24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Извращающие правду: как Улыс-Медиа и другие СМИ наводят тень на плетень

25.08.2025, автор Жандос Асылбеков.
RU
KZ
EN
Многим известно выражение «испорченный телефон». Это когда информация, передаваемая по цепочке друг другу разными людьми, в конце концов теряет первоначальный смысл, а нередко и вовсе приобретает прямо противоположный. Но подобное происходит не только на бытовом уровне – такого рода искажением правды занимаются, в том числе целенаправленно, и СМИ. В некоторых случаях, особенно когда затрагиваются наиболее чувствительные темы (скажем, связанные с межнациональными отношениями, языковым вопросом), это может угрожать общественной стабильности.
…Есть такое мультиплатформенное СМИ - Russian TeleVision International (RTVI). Оно зародилось в 1997-м под вывеской «NTV International»: телеканал, получивший это название и представлявший собой версию НТВ, очень популярного в то время детища олигарха Владимира Гусинского, стал первопроходцем российского телевещания за рубежом и был рассчитан, главным образом, на русскоязычные диаспоры в США, Израиле и других странах.
В начале «нулевых» годов после того, как уже при Владимире Путине НТВ перешел под контроль государства, наиболее известные его журналисты, несогласные с таким решением, перебрались в «NTV International», который был преобразован в RTVI. Телеканал работал в тесной коллаборации с радиостанцией «Эхо Москвы», ранее тоже входившей в медиаимперию Гусинского. Со временем политика вещания претерпела изменения, а RTVI обзавёлся новостным сайтом и другими цифровыми площадками.
Так вот, именно на сайте RTVI.com недавно появилась публикация некоего Валерия Шарифулина под заголовком «За пять лет в Казахстане закрылось 190 русских школ».
В самом начале автор дает понять, что при подготовке текста использовал данные, содержащиеся в сборнике «Статистика образования Казахстана». Но многие из тех цифр, которые он приводит, в этом источнике попросту отсутствуют. Например, там не указываются процентное соотношение между учащимися казахских и русских классов, доля детей титульной национальности, получающих школьное образование на языке Пушкина, и т.д. Все это надо высчитывать самому, а сборник, в котором фигурируют только абсолютные значения, может быть взят лишь за основу таких расчетов.
Допустим, что Шарифулин самолично провёл кропотливую работу с калькулятором в руках: складывал, вычитывал, умножал, делил, выводил проценты, сопоставлял полученные результаты в динамике за каждый год. Но почему-то все цифры, которыми он оперирует, один в один совпадают с теми, что содержатся в таблицах и тексте статьи под названием «Благодаря казахам: русскоязычное образование в РК сохраняет свои позиции», размещенной на нашем сайте Spik.kz 31 июля, то есть тремя неделями ранее.
Словом, после прочтения публикации на российском сайте не остается никаких сомнений в том, что она представляет собой вольный пересказ статьи, размещенной на Spik.kz. С последней Шарифулин мог ознакомиться, например, на популярной в России контентной платформе «Яндекс Дзен», где дублируются все наши публикации (эта опция появилась благодаря предыдущим владельцам Spik.kz), или на каких-то иных ресурсах-агрегаторах.
Мы не собираемся предъявлять претензии к RTVI за отсутствие ссылки на наш сайт. Хотя, конечно, жаль, что вроде бы авторитетное СМИ, у истоков которого стояли уважаемые медиаменеджеры и журналисты, идут на подобные «заимствования», не указывая первоисточник (впрочем, судя по уровню многих сегодняшних российских Интернет-изданий, удивляться тут нечему). Нас в этой истории, получившей продолжение уже в казахстанской медийной среде, позабавило и одновременно опечалило другое. О чем речь?
