27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
100 дней Дархана Сатыбалды: как меняется Алматы при новом акиме?

2.09.2025, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Прошло 100 дней с того момента, когда Дархан Сатыбалды заступил на должность акима Алматы. Конечно, этого срока недостаточно, чтобы строить далеко идущие умозаключения о том, повезло или нет жителям самого крупного в стране мегаполиса с новым градоначальником, но, думается, есть смысл дать оценку первым его шагам. А именно, какие его инициативы эксперты и горожане поддерживают, а какие считают ошибочными и даже вредными?
Руслан Саринов, эксперт Общественного совета г. Алматы:
«Алгоритмы управления транспортными потоками стали хуже»

- Думаю, 100 дней для акима, управляющего городом, в котором проживают около трех миллионов человек (что сопоставимо с населением небольшой страны), слишком малый срок. Однако на правах дипломированного инженера, экономиста и преподавателя логистики (науки о потоках, в том числе транспортных) с 25-летним стажем, а также старожила Алматы считаю важным рассмотреть ряд уже предпринятых шагов.
Дорожные работы совмещены с ремонтом коммунальных сетей (водных, энергетических, тепловых и прочих), что само по себе логично. Но то, как было организовано управление городской мобильностью в этот период, не выдерживает никакой критики. В данном вопросе дорожные службы во всей красе продемонстрировали свой непрофессионализм. На их дорогостоящую «художественную самодеятельность», полагаю, следует обратить внимание организаций, стоящих на страже благополучия граждан и ресурсов, ибо косвенные убытки кратно превосходят полученную выгоду. Лично я как автомобилист с многолетним безупречным стажем, наблюдавший организацию процесса и участвовавший в нем непосредственно, ставлю им неудовлетворительную оценку!
В Алматы есть все условия для нормализации движения – более трех тысяч километров дорог, современная система управления потоками, небезызвестная наблюдательно-карательная структура… Однако дорожники прибегают к самым иррациональным и нелогичным решениям относительно организации движения транспорта. Там, где оно рассчитано на четыре просторные полосы, делают шесть узеньких, чем обрушивают производительность участков - создают фантомные препятствия. Как результат - перманентная пробка. И таких примеров масса.
Думаю, пора уже проводить тестирование сотрудников дорожных служб на их когнитивные способности. Если они стесняются, я могу первый публично его пройти. Может, хоть так мы сможем если не избежать, то сократить количество вредительских прожектов. Даже если они реализуют какие-то «импортные» идеи, то почему не подвергают их анализу с привлечением отечественных специалистов, почему не проводят адаптацию с учётом местных условий? Многие решения этих людей наносят серьезный экологический и экономический ущерб городу, тормозят его развитие и сильно бьют по качеству жизни горожан.
Второй шаг – намерение ввести платный въезд в Алматы для старых авто. Авторы этой идеи, очевидно, фильмов насмотрелись – таких, как «13-й район», где благополучные кварталы отгораживают бетонной стеной, и «Приключения Чиполлино», где богатые правители вводят налог на дождевую воду. Под каким бы сладким соусом ни преподносился данный проект, фактически это дискриминация граждан одной страны, жителей одной агломерации по признаку финансовой состоятельности. «Чумазых за забор», а «прелестный центр» (возводимый на средства всех налогоплательщиков) только для тех, кто «почище-с»...
Данный провокационный шаг камуфлируется благородной целью – улучшить экологическую обстановку в мегаполисе. Но позвольте напомнить учебник физики для 6-го класса, где в доступной для детей форме описывается явление диффузии: если по одной улице едут новенькие авто, а по соседней – изношенные, то и там, и там качество воздуха будет одинаковым. «Черная линза» над Алматы не делит его на «золотой квадрат» и «промышленные районы», она в равной степени довлеет над нами, вне зависимости от уровня доходов. Поэтому данная идея – чушь. Глупейшая! Если, конечно, не преследуются иные цели, которые открыто не озвучиваются…
Понятно, что эти решения достались новому акиму по наследству, и он продолжает их исполнять, возможно, вынужденно. В результате алгоритмы управления транспортными потоками в городе стали даже хуже, чем были при предыдущем градоначальнике - явном антиавтомобилисте. Дороги при том же количестве авто уже не выдерживают экстенсивно уплотнившегося трафика движения. И тут предстоит очень маленькая, но очень научная работа с гигантским положительным результатом.
