АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Почему на юге РК, в отличие от севера, молодежь не жалует рабочие профессии?

Почему на юге РК, в отличие от севера, молодежь не жалует рабочие профессии?

24.01.2025, автор Жандос Асылбеков.

RU KZ EN
Указом главы государства начавшийся 2025-й объявлен в нашей стране Годом рабочих профессий. Цель понятна – поднять их престиж, который за годы независимости Казахстана серьёзно «просел». Одна из важнейших составляющих этой работы – популяризация среди представителей подрастающего поколения соответствующего образования. Причем, как убеждает официальная статистика, особенно она актуальна для южных и западных регионов РК.

…Те, кто застал советские времена, помнят, что в Казахской ССР система послешкольного обучения состояла из трех ступеней. Одну их них, начальную, курировал Государственный (республиканский) комитет профессионально-технического образования, две другие – Министерство высшего и среднего специального образования.

Первая включала в себя городские и сельские ПТУ, которые готовили представителей рабочих профессий для промышленности, строительства, аграрного сектора, транспорта, ЖКХ и т.д. Туда после 9-го класса шли в основном подростки, учившиеся, в лучшем случае, на «тройки» и понимавшие, что у них могут быть проблемы с освоением дальнейшей школьной программы.

Вторая – техникумы, задача которых заключалась в подготовке кадров среднего звена для производственных и других отраслей, а также медицинские и педагогические училища. В них можно было поступить и после 9-го, и после 11-го класса, и такое образование называлось средним специальным.

Наконец, третья – высшие учебные заведения, чей студенческий контингент формировался из лучших выпускников школ. Количество поступающих в вузы жёстко регулировалось: каждый из 2-х университетов и 53-х институтов, работавших в нашей республике (как и все вузы в СССР), мог набрать столько юношей и девушек, сколько значилось в спущенной сверху разнарядке. Превышение установленного лимита не допускалось.

В последнее десятилетие существования Казахской ССР численность учащихся на всех трёх ступенях была примерно одинаковой: например, в 1988-м в ПТУ насчитывалось 259 тысяч, в техникумах, мед- и педучилищах – 269 тысяч, в вузах – 277 тысяч. Но здесь нужно учесть, что если в большинстве высших учебных заведений студентам для получения дипломов нужно было отучиться пять курсов (соответственно примерно в пять раз меньшим был их ежегодный приём), то в средних специальных срок обучения составлял от двух до четырёх лет, а в ПТУ и того меньше. Отсюда можно сделать вывод, что в профтехучилища ежегодно набирали больше учащихся, чем в техникумы, а в техникумы – больше, чем в вузы.

После обретения независимости университеты в Казахстане начали плодиться как грибы после дождя (одно время они открывались частными предпринимателями даже в райцентрах), количественные ограничения по приёму в них перестали действовать. Это привело к массовому наплыву желающих получить непременно дипломы о высшем образовании. Соответственно техникумы и ПТУ, которые теперь были объединены в одну систему (ТиПО) и стали называться одинаково (колледжами), оказались куда менее востребованными, чем прежде.

Возможно, увеличение доли специалистов с высшим образованием – процесс объективный и даже необходимый. Но у нас эта тенденция имела буквально взрывной характер и значительно превосходила по темпам рост потребности отечественной экономики в таких кадрах (не говоря уже о низком качестве их подготовки). Как следствие, вскоре стало очевидным, что такого количества людей с вузовскими «корочками» стране не нужно, что их перепроизводство лишь создаёт перекосы и дополнительное напряжение на рынке труда.


Дабы изменить ситуацию и переориентировать молодёжь в сторону ТиПО, государство стало опережающими (по сравнению с системой высшего образования) темпами наращивать объёмы госзаказа для таких учебных заведений. И сегодня почти две трети учащихся колледжей обучаются за счёт госбюджета. Тогда как в вузах на грантовой основе получают знания 37 процентов студентов.

В совокупности все эти факторы – осознание частью молодых людей и их родителей того, что в условиях современного Казахстана университетский диплом не даёт значимых преимуществ в практическом смысле, более высокая вероятность получения специальности за счёт государства, а также возможность уже к 17-18 годам обрести профессию, начать самостоятельно зарабатывать – способствовали постепенному росту количества юношей и девушек, делающих выбор в пользу колледжей. Однако в разных регионах страны и даже в разных этнических группах такая переориентация происходит совершенно разными темпами.

Это хорошо видно по статистическим данным за 2023-й, которые, впрочем, характерны и для предыдущих лет. В тот год организации ТиПО приняли на учёбу 184,3 тысячи юных казахстанцев. Из них 120,4 тысячи, или почти две трети, поступили в колледжи после 9-го класса. То есть основную массу контингента таких учебных заведений составляют дети, решившие вместо продолжения школьного обучения освоить рабочие и другие (связанные со сферой услуг, ЖКХ, медициной и т.д.) профессии.

