24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
«Золотой» мост через Иртыш – чьи-то архитектурно-коррупционные фантазии?

Вчера, 16:23, автор Гульнар Муканова.
RU
KZ
EN
В Усть-Каменогорске снова заговорили о строительстве нового моста через Иртыш. По предварительным данным, длина самого моста составит 420 метров, эстакад — 290 метров, подъездных путей — около 1,2 километра. При этом предполагаемая стоимость проекта поражает воображение — 115 миллиардов тенге!
Необходимо отметить, что планы возведения этого объекта обсуждаются с 2007 года, однако по разным причинам строительство постоянно откладывалось. Чтобы понять масштаб затрат, обратимся к цифрам. Восемнадцать лет назад, когда сооружение моста только затевалось, разработчики технико-экономического обоснования оценили его стоимость в 12.2 миллиарда тенге, что по действовавшему на тот момент валютному курсу составляло примерно 102 миллиона долларов. К 2017-му она подскочила до 62-х миллиардов. А сегодня называют сумму в 115 миллиардов тенге — это порядка 213 миллионов долларов. Несложно посчитать, что менее чем два десятилетия строительство будущей переправы подорожало почти десятикратно в национальной валюте и в два с лишним раза в долларах США.
Ещё один пример мостостроения в Восточном Казахстане — обход Осиновского перевала с сооружением моста через ущелье Пихтовка. Это сложнейший горный проект с непростой геологией и буровзрывными работами. Тем не менее, общая его стоимость составила около 13 миллиардов тенге. На этом фоне 115 миллиардов, в которые оценили строительство городской переправы через Иртыш, кажутся какой-то фантастической суммой.
Особую остроту ситуации придаёт свежий факт: пару недель назад в Усть-Каменогорске обрушился мост имени Шнайдера. И это после ремонта, на который были затрачены значительные суммы из бюджета. Чудом обошлось без человеческих жертв, но само происшествие стало тревожным сигналом. По данным из открытых источников, на подготовку и ремонт этого моста в течение последних трех лет было выделено свыше миллиарда тенге. Ответственность за их освоение и проведение работ лежит на отделе жилищно‑коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть‑Каменогорска – именно он выступал в роли заказчика. Для сравнения: на те же средства — более миллиарда тенге — можно было бы качественно отремонтировать несколько километров городских дорог с асфальтовым покрытием или благоустроить целые кварталы.
Конечно, кто-то может возразить: мол, каждый объект уникален и по-своему сложен, у Иртыша своя геология и т.д. Это верно, но ведь Бухтарминский мост и Осиновский перевал – тоже далеко не простые сооружения. Тем не менее, их бюджеты не раздувались до астрономических размеров. Сравнение с суммами, которые были затрачены на объекты, ранее введенные в эксплуатацию, вызывает серьезные сомнения в адекватности предполагаемых расходов на возведение моста через Иртыш.
Горожане уже очень долго ждут появления моста, который позволит улучшить транспортную доступность, снизить нагрузку на центральные улицы и решить ряд других проблем. Казалось бы, какая разница обывателю, во сколько он обойдется – «лишь бы был». Однако на сегодняшний день источник финансирования не определен. Если исходить из масштаба расходов, то не исключено, что объект будет строиться на кредитные деньги. В таком случае придётся занять 115 миллиардов тенге, а это автоматически увеличит долг региона, и соответственно предстоит на протяжении многих лет возвращать его вместе с процентами – то есть отдавать деньги, которые можно было бы направить на другие нужды. Впрочем, при любом варианте превышение (тем более существенное) реальной стоимости будет означать отвлечение немалых средств от решения иных жизненно важных проблем.
Чтобы развеять сомнения, власти могли бы опубликовать обобщенную смету с разбивкой: мостовая часть, подходы, инженерные сети, развязки, экологическая составляющая, непредвиденные расходы… Возможно привлечение к оценке стоимости проекта независимых специалистов, включая международных консультантов. Это позволило бы превратить дискуссию о «золотом мосте» в разговор о реальных цифрах и ответственных исполнителях. Ведь для властей региона, помимо финансового, существует и значительный репутационный риск: если мост за 115 миллиардов тенге окажется не лучше других аналогичных объектов, а лишь дороже, то это неминуемо вызовет обвинения в расточительности, в неспособности грамотно распорядиться финансовыми ресурсами.
Истории с мостом имени Шнайдера и с планами строительства «золотой» переправы через Иртыш наглядно показывают, что проблема отнюдь не в отсутствии денег, а в том, как ими управляют. В ситуации, когда огромные бюджетные средства уходят на ремонты, не спасающие конструкции от обрушения, а новый мост протяженностью 420 метров планируется построить за 115 миллиардов тенге, общество вправе потребовать от властей полной прозрачности. Обнародование смет, проведение независимых экспертиз, жёсткая ответственность подрядчиков и чиновников – без этого сейчас уже нельзя…
Необходимо отметить, что планы возведения этого объекта обсуждаются с 2007 года, однако по разным причинам строительство постоянно откладывалось. Чтобы понять масштаб затрат, обратимся к цифрам. Восемнадцать лет назад, когда сооружение моста только затевалось, разработчики технико-экономического обоснования оценили его стоимость в 12.2 миллиарда тенге, что по действовавшему на тот момент валютному курсу составляло примерно 102 миллиона долларов. К 2017-му она подскочила до 62-х миллиардов. А сегодня называют сумму в 115 миллиардов тенге — это порядка 213 миллионов долларов. Несложно посчитать, что менее чем два десятилетия строительство будущей переправы подорожало почти десятикратно в национальной валюте и в два с лишним раза в долларах США.