В целом могу сказать, что пробки в мегаполисе созданы искусственно «благодаря» таким непрофессиональным, антинаучным инициативам, которые, по моим подсчётам, наносят ущерб качеству жизни жителей агломерации на сумму порядка 10 триллионов тенге в год (обоснования этой и других цифр могу предоставить, если их кто-нибудь у меня запросит)! И пока я не вижу каких-то внятных адекватных мер по изменению ситуации к лучшему. Не говоря уже о колоссальном ущербе здоровью населения: каждые три часа в Алматы от болезней, связанных с загрязнением воздуха, умирает один человек. В год это 2,5 тысячи - одна дивизия. Счёт больных идёт на сотни тысяч.
Мои предложения, переданные в акимат и опубликованные в СМИ 13 марта 2020 года, позволят снизить непродуктивное потребление топлива в городе на 500 тонн в сутки и около 200 тыс. тонн в год. Чтобы было понятно, это солидный такой ежедневный железнодорожный состав из 50-тонных цистерн, наполненных бензином и соляркой. Если реализовать данную идею, то смертность и заболеваемость из-за загрязнения воздуха сократятся вдвое. Плюс приятный бонус – рост качества жизни каждого алматинца, оцениваемый в 1-1,5 млн тенге в год.
К сожалению, нас не хотят слушать. Ни один аким, начиная с Храпунова и заканчивая Досаевым, не шел на диалог и сотрудничество. Отписки на обращения, посланные по официальным каналам, слово в слово копировались с теми же грамматическими и орфографическими ошибками – менялись лишь даты в «шапке». Такой вот цугцванг.
Хотелось бы, чтобы Дархан Амангельдиевич разорвал эту круговую поруку бойкота и саботажа со стороны «полу-профессионалов», зоотехников, спортсменов, танцоров, юристов на инженерных должностях…
Казбек Бейсебаев, политолог, экс-дипломат:
«Хотелось бы, чтобы аким прислушивался к алматинцам»

- Прежде всего отмечу, что ста дней для оценки деятельности акима такого мегаполиса, как Алматы, всё-таки маловато. Тем не менее, судя по заявлениям и первым действиям Дархана Сатыбалды, видно, что он хочет что-то изменить в городе и что-то сделать для горожан. Однако надо признать, что груз нерешённых проблем, особенно связанных с пробками, перенасыщением транспорта и плохой экологией, слишком велик – предшественники нынешнего градоначальника не решали их, а только накапливали.
Конечно, есть и другие проблемы, в том числе в сферах образования, здравоохранения, ЖКХ и других, которые тоже требуют особого внимания со стороны акима. Но и их невозможно сразу решить, даже за пару лет. Они требуют комплексного и системного подхода, с чем у нас во всей стране не все благополучно.
Еще одна сторона деятельности акима – это обратная связь с алматинцами. Хотелось бы, чтобы он прислушивался к ним, не проявлял формального подхода.
Аркадий Рубцов, председатель Ассоциации КСК города Алматы:
«Нынешнему градоначальнику проблемы достались по наследству…»

- Сам тот факт, что ничего революционного не происходит, уже хорошо. Постоянные реформы и нововведения от новых акимов часто бывают не на пользу. Тем более что Дархану Сатыбалды проблемы достались по наследству, и их за 100 дней не решить.
Радует, что он ранее навел порядок с ОСИ в Туркестанской области. Возможно, использует данный опыт и в Алматы. А еще во время приемов граждан он внимательно слушает людей. В целом системные проблемы имеют свои подходы, и нужно время, чтобы продолжить их решение.
