Сохранить море: о чем должна договориться «каспийская пятерка»?

Автор Сауле Исабаева
RU
KZ
EN
Вадим Ни, сооснователь движения Save the Caspian Sea:
«У нас нет дополнительных 20 лет на бюрократическую раскачку»

- Необходимость разработки такого документа назрела давно. В следующем году будет 20 лет, как вступила в силу Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция), а специальной программы до сих пор нет. Хотя это стало бы базой для международного сотрудничества по сохранению морской среды, управляемой и используемой разными странами.
Наше движение Save the Caspian Sea провело в середине августа Высокую неделю Каспия. По ее итогам мы подготовили дорожную карту «10 шагов по спасению Каспия». Она была разработана совместно с экологами, учеными, юристами, представителями государственных органов. В нее включены предложения, касающиеся международной координации, обеспечения прозрачности нефтедобывающей и иной промышленной деятельности на море, а также экологической безопасности. То есть мы уже внесли свой вклад в разработку данного документа.
Считаем, что межгосударственная программа по сохранению Каспийского моря должна включать в себя согласованные меры, во-первых, по поддержанию уровня воды. Важно договориться и обеспечить экологические попуски по рекам, питающим водоем, осуществлять совместные действия с целью его пополнения в периоды наводнений.
Во-вторых, должны быть предложены меры, направленные на осуществление качественного мониторинга, предотвращение и снижение уровня загрязнения морской среды. Они должны касаться нефтедобывающей и иной промышленной деятельности на Каспии и в прибрежных районах (включая дноуглубительные работы), сбросов с судов и коммунально-бытовых сточных вод, загрязнений по рекам, впадающим в море.
В-третьих, необходимы меры по сохранению флоры и фауны. Речь идет о снижении воздействия на растительный и животный мир в результате нефтяной, промышленной и транспортной деятельности, о предотвращении попадания в Каспий и дальнейшего распространения чужеродных видов. Также важно незамедлительно и комплексно реагировать на промышленные аварии, на массовую гибель каспийского тюленя, рыб, птиц – от выявления и регистрации таких случаев до установления и привлечения к ответственности виновных лиц.
В-четвертых, требуются меры по устойчивому развитию прикаспийских регионов и сообществ. Здесь критически важными являются рыболовный промысел, развитие туризма, возможности использования Каспийского моря для питьевого водоснабжения.
Ну и, в-пятых, в межгосударственной программе должны быть предусмотрены обмен информацией, публичный доступ к ней, проведение совместных исследований, в том числе на темы, связанные с текущим обмелением в результате изменения климата, использованием современных технологий для мониторинга, снижения уровня загрязнений.
- А что конкретно сам Казахстан может и должен сделать для спасения моря?
- Руководство нашей страны также выступило с инициативами, касающимися развития международного сотрудничества по Каспийскому морю в формате ШОС и создания Центра изучения водных проблем при данной организации. А это довольно амбициозные задачи, которые не были решены за предыдущие два десятилетия в рамках Тегеранской конвенции. Очевидно, что предложения нашего президента являются проявлением политической воли. Думаю, вместе с премьер-министром они продолжат усилия в данном направлении, чтобы получить поддержку со стороны остальных прикаспийских государств.
Что касается профильных министерств и местных органов власти, то им стоит самим проявить инициативу, а не ждать директив от главы государства. Пока же, как правило, они реагируют лишь от случая к случаю, когда массово гибнут животные или когда дело касается больших штрафов за загрязнения и другие нарушения. При этом крупнейшие нефтегазовые компании, работающие на Каспии, так и не были переведены на комплексные экологические разрешения и наилучшие доступные техники. Хотя это заявлялось как ключевая потребность для разработки и принятия в 2021 году Экологического кодекса в новой редакции.
Да и вообще непонятно, почему начисление огромных штрафов должно быть основным показателем работы экологического министерства в отношении нефтяных компаний. По-хорошему, мы должны с помощью современных информационных технологий и по публично доступным отчетам видеть, какие усилия они предпринимают для снижения уровня загрязнения моря. Крупные загрязнители должны бояться совершить даже мелкие экологические нарушения, а для этого необходимы прозрачность и подотчетность. Пока же мы не можем добиться от Минэкологии конкретных действий применительно даже к судовым сбросам, хотя по ним доступны спутниковые данные.
В идеале деятельность министерства и местных органов власти в этом направлении должна стать основой для активизации международного сотрудничества и будущей межгосударственной программы по сохранению Каспия. А задача общественности – не только ответственно относиться к защите моря и его биоресурсов, но и требовать от загрязнителей и госорганов выполнения ими своих обязательств. Тем более что для этого в Казахстане уже разработана и действует система оценки воздействия на окружающую среду, а также существуют другие механизмы экологического регулирования с участием граждан.
- Каковы вообще шансы на то, что данный документ будет подписан и возымеет должный эффект?
- Программа сохранения Каспия не является чем-то необычным, не имеющим аналогов в мире. Такого рода планы действий есть по многим морям, в том числе Черному и Балтийскому. Но их эффективность всегда зависит от энергии людей. Сам по себе документ (бумага) не решит никакие вопросы. Правительство, уполномоченные министерства, местные органы власти должны взяться за его продвижение и дальнейшую реализацию, а общественности необходимо держать это под контролем. У нас нет дополнительных 20 лет на бюрократическую раскачку, непродуктивные переговоры и обсуждения. Лимит времени уже исчерпан.
Кирилл Осин, руководитель НПУ «Эко Мангистау», депутат маслихата города Актау:
«Главное – чтобы документ не стал лишь декларацией»

- Инициатива президента о разработке межгосударственной программы по сохранению Каспийского моря своевременна и крайне необходима. Сегодня мы наблюдаем падение его уровня, ухудшение состояния экосистем и сокращение биоразнообразия. Эти вызовы носят трансграничный характер, и без совместных действий прикаспийских государств с ними не справиться.
В программе, о которой идет речь, я бы предложил объединить усилия по научному мониторингу. Мне видится единая система наблюдений за уровнем моря, состоянием экосистем и климатическими изменениями. Важно ввести единые экологические стандарты, ограничить загрязнение и нагрузку на море. Имеются в виду, прежде всего, согласованное снижение антропогенной нагрузки через регулирование промышленных сбросов, строгий контроль за добычей углеводородов, развитие «зелёных» технологий. Также необходимо запустить программы по восстановлению рыбных ресурсов и прибрежных экосистем. Важно, чтобы в этот процесс активно вовлекались не только правительства прикаспийских стран, но и НПО, бизнес, местные сообщества.
Казахстан со своей стороны должен усилить контроль за сбросами, развивать современные очистные системы и экологическое образование. Главное – чтобы документ не стал лишь декларацией, поэтому необходимы конкретные механизмы исполнения и ответственности. Такая программа должна включать чёткие механизмы контроля, санкции за невыполнение и систему международного аудита. Только в этом случае она сможет реально повлиять на состояние Каспия.