АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Рабочие профессии в РК: невнятная политика и национальный менталитет

Рабочие профессии в РК: невнятная политика и национальный менталитет

11.08.2025, автор Жандос Асылбеков.

RU KZ EN
На дворе август – очень важное время для многих молодых казахстанцев: именно в последний летний месяц распределяются гранты, выделяемые в рамках государственного образовательного заказа, формируется учащийся контингент как высших, так и средних специальных учебных заведений. Итоги нынешней приемной кампании представляют особый интерес с той точки зрения, что 2025-й объявлен в нашей стране Годом рабочих профессий.

Вместо увеличения – сокращение

Это решение властей направлено на их популяризацию, на повышение престижа и совершенствование системы технического и профессионального образования (ТиПО), которая и призвана готовить соответствующие кадры. Нужно сказать, что в последние годы государство предприняло немало шагов, чтобы сделать такие учебные заведения привлекательными для молодежи, увеличить набор в них. В частности, оно существенно нарастило объем госзаказа на подготовку будущих специалистов, и в 2024-м доля принятых на бюджетные места достигла 73,8 процента от общего числа зачисленных в колледжи. Для сравнения: в системе высшего образования этот показатель в прошлом году был на уровне 41,7 процента (применительно к бакалавриату).

Тем не менее, количество поступающих в учреждения ТиПО практически не растет. Мало того, наметилась обратная тенденция. Например, если в 2022-м на первые курсы были приняты 183,4 тысячи юных казахстанцев, спустя год – 184,3 тысячи, то в 2024-м – 182,6 тысячи. Тогда как набор в вузы страны за этот же период увеличился с 163,5 до 183,6 тысячи человек – более чем на 20 тысяч, или на 12,3 процента. Есть веские основания считать, что в нынешнем году будет примерно такая же прибавка. На это указывает следующее обстоятельство: по сравнению с 2024-м количество участников основного ЕНТ увеличилось на 29 тысяч, а тех, кто преодолел пороговый балл, достаточный для зачисления в университеты, – на 22 тысячи. А чем больше юношей и девушек поступает в вузы, тем соответственно меньше идет в колледжи (правда, нужно учитывать и изменения в общей численности абитуриентов).

Впрочем, почти две трети обучающихся в средних специальных учебных заведениях РК принимаются туда на базе так называемой основной школы, то есть по окончании 9-го класса. Это тот рубеж, когда юноши и девушки оказываются перед выбором: либо продолжить получение знаний в старших классах с перспективой стать студентами вузов, либо освоить какую-то из рабочих профессий, что позволит им гораздо раньше, чем их сверстникам, решившим пойти в университеты, начать зарабатывать и выстраивать самостоятельную жизнь. Так вот, если в 2022-м в колледжи пошли 37,7 процента тех, кто окончил 9-е классы, через год – 34,1, то в 2024-м – 32,1 процента (данных за нынешний пока нет). Иными словами, доля школьников, делающих выбор в пользу ТиПО, сокращается.


Но еще больше обескураживает другое. Складывается довольно парадоксальная ситуация: там, где уровень знаний и компетенций детей ниже, там, как ни странно, выше удельный вес тех, кто после 9-х классов переходит на следующий уровень школьного образования (10-11 классы) с целью впоследствии поступить в высшие учебные заведения. И наоборот. Например, в прошлом году из 111,5 тысячи выпускников 9-х классов, ушедших в колледжи, сельские дети составили лишь 40,6 процента, хотя их доля среди подростков этого возраста на несколько процентных пунктов выше.

Между тем, как показывают результаты всех тестирований, проводимых в рамках международного исследования PISA (независимая внешняя оценка, осуществляемая каждые три года и охватывающая 15-летних учащихся – как раз тех, кто заканчивает основную школу), в Казахстане сельские дети значительно уступают городским во всех видах грамотности: скажем, по итогам последней на сегодня PISA-2022 разрыв в читательской составил 37 баллов, в математической – 18, в естественнонаучной – 26. Здесь важно отметить, что организаторы исследования приравнивают 30 баллов к одному году обучения.

Региональные “качели”

Аналогичная картина складывается и в региональном разрезе. В прошлом году в северных, северо-восточных и центральных областях республики от 40 до 50 процентов школьников по окончании 9-х классов сделали выбор в пользу ТиПО (в предыдущие годы цифры были еще выше: скажем, в 2022-м от 44 до 58 процентов). Речь идет об Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Улытауской. Тогда как в большинстве южных регионов такое решение приняли от силы треть, а то и меньше выпускников основной школы: в Жамбылской – 33,5 процента, в Кызылординской – 31,3, в Жетысуской – 24,3, в Туркестанской – и вовсе лишь 20,4. На западе страны этот показатель тоже низкий: в Мангистауской – 33,0, в Атырауской – 32,9, в Актюбинской – 26,2, в Западно-Казахстанской – 22,0.

