24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Деятельность нацкомпаний в Казахстане: социальный аспект
5.09.2025, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Доля госсектора в валовом продукте страны остается высокой во многом благодаря наличию большого количества подконтрольных государству естественных монополий. Акорда ошибочно полагает, что эту долю необходимо сокращать через механизм приватизации. Не принимается во внимание то обстоятельство, что национальные компании – наиболее простой и эффективный инструмент управления всей экономикой в целом. Достаточно назвать прямые и косвенные эффекты, которые такие компании оказывают на поддержание социальной стабильности в стране.
Накануне президентского послания и с началом осенней сессии работы парламента Акорде необходимо сформулировать и законодательно закрепить понятие «социальная нагрузка национальных компаний/национальных операторов». Тем более что для отдельных отраслей отечественной экономики это уже сделано.
Что такое «социальная нагрузка» в казахстанских нацкомпаниях? В наших реалиях это, прежде всего, исполнение универсальных и жизненно важных услуг по всей стране, работа по регулируемым тарифам, обеспечение национальной инфраструктуры и поддержка уязвимых территорий и групп. Это нашло отражение и в правовой базе: приняты и действуют законы «О естественных монополиях» (регулируемые тарифы и контроль), «О связи» (универсальные услуги связи) и «О почте» (обязанности национального почтового оператора).
Зачем это нужно государству?
• Нацкомпании выполняют не только бизнес-функции, но и социальный мандат: обеспечивают базовые услуги (свет, газ, почта, транспорт) даже там, где это экономически невыгодно. Если их KPI ограничены только прибылью и эффективностью, то социальная функция остаётся «невидимой». Включение социальной нагрузки в KPI компаний делает её официальной частью результата работы топ-менеджмента.
• Социальные метрики позволяют обществу и государству видеть, насколько эффективно компании выполняют свои обязательства перед населением: охват сёл интернетом, субсидированные перевозки, доступность жилья, уровень экологической безопасности и многое другое.
• Во всём мире нефинансовые KPI (экология, социальная сфера и т.д.) становятся стандартом оценки качества корпоративного управления. Казахстанские нацкомпании, ориентирующиеся на привлечение инвестиций, выходящие на рынки капитала или реализующие «народные IPO», повышают доверие инвесторов в том числе и через ESG-метрики.
Казпочта
• Доля населения, охваченного универсальными почтовыми услугами (особенно сёла и малые города).
• Соблюдение сроков доставки писем и посылок (в т. ч. социально значимых выплат/документов).
• Доля отделений, обеспечивающих доступ к базовым финансовым и государственным слугам (например, в сёлах).
Казахтелеком (и мобильные операторы группы)
• Процент сельских населённых пунктов с интернетом/мобильной связью 4G/5G.
• Уровень доступности тарифов для социально уязвимых групп населения (льготные пакеты).
• Средняя скорость и стабильность интернет-соединения в сельской зоне.
KEGOC (электроэнергетика)
• Количество часов/минут перебоев в электроснабжении в расчете на 1 потребителя.
• Доля энергии, получаемой от возобновляемых источников и интегрированной в единую энергосистему Казахстана.
• Инвестиции в модернизацию сетей в регионах с низкой степенью надёжности электроснабжения.
КТЖ / «Пассажирские перевозки»
• Доля субсидируемых маршрутов, обеспеченных регулярным сообщением (особенно межобластные и пригородные).
• Уровень доступности билетов для социально уязвимых категорий населения.
• Качество сервиса – удовлетворённость пассажиров.
QazaqGaz
• Процент населения, подключённого к газу (уровень газификации страны).
• Доля внутреннего рынка, обеспеченная газом по регулируемым ценам.
• Объём инвестиций в развитие инфраструктуры газификации регионов.
КазТрансОйл
• Надёжность транспортировки нефти для внутренних НПЗ (обеспечение топливом регионов).
• Инциденты на магистральных нефтепроводах (аварии, разливы).
• Объём инвестиций в обеспечение экологической безопасности и в профилактику утечек.
НУХ «Байтерек»
• Количество МСП, получивших доступ к кредитованию/субсидиям через институты холдинга.
• Объём доступного жилья, построенного и переданного населению.
• Количество рабочих мест, созданных при поддержке холдинга.
КазМунайГаз
• Снижение выбросов CO₂ на тонну добычи.
• Объём инвестиций в социальные проекты в регионах присутствия.
• Количество программ по промышленной безопасности и охране труда.
Казатомпром
• Инвестиции в экологические программы уранодобывающих регионов.
• Уровень радиационной и промышленной безопасности.
• Социальные проекты для местных сообществ (образование, медицина, инфраструктура).
Кроме того, важен и правовой аспект – если понятие, касающееся социальной нагрузки национальных компаний, будет закреплено на законодательном уровне, то это станет своего рода залогом того, что они или их части/структурные подразделения не смогут быть выведены на приватизацию и не будут потеряны для государства как экономические активы.
В конечном счете, эффективность нацкомпаний должна определяться не столько по финансовым показателям, сколько по мультипликативному эффекту, который та или иная из них оказывает на всю экономику Казахстана.
Накануне президентского послания и с началом осенней сессии работы парламента Акорде необходимо сформулировать и законодательно закрепить понятие «социальная нагрузка национальных компаний/национальных операторов». Тем более что для отдельных отраслей отечественной экономики это уже сделано.
