1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Почему от молодежной политики в Казахстане мало толку?

24.07.2025, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
В нынешнем году исполнилось 10 лет действующему Закону «О государственной молодежной политике», а более двух лет назад была утверждена одноименная Концепция, рассчитанная до 2029 года. Плюс запущено множество проектов по трудоустройству, предпринимательству, культурному просвещению и патриотическому воспитанию молодых граждан. Однако говорить об эффективности предпринимаемых шагов в данной сфере пока не приходится, тем более что у нас в принципе отсутствует методика оценки таковой, утверждает наш сегодняшний гость Айман Жусупова, кандидат политических наук, социолог Университета Нархоз.

- Айман Сабитовна, как вы оцениваете степень успешности реализации тех мер, которые предусмотрены в этих документах?
- Сложно говорить об эффективности, не имея ясных ориентиров и понятных критериев, по которым она должна измеряться. Уже в самом анализе текущей ситуации, содержащемся в Концепции государственной молодежной политики до 2029 года, заявлены некоторые достижения, достоверность которых вызывает сомнения...
К примеру, сильными сторонами называются программы трудоустройства («Первое рабочее место», «Контракт поколений», «Молодежная практика» и другие), однако уровень информированности молодёжи о них, как показывают социологические исследования, остаётся низким, не говоря уже о их реальной доступности и результативности. Также авторы документа отнесли к успехам снижение доли молодежи NEET (неработающей и не проходящей обучение) в возрасте 15–28 лет за 2019-2021 годы на 0,5 п.п. - до 6,9 %, хотя методика ее подсчёта в Казахстане оставляет много вопросов, особенно с учётом масштабов теневой занятости и миграции.
Здесь полезно обратиться к логике кейс-менеджмента, широко применяемой в социальной работе. Ключевым в ней является этап вхождения в контакт: доступность, достижимость, работа с мотивацией. То есть, если государство хочет поддержать, например, молодёжь, не занятую ни в образовании, ни в профессиональном обучении, ни в трудовой деятельности, но находящуюся в поиске работы (ту самую категорию NEET), то необходимо сначала войти в контакт с этой группой, обеспечить ее так называемую «достижимость». Но сегодня даже масштабы этой группы в стране неизвестны, поскольку, как я уже отмечала, мониторинг носит декларативный, а не операционализированный характер.
- Как в таком случае определить эффективность реализуемых мер?
- А это уже вторая стадия кейс-менеджмента - оценка. Она должна дать понимание того, какие инструменты и с какими группами работают. Например, программы по развитию предпринимательства могут быть относительно эффективными в городской среде, но в отношении сельской молодёжи должны применяться иные форматы - адаптированные по языку, доступности, контенту. Особенно с учётом того, что она наиболее уязвима: часто переезжает в города, не имея квалификации, попадает в зону неформальной занятости и выпадает из многих официальных механизмов поддержки.
Есть вопросы и к следующим этапам - мониторингу, контролю. Вносятся ли изменения в реализуемую политику, если оказывается, что используемые подходы не приносят успеха (стадия анализа)?
- Насколько, по-вашему, системной и целенаправленной является государственная молодежная политика в целом?
- На уровне нормативных документов и госпрограмм она в Казахстане представлена как системная. Законы и стратегии, включая обновлённую Концепцию до 2029 года, декларируют приоритет молодёжи как стратегического ресурса страны. Однако в практическом исполнении данная политика нередко носит фрагментарный, декларативный и ведомственно разобщённый характер, при этом особенно слабо охвачены сельские регионы и уязвимые группы.
Тут можно согласиться с исследователями, которые указывают на необходимость единой национальной модели молодёжной работы, чтобы уйти от ситуации, когда различные министерства, акиматы, квазигосударственные структуры и НПО реализуют параллельные инициативы, зачастую без координации, единых методик и оценки воздействия. Межведомственное взаимодействие либо отсутствует, либо не подкреплено формализованными механизмами, что и приводит к системной разрозненности.
Также проблемой является то, что в Казахстане отсутствует профессионализация этой сферы, есть сложности с включением самой молодёжи как субъекта, с ее вовлечённостью в принятие решений. Обратная связь носит эпизодический характер. Соответственно о системной, стройной политике говорить преждевременно.
- Можете назвать успехи в молодежной политике, если таковые есть, а также те направления, где, наоборот, наблюдается застой?
- В последние годы в Казахстане действительно можно наблюдать ряд позитивных сдвигов в молодежной политике. Укрепилось волонтёрское движение, набирают силу цифровые платформы, расширяются краткосрочные трудовые программы вроде «Жасыл Ел». Более заметным стало участие молодых людей в обсуждении социальных и экологических инициатив. Растет интерес к развитию креативных индустрий и молодёжного предпринимательства - в этих сферах появляется больше грантов, хабов и образовательных программ. Всё активнее в публичном пространстве звучит повестка развития soft skills, цифровой грамотности, самозанятости и самореализации молодёжи, что можно считать важным шагом вперёд.