Теперь снова обратимся к итогам PISA. На протяжении почти полутора десятка лет участия Казахстана в этой оценочной программе школьники с севера, северо-востока и центра страны всегда демонстрировали куда более высокие результаты, чем их ровесники из южных и прикаспийских регионов. Взять PISA-2022. В Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской областях (Улытауской, как и Абайской, тогда еще не было) усредненный балл по всем трем видам грамотности составил от 440,7 до 416,7. А в Атырауской, Жамбылской, Кызылординской, Туркестанской – от 396,3 до 375,0 (результаты Мангистауской, занявшей последнее место по итогам предыдущего оценивания, были аннулированы из-за допущенных нарушений).

Следует упомянуть и город Шымкент. Он тоже входит в число аутсайдеров по уровню грамотности 15-летних школьников (средний балл по трем видам 393,3), и при этом там лишь 24,9 процента выпускников 9-х классов решили получить рабочие профессии – остальные три четверти нацелились на вузовские дипломы. Что же касается Астаны и Алматы, то в их случаях низкий процент выбравших ТиПО (соответственно 24,3 и 33,5) можно оправдать тем, что они являются лидерами в нашей стране по уровню знаний и компетенций учащихся – как показали итоги PISA-2022, дети из двух самых крупных городов страны набрали в среднем по трем видам грамотности более чем 442 балла.

Таким образом, если не брать во внимание Астану и Алматы, то предстает картина, не поддающаяся логике: чем ниже в том или ином регионе доля детей, более или менее освоивших программу основной школы, тем выше процент настроенных на получение непременно вузовских дипломов. И ведь многие из недоучек затем как-то поступают в университеты, снижая и без того, мягко говоря, невысокий – если брать в целом – уровень грамотности их студенческого контингента. Тем более что чиновники от образования за последние годы настолько облегчили жизнь абитуриентам (ввели второе основное ЕНТ, плюс несколько дополнительных тестирований для тех, кто согласен быть принятым на платные отделения, и даже практику условного зачисления в вузы, не говоря уже о щадящих «пороговых» баллах), что теперь в университет может попасть почти любой желающий, кроме разве что злостных и неисправимых двоечников.


Почему так происходит?

Кто-то, возможно, скажет, что такой парадокс объясняется разницей в индустриальных потенциалах регионов. Наверное, отчасти это так, но вряд ли данная причина является главной. Во-первых, те же западные области по объемам промышленного производства вполне сопоставимы с северными. Во-вторых, квалифицированные рабочие кадры нужны далеко не только промпредприятиям. Согласно информации из открытых источников, до 2030 года стране дополнительно потребуются сотни тысяч «синих воротничков» в других сферах: в том числе 88 тысяч водителей транспортных средств, около 25 тысяч строителей-отделочников и штукатуров, 18 тысяч сварщиков, свыше 13 тысяч сантехников, примерно столько же механизаторов для аграрной отрасли и т.д.

Наконец, в-третьих, далеко не последнюю роль играет национальный менталитет. Молодые представители этнических меньшинств в Казахстане выбирают ТиПО гораздо чаще, чем вузовскую систему. Например, у русских юношей и девушек соотношение обучающихся в колледжах и в университетах (на всех курсах) в 2022/23 учебном году составило соответственно 79,9 и 30,6 тысячи, у узбеков – 20,1 и 13,7 тысячи, у уйгуров – 9,5 и 3,8 тысячи, у украинцев – 6,9 и 2,8 тысячи, у немцев – 6,8 и 2,2 тысячи… Названы самые крупные этнические группы, кроме государствообразующей.

А вот казахской молодежи (именно она составляет подавляющее большинство в южных и западных регионах страны) в колледжах значительно меньше, чем в вузах, – 377,7 тысячи против 500,5 тысячи. Видимо, получение диплома о высшем образовании остается для многих юных представителей титульного этноса и особенно для их родителей идеей фикс, мешая им принимать рациональные, прагматические решения.

И потом, государственная политика в этой сфере выглядит какой-то непоследовательной, даже противоречивой. С одной стороны, она декларирует необходимость поднять престиж рабочих профессий и учреждений ТиПО, привлечь в них как можно больше юношей и девушек, а с другой, направлена на то, чтобы вузовской системе было легче массово рекрутировать их в свои учреждения.

Ситуация усугубилась после того, как три года назад МОН разделили на два ведомства. С тех пор за колледжи отвечает Министерство просвещения, а за университеты – Министерство науки и высшего образования, и именно тогда наметилась тенденция к сокращению доли молодежи, выбирающей ТиПО. Судя по всему, применительно к рассматриваемой сегодня теме межведомственная координация напрочь отсутствует...

Похожие статьи

Почему в Казахстане не ценится «человек труда», и как вернуть ему престиж?
19.12.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Почему на юге РК, в отличие от севера, молодежь не жалует рабочие профессии?
24.01.2025, автор Жандос Асылбеков.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Рабочие профессии в РК: невнятная политика и национальный менталитет