АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Новый мировой порядок, ШОС и Казахстан

Новый мировой порядок, ШОС и Казахстан

Сегодня, 06:18, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Николай Кузьмин, политолог

Неделю назад на Spik.kz была опубликована статья «Новый мировой порядок: кто, какие роли и по каким правилам играет…». Сегодня разговор пойдет на ту же тему, но применительно конкретно к Шанхайской организации сотрудничества, очередной саммит которой состоится в ближайшие дни, 31августа – 1 сентября, в китайском Тяньцзине.

Игры, в которые играют страны

Еще сравнительно недавно в казахстанской политологии было принято рассматривать Шанхайскую организацию сотрудничества как инструмент экономической экспансии Китая в Центральной Азии. Точнее, как инструмент вытеснения оттуда России. Такой взгляд на отношения с великими державами был и остается важным элементом казахстанской стратегической культуры: мы считаем, что они априори стремятся захватить Казахстан, утвердить у нас свое влияние или хотя бы получить доступ к нашим ресурсам.

Причем мы считаем это их стремление не столько угрозой, сколько возможностью для реализации многовекторной политики в духе Аблайхана (того, которого изобразили в своих книгах советские писатели). Играть на противоречиях – этот принцип из арсенала Realpolitik незримо присутствует во всех наших внешнеполитических концепциях и стратегиях. Постепенное снижение доли России и увеличение доли КНР в казахстанской внешней торговле, рост китайских инвестиций в стратегические добывающие сектора, а также использование Москвой Таможенного союза для ограничения доступа китайских товаров на рынок ЕАЭС в целом подтверждали тезис о соперничестве. Да и американские эксперты говорили о том же, а им у нас принято верить на слово.


Союз имени Евгения Примакова

Накануне саммита ШОС-2025 в Тяньцзине оценки западных экспертов изменились если не радикально, то, по крайней мере, очень сильно. Они сходятся в том, что Москва и Пекин, не являясь формально союзниками, выстроили такие отношения, которые позволяют им согласованно реализовывать политические и экономические стратегии, выбранные на основе собственных национальных интересов.

Эксперты говорят, что Китай и Россия используют многосторонние институты для укрепления стратегической координации и формирования нового мирового порядка. ШОС стала моделью институционального подхода к совместным действиям в регионах, которые находятся за пределами западного порядка, основанного на правилах.

Москва и Пекин со своей стороны заявили о том, что намерены укреплять международное влияние ШОС, направленное на построение многополярного мирового порядка, центральным элементом которого является Организация Объединенных Наций и который основан на строгом соблюдении принципов международного права.

Официальная позиция Москвы представляет ШОС как одну из несущих опор более справедливого, многополярного мироустройства. Исходя из географических характеристик этой организации, Россия видит ее важным элементом Большого Евразийского партнерства наряду с ЕАЭС, СНГ и АСЕАН.

Китай представляет ШОС как большую семью, что в соответствии с конфуцианской этикой предполагает наличие главы семьи, который проявляет заботу о младших, а те выражают почтение и демонстрируют послушание. Организация рассматривается как региональный проект в рамках инициативы Председателя Си о построении сообщества единой судьбы человечества.

Можно не сомневаться, что в Тяньцзиньской декларации ШОС будет сказано о том, что участники намерены «продвигать взаимодействие в строительстве международных отношений нового типа в духе взаимного уважения, справедливости, равенства и взаимовыгодного сотрудничества, а также формирования общего видения идеи создания сообщества единой судьбы человечества». Данная формула стала не просто обязательным элементом всех итоговых документов ШОС последних лет. Это общее видение нового мира и общий лексикон, которым описываются международные отношения нового типа.

Саммит в Тяньцзине станет крупнейшим за всю историю ШОС: ожидается участие двадцати с лишним глав государств и правительств, а также руководителей восьми международных организаций. Но наибольшее внимание привлекает участие в нем премьер-министра Нарендры Моди – это будет его первый визит в КНР за семь лет. Программа визита Моди не ограничивается саммитом, 3 сентября в Пекине он будет гостем на параде в честь 80-летия окончания Второй мировой войны.

Приятно считать, что перед международным правом все государства равны и что нарушать его не позволено никому. В действительности ситуация, мягко говоря, несколько сложнее. Великие державы создают корпус норм и правил, которым подчиняются остальные страны. При формальном равенстве всех членов ШОС в Китае сегодня уделяют особое внимание Индии и России – это было хорошо заметно на прошедшей в июле встрече министров иностранных дел государств-участников Организации. Поскольку сама Индия считает себя великой державой, то речь может идти о подготовке «новой Ялты» с участием лидеров Индии, КНР и РФ. Если такая встреча состоится, это будет своего рода дань памяти, оммаж Евгению Примакову, который выступал за развитие сотрудничества именно в этом формате.


США – катализатор укрепления ШОС

Нормализация индийско-китайских отношений, начавшаяся со встречи Нарендры Моди и Си Цзиньпина на саммите БРИКС в Казани в октябре прошлого года, в последнее время резко ускорилась и уже переходит в стадию партнерства. Важный вклад в этот процесс внес Дональд Трамп, который ввел против Индии 50-процентные пошлины. В глазах Нью-Дели Вашингтон престал быть надежным партнером, а значение Китая, торгового партнера №2, резко выросло.