Однако при всей этой позитивной динамике сохраняются глубинные структурные проблемы, тормозящие системное развитие молодёжной политики. Как показывают исследования, принимаемые сегодня меры в основном ориентированы на городскую, социально включённую и активную в цифровом плане молодёжь. Тогда как некоторые другие группы, особенно молодёжь из сельской местности, молодые люди с инвалидностью и категория NEET, охвачены указанными мерами в значительно меньшей степени.
Многие программы – от профессионального обучения до микрокредитования – оказываются неадаптированными к региональному контексту: мешают языковые, цифровые, транспортные и инфраструктурные барьеры. Без сопровождения, индивидуальной мотивационной работы и кейс-менеджмента формально доступные меры на практике малоэффективны для уязвимых групп.
На этом фоне молодёжная политика рискует оставаться отчётной и неравномерной по охвату, с фокусом на отдельные акции и проекты, а не на долгосрочный эффект. Особенно остро это ощущается на местах, где не хватает устойчивых ресурсных центров и подготовленных специалистов, способных работать с молодыми людьми.
Впрочем, позитивные заделы уже существуют. Молодёжь в Казахстане демонстрирует высокий уровень социальной энергии, вовлечённости и интереса к самореализации - от экологических проектов до стартапов и культурных инициатив. Это создаёт потенциал для того, чтобы перейти от фрагментарной поддержки к цельной и инклюзивной молодёжной политике, способной действительно сопровождать молодого человека на всех ключевых этапах взросления, вне зависимости от региона проживания, социального статуса и стартовых возможностей.

- Айман Сабитовна, как вы оцениваете степень успешности реализации тех мер, которые предусмотрены в этих документах?
- Сложно говорить об эффективности, не имея ясных ориентиров и понятных критериев, по которым она должна измеряться. Уже в самом анализе текущей ситуации, содержащемся в Концепции государственной молодежной политики до 2029 года, заявлены некоторые достижения, достоверность которых вызывает сомнения...
К примеру, сильными сторонами называются программы трудоустройства («Первое рабочее место», «Контракт поколений», «Молодежная практика» и другие), однако уровень информированности молодёжи о них, как показывают социологические исследования, остаётся низким, не говоря уже о их реальной доступности и результативности. Также авторы документа отнесли к успехам снижение доли молодежи NEET (неработающей и не проходящей обучение) в возрасте 15–28 лет за 2019-2021 годы на 0,5 п.п. - до 6,9 %, хотя методика ее подсчёта в Казахстане оставляет много вопросов, особенно с учётом масштабов теневой занятости и миграции.
При принятии Концепции возникали также вопросы к содержанию ряда индикаторов. Так, среди ожидаемых к 2029 году результатов указывается рост уровня информированности молодежи о государственных мерах поддержки до 90%, удовлетворённости молодёжной политикой до 70%, числа трудоустроенных до 2,3 млн человек, доли молодых предпринимателей до 20% и т.д. Плюс зафиксированы показатели по вовлечению в принятие решений, охвату образованием, цифровой грамотностью, волонтерством, патриотическим воспитанием и охраной здоровья. Однако авторы документа не объяснили, как именно будет измеряться эффект от данной политики и как будет меняться стратегия в случае выявления неэффективности используемых подходов.
Здесь полезно обратиться к логике кейс-менеджмента, широко применяемой в социальной работе. Ключевым в ней является этап вхождения в контакт: доступность, достижимость, работа с мотивацией. То есть, если государство хочет поддержать, например, молодёжь, не занятую ни в образовании, ни в профессиональном обучении, ни в трудовой деятельности, но находящуюся в поиске работы (ту самую категорию NEET), то необходимо сначала войти в контакт с этой группой, обеспечить ее так называемую «достижимость». Но сегодня даже масштабы этой группы в стране неизвестны, поскольку, как я уже отмечала, мониторинг носит декларативный, а не операционализированный характер.
- Как в таком случае определить эффективность реализуемых мер?
- А это уже вторая стадия кейс-менеджмента - оценка. Она должна дать понимание того, какие инструменты и с какими группами работают. Например, программы по развитию предпринимательства могут быть относительно эффективными в городской среде, но в отношении сельской молодёжи должны применяться иные форматы - адаптированные по языку, доступности, контенту. Особенно с учётом того, что она наиболее уязвима: часто переезжает в города, не имея квалификации, попадает в зону неформальной занятости и выпадает из многих официальных механизмов поддержки.
Есть вопросы и к следующим этапам - мониторингу, контролю. Вносятся ли изменения в реализуемую политику, если оказывается, что используемые подходы не приносят успеха (стадия анализа)?
