1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Мажилис: оправдывают ли одномандатники ожидания избирателей?

14.07.2025, автор Бауыржан Маханов.
RU
KZ
EN
Мажилисмены нынешнего созыва, сразу после избрания буквально бомбардировавшие правительство и другие госорганы депутатскими запросами, в ходе следующих сессий заметно сбавили в активности. Да, они в этом плане все еще могут дать фору своим предшественникам, заседавшим в «староказахстанском», «дореформенном» парламенте, но тенденция, как говорится, налицо. Особенно это относится к одномандатникам, которые должны в том числе ставить перед центральной властью проблемы регионов, делегировавших их в мажилис.
Понятно, что оценивать деятельность того или иного депутата по количеству инициированных им обращений не вполне корректно: во-первых, не менее и даже более важным является их «качество» (актуальность, адекватность, степень проработки и т.д.), а во-вторых, у народных избранников есть и другие функции, прежде всего связанные непосредственно с законотворчеством. Но это самое «качество», как и результативность участия в работе над законопроектами, невозможно измерить – в отличие от депутатских запросов.
Во время первой, укороченной, сессии нынешнего созыва, которая длилась с начала апреля по конец июня 2023-го, их было озвучено 254, или в среднем по 84,7 за месяц. Раньше такого даже близко не наблюдалось. Видимо, мажилисмены (а многие тогда дебютировали в этой роли) горели желанием доказать общественности, что они заслужили право заседать в палате, плюс имели в загашнике какие-то идеи и предложения. И, дорвавшись до парламентской трибуны, выплеснули их.
Вторая, уже полноценная, сессия прошла с этой точки зрения гораздо спокойнее – с начала сентября 2023-го по конец июня 2024-го народные избранники направили в органы исполнительной (и судебной) власти 526 запросов, или в среднем по 52,6 за месяц. Тенденция к снижению активности мажилисменов получила продолжение и в ходе недавно завершившейся третьей сессии: количество обращений сократилось до 462-х, или до 46,2 ежемесячно.
Как известно, в 2007-м Казахстан перешел от смешанной модели формирования состава нижней палаты к пропорциональной. Но в результате проведенной три года назад конституционной реформы одномандатные округа были возвращены, и сегодня в мажилисе их представляют 29 человек, или 29,6 процента от общей численности депутатского корпуса. Во время первых двух сессий на их долю пришлось 30,6 процента всех запросов, а вот по итогам третьей – лишь 26,2 процента.
Особенно резко сдал Абзал Куспан, прежний явный лидер среди «регионалов»: за анализируемый период, то есть с начала сентября прошлого года до конца июня нынешнего бывший адвокат из Западно-Казахстанской области сделал лишь 4 запроса – в пять раз меньше, чем за предыдущие «полторы» сессии. Кроме него, существенно сбавили в активности бывший непримиримый оппозиционер, а ныне самый неистовый борец за «новый Казахстан», как он себя преподносит, Ермурат Бапи, один из самых молодых парламентариев Даулет Мукаев и некоторые другие.
Главным же аутсайдером является Айна Мусралимова, почти всю жизнь проработавшая в госорганах и структурах главной провластной партии: за десять месяцев она не инициировала ни одного депутатского запроса. Видимо, в Акмолинской области, которую она представляет и где ее избрали при поддержке «Аманата», все проблемы уже решены. Наверное, столь же благополучно обстоят дела и в Карагандинской области, делегировавшей в парламент Кудайбергена Бексултанова, который ранее около двадцати лет возглавлял там городской маслихат: его хватило на один-единственный запрос.
На счету 8 одномандатников лишь по два обращения. Среди них бизнесмен Ерлан Стамбеков (Алматы), доктор исторических наук Еркин Абил (Костанайская область), в прошлом мастер смешанных единоборств, или боев без правил, Ардак Назаров (Алматинская область), бывший заместитель акима ЮКО Болатбек Нажмединов (Шымкент). К слову, вокруг последнего назревает нешуточный скандал: по данным, которые накопал и обнародовал на днях известный журналист Михаил Козачков, в начале «нулевых» годов он был осужден по коррупционной статье (но попал под амнистию), а, значит, не должен был быть допущен Центризбиркомом к избирательной кампании. Посмотрим, чем закончится эта история.
