АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Депутатские запросы: самый активный – «Ак жол», самая пассивная – «Республика»

Депутатские запросы: самый активный – «Ак жол», самая пассивная – «Республика»

21.07.2025, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
Предыдущую публикацию на тему депутатских запросов мы посвятили мажилисменам, избранным от одномандатных округов, то есть от регионов. Но большинство, 70 процентов, в нижней палате парламента составляют те, кого туда делегировали политические объединения. Какие партийные фракции и депутаты стали лидерами, а какие аутсайдерами по итогам завершившейся недавно третьей сессии 8-го созыва?

Чаще других в правительство и другие госорганы обращались мажилисмены, попавшие в парламент по списку главной провластной партии «Аманат». Но они и в численном отношении значительно превосходят коллег из пяти остальных политических объединений. А потому правильнее будет оценивать степень их активности по такому показателю, как среднее число запросов в расчете на каждого «списочника». Так вот, с этой точки зрения лидеры остались прежними, тогда как в группах середняков и аутсайдеров произошли некоторые изменения.

Как и по итогам двух предыдущих сессий, на первом месте уверенно расположилась фракция партии «Ак жол». В период с начала сентября по конец июня ее члены подготовили и направили в соответствующие структуры в сумме 62 обращения. Как известно, «акжоловцев» в парламенте немного – всего шесть, причем только пятеро из них выступают с запросами (шестая является вице-спикером мажилиса). Выходит, что в среднем на каждого приходится 12,4 – это значительно больше, чем даже у ближайшего конкурента в лице фракции НПК.

Депутатские запросы: самый активный – «Ак жол», самая пассивная – «Республика»

Темп задавал, как и положено лидеру партии, Азат Перуашев, который 18 раз выступал с официальными обращениями, адресованными руководителям органов исполнительной власти. Старались не отставать от него и Ержан Бейсенбаев с Сериком Ерубаевым: в активе бывших предпринимателей соответственно 17 и 15 запросов. Все трое названных поднимали в основном проблемы, связанные с экономикой. Два остальных члена фракции были не столь активными, но даже их показатели выше, чем средние по палате.

Второе место сохранили за собой «народники» с показателем 7,8. Основной вклад, как и в ходе предыдущих сессий, внесли Магеррам Магеррамов и Ирина Смирнова, на долю которых пришлись две трети всех обращений, озвученных членами фракции. Особенно выделялся первый, выступивший с 17 депутатскими запросами. Вторая тоже сохранила привычную для нее активность. Чего не скажешь, например, о юном, по депутатским меркам, Исламе Сункаре, руководителе молодежного крыла партии: он подал голос лишь дважды.

На третью позицию, сместив с нее «социал-демократов», поднялись представители «Ауыла». Члены фракции, уступающей по численности только «аманатовской», в общей сложности 52 раза обращались в те или иные госорганы – в среднем это по 6,5 на каждого. Здесь тоже были свои «передовики» и «отстающие». К первым следует отнести Ерболата Саурыкова (11), Тансауле Серикова и, пожалуй, наиболее известного среди «ауылчан», хотя и с приставкой «скандально», Жигули Дайрабаева (по 9).

А вот Аян Зейнуллин, Николай Арсютин и Серик Егизбаев, ранее успевший поработать вице-министром в двух не имеющих ничего общего между собой ведомствах (Минсельхоз и Министерство информации и общественного развития), ограничились тремя-четырьмя запросами каждый. Видимо, решила чуть придержать себя и следовать принципу «лучше меньше, да лучше» Каракат Абден, которая, став мажилисвумен, поначалу бросилась сыпать, мягко говоря, неоднозначными инициативами.

Депутаты от ОСДП, которая называет себя «единственной в стране политической партией, выступающей с позиции демократической оппозиции авторитарному режиму» (так сказано на ее официальном сайте), за всю третью сессию сделали 21 запрос. И едва ли не половина из них (9) пришлась на единственную женщину в составе фракции – Ажар Сагандыкову. А трое мужчин, включая председателя ОСДП Асхата Рахимжанова, похоже, решили особо не высовываться. Как следствие, со средним показателем 5,3 «социал-демократы» опустились на 4-ю строчку нашего рейтинга.