В целом по республике такой выбор в 2023-м сделали 34,1 процента выпускников 9-х классов. Но в разрезе регионов этот показатель очень сильно разнится. Скажем, в Акмолинской области он составил ни много ни мало 59,2 процента – иными словами, из каждых десяти детей лишь четверо перешли в 10-е классы, а шестеро поступили в колледжи. В Костанайской, Павлодарской, Карагандинской (вместе с Улытауской), Восточно-Казахстанской (вместе с Семипалатинской) на выбор в пользу технического и профессионального образования решились от 48,4 до 45,3 процента подростков, окончивших 9-е классы, в Северо-Казахстанской – 41,7 процента.

Совершенно иная ситуация на юге и западе страны. В Атырауской, Мангистауской, Кызылординской, Жамбылской областях рассматриваемый показатель составил от 33,9 до 32,4, в Актюбинской, Западно-Казахстанской и в городе Шымкенте – от 28,6 до 26,5 процента. А в Туркестанской лишь каждый шестой (16,0 процента) пошёл в колледж, тогда как все остальные решили отсидеть еще два года в старших классах.

При этом наблюдается странная закономерность: чем ниже общий уровень грамотности детей в том или ином регионе, тем выше доля продолжающих школьное обучение с перспективой поступить в вузы – и соответственно тем меньше доля охваченных системой ТиПО, хотя, по идее, должно быть ровно наоборот. Об уровне грамотности можно судить по результатам тестирований, проводимых каждые три года среди 15-летних учащихся (а именно в этом возрасте они и их родители принимают решение, учиться в школе дальше или пойти в колледжи) в рамках международного исследования PISA.


Взять итоги PISA-2022. Явным аутсайдером среди регионов Казахстана, как и прежде, стала Туркестанская область, участники от которой набрали в среднем по всем трём видам грамотности – математической, читательской и естественно-научной – 375 баллов. В других южных областях (Кызылординской, Жамбылской), а также в Атырауской и городе Шымкенте этот показатель составил от 393 до 397 баллов. Учащиеся из Мангистау набрали по читательской грамотности 379 баллов, а их результаты по математической и естественно-научной были аннулированы из-за серьезных подозрений в «накрутке».

Тогда как в лидерах наряду с Астаной и Алматы привычно оказались север, восток и центр страны: Костанайская область – 441, Северо-Казахстанская – 436, Восточно-Казахстанская – 428, Павлодарская – 419, Карагандинская – 417, Акмолинская – 415. То есть в этих регионах школьники более образованны и грамотны (а значит, лучше подготовлены к обучению в университетах), чем в южных и западных, но, тем не менее, там среди них существенно выше доля тех, кто отказывается от продолжения школьной учёбы и последующего поступления в вузы ради получения рабочих профессий.

Столь странную ситуацию можно объяснить двумя причинами. Первая – это то, что север, восток и центр Казахстана являются индустриально более развитыми, чем остальные регионы страны. Соответственно там юношам и девушкам, делающим выбор в пользу рабочих профессий, есть куда идти после окончания колледжей, есть на кого в этом плане ориентироваться (родители, соседи, знакомые, работающие на производствах).

Вторая – различия в менталитете представителей тех или национальностей. На этом не принято заострять внимание, но даже поверхностный анализ позволяет сделать вывод: если во многих этнических группах, проживающих в нашей республике, значительная часть молодёжи сегодня делает выбор в пользу ТиПО, то казахи (не все, но в большинстве своём) продолжают считать, что получение вузовского диплома даже без шансов на трудоустройство по специальности предпочтительнее, чем освоение хотя и востребованных, но «нестатусных» рабочих профессий.


Сегодня из общего числа получающих послешкольное образование представителей государствообразующего этноса (а они в большинстве своём сконцентрированы как раз таки в южных и западных регионах) 57 процентов обучаются в вузах, а 43 процента в колледжах. Для сравнения: у казахстанских немцев это соотношение составляет 25 и 75 (то есть три четверти осваивают профессии в системе ТиПО), у русских – 28 и 72, у украинцев и уйгур – 29 и 71, у азербайджанцев – 31 и 69, у татар – 35 и 65… Если брать этносы, входящие в топ-10 самых крупных в нашей стране, то, кроме казахов, только среди корейцев студентов вузов больше, чем учащихся колледжей (соответственно 54 и 46 процентов).

Бесстрастная статистика и её анализ позволяют сделать вывод о том, в каких регионах и с какими этническими группами молодёжи должно работать государство в первую очередь, если оно действительно намерено повысить престиж рабочих профессий, привлечь в них больше юношей и девушек…

Похожие статьи

Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Почему в Казахстане не ценится «человек труда», и как вернуть ему престиж?
19.12.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Who is Mr. Sauranbayev? Честен ли перед президентом глава крупнейшей в стране нацкомпании?
27.01.2025, автор Гульнар Муканова.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Почему на юге РК, в отличие от севера, молодежь не жалует рабочие профессии?