Верен себе Руслан Кожасбаев, избранный от Жетысуйской области. Во время второй сессии он очень долго раскачивался и лишь ближе к ее завершению сподобился на два депутатских запроса. Похожим образом этот мажилисмен действовал и теперь. В декабре выступил с одним обращением, после чего надолго замолчал, но потом, видимо, чтобы улучшить свою статистику, подал голос дважды – в конце мая и 27 июня, в последний день, когда это можно было сделать. Таким же количеством запросов, тремя, удовлетворился и другой выдвинутый «Аманатом» одномандатник – Арман Калыков из Карагандинской области.
А вот самым активным среди депутатов, избранных от регионов, оказался Мархабат Жайымбетов из Кызылординской области – в ходе последней сессии он десять раз обращался в центральные органы исполнительной власти, поднимая как вопросы республиканского уровня, так и те, что волнуют, в первую очередь, жителей низовьев Сырдарьи. В частности, касающиеся судьбы Северного Аральского моря и тамошних рыбаков, строительства автомобильной дороги Кызылорда – Учкудук, которая позволит соединить пограничные области Казахстана и Узбекистана (сейчас приходится делать длинный крюк через Шымкент) и т.д. Впрочем, если иметь в виду, что среди мажилисменов, избранных по партийным спискам, есть несколько таких, кто инициировал 15 и больше обращений, то лидерство Жайымбетова можно считать лишь относительным.
В топ-3 часто выступавших с запросами вошли представители и двух других южных областей. Например, Кайрат Балабиев из Туркестанской делал это девять, а Гульдара Нурым из Жамбылской – восемь раз. Правда, вторая, как и в ходе предыдущих сессий, поднимала, главным образом, вопросы, так или иначе связанные со здравоохранением, в том числе довольно узкие и специфические. Можно понять мажилисвумен: она долгие годы работала врачом, возглавляла медицинские центры, поэтому ей эта тема близка. Но всё-таки депутат представляет в парламенте целую область во всем ее многообразии, а не только одну из сфер жизнедеятельности.
Понятно, что оценивать деятельность того или иного депутата по количеству инициированных им обращений не вполне корректно: во-первых, не менее и даже более важным является их «качество» (актуальность, адекватность, степень проработки и т.д.), а во-вторых, у народных избранников есть и другие функции, прежде всего связанные непосредственно с законотворчеством. Но это самое «качество», как и результативность участия в работе над законопроектами, невозможно измерить – в отличие от депутатских запросов.
Во время первой, укороченной, сессии нынешнего созыва, которая длилась с начала апреля по конец июня 2023-го, их было озвучено 254, или в среднем по 84,7 за месяц. Раньше такого даже близко не наблюдалось. Видимо, мажилисмены (а многие тогда дебютировали в этой роли) горели желанием доказать общественности, что они заслужили право заседать в палате, плюс имели в загашнике какие-то идеи и предложения. И, дорвавшись до парламентской трибуны, выплеснули их.
Вторая, уже полноценная, сессия прошла с этой точки зрения гораздо спокойнее – с начала сентября 2023-го по конец июня 2024-го народные избранники направили в органы исполнительной (и судебной) власти 526 запросов, или в среднем по 52,6 за месяц. Тенденция к снижению активности мажилисменов получила продолжение и в ходе недавно завершившейся третьей сессии: количество обращений сократилось до 462-х, или до 46,2 ежемесячно.
Как известно, в 2007-м Казахстан перешел от смешанной модели формирования состава нижней палаты к пропорциональной. Но в результате проведенной три года назад конституционной реформы одномандатные округа были возвращены, и сегодня в мажилисе их представляют 29 человек, или 29,6 процента от общей численности депутатского корпуса. Во время первых двух сессий на их долю пришлось 30,6 процента всех запросов, а вот по итогам третьей – лишь 26,2 процента.
Иными словами, если прежде в среднем каждый одномандатник инициировал больше обращений, чем каждый мажилисмен, прошедший в парламент по какому-то из партийных списков, то теперь ситуация обратная. Применительно к третьей сессии цифры выглядят так: у депутатов, избранных от регионов, это показатель составил 4,2, у «списочников» – 4,9. А с учетом того, что среди последних трое являются руководителями палаты (спикер и два вице-спикера) и с запросами не выступают, разница будет еще больше – соответственно 4,2 и 5,2.