Анна Б., специалист по озеленению территорий, ландшафтному проектированию и уходу за садами:
«Озеленительные новации потребуют воды и больших затрат»
Недавно новый аким предложил в так называемых буферных зонах вместо газонов высаживать кустарники – в два или три ряда в зависимости от ширины обочины улиц. С системой капельного орошения, с последующей стрижкой и формированием растений таким образом, чтобы они создавали защитный «живой экран» от вредных факторов, то есть шума, пыли и выхлопных газов. Удачными примерами такого решения являются аналогичные посадки в Медеуском районе по проспекту Достык (обеим его сторонам) от санатория Алмалы до улицы Омарова, а также по улице Тимирязева (южной стороне) от улицы Ауэзова до улицы Шашкина.
Такое практикуется во многих странах, и в целом идея хорошая. Но ее реализация требует немалых вложений - при посадке, при монтаже поливочной системы и при уходе. Впрочем, результат того стоит. Пользы будет намного больше, чем просто от газона, поскольку это не просто «зеленая полоса» вдоль проезжей части, а действительно защитный экран, который положительно скажется на микроклимате пешеходных зон. Да и эстетическая составляющая имеет значение - смотреть на живые изгороди из стриженых и нестриженых кустарников куда интереснее, чем на скучную траву.
А еще местные власти планируют отказаться от газонов в новых пешеходных зонах – вместо них предлагается высаживать между деревьями массивы кустарников (на капельном орошении), которые будут обрезать по одной высоте фронтальными кусторезами. Считается, что они требуют меньшего ухода. И люди, по идее, заходить на них не должны, если в проект заложены и построены поперечные дорожки.
Естественно, возникают вопросы. Откуда взять столько воды на полив? Имеется ли в городе достаточный по объёму источник водоснабжения? И где разместить накопительные ёмкости для насосов и поливочной системы?
Ответ: воду можно брать из открытых водоисточников – прежде всего, из наших речек, откуда она должна поступать в каналы и арыки. Соответственно на этих речках, других водоемах, арыках должны быть насосные и фильтровальные станции, через которые вода пойдёт в накопительные ёмкости, а оттуда - в систему капельного орошения на каждом объекте. К тому же вся эта система должна быть обеспечена электричеством. Надо ставить программатор или ручное включение кранами.
Другой способ – поливать помпами из арыков. Но это не совсем эстетично. К тому же рыхление и прополку массивов придется делать не реже, чем раз в неделю. Наряду с этим потребуется подкормка гранулированным удобрением. Все это тоже сопряжено с дополнительными затратами.
Ну и третий способ - бурить скважины на каждом большом объекте. Но для этого следует, во-первых, ещё на этапе до АПЗ-проектирования нового общественного пространства или реконструкции старого провести гидрогеологические изыскания на предмет состава грунтов и наличия водоносного горизонта на территории объектов. Во-вторых, сделать химический анализ воды на содержание солей (засоленной водой поливать зелёные насаждения нельзя), и если выяснится, что она пригодна, то лишь тогда ее можно применять.
А имеющуюся питьевую воду нужно использовать только по прямому назначению.
Руслан Саринов, эксперт Общественного совета г. Алматы:
«Алгоритмы управления транспортными потоками стали хуже»

- Думаю, 100 дней для акима, управляющего городом, в котором проживают около трех миллионов человек (что сопоставимо с населением небольшой страны), слишком малый срок. Однако на правах дипломированного инженера, экономиста и преподавателя логистики (науки о потоках, в том числе транспортных) с 25-летним стажем, а также старожила Алматы считаю важным рассмотреть ряд уже предпринятых шагов.