Автор заметки сделал основной упор на закрытии в Казахстане русских школ, о чем свидетельствует и заголовок. Хотя, как и мы ранее, уточнил, что это происходит преимущественно в сельской местности, где многие учебные заведения – малокомплектные: в среднем численность ученического контингента в каждой из них составляет всего-то 75 детей. Но от себя добавил, что такая тенденция характерна для северных и центральных регионов страны, «из которых в последние 25 лет люди уезжают» (на самом деле после февраля 2022-го отток сократился до минимума – статистика здесь). При этом в тексте приводятся и те цифры, которые говорят о сохранении позиций русскоязычного образования в нашей стране, – именно таким был главный посыл статьи на нашем сайте.
В последующие дни аналогичные публикации появились и в ряде казахстанских СМИ, включая казахскоязычные. К использованию информации, содержащейся на российском ресурсе, они подошли по-разному. Одни – в частности, Lada.kz - преподнесли ее в полном виде, без купюр, хотя и в собственном текстовом обрамлении. Другие выбрали фрагменты, которые ложатся в русло их редакционной политики (или позиции конкретного сотрудника, готовившего публикацию), и отбросили те, что им не по нраву.

Первый, попавший "под сокращение", – «Число детей, получающих образование на русском языке, увеличилось почти на 122 тысячи за счет школ со смешанным типом преподавания». Тут необходимо заметить, что автор публикации на RTVI.com, используя цифры, взятые со Spik.kz, либо неверно их понял, либо некорректно сформулировал то, что хотел сказать. Да, число учащихся русских классов смешанных школ действительно увеличилось почти на 122 тысячи. Однако из этого количества нужно вычесть примерно 84 тысячи (на столько сократился контингент учебных заведений, где уроки ведутся исключительно на «великом и могучем»). Таким образом, детей, получающих образование на русском языке, за последние пять лет стало больше не на 122, а на 38 тысяч.
Второй – «Число детей казахской национальности, выбирающих родной язык в качестве основного для обучения, в процентном отношении сократилось с 84,62% до 83,82%. И точно на такую же величину увеличилось число детей-казахов (с 15,34% до 16,14%), выбравших в качестве языка обучения русский».
Весь этот абзац сотрудники «Улыс-Медиа», по всей видимости, решили «не замечать». Хотя он, содержащий в том числе указание на те самые сотые доли процента, о которых говорилось выше и которые перекочевали со Spik.kz на российский сайт, выделен на последнем другим цветом, – его невозможно не увидеть.
Скриншот с сайта RTVI.com
Похоже, тренд на увеличение доли представителей титульного этноса, отдающих своих детей в русские классы, и в целом на рост числа школьников, получающих знания на языке Пушкина, не вписывается в ту картину мира, которую рисует редакция "Улыс-Медиа". Она, судя по всему, решила внушить читателям прямо противоположный вывод – что школьное обучение на русском не востребовано населением Казахстана, переживает кризис и т.д.
Эта ее публикация вызвала определенный всплеск эмоций в социальных сетях. Активничающие там так называемые национал-патриоты, воспользовавшись очередным информационным поводом и воодушевившись приведенной «Улыс-Медиа» выборочной – точнее, тенденциозно отсепарированной – статистикой, якобы свидетельствующей о падении спроса на русскоязычное образование (хотя на самом деле это далеко не так), снова завели свою шарманку про то, что государству надо сокращать его пространство, вплоть до закрытия таких школ. .
В данной истории обращают на себя внимание два обстоятельства.
Во-вторых, налицо весьма показательный пример порочной практики, сложившейся в журналистике: это когда при освещении той или иной темы объективная информация подменяется выпячиванием одних фактов и цифр при полном игнорировании (замалчивании) других – в угоду ангажированной редакционной политике…
…Есть такое мультиплатформенное СМИ - Russian TeleVision International (RTVI). Оно зародилось в 1997-м под вывеской «NTV International»: телеканал, получивший это название и представлявший собой версию НТВ, очень популярного в то время детища олигарха Владимира Гусинского, стал первопроходцем российского телевещания за рубежом и был рассчитан, главным образом, на русскоязычные диаспоры в США, Израиле и других странах.