Если с Индией, традиционным союзником США в Индо-Тихоокеанском регионе, у Вашингтона отношения портятся, то с давними противниками – Китаем и Россией – они улучшаются. Визит Путина на Аляску высветил тот факт, что Россия и США – соседи. Многие обратили внимание на то, что буквально накануне прилета в Анкоридж президент РФ внес поправку в свой указ, передающий российской стороне акции американской компании ExxonMobil в СП «Сахалин-1» (30%). Дополнение касалось условий возвращения иностранных компаний в этот проект и было воспринято американцами как приглашение вернуться.

23 августа во время встречи с сотрудниками предприятий атомной отрасли Владимир Путин заявил, что Россия ведет переговоры со Штатами о совместных проектах не только в Арктике, но и на Аляске. При этом американцы проявляют интерес к уникальным российским технологиям. Очевидное преимущество, которое имеет Россия перед США, – сильный ледокольный флот. Словом, совместные проекты между двумя великими державами уже обсуждаются. Но от совместных проектов до единых правил игры еще далеко.

Сегодня в экспертных кругах обсуждается возможность присутствия на пекинском параде 3 сентября Дональда Трампа. Хотя вероятность такого визита крайне мала, сам факт ее обсуждения говорит о том, что встреча лидеров всех трех великих держав стала частью глобального геополитического дискурса.

Казахстан в ожидании инвестиций

В Тяньцзиньской декларации будет обязательная в последние годы формула, за которой стоит казахстанская дипломатия: «Государства-члены считают Центральную Азию ядром ШОС и поддерживают усилия стран региона, направленные на обеспечение процветания и мира, устойчивого развития и формирование пространства добрососедства, доверия и дружбы». Что касается практического вклада в создание новой архитектуры безопасности, то здесь может оказаться полезным Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, где сегодня председательствует Азербайджан, но общий курс по-прежнему определяет Астана. СВМДА имеет уникальный опыт согласования и принятия общих правил странами, являющимися членами различных организаций, а порой и конфликтующими друг с другом.

Казахстан политику ШОС сегодня не определяет. Зато среди глав международных институтов, приглашенных на саммит, доминируют наши соотечественники – Нурлан Ермекбаев (ШОС), Имангали Тасмагамбетов (ОДКБ), Кайрат Сарыбай (СВМДА) и Бакытжан Сагинтаев (ЕЭК).

Казахстан может при случае поддержать дискурс о новой архитектуре безопасности и новых правилах игры, но лишь по теме реформы Совета Безопасности ООН. Это дня нас хороший повод напомнить о принципе регионального представительства. Данный принцип действует и сегодня, но регион, к которому относится Казахстан, слишком уж велик. В Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) мы просто затерялись среди Вануату, Кирибати и других тропических островов.


Мы стремимся выделить Центральную Азию в самостоятельный регион, ради чего много лет добивались создания в Алматы регионального центра ООН. Сегодня такой центр утвержден решением Генеральной Ассамблеи ООН, следующим шагом должно стать продвижение Казахстана на место представителя этого региона в Совете Безопасности.

Но это проект далекого будущего, а прямо сегодня нас больше волнуют иностранные инвестиции и кредиты. В июле 2023 года в ходе саммита ШОС в Нью-Дели, прошедшего в формате видеоконференции, Касым-Жомарт Токаев выразил сожаление в связи с тем, что за более чем 20 лет не удалось реализовать ни одного крупного экономического проекта именно под эгидой ШОС, при этом в Организации отсутствуют механизмы финансового сопровождения проектной деятельности. Он предложил правительствам стран-участниц рассмотреть возможность создания совместного инвестиционного фонда.

Нашего президента тогда поддержал Садыр Жапаров, да и Китай, которого все видят в роли главного инвестора, еще в 2010 году предложил создать Банк развития ШОС. Россия вместо банка предлагала учредить Фонд развития ШОС. С тех пор вопрос о создании этих двух институтов регулярно обсуждается, но к общему решению стороны пока так и не пришли. У Китая достаточно других институтов поддержки инвестиций, а все прочие страны не готовы поступаться своим суверенитетом, без чего, как показывает опыт Евросоюза, интеграция невозможна.

Впрочем, в выступлении Касым-Жомарта Токаева на прошлогоднем саммите в Астане, когда Казахстан был председателем, про проблемы уже ничего не говорилось, только про успехи и достижения, в том числе и в сфере экономики. Так что все относительно, или, как сказал Тимур Кибиров, «объекта эстетические свойства в конце концов зависят от субъекта».

Что касается парада, то наш президент, конечно же, будет среди почетных гостей. И геополитическое значение Казахстана для России и Китая ничуть не уменьшилось из-за того, что ШОС в их глазах стал площадкой для сотрудничества, а не для конкуренции.

Похожие статьи

От пограничных споров до противостояния Западу: какое будущее ждет ШОС?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
ШОС: не «зонтик безопасности», а декларативная организация?
15.08.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Новый мировой порядок, ШОС и Казахстан