Первый - строительство БРТ вдоль проспекта Райымбека. На мой взгляд, это абсолютно диверсионный проект. Его авторы либо крайне некомпетентны, либо находятся под влиянием лиц или сил, преследующих подрывные цели. Урок с улицей Тимирязева не пошел впрок. Ее в прямом смысле изувечили, при этом выплеснув транспортные потоки на соседние проспекты Аль-Фараби и Сатпаева, тем самым загрузив их еще больше и принеся госбюджету огромные убытки с потерей сотен миллионов человеко-часов. А теперь решили парализовать и без того самую напряжённую хордовую артерию города.
Дорожные работы совмещены с ремонтом коммунальных сетей (водных, энергетических, тепловых и прочих), что само по себе логично. Но то, как было организовано управление городской мобильностью в этот период, не выдерживает никакой критики. В данном вопросе дорожные службы во всей красе продемонстрировали свой непрофессионализм. На их дорогостоящую «художественную самодеятельность», полагаю, следует обратить внимание организаций, стоящих на страже благополучия граждан и ресурсов, ибо косвенные убытки кратно превосходят полученную выгоду. Лично я как автомобилист с многолетним безупречным стажем, наблюдавший организацию процесса и участвовавший в нем непосредственно, ставлю им неудовлетворительную оценку!
В Алматы есть все условия для нормализации движения – более трех тысяч километров дорог, современная система управления потоками, небезызвестная наблюдательно-карательная структура… Однако дорожники прибегают к самым иррациональным и нелогичным решениям относительно организации движения транспорта. Там, где оно рассчитано на четыре просторные полосы, делают шесть узеньких, чем обрушивают производительность участков - создают фантомные препятствия. Как результат - перманентная пробка. И таких примеров масса.
Думаю, пора уже проводить тестирование сотрудников дорожных служб на их когнитивные способности. Если они стесняются, я могу первый публично его пройти. Может, хоть так мы сможем если не избежать, то сократить количество вредительских прожектов. Даже если они реализуют какие-то «импортные» идеи, то почему не подвергают их анализу с привлечением отечественных специалистов, почему не проводят адаптацию с учётом местных условий? Многие решения этих людей наносят серьезный экологический и экономический ущерб городу, тормозят его развитие и сильно бьют по качеству жизни горожан.
Второй шаг – намерение ввести платный въезд в Алматы для старых авто. Авторы этой идеи, очевидно, фильмов насмотрелись – таких, как «13-й район», где благополучные кварталы отгораживают бетонной стеной, и «Приключения Чиполлино», где богатые правители вводят налог на дождевую воду. Под каким бы сладким соусом ни преподносился данный проект, фактически это дискриминация граждан одной страны, жителей одной агломерации по признаку финансовой состоятельности. «Чумазых за забор», а «прелестный центр» (возводимый на средства всех налогоплательщиков) только для тех, кто «почище-с»...
И есть основания полагать, что свое недовольство столь открытой дискриминацией граждане могут организованно выразить в достаточно резких формах. Тем более что те, кто не имеет возможность ездить на новых машинах, а, следовательно, в «прелестном центре», у нас составляют абсолютное большинство. К слову, мой ролик в TikTok на эту тему набрал более 50 тысячи просмотров – то есть она волнует очень многих.
Данный провокационный шаг камуфлируется благородной целью – улучшить экологическую обстановку в мегаполисе. Но позвольте напомнить учебник физики для 6-го класса, где в доступной для детей форме описывается явление диффузии: если по одной улице едут новенькие авто, а по соседней – изношенные, то и там, и там качество воздуха будет одинаковым. «Черная линза» над Алматы не делит его на «золотой квадрат» и «промышленные районы», она в равной степени довлеет над нами, вне зависимости от уровня доходов. Поэтому данная идея – чушь. Глупейшая! Если, конечно, не преследуются иные цели, которые открыто не озвучиваются…
Понятно, что эти решения достались новому акиму по наследству, и он продолжает их исполнять, возможно, вынужденно. В результате алгоритмы управления транспортными потоками в городе стали даже хуже, чем были при предыдущем градоначальнике - явном антиавтомобилисте. Дороги при том же количестве авто уже не выдерживают экстенсивно уплотнившегося трафика движения. И тут предстоит очень маленькая, но очень научная работа с гигантским положительным результатом.