В начале «нулевых» годов после того, как уже при Владимире Путине НТВ перешел под контроль государства, наиболее известные его журналисты, несогласные с таким решением, перебрались в «NTV International», который был преобразован в RTVI. Телеканал работал в тесной коллаборации с радиостанцией «Эхо Москвы», ранее тоже входившей в медиаимперию Гусинского. Со временем политика вещания претерпела изменения, а RTVI обзавёлся новостным сайтом и другими цифровыми площадками.
Так вот, именно на сайте RTVI.com недавно появилась публикация некоего Валерия Шарифулина под заголовком «За пять лет в Казахстане закрылось 190 русских школ».
В самом начале автор дает понять, что при подготовке текста использовал данные, содержащиеся в сборнике «Статистика образования Казахстана». Но многие из тех цифр, которые он приводит, в этом источнике попросту отсутствуют. Например, там не указываются процентное соотношение между учащимися казахских и русских классов, доля детей титульной национальности, получающих школьное образование на языке Пушкина, и т.д. Все это надо высчитывать самому, а сборник, в котором фигурируют только абсолютные значения, может быть взят лишь за основу таких расчетов.
Допустим, что Шарифулин самолично провёл кропотливую работу с калькулятором в руках: складывал, вычитывал, умножал, делил, выводил проценты, сопоставлял полученные результаты в динамике за каждый год. Но почему-то все цифры, которыми он оперирует, один в один совпадают с теми, что содержатся в таблицах и тексте статьи под названием «Благодаря казахам: русскоязычное образование в РК сохраняет свои позиции», размещенной на нашем сайте Spik.kz 31 июля, то есть тремя неделями ранее.
Скажем, ваш покорный слуга, готовивший ее, в ряде случаев для пущей скрупулезности высчитывал не только десятые (чего обычно бывает достаточно), но и сотые доли процента – и точно такие же цифры, тютелька в тютельку, с теми же округлениями, приводит Шарифулин. В его заметку перекочевала даже одна несущественная ошибка, допущенная в наших расчетах (на общую картину не влияющая). Ну, и нельзя не обратить внимание на то, что он вслед за нами «анализирует» изменения, произошедшие именно за пять лет, хотя мог взять для сравнения любой другой период – десятилетний, трехлетний…
Словом, после прочтения публикации на российском сайте не остается никаких сомнений в том, что она представляет собой вольный пересказ статьи, размещенной на Spik.kz. С последней Шарифулин мог ознакомиться, например, на популярной в России контентной платформе «Яндекс Дзен», где дублируются все наши публикации (эта опция появилась благодаря предыдущим владельцам Spik.kz), или на каких-то иных ресурсах-агрегаторах.
Мы не собираемся предъявлять претензии к RTVI за отсутствие ссылки на наш сайт. Хотя, конечно, жаль, что вроде бы авторитетное СМИ, у истоков которого стояли уважаемые медиаменеджеры и журналисты, идут на подобные «заимствования», не указывая первоисточник (впрочем, судя по уровню многих сегодняшних российских Интернет-изданий, удивляться тут нечему). Нас в этой истории, получившей продолжение уже в казахстанской медийной среде, позабавило и одновременно опечалило другое. О чем речь?
Автор заметки сделал основной упор на закрытии в Казахстане русских школ, о чем свидетельствует и заголовок. Хотя, как и мы ранее, уточнил, что это происходит преимущественно в сельской местности, где многие учебные заведения – малокомплектные: в среднем численность ученического контингента в каждой из них составляет всего-то 75 детей. Но от себя добавил, что такая тенденция характерна для северных и центральных регионов страны, «из которых в последние 25 лет люди уезжают» (на самом деле после февраля 2022-го отток сократился до минимума – статистика здесь). При этом в тексте приводятся и те цифры, которые говорят о сохранении позиций русскоязычного образования в нашей стране, – именно таким был главный посыл статьи на нашем сайте.
