законодательство. Но ключевые вопросы, повторюсь, курирует АП.
Сам по себе лозунг «сильный президент - влиятельный парламент - подотчётное правительство», на мой взгляд, несколько странный – он обо всём и ни о чём, не несет никакой конкретики. У нас есть только сильный президент, а остальные составляющие крайне сомнительны. Да и никто, собственно, не объяснил, в чем же заключается эта самая влиятельность парламента в казахстанских реалиях.
Полагаю, речь идет о способности принимать политические решения и определять политический курс. Но для этого должна сначала измениться сама природа политического режима, потому как при патрональной автократии, повторюсь, формальные институты априори не могут доминировать над неформальными. И никаких действий для того, чтобы это изменить, власть предпринимать не станет, поскольку не хочет ослаблять свои позиции.
Ситуация не изменится даже в том случае, если примут еще серию поправок в Основной закон или полностью обновят мажилис. Кстати, я не исключаю сценария досрочных парламентских выборов, о чем сегодня ходят слухи. Но опять-таки смысла в этом не будет.
Айбек Кумысбеков, политолог, сооснователь Astana Open Dialogue:
«Видна поступательная работа в данном направлении»

- За два с половиной года работы нынешний мажилис однозначно стал заметнее. И это ощутимо не только в информационном плане. Сам тот факт, что в зале заседаний парламента сегодня шесть фракций, а не три, как раньше, плюс одномандатники, уже говорит о смене конфигурации - дискуссия перестала быть формальной.
Думаю, здесь стоит особо отметить работу над Налоговым кодексом. Только на площадке Общественной палаты при мажилисе он обсуждался дважды. Помимо этого, депутаты, в частности, из фракции Respublica, провели большую работу с бизнес-сообществом, организовав общественные и экспертные встречи, многие из которых состоялись в регионах.
Фишка нынешнего состава мажилиса заключается в том, что в нем зазвучали альтернативные мнения. Депутаты имеют возможность отстаивать свою позицию, вступать в бурные обсуждения, и это положительно отражается на качестве их работы. Причем достаточно активно ведут себя и партии-новички, что добавляет конкурентности между фракциями в части депутатских запросов, поднимаемых проблем и т.п.
Более того, плюрализм мнений способствовал тому, что фракции перестали во всем соглашаться с правительством. Достаточно посмотреть на итоговое голосование по его недавнему отчету. Да и по многим законопроектам мажилисмены голосуют по-разному. Таким образом, можно констатировать, что уже сложилась формула работы «предложение правительства - открытая дискуссия - поиск компромисса». И она существенно отличается от всего того, что мы видели раньше.
Как член Общественной палаты при мажилисе также хочу отметить, что данная площадка дала возможность экспертам принимать гораздо более активное участие в обсуждении законопроектов, вносить предложения и рекомендации. В прошлом году члены ОП совместно с депутатами выступили в роли спикеров на независимой дискуссионной площадке Astana Open Dialogue, и по итогам ее работы в нижнюю палату был передан аналитический доклад с рекомендациями.
В целом, на мой взгляд, в рамках формулы «сильный президент – влиятельный парламент – подотчётное правительство» сделаны серьезные шаги (имею в виду повышение влиятельности парламента). Но понятно, что за два года перестроить устоявшиеся политические традиции сложно, хотя и видна поступательная работа в данном направлении. И здесь важно сохранить нынешние темп, последовательность и поэтапность. В таких вопросах спешка не нужна. Уверен, что это понимают и спикеры обеих палат, и сам президент. Важно, чтобы процесс был естественным и продуманным.
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.