В целом могу сказать, что пробки в мегаполисе созданы искусственно «благодаря» таким непрофессиональным, антинаучным инициативам, которые, по моим подсчётам, наносят ущерб качеству жизни жителей агломерации на сумму порядка 10 триллионов тенге в год (обоснования этой и других цифр могу предоставить, если их кто-нибудь у меня запросит)! И пока я не вижу каких-то внятных адекватных мер по изменению ситуации к лучшему. Не говоря уже о колоссальном ущербе здоровью населения: каждые три часа в Алматы от болезней, связанных с загрязнением воздуха, умирает один человек. В год это 2,5 тысячи - одна дивизия. Счёт больных идёт на сотни тысяч.
Наверняка в Алматы и в Казахстане, кроме меня, есть специалисты, готовые предложить эффективные логистические решения. Экстенсивный бред, «четные/нечётные номера», «алматинцы/неалматинцы», «тысяча станций метро», «ЛРТ надо всем городом», «полицентры», «перехватывающие парковки», «2030», «2050» и прочие воздушные шарики не рассматриваем.
Мои предложения, переданные в акимат и опубликованные в СМИ 13 марта 2020 года, позволят снизить непродуктивное потребление топлива в городе на 500 тонн в сутки и около 200 тыс. тонн в год. Чтобы было понятно, это солидный такой ежедневный железнодорожный состав из 50-тонных цистерн, наполненных бензином и соляркой. Если реализовать данную идею, то смертность и заболеваемость из-за загрязнения воздуха сократятся вдвое. Плюс приятный бонус – рост качества жизни каждого алматинца, оцениваемый в 1-1,5 млн тенге в год.
К сожалению, нас не хотят слушать. Ни один аким, начиная с Храпунова и заканчивая Досаевым, не шел на диалог и сотрудничество. Отписки на обращения, посланные по официальным каналам, слово в слово копировались с теми же грамматическими и орфографическими ошибками – менялись лишь даты в «шапке». Такой вот цугцванг.
Хотелось бы, чтобы Дархан Амангельдиевич разорвал эту круговую поруку бойкота и саботажа со стороны «полу-профессионалов», зоотехников, спортсменов, танцоров, юристов на инженерных должностях…
Казбек Бейсебаев, политолог, экс-дипломат:
«Хотелось бы, чтобы аким прислушивался к алматинцам»

- Прежде всего отмечу, что ста дней для оценки деятельности акима такого мегаполиса, как Алматы, всё-таки маловато. Тем не менее, судя по заявлениям и первым действиям Дархана Сатыбалды, видно, что он хочет что-то изменить в городе и что-то сделать для горожан. Однако надо признать, что груз нерешённых проблем, особенно связанных с пробками, перенасыщением транспорта и плохой экологией, слишком велик – предшественники нынешнего градоначальника не решали их, а только накапливали.
Конечно, есть и другие проблемы, в том числе в сферах образования, здравоохранения, ЖКХ и других, которые тоже требуют особого внимания со стороны акима. Но и их невозможно сразу решить, даже за пару лет. Они требуют комплексного и системного подхода, с чем у нас во всей стране не все благополучно.
Еще одна сторона деятельности акима – это обратная связь с алматинцами. Хотелось бы, чтобы он прислушивался к ним, не проявлял формального подхода.
Аркадий Рубцов, председатель Ассоциации КСК города Алматы:
«Нынешнему градоначальнику проблемы достались по наследству…»

- Сам тот факт, что ничего революционного не происходит, уже хорошо. Постоянные реформы и нововведения от новых акимов часто бывают не на пользу. Тем более что Дархану Сатыбалды проблемы достались по наследству, и их за 100 дней не решить.
