АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Если бы я стал министром промышленности и строительства. Часть 2-я

Если бы я стал министром промышленности и строительства. Часть 2-я

27.03.2025, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Как считают предыдущие наши эксперты, которым мы предложили представить себя в роли министра промышленности и строительства, адекватной индустриальной политики в Казахстане никогда не было и быть не могло, поскольку ни деловой климат, ни особенности госуправления, ни уровень науки, ни общественно-политическая ситуация в стране тому не способствовали. Подробнее раскрыть эту тему и оценить шансы отечественной промышленности на полноценное развитие мы попросили доктора экономических наук, профессора Мейрама Кажыкена.

- Мейрам Зекешулы, какие, на ваш взгляд, были допущены ошибки в ходе индустриализации в Казахстане? И что бы вы предложили в данном направлении, если бы возглавили профильное министерство?

- Если бы мне предложили стать министром промышленности и строительства, то сначала я добился бы личной встречи с президентом, на которой постарался бы убедить его в том, что без современных и гибких институтов невозможно провести структурные реформы. И если мое видение индустриализации будет принято, то предложение я приму. В противном случае толку от моей работы не будет – я просто стану очередным недееспособным министром.

С 2003 года по сегодняшний день в Казахстане было принято множество стратегий и программ индустриализации – СИИР, ГПИИР, «30 корпоративных лидеров» и т.д. Но они не достигли целей. Почему? Потому что быстро и неожиданно менялись экономические условия, которые перечеркивали планы и ломали практические заделы. Промышленность ведь весьма чувствительна к внутренним и внешним факторам (финансовым кризисам, региональным конфликтам, изменениям конъюнктуры на мировых рынках и др.), и должна оперативно на них реагировать. А для этого необходимы сильные институты, способные к ним адаптироваться.

Иными словами, нужно быстро вносить изменения и дополнения в законы и правила, регулирующие экономическую деятельность. И непосредственное участие в этом процессе должны принимать организации предпринимателей и профсоюзы. А такое возможно только в том случае, если разработка и реализация индустриальной политики будет находиться в руках самого президента. Не контроль, а именно исполнение.

Если бы я стал министром промышленности и строительства. Часть 2-я

- Как с этим справлялись в Южной Корее, Германии, Японии и других странах, которые славятся своими сверхэффективными индустриальными реформами?

- В Южной Корее я был дважды. В том числе в 2010 году в составе делегации из пяти казахстанских экспертов по приглашению ее лидера Ли Мён Бака. Его попросил об этом наш президент. Была поставлена задача - изучить опыт страны, которой за 20 лет удалось вырваться из двадцатки беднейших в двадцатку богатейших государств мира.

Если коротко, то серьезные экономические преобразования там начались после создания Института развития Кореи, который проводил научные исследования и на их основе разрабатывал планы индустриализации страны. Самое интересное, что руководитель института имел вторую должность - заместителя премьер-министра, то есть обладал компетенциями решать сложные управленческие вопросы. Плюс у него в подчинении были два министра (по-моему, министры экономики и промышленности). Считаю, это был верный подход, потому что ни одна программа, даже самая лучшая, не осуществится, если у лица, ответственного за ее исполнение, нет достаточных полномочий. Но главное - во главе всей системы стоял президент страны, который еженедельно проводил совещания, участники которых по винтикам разбирали задачи и пошагово двигались к целям. Даже когда внешнеэкономические условия менялись, цели и приоритеты оставались незыблемыми.

По схожей схеме развивалась послевоенная Япония. Был создан Институт промышленности и торговли, где я имел возможность побывать. В тесном взаимодействии с руководством страны он искал решения, давал практические рекомендации, выстраивал институциональный каркас. То же самое происходило в послевоенной Германии. Отец «германского экономического чуда» Людвиг Эрхард (министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер) объездил всю страну, изучил каждый регион, встречался с рабочими заводов, лично руководил ходом восстановления промышленности и в целом экономических реформ.

Как я уже сказал, реформирование промышленности требует не столько рациональных решений, сколько своевременных действий, в том числе в ответ на меняющиеся или уже изменившиеся условия. Работа должна вестись в оперативном режиме и при непосредственном участии президента страны. Ведь даже у премьер-министра нет достаточных полномочий, а у министров тем более. Сидя каждый в своем высоком кабинете, мы никуда не прорвемся. Замечательные стратегии и программы просто будут пылиться на полках.


И потом, что тоже крайне важно, во всех перечисленных странах власти при реализации реформ опиралась на профсоюзы и бизнес-сообщества. Это еще одна ключевая составляющая всех промышленных революций.

- То есть в развитии индустрии заинтересованы не только государство и бизнес, но и профсоюзы?