Что такое «социальная нагрузка» в казахстанских нацкомпаниях? В наших реалиях это, прежде всего, исполнение универсальных и жизненно важных услуг по всей стране, работа по регулируемым тарифам, обеспечение национальной инфраструктуры и поддержка уязвимых территорий и групп. Это нашло отражение и в правовой базе: приняты и действуют законы «О естественных монополиях» (регулируемые тарифы и контроль), «О связи» (универсальные услуги связи) и «О почте» (обязанности национального почтового оператора).
Зачем это нужно государству?
• Нацкомпании выполняют не только бизнес-функции, но и социальный мандат: обеспечивают базовые услуги (свет, газ, почта, транспорт) даже там, где это экономически невыгодно. Если их KPI ограничены только прибылью и эффективностью, то социальная функция остаётся «невидимой». Включение социальной нагрузки в KPI компаний делает её официальной частью результата работы топ-менеджмента.
• Социальные метрики позволяют обществу и государству видеть, насколько эффективно компании выполняют свои обязательства перед населением: охват сёл интернетом, субсидированные перевозки, доступность жилья, уровень экологической безопасности и многое другое.
• Во всём мире нефинансовые KPI (экология, социальная сфера и т.д.) становятся стандартом оценки качества корпоративного управления. Казахстанские нацкомпании, ориентирующиеся на привлечение инвестиций, выходящие на рынки капитала или реализующие «народные IPO», повышают доверие инвесторов в том числе и через ESG-метрики.
Дополнение KPI национальных компаний параметрами социальной ответственности оправданно. Это закрепляет социальный мандат, повышает их подотчётность и укрепляет доверие со стороны общества и инвесторов. Главное – правильно подобрать измеримые и значимые показатели. В качестве примера можно привести по 2-3 KPI социальной ответственности для ключевых нацкомпаний Казахстана. Они опираются на специфику миссии компаний и международные практики корпоративной социальной ответственности:
Казпочта
• Доля населения, охваченного универсальными почтовыми услугами (особенно сёла и малые города).
• Соблюдение сроков доставки писем и посылок (в т. ч. социально значимых выплат/документов).
• Доля отделений, обеспечивающих доступ к базовым финансовым и государственным слугам (например, в сёлах).
Казахтелеком (и мобильные операторы группы)
• Процент сельских населённых пунктов с интернетом/мобильной связью 4G/5G.
• Уровень доступности тарифов для социально уязвимых групп населения (льготные пакеты).
• Средняя скорость и стабильность интернет-соединения в сельской зоне.
KEGOC (электроэнергетика)
• Количество часов/минут перебоев в электроснабжении в расчете на 1 потребителя.
• Доля энергии, получаемой от возобновляемых источников и интегрированной в единую энергосистему Казахстана.
• Инвестиции в модернизацию сетей в регионах с низкой степенью надёжности электроснабжения.
КТЖ / «Пассажирские перевозки»
• Доля субсидируемых маршрутов, обеспеченных регулярным сообщением (особенно межобластные и пригородные).
• Уровень доступности билетов для социально уязвимых категорий населения.
• Качество сервиса – удовлетворённость пассажиров.
QazaqGaz
• Процент населения, подключённого к газу (уровень газификации страны).
• Доля внутреннего рынка, обеспеченная газом по регулируемым ценам.
• Объём инвестиций в развитие инфраструктуры газификации регионов.
КазТрансОйл
• Надёжность транспортировки нефти для внутренних НПЗ (обеспечение топливом регионов).
• Инциденты на магистральных нефтепроводах (аварии, разливы).
• Объём инвестиций в обеспечение экологической безопасности и в профилактику утечек.
НУХ «Байтерек»
• Количество МСП, получивших доступ к кредитованию/субсидиям через институты холдинга.
• Объём доступного жилья, построенного и переданного населению.
• Количество рабочих мест, созданных при поддержке холдинга.
КазМунайГаз
• Снижение выбросов CO₂ на тонну добычи.
• Объём инвестиций в социальные проекты в регионах присутствия.
• Количество программ по промышленной безопасности и охране труда.
Казатомпром
• Инвестиции в экологические программы уранодобывающих регионов.
• Уровень радиационной и промышленной безопасности.
• Социальные проекты для местных сообществ (образование, медицина, инфраструктура).
Если такие KPI встроить в официальную систему оценки (в годовые отчёты и мотивацию топ-менеджмента), то нацкомпании станут более прозрачными и подотчётными обществу. Государству это даст инструмент контроля над тем, насколько они работают в интересах общества. Самим компаниям – повышение устойчивости, доверия и репутации, а также более взвешенные управленческие решения (установка не только на «короткие деньги», но и на долгосрочный эффект инвестирования). А гражданам – определенную гарантию того, что социальные обязательства нацкомпаний не будут подменяться чисто коммерческими целями.
Кроме того, важен и правовой аспект – если понятие, касающееся социальной нагрузки национальных компаний, будет закреплено на законодательном уровне, то это станет своего рода залогом того, что они или их части/структурные подразделения не смогут быть выведены на приватизацию и не будут потеряны для государства как экономические активы.
В конечном счете, эффективность нацкомпаний должна определяться не столько по финансовым показателям, сколько по мультипликативному эффекту, который та или иная из них оказывает на всю экономику Казахстана.
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.