Радует, что он ранее навел порядок с ОСИ в Туркестанской области. Возможно, использует данный опыт и в Алматы. А еще во время приемов граждан он внимательно слушает людей. В целом системные проблемы имеют свои подходы, и нужно время, чтобы продолжить их решение.
Анна Б., специалист по озеленению территорий, ландшафтному проектированию и уходу за садами:
«Озеленительные новации потребуют воды и больших затрат»
Недавно новый аким предложил в так называемых буферных зонах вместо газонов высаживать кустарники – в два или три ряда в зависимости от ширины обочины улиц. С системой капельного орошения, с последующей стрижкой и формированием растений таким образом, чтобы они создавали защитный «живой экран» от вредных факторов, то есть шума, пыли и выхлопных газов. Удачными примерами такого решения являются аналогичные посадки в Медеуском районе по проспекту Достык (обеим его сторонам) от санатория Алмалы до улицы Омарова, а также по улице Тимирязева (южной стороне) от улицы Ауэзова до улицы Шашкина.
Такое практикуется во многих странах, и в целом идея хорошая. Но ее реализация требует немалых вложений - при посадке, при монтаже поливочной системы и при уходе. Впрочем, результат того стоит. Пользы будет намного больше, чем просто от газона, поскольку это не просто «зеленая полоса» вдоль проезжей части, а действительно защитный экран, который положительно скажется на микроклимате пешеходных зон. Да и эстетическая составляющая имеет значение - смотреть на живые изгороди из стриженых и нестриженых кустарников куда интереснее, чем на скучную траву.
Кроме того, рядовые посадки кустарников или массивы из них - динамичный элемент ландшафтного дизайна. Их внешний вид меняется по сезонам: весной и летом они цветут, осенью меняют цвет листвы, а зимой «работают» габитус (форма кроны) и окраска коры. И они же способствуют обеспечению безопасности пешеходов, поскольку направляют их именно к перекресткам, тем самым напоминая о необходимости соблюдения ПДД.
А еще местные власти планируют отказаться от газонов в новых пешеходных зонах – вместо них предлагается высаживать между деревьями массивы кустарников (на капельном орошении), которые будут обрезать по одной высоте фронтальными кусторезами. Считается, что они требуют меньшего ухода. И люди, по идее, заходить на них не должны, если в проект заложены и построены поперечные дорожки.
Естественно, возникают вопросы. Откуда взять столько воды на полив? Имеется ли в городе достаточный по объёму источник водоснабжения? И где разместить накопительные ёмкости для насосов и поливочной системы?
Ответ: воду можно брать из открытых водоисточников – прежде всего, из наших речек, откуда она должна поступать в каналы и арыки. Соответственно на этих речках, других водоемах, арыках должны быть насосные и фильтровальные станции, через которые вода пойдёт в накопительные ёмкости, а оттуда - в систему капельного орошения на каждом объекте. К тому же вся эта система должна быть обеспечена электричеством. Надо ставить программатор или ручное включение кранами.
Другой способ – поливать помпами из арыков. Но это не совсем эстетично. К тому же рыхление и прополку массивов придется делать не реже, чем раз в неделю. Наряду с этим потребуется подкормка гранулированным удобрением. Все это тоже сопряжено с дополнительными затратами.
Ну и третий способ - бурить скважины на каждом большом объекте. Но для этого следует, во-первых, ещё на этапе до АПЗ-проектирования нового общественного пространства или реконструкции старого провести гидрогеологические изыскания на предмет состава грунтов и наличия водоносного горизонта на территории объектов. Во-вторых, сделать химический анализ воды на содержание солей (засоленной водой поливать зелёные насаждения нельзя), и если выяснится, что она пригодна, то лишь тогда ее можно применять.
А имеющуюся питьевую воду нужно использовать только по прямому назначению.
Похожие статьи
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
В плену у «пробок»… Как разгрузить дороги в Алматы?
14.03.2025, автор Сауле Исабаева.