АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Угрозы нет, но расслабляться рано. Возможны ли в Казахстане новые теракты?

Угрозы нет, но расслабляться рано. Возможны ли в Казахстане новые теракты?

Вчера, 09:22, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Прошло ровно девять лет со дня бойни, устроенной «алматинским стрелком», - она случилась 18 июля 2016-го. После той кровавой драмы серьезных терактов, совершенных по религиозным мотивам, в Казахстане зафиксировано не было, хотя ранее в течение пяти лет они происходили довольно часто. Означает ли это, что угроза устранена? Если да, то благодаря чему? А если нет, то насколько она серьезна, от кого конкретно исходит? И адекватны ли в целом усилия государства по предупреждению новых эксцессов? С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам.

Рустам Бурнашев, политолог, профессор Казахстанско-Немецкого университета:
«Террористическая активность в нашей стране низкая»
Угрозы нет, но расслабляться рано. Возможны ли в Казахстане новые теракты?

- Я бы не стал говорить, что в период с 2011-го по 2016-й в Казахстане регулярно происходили террористические акции. Так, согласно Глобальному индексу терроризма, в 2011-м году соответствующий показатель составил у нас 3,46 из 10 (девять событий), в 2012-м – 2,84 (одно), в 2013-м – 2,20 (ноль), в 2014-м – 1,54 (ноль), в 2015-м – 1,04 (ноль), в 2016-м – 2,93 (два события). Таким образом, на общем фоне развития ситуации в стране только 2011 год можно действительно считать кризисным.

Этот кризис был обусловлен двумя событиями. Во-первых, изменением законодательства РК, регулирующего религиозную сферу, – некоторые верующие восприняли его крайне негативно. Во-вторых, появлением группы «Солдаты Халифата», которая фокусировалась на террористической активности именно в Казахстане.


Однако, если сравнивать с мировыми показателями, то степень террористической активности в нашей стране всегда была достаточно низкой. Даже в «кризисном» 2011-м она соответствовала среднему уровню опасности, который в том же году фиксировался, например, во Франции, Германии и США. Впоследствии террористическая активность у нас снизилась еще больше. Согласно уже указанному индексу, с 2021-го она имеет показатель «ноль» и находится в зеленой зоне, а с 2017-го у нас не произошло ни одного события, которое могло бы интерпретироваться как теракт.

Это, конечно, не означает, что отсутствует сама угроза терроризма. Она присутствует всегда. Вопрос состоит в том, насколько эффективно ей противостоят. В этом плане можно отметить, что наши правоохранительные органы и специальные службы стали действовать более эффективно – в частности, благодаря переходу от концепции борьбы с терроризмом к концепции превенции радикализации, ведущей к насилию. Отработаны и механизмы международного сотрудничества. На снижение террористической угрозы, очевидно, оказали влияние в том числе и внешние факторы. Так, значительное число лиц, склонных к религиозному экстремизму, выехало из Казахстана в ИГИЛ.

Бурихан Нурмухамедов, политолог, член Национального курултая:
«Серьезное влияние имеют внешние факторы»

- Терроризм, особенно религиозный, – это, прежде всего, инструмент дестабилизации, причем достаточно мощный и эффективный. Как правило, его используют спецслужбы различных государств с целью создания определенных угроз для других стран – своих противников.

К примеру, если анализировать ситуацию в Казахстане 2011-2016 годов, то мы увидим достаточно сильное влияние на нее внешних факторов. Речь идет, прежде всего, об ожесточенной гражданской войне в Сирии, где был объявлен, условно говоря, джихад, и туда устремились радикальные элементы со всего мира, в том числе из Центральной Азии. Они, собственно, и стали питательной средой для появления экстремистских и террористических организаций уже в своих странах. То есть все эти ячейки и теракты в Казахстане того периода были не самостоятельным явлением, а следствием «чужой» войны. И с похожими рисками тогда напрямую столкнулись многие государства.

Конечно, здесь стоит отметить большую работу, которую провели казахстанские спецслужбы для того, чтобы устранить террористические угрозы и не допустить их в будущем. Но не всё зависит от них. Как я уже говорил, серьезное влияние в данном случае могут оказать внешние факторы. И в этом плане есть как позитивные, так и негативные тенденции.


К позитивным я бы отнес то, что война в Сирии, а точнее, ее острая фаза закончена, и сейчас там новое правительство. В Афганистане с приходом талибов тоже установилась более-менее спокойная атмосфера. Власти обеих стран ставят своей целью противодействию чуждым формам терроризма. Тем не менее, уничтожить на корню международные террористические организации пока не удается, и в этом я вижу уже негатив.

Если говорить в целом, то таких прям серьезных угроз проявлений религиозного терроризма в Казахстане сегодня нет. И это в том числе результат активного сотрудничества в рамках международных организаций – прежде всего, ШОС. Ну и, разумеется, положительно сказывается взаимодействие правоохранительных и специальных служб внутри центральноазиатского региона – Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана и Казахстана. Эта превентивная деятельность дает надежду на то, что повторения терактов у нас не будет.

Газиз Абишев, политолог:
«Казахстан сумел настроить механизмы борьбы»

- Вспомните события того времени: «арабская весна», которая привела к дестабилизации в ближневосточном регионе, существование ИГИЛ на территории Ирака, активизация радикальной пропаганды во многих подверженных влиянию ислама странах. Ячейки радикалов стали набирать силу в том числе и в Казахстане. Однако с тех пор ситуация изменилась. Исламское государство было разгромлено, а крупные военные державы, включая США, Россию, Израиль, Великобританию и даже Китай, предприняли серьезные усилия для нейтрализации радикального импульса и достигли определенных успехов.

Кроме того, Казахстан сумел настроить механизмы борьбы с религиозным экстремизмом по ряду направлений: контрпропаганда, профилактика, работа с духовенством и силовые акции против неугомонных. КНБ в этом смысле ведет очень напряженную и эффективную работу. Считаю, что государство сегодня предпринимает адекватные усилия для сдерживания угроз. Помогают этому в том числе технологическое переоснащение соответствующих служб и совместная работа с зарубежными коллегами по целому ряду треков - СНГ, ОДКБ, ШОС и другим.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
Если бы я стал министром промышленности и строительства. Часть 2-я
27.03.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Угрозы нет, но расслабляться рано. Возможны ли в Казахстане новые теракты?