Особенно резко сдал Абзал Куспан, прежний явный лидер среди «регионалов»: за анализируемый период, то есть с начала сентября прошлого года до конца июня нынешнего бывший адвокат из Западно-Казахстанской области сделал лишь 4 запроса – в пять раз меньше, чем за предыдущие «полторы» сессии. Кроме него, существенно сбавили в активности бывший непримиримый оппозиционер, а ныне самый неистовый борец за «новый Казахстан», как он себя преподносит, Ермурат Бапи, один из самых молодых парламентариев Даулет Мукаев и некоторые другие.
Главным же аутсайдером является Айна Мусралимова, почти всю жизнь проработавшая в госорганах и структурах главной провластной партии: за десять месяцев она не инициировала ни одного депутатского запроса. Видимо, в Акмолинской области, которую она представляет и где ее избрали при поддержке «Аманата», все проблемы уже решены. Наверное, столь же благополучно обстоят дела и в Карагандинской области, делегировавшей в парламент Кудайбергена Бексултанова, который ранее около двадцати лет возглавлял там городской маслихат: его хватило на один-единственный запрос.
На счету 8 одномандатников лишь по два обращения. Среди них бизнесмен Ерлан Стамбеков (Алматы), доктор исторических наук Еркин Абил (Костанайская область), в прошлом мастер смешанных единоборств, или боев без правил, Ардак Назаров (Алматинская область), бывший заместитель акима ЮКО Болатбек Нажмединов (Шымкент). К слову, вокруг последнего назревает нешуточный скандал: по данным, которые накопал и обнародовал на днях известный журналист Михаил Козачков, в начале «нулевых» годов он был осужден по коррупционной статье (но попал под амнистию), а, значит, не должен был быть допущен Центризбиркомом к избирательной кампании. Посмотрим, чем закончится эта история.
Верен себе Руслан Кожасбаев, избранный от Жетысуйской области. Во время второй сессии он очень долго раскачивался и лишь ближе к ее завершению сподобился на два депутатских запроса. Похожим образом этот мажилисмен действовал и теперь. В декабре выступил с одним обращением, после чего надолго замолчал, но потом, видимо, чтобы улучшить свою статистику, подал голос дважды – в конце мая и 27 июня, в последний день, когда это можно было сделать. Таким же количеством запросов, тремя, удовлетворился и другой выдвинутый «Аманатом» одномандатник – Арман Калыков из Карагандинской области.
А вот самым активным среди депутатов, избранных от регионов, оказался Мархабат Жайымбетов из Кызылординской области – в ходе последней сессии он десять раз обращался в центральные органы исполнительной власти, поднимая как вопросы республиканского уровня, так и те, что волнуют, в первую очередь, жителей низовьев Сырдарьи. В частности, касающиеся судьбы Северного Аральского моря и тамошних рыбаков, строительства автомобильной дороги Кызылорда – Учкудук, которая позволит соединить пограничные области Казахстана и Узбекистана (сейчас приходится делать длинный крюк через Шымкент) и т.д. Впрочем, если иметь в виду, что среди мажилисменов, избранных по партийным спискам, есть несколько таких, кто инициировал 15 и больше обращений, то лидерство Жайымбетова можно считать лишь относительным.
В топ-3 часто выступавших с запросами вошли представители и двух других южных областей. Например, Кайрат Балабиев из Туркестанской делал это девять, а Гульдара Нурым из Жамбылской – восемь раз. Правда, вторая, как и в ходе предыдущих сессий, поднимала, главным образом, вопросы, так или иначе связанные со здравоохранением, в том числе довольно узкие и специфические. Можно понять мажилисвумен: она долгие годы работала врачом, возглавляла медицинские центры, поэтому ей эта тема близка. Но всё-таки депутат представляет в парламенте целую область во всем ее многообразии, а не только одну из сфер жизнедеятельности.
Вовсе не утверждаем, что одномандатники должны в своей работе исходить, в первую очередь, из интересов тех регионов, которые им доверено представлять. Нет, раз они избраны в парламент страны, то ей, прежде всего, и должны служить. Но, наверное, в том и заключается их отличие от «списочников», что им жители областей и городов республиканского значения посредством отдельного голосования делегировали право выражать и доносить до центральных органов власти свои мнения и чаяния. И от того, как депутаты справятся с этой миссией, тоже зависит степень доверия граждан Казахстана к парламенту…
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.