- Именно так. В сложном реформаторском процессе обязательно должны участвовать три стороны - государство, организации бизнеса и профсоюзы. Они и есть то, что называют институтами. Также институтами называют нормы и правила, регулирующие их взаимоотношения. В теории эти три стороны равноправные. На практике они остаются таковыми в странах ОЭСР. В Казахстане же мы наглядно видим, что практика чрезвычайно далека от теории.

В прошлом году Нобелевскую премию по экономике присудили ученым из США Дарону Аджемоглу, Саймону Джонсону и Джеймсу Робинсону как раз за то, что они объяснили миру принципиальную важность общественных институтов для процветания страны. Они доказали, что именно сотрудничество профсоюзов с предпринимателями при поддержке государства дало импульс послевоенному развитию Европы. Книга «Почему одни страны богатые, а другие бедные», которую написали Робинсон с Аджемоглу, считаю, должна стать настольной для многих экономистов и политиков.

Неслучайно Дональд Трамп в первый месяц после своей инаугурации неоднократно благодарил профсоюзы за поддержку и выражал готовность к активному сотрудничеству. Ему вторил вице-президент США Джей Ди Вэнс, выступая на международной конференции по искусственному интеллекту. Дело в том, что даже в этой стране с либеральной экономикой профсоюзы являются влиятельной силой. Достаточно вспомнить трагический инцидент с участием актера Алека Болдуина, когда он во время съемок смертельно ранил человека из пистолета, в котором по ошибке оказался боевой патрон. Тогда профсоюз работников индустрии развлечений развернул целую кампанию и заставил законодателей переписать правила использования оружия на съемочной площадке.

- А как с этим обстоят дела у нас? В состоянии ли отечественные профсоюзы стать той силой, которая бы помогала государству двигать промышленные реформы?

- К сожалению, большинство наших профсоюзов «желтые». Так принято называть те из них, которые находятся в подчинении у работодателей или зависимы от государства. Это проблема национального масштаба. Даже на политическое решение оставить без изменения размер минимальной заработной платы (на уровне 85 тысяч тенге) республиканские профсоюзы промолчали, хотя прекрасно знают, что она должна расти ежегодно. С такими профсоюзами провести реформы невозможно. Что-то изменить может только президент.


Помню, в 2015 году после мирового экономического кризиса, когда рухнули цены на металл, тогдашний глава холдинга ArcelorMittal сообщил нашему правительству о своем намерении сократить 250 человек на рудниках и снизить на 25% зарплату работникам металлургического комплекса в Темиртау. Это был экономический шантаж, чтобы получить льготы и преференции. И правительство пошло ему навстречу. Позже я посетил металлургический завод ArcelorMittal в немецком городе Айзенхюттенштадт. Не могу не сказать, что он фантастически отличается от нашей «гордости». Там я узнал, что с похожим предложением миллиардер обращался и к профсоюзам завода. Но те, разумеется, не согласились! Решение было найдено за столом переговоров с участием всех трех сторон. Данный принцип переговоров называется социальным партнерством!

- Что еще тормозит индустриализацию в Казахстане?

- Крупный бизнес. Ему, скажем прямо, наплевать на все наши программы. Дело в том, что штаб-квартиры большинства промышленных гигантов находятся за рубежом, следовательно, там и сосредоточены их основные бизнес-интересы. В Казахстане они благополучно добывают сырье, а глубокую переработку осуществляют за пределами страны. Изучите бизнес-модель любой корпорации, и вы убедитесь в моей правоте. К примеру, «Казахмыс» производит у нас катодную медь (простую медную пластину), которую экспортирует на корейский завод, где из нашего сырья уже делают кабеля и другую дорогостоящую продукцию. Я был на этом заводе и знаю, о чем говорю.

Около 20 лет назад один из наших министров, собрав у себя в кабинете представителей промышленных гигантов, задал им наивный вопрос: «Почему бы вам не создать в Казахстане производства по глубокой переработке продукции? Ведь вы экспортируете сырье и полуфабрикаты. От экспорта продукции высокого передела вырастут ваши доходы, да и нам будет хорошо». Ответ постараюсь сократить: «У нас есть высокотехнологичные производства, но они за пределами Казахстана. Более того, там у нас научно-исследовательские институты, университеты для подготовки кадров и, что главное, – за воротами заводов начинается мировой рынок. Если вы хотите строить предприятия по выпуску продукции высокого передела, флаг вам в руки. Мы вас обеспечим сырьем!».


Надо понимать одну истину: крупный бизнес по определению является влиятельным, то есть может влиять на принятие политических решений. Любой из его представителей способен зайти в высокий кабинет и порешать свои проблемы, которые зачастую не отвечают целям индустриализации или общим интересам субъектов среднего предпринимательства.

- Как эта проблема решается в других странах?