Отдельно стоит сказать, что Концепция делает акцент на количественные индикаторы, хотя они сами по себе не говорят о том, как меняется качество жизни молодежи, и тем более не измеряют устойчивые поведенческие и структурные изменения. А ведь именно это должно быть конечной целью любой государственной молодежной политики: не только повысить показатели, но и реально расширить возможности молодых людей, особенно уязвимых и «невидимых» категорий.
- Насколько, по-вашему, системной и целенаправленной является государственная молодежная политика в целом?
- На уровне нормативных документов и госпрограмм она в Казахстане представлена как системная. Законы и стратегии, включая обновлённую Концепцию до 2029 года, декларируют приоритет молодёжи как стратегического ресурса страны. Однако в практическом исполнении данная политика нередко носит фрагментарный, декларативный и ведомственно разобщённый характер, при этом особенно слабо охвачены сельские регионы и уязвимые группы.
Тут можно согласиться с исследователями, которые указывают на необходимость единой национальной модели молодёжной работы, чтобы уйти от ситуации, когда различные министерства, акиматы, квазигосударственные структуры и НПО реализуют параллельные инициативы, зачастую без координации, единых методик и оценки воздействия. Межведомственное взаимодействие либо отсутствует, либо не подкреплено формализованными механизмами, что и приводит к системной разрозненности.
Всё сводится к формальным мероприятиям: форумам, патриотическим акциям, информационным кампаниям. Да, это важные, но все же вспомогательные инструменты. Тогда как подлинно системная молодёжная политика – это большей частью непубличная, последовательная работа по сопровождению молодого человека на всех ключевых переходах: от школы к вузу, от образования к рынку труда, от безработицы к занятости, от зависимости к самостоятельности.
Также проблемой является то, что в Казахстане отсутствует профессионализация этой сферы, есть сложности с включением самой молодёжи как субъекта, с ее вовлечённостью в принятие решений. Обратная связь носит эпизодический характер. Соответственно о системной, стройной политике говорить преждевременно.
- Можете назвать успехи в молодежной политике, если таковые есть, а также те направления, где, наоборот, наблюдается застой?
- В последние годы в Казахстане действительно можно наблюдать ряд позитивных сдвигов в молодежной политике. Укрепилось волонтёрское движение, набирают силу цифровые платформы, расширяются краткосрочные трудовые программы вроде «Жасыл Ел». Более заметным стало участие молодых людей в обсуждении социальных и экологических инициатив. Растет интерес к развитию креативных индустрий и молодёжного предпринимательства - в этих сферах появляется больше грантов, хабов и образовательных программ. Всё активнее в публичном пространстве звучит повестка развития soft skills, цифровой грамотности, самозанятости и самореализации молодёжи, что можно считать важным шагом вперёд.
Однако при всей этой позитивной динамике сохраняются глубинные структурные проблемы, тормозящие системное развитие молодёжной политики. Как показывают исследования, принимаемые сегодня меры в основном ориентированы на городскую, социально включённую и активную в цифровом плане молодёжь. Тогда как некоторые другие группы, особенно молодёжь из сельской местности, молодые люди с инвалидностью и категория NEET, охвачены указанными мерами в значительно меньшей степени.
Многие программы – от профессионального обучения до микрокредитования – оказываются неадаптированными к региональному контексту: мешают языковые, цифровые, транспортные и инфраструктурные барьеры. Без сопровождения, индивидуальной мотивационной работы и кейс-менеджмента формально доступные меры на практике малоэффективны для уязвимых групп.
При этом система раннего выявления рисков или механизмов, позволяющих на начальных этапах распознавать молодёжь, находящуюся в уязвимом положении (например, рискующую выпасть из системы образования или столкнуться с хронической безработицей), практически не выстроена, особенно на уровне районов и сёл. Так же, как и система «маршрутов возврата» - пошаговых программ по возвращению молодых людей в образовательную или трудовую траекторию. Постинституциональная поддержка тоже остаётся крайне ограниченной - например, сопровождение выпускников детских домов, а также тех, кто прошел через реабилитационные программы или социальную изоляцию.
На этом фоне молодёжная политика рискует оставаться отчётной и неравномерной по охвату, с фокусом на отдельные акции и проекты, а не на долгосрочный эффект. Особенно остро это ощущается на местах, где не хватает устойчивых ресурсных центров и подготовленных специалистов, способных работать с молодыми людьми.
Впрочем, позитивные заделы уже существуют. Молодёжь в Казахстане демонстрирует высокий уровень социальной энергии, вовлечённости и интереса к самореализации - от экологических проектов до стартапов и культурных инициатив. Это создаёт потенциал для того, чтобы перейти от фрагментарной поддержки к цельной и инклюзивной молодёжной политике, способной действительно сопровождать молодого человека на всех ключевых этапах взросления, вне зависимости от региона проживания, социального статуса и стартовых возможностей.
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.