На первый взгляд, такое увеличение стоимости можно объяснить инфляцией, ростом цен на металл, бетон и затрат на логистику. Но давайте посмотрим на похожие проекты, либо реализованные в недавнем прошлом, либо находящиеся в процессе строительства. Менее года назад там же, в Восточном Казахстане, сдали в эксплуатацию самый длинный в нашей стране мост через Бухтарминское водохранилище. Его протяжённость — 1316 метров (он в три раза длиннее того, что собираются проложить над Иртышом), плюс построены 18 километров подъездных дорог к нему. Общая стоимость объекта составила около 61 миллиарда тенге. То есть 1,3 километра Бухтарминского гиганта обошлись вдвое дешевле, чем планируется отдать за 420-метровую переправу в Усть-Каменогорске.
Ещё один пример мостостроения в Восточном Казахстане — обход Осиновского перевала с сооружением моста через ущелье Пихтовка. Это сложнейший горный проект с непростой геологией и буровзрывными работами. Тем не менее, общая его стоимость составила около 13 миллиардов тенге. На этом фоне 115 миллиардов, в которые оценили строительство городской переправы через Иртыш, кажутся какой-то фантастической суммой.
Особую остроту ситуации придаёт свежий факт: пару недель назад в Усть-Каменогорске обрушился мост имени Шнайдера. И это после ремонта, на который были затрачены значительные суммы из бюджета. Чудом обошлось без человеческих жертв, но само происшествие стало тревожным сигналом. По данным из открытых источников, на подготовку и ремонт этого моста в течение последних трех лет было выделено свыше миллиарда тенге. Ответственность за их освоение и проведение работ лежит на отделе жилищно‑коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть‑Каменогорска – именно он выступал в роли заказчика. Для сравнения: на те же средства — более миллиарда тенге — можно было бы качественно отремонтировать несколько километров городских дорог с асфальтовым покрытием или благоустроить целые кварталы.
Конечно, кто-то может возразить: мол, каждый объект уникален и по-своему сложен, у Иртыша своя геология и т.д. Это верно, но ведь Бухтарминский мост и Осиновский перевал – тоже далеко не простые сооружения. Тем не менее, их бюджеты не раздувались до астрономических размеров. Сравнение с суммами, которые были затрачены на объекты, ранее введенные в эксплуатацию, вызывает серьезные сомнения в адекватности предполагаемых расходов на возведение моста через Иртыш.
Уже сейчас в городе ходят слухи, что проект стоимостью 115 миллиардов предназначен для конкретного подрядчика, приближенного к исполнительной власти региона. И пока нет подробной сметной расшифровки, у общественности остаётся ощущение, что речь идет о плате не за бетон и сталь, а за чьи-то архитектурно-коррупционные фантазии. Иными словами, существуют опасения по поводу того, что этот объект может стать очередной кормушкой для «причастных».
Горожане уже очень долго ждут появления моста, который позволит улучшить транспортную доступность, снизить нагрузку на центральные улицы и решить ряд других проблем. Казалось бы, какая разница обывателю, во сколько он обойдется – «лишь бы был». Однако на сегодняшний день источник финансирования не определен. Если исходить из масштаба расходов, то не исключено, что объект будет строиться на кредитные деньги. В таком случае придётся занять 115 миллиардов тенге, а это автоматически увеличит долг региона, и соответственно предстоит на протяжении многих лет возвращать его вместе с процентами – то есть отдавать деньги, которые можно было бы направить на другие нужды. Впрочем, при любом варианте превышение (тем более существенное) реальной стоимости будет означать отвлечение немалых средств от решения иных жизненно важных проблем.
Чтобы развеять сомнения, власти могли бы опубликовать обобщенную смету с разбивкой: мостовая часть, подходы, инженерные сети, развязки, экологическая составляющая, непредвиденные расходы… Возможно привлечение к оценке стоимости проекта независимых специалистов, включая международных консультантов. Это позволило бы превратить дискуссию о «золотом мосте» в разговор о реальных цифрах и ответственных исполнителях. Ведь для властей региона, помимо финансового, существует и значительный репутационный риск: если мост за 115 миллиардов тенге окажется не лучше других аналогичных объектов, а лишь дороже, то это неминуемо вызовет обвинения в расточительности, в неспособности грамотно распорядиться финансовыми ресурсами.
Истории с мостом имени Шнайдера и с планами строительства «золотой» переправы через Иртыш наглядно показывают, что проблема отнюдь не в отсутствии денег, а в том, как ими управляют. В ситуации, когда огромные бюджетные средства уходят на ремонты, не спасающие конструкции от обрушения, а новый мост протяженностью 420 метров планируется построить за 115 миллиардов тенге, общество вправе потребовать от властей полной прозрачности. Обнародование смет, проведение независимых экспертиз, жёсткая ответственность подрядчиков и чиновников – без этого сейчас уже нельзя…
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.