Лидер другой партии, «Республики», получившей 6 мест в мажилисе, что для многих стало неожиданностью, Айдарбек Ходжаназаров, видимо, тоже не любитель общаться с госорганами посредством официальных обращений. Впрочем, это касается всех членов этой фракции, каждый из которых за всю сессию сделал всего-то по два-три запроса. Но тут следует уточнить, что в феврале с.г. один из них, Руслан Берденов, покинул стены парламента (он стал заместителем акима Шымкента, а чуть позже объектом покушения), и его заменила следующая в партийном списке – Екатерина Смолякова. И ушедший, и пришедшая за отпущенный им срок успели инициировать по три обращения, а значит, их можно считать самыми активными во фракции. Но в среднем все равно выходит лишь 3,2, и если по итогам двух предыдущих сессий «республиканцы» делили последнее место с «аманатовцами», то теперь занимают его в «гордом» одиночестве.

Ну и, наконец, о представителях самого крупного политического формирования в нижней палате. Сред них явно выделялся Нартай Сарсенгалиев, известный телеведущий, ныне совмещающий депутатскую деятельность с выпуском передач на своем YouTube-канале (там он выступает как Нартай Аралбайулы): мажилисмен от «Аманата» сделал за сессию 17 запросов, причем на самые разные темы – мошенничество в Интернете, судьба школ в приграничных селах, регулирование поголовья сайгаков, контрафактный алкоголь, положение дел в казахстанской армии, лудомания и т.д. Далеко не все они отличались глубиной проработки, но сама по себе такая активность и всеохватность впечатляют.

Довольно часто прибегали к этой форме постановки проблем перед госорганами также Екатерина Смышляева (10), Жулдыз Сулейменова, Дюсенбай Турганов (по 9), Ерлан Саиров (8). Но инертность в этом плане большинства других «аманатовцев» не позволила фракции подняться выше предпоследнего места. Ее усредненный показатель – 3,9, что вдвое меньше, чем, например, у «народников», и втрое меньше, чем у «акжоловцев».

Почти каждый пятый депутат от самой крупной в стране политической партии (7 из 38) не инициировал за десять месяцев ни одного запроса. Это в том числе «отбывающие» не первый срок в мажилисе Мурат Абенов, Снежана Имашева, Павел Казанцев. То ли им это неинтересно, то ли они, исходя из своего предыдущего опыта, решили, что особого эффекта от таких обращений нет. Видимо, так же считает Татьяна Савельева, которая, проработав в Министерстве финансов два десятка лет, в том числе на руководящих должностях, наверняка прочла немало депутатских запросов и готовила ответы на них. Но звания самого пассивного заслуживает Максим Рожин – у него круглый ноль не только по итогам третьей сессии, но и за все время пребывания в мажилисе, то есть почти за два с половиной года.


Понятно, что не менее важным критерием, чем количество обращений в различные госорганы, является то, насколько актуальные проблемы в них поднимаются, насколько они адекватны по содержанию, насколько выполнимы предложения и требования, выдвигаемые депутатами, – ведь есть и такие парламентарии-популисты, которым лишь бы «прокукарекать». Но «качество» запросов, как и степень активности народных избранников в законотворческой деятельности (надо полагать, что часть их решила сосредоточиться именно на ней), оценить гораздо сложнее…

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Запросы депутатов: лидеры – «Ак жол» и НПК, среди аутсайдеров – «Аманат»
28.06.2024, автор Баян Ахмет.
Мажилис: оправдывают ли одномандатники ожидания избирателей?
14.07.2025, автор Бауыржан Маханов.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром сельского хозяйства Казахстана... Часть 2-я
30.01.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Депутатские запросы: самый активный – «Ак жол», самая пассивная – «Республика»