- С середины XX века крупные западные компании переносили свои производства в развивающиеся страны. Там они осваивались и, как правило, начинали потихоньку нарушать их законы и традиции, за что получали нарекания со стороны местных властей. В ответ на это ОЭСР приняла документ под названием «Руководящие принципы корпоративного управления для многонациональных компаний». Принципы эти возымели положительный эффект – иностранный бизнес стал внимательнее к местным интересам. И один из них касается профсоюзов, в частности, расширения их роли в принятии производственных решений. Это называется демократией участия.

По сути, профсоюзам под силу то, на что неспособны даже министры. А именно - заставить крупный бизнес быть внимательным к интересам страны, оказывать правительству помощь в развитии промышленности. Без социального партнерства никак.

Казахстан тоже заключил с ОЭСР меморандум, в котором обязался внедрять эти принципы. В его рамках в 2020 году при Министерстве национальной экономики был создан Национальный контактный центр. Но я не уверен, что министр знает о своей обязанности координировать деятельность этого центра. То есть мы неспособны эффективно использовать даже те институты, которые буквально вложили в наши руки ОЭСР и Международная организация труда. А это признак того, что мы все еще не избавились от советской идеологии.


- Какая роль в процессе индустриализации отведена НПП «Атамекен»?

- Три или четыре года назад по настойчивой рекомендации Международной организации труда и Всемирного банка была принята законодательная норма, согласно которой НПП «Атамекен» выведена из состава участников социального партнерства. Проще говоря, она лишена права вести от имени бизнеса реальные переговоры с правительством. Если еще конкретнее, то ее подписи под важными документами, которые касаются интересов всего отечественного предпринимательства, не имеют силы. К этому мне нечего добавить.

Что делать? С чистого листа создать новую полномочную организацию предпринимательства республиканского уровня. И к этому вопросу надо подойти вдумчиво, чтобы интересы всего бизнеса решались этим институтом, следовательно, он должен быть независимым от государства и демократическим внутри. Если удастся это сделать, то структурные реформы получат серьезную опору в лице предпринимательства. Если нет, то не стоит ожидать развития среднего бизнеса в стране...

- И все-таки, какой, по-вашему, должна быть программа индустриализации Казахстана в условиях новой реальности?

- Программа индустриализации, конечно, нужна как ориентир - как и куда двигаться. И написать ее на самом деле нетрудно – достаточно нанять дюжину компетентных специалистов, выделить на эти цели необходимые средства, а также обеспечить доступ к соответствующей информации. Вопрос в другом - кто ее будет исполнять?

Здесь я хочу вернуться к воспоминаниям о поездке в Южную Корею. Меня тогда действительно удивило, что руководитель Корейского института развития одновременно занимал должность заместителя премьер-министра. Я поинтересовался причиной такого совмещения и получил убедительный ответ: «Программу и стратегию создать несложно, сложнее реализовать, поэтому тот, кто их разрабатывает, и должен осуществлять!». Вот что я понял из той поездки и с тех пор пытаюсь донести это до лиц, принимающих решения.

Еще раз повторю: с момента принятия программы или стратегии в мире многое начинает меняться стремительно и неожиданно, что отражается и на экономических условиях внутри страны. Вследствие таких изменений мероприятия, включенные в программу, теряют актуальность, а сама она превращается в макулатуру. Поэтому экономика должна быть адаптивной, что означает адаптивность институтов. Соответственно важно взращивать здоровое гражданское общество через развитие независимых и полноправных профсоюзов и организаций бизнеса.


Промышленные реформы, особенно структурные, - очень сложные, болезненные и могут вести к сокращениям зарплат, структурной безработице. Таковы законы экономики. И если при их реализации нас поддержат профсоюзы, пользующиеся доверием работников, то они смогут убедить людей перетерпеть сложные времена, дабы реформаторы осуществили задуманные преобразования.

Еще одна проблема – фрагментация промышленности. Эта сфера разделена, как минимум, между четырьмя министерствами: Минпромом, Минсельхозом, Минэнерго и Минобороны. А как в таких условиях министру отвечать за нее? Это объясняет, насколько он ограничен в возможностях и бессилен решать системные задачи. Министр может заниматься лишь тем, что ему поручат, и следить за текущими делами.

Более того, существуют квазигосударственные гиганты, одни из которых владеют контрольными пакетами акций промышленных предприятий, а в руках других – финансовые потоки. Разве способен министр промышленности в случае необходимости быстрого реагирования оперативно решать задачи? Нет!


Поэтому я и начал свой ответ на ваш вопрос с того, что расскажу президенту о своих видениях. Если буду понят и получу заверения относительно совместной работы, то, вероятно, соглашусь стать идеологом структурных реформ. В противном случае продолжу свою научно-просветительскую и общественную деятельность, посредством которой буду продвигать свои идеи.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Если бы я стал министром промышленности и строительства. Часть 2-я