В последующие дни аналогичные публикации появились и в ряде казахстанских СМИ, включая казахскоязычные. К использованию информации, содержащейся на российском ресурсе, они подошли по-разному. Одни – в частности, Lada.kz - преподнесли ее в полном виде, без купюр, хотя и в собственном текстовом обрамлении. Другие выбрали фрагменты, которые ложатся в русло их редакционной политики (или позиции конкретного сотрудника, готовившего публикацию), и отбросили те, что им не по нраву.
В этом смысле показательна заметка, размещенная на сайте небезызвестного Интернет-издания «Улыс-Медиа». Она тоже содержит ссылку на RTVI.com и дана под практически таким же заголовком – «190 русских школ закрылись в Казахстане». При этом полностью отброшен абзац, в котором содержатся два важных момента.

Первый, попавший "под сокращение", – «Число детей, получающих образование на русском языке, увеличилось почти на 122 тысячи за счет школ со смешанным типом преподавания». Тут необходимо заметить, что автор публикации на RTVI.com, используя цифры, взятые со Spik.kz, либо неверно их понял, либо некорректно сформулировал то, что хотел сказать. Да, число учащихся русских классов смешанных школ действительно увеличилось почти на 122 тысячи. Однако из этого количества нужно вычесть примерно 84 тысячи (на столько сократился контингент учебных заведений, где уроки ведутся исключительно на «великом и могучем»). Таким образом, детей, получающих образование на русском языке, за последние пять лет стало больше не на 122, а на 38 тысяч.
Второй – «Число детей казахской национальности, выбирающих родной язык в качестве основного для обучения, в процентном отношении сократилось с 84,62% до 83,82%. И точно на такую же величину увеличилось число детей-казахов (с 15,34% до 16,14%), выбравших в качестве языка обучения русский».
Весь этот абзац сотрудники «Улыс-Медиа», по всей видимости, решили «не замечать». Хотя он, содержащий в том числе указание на те самые сотые доли процента, о которых говорилось выше и которые перекочевали со Spik.kz на российский сайт, выделен на последнем другим цветом, – его невозможно не увидеть.

Скриншот с сайта RTVI.com
Похоже, тренд на увеличение доли представителей титульного этноса, отдающих своих детей в русские классы, и в целом на рост числа школьников, получающих знания на языке Пушкина, не вписывается в ту картину мира, которую рисует редакция "Улыс-Медиа". Она, судя по всему, решила внушить читателям прямо противоположный вывод – что школьное обучение на русском не востребовано населением Казахстана, переживает кризис и т.д.
Эта ее публикация вызвала определенный всплеск эмоций в социальных сетях. Активничающие там так называемые национал-патриоты, воспользовавшись очередным информационным поводом и воодушевившись приведенной «Улыс-Медиа» выборочной – точнее, тенденциозно отсепарированной – статистикой, якобы свидетельствующей о падении спроса на русскоязычное образование (хотя на самом деле это далеко не так), снова завели свою шарманку про то, что государству надо сокращать его пространство, вплоть до закрытия таких школ. .
В данной истории обращают на себя внимание два обстоятельства.
Во-первых, странно, если не позорно, что довольно крупное казахстанское СМИ, которое получает хорошее финансирование (а его руководитель позиционирует себя в соцсетях как ярую патриотку, приверженку информационного суверенитета), обращаясь к очень болезненной для нашей страны теме, пользуется российским источником. Демонстрируя тем самым образчик «колониального мышления», против которого вроде бы борется, и провинциализма. Неужели нельзя было самим изучить упомянутый сборник «Статистика образования Казахстана», проанализировать имеющиеся там данные и сделать соответствующие умозаключения?
Во-вторых, налицо весьма показательный пример порочной практики, сложившейся в журналистике: это когда при освещении той или иной темы объективная информация подменяется выпячиванием одних фактов и цифр при полном игнорировании (замалчивании) других – в угоду ангажированной редакционной политике…
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.