АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Пока министр занимается самообманом, «королева спорта» в Казахстане умирает…

Пока министр занимается самообманом, «королева спорта» в Казахстане умирает…

24.09.2025, автор Женис Байхожа.

RU KZ EN
Если для Казахстана главными спортивными событиями сентября стали чемпионаты мира по боксу и борьбе, то внимание жителей подавляющего большинства других стран было приковано к завершившемуся на днях в столице Японии мировому первенству по легкой атлетике. Соревнования в Токио стали еще одним доказательством того, что в нашей республике «королева спорта» продолжает деградировать. Можно даже сказать, что падать дальше уже некуда.

Всё меньше и всё хуже

Боксерский ЧМ собрал спортсменов из 68, борцовский – из 76 стран. Тогда как в легкоатлетическом приняли участие посланцы 198 государств, то есть практически всех входящих в международное олимпийское движение. В боксе и борьбе никакого международного отбора не было, а вот бегунам, прыгунам, метателям, ходокам пришлось его пройти – им требовалось либо выполнить квалификационные нормативы, либо занять определенное место в рейтинге. Причем квот для участия в ЧМ выделили примерно столько же, сколько перед Олимпийскими играми. То есть попасть на мировое первенство было не легче, чем на ОИ.

Наличие довольно жесткой системы отбора означает, что представительство разных государств на соревнованиях в Токио можно считать столь же важным, как и количество завоеванных на ЧМ медалей, показателем текущего состояния легкой атлетике в той или иной стране. И в этом смысле применительно к Казахстану бесстрастная статистика говорит о том, что «королева спорта» в нашей республике переживает глубочайший кризис – такой, которого не было за все годы независимости.


Если не считать советский период, дебют казахстанских легкоатлетов на мировом первенстве, которое проводится только в нечетные годы, состоялся в 1993-м, и тогда на эти соревнования отобрались 12 наших соотечественников. Один из них, прыгун с шестом, вернулся домой с серебряной медалью, плюс двое попали в топ-10, а еще двое заняли 11-е места. В следующих десяти чемпионатах от Казахстана участвовали в среднем по 13-15 спортсменов, а, скажем, на ЧМ-2013 смогли отобраться 17. Но потом их становилось все меньше и меньше, и на ЧМ-2019 поехали лишь 8. Хотя суммарная количественная квота для всех стран на протяжении всего этого периода если и менялась, то незначительно – в пределах от 1,8 до 2,1 тысячи.

Теперь же наше численное представительство сократилось до 5 атлетов – точнее, атлеток: впервые на мировом первенстве состязания во всех мужских дисциплинах прошли без казахстанцев. Из этих пяти девушек две – натурализованные кенийки, получившие гражданство РК уже в качестве состоявшихся бегуний. Что касается трех воспитанниц отечественного спорта, то две из них, Полина Репина и Галина Якушева, выступали в ходьбе на 35 километров, которой нет в программе ОИ (и в которой соответственно уровень мировой конкуренции ниже), и лишь одна, Ясмина Токсанбаева, соревновалась в олимпийской дисциплине – ходьбе на 20 км.

То есть в беговых, прыжковых и метательных видах, а также в многоборьях, которых в сумме насчитывается 46 (23 мужских и 23 женских, и все они входят в программу Олимпиад), на ЧМ не смог отобраться ни один доморощенный казахстанец. Тогда как, например, от Узбекистана путевки в Токио, согласно данным на официальном сайте международной федерации, завоевали пять спортсменов, выступающих в олимпийских видах.


Это прыгун в длину Анвар Анваров, марафонец Шокрух Давлатов, прыгунья тройным Шарифа Давронова, занявшая 7-е место на ОИ-2024 прыгунья в высоту Сафина Садуллаева и толкательница ядра Малика Насриддинова, причем все они представляют государствообразующий этнос (правда, две последние по каким-то причинам на ЧМ не поехали). А ведь еще совсем недавно от соседней страны на мировые первенства отбирались вдвое-втрое меньше спортсменов, чем от нашей.

Разумеется, все три казахстанские девушки заняли места, очень далекие от пьедестала: лучшим их результатом стала 23-я итоговая позиция. Претендовать на медаль могла только одна из натурализованных кениек – Нора Джеруто, экс-чемпионка мира в стипль-чезе. Она находилась в тройке лидеров вплоть до заключительного круга, по потом начала отставать от двух своих соплеменниц (одна выступает за родную страну, другая за Бахрейн), а на последнем препятствии, уже почти обессиленная, упала в яму с водой и пропустила вперед себя еще двух соперниц, в итоге прибежав 5-й к финишу 3000-метровой дистанции.

Неуклонно сокращается и представительство сборной РК по легкой атлетике на Олимпиадах. С момента дебюта независимого Казахстана на летних Играх по 2016-й включительно оно колебалось в пределах от 18 до 25. Причем все эти атлеты были воспитанниками отечественного спорта. Но потом случился резкий спад: на ОИ-2020 (которые из-за пандемии прошли в 2021-м) сумели квалифицироваться лишь 9, а на последние, состоявшиеся в прошлом году, – 7, из которых доморощенными являются 5.

Резерва почти нет…

Столь негативная тенденция стала закономерным следствием состояния этого самого медалеемкого вида спорта в нашей стране. О положении дел в нем можно судить по первенству Казахстана нынешнего года – оно прошло два с половиной месяца назад в Алматы. В его программе были соревнования в 45 олимпийских дисциплинах, он собрал практически всех лучших легкоатлетов страны – в частности, были 8 участников и участниц предыдущих Олимпиад. Отсутствовали только прошедшие отбор на ЧМ – три наши девушки-ходока и две кенийские бегуньи.

Так вот, из Атырауской и Западно-Казахстанской областей не приехал ни один спортсмен, Кызылординская, Актюбинская, Улытауская делегировали по одному-два участника, Жамбылская – шесть, Туркестанская – девять. При том, что награды разыгрывались, повторимся, в 45 дисциплинах. Слабо были представлены и многие другие регионы. Пожалуй, только в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях, а также в городе Алматы, плюс в меньшей степени в Северо-Казахстанской и Павлодарской культивированию (именно культивированию, а не развитию, поскольку последнее слово здесь явно не подходит) легкой атлетики уделяют более или менее серьезное внимание.


Поэтому неудивительно, что каждую из эстафет бежали лишь по три-пять команд, в большинстве метательных дисциплин приняли участие столько же, но уже отдельных спортсменов, в женских прыжках с шестом – всего-то две девушки (то есть получать «бронзу» оказалось некому), в обоих многоборьях – по три атлета и атлетки. Мужские и женские прыжки в высоту, женский тройной, мужской шест, то есть виды, в которых у нас прежде были богатые традиции, собрали по шесть участников и участниц. И т.д. А если нет должной конкуренции внутри страны, то на что можно надеяться?

Теперь взглянем на результаты. Например, победители мужских стайерских забегов на 5000 и 10000 метров показали время, с которым они не прошли бы …женский отбор на чемпионат мира. Мало того, они бы отстали от бегуний, выполнивших квалификационные нормативы к ЧМ на двух этих дистанциях, соответственно на 14 и 24 секунды, или почти на четверть и половину бегового круга. Парень, ставший чемпионом РК в прыжках в высоту, остановился на рубеже 2.02 – это всего на один сантиметр больше женского рекорда Казахстана, зафиксированного в уже далеком 1986-м, и на целых 30 см меньше мужского.

В толкании ядра победил 43-летний Иван Иванов, отправивший снаряд на 18,86, что более чем на два с половиной метра хуже установленного им же почти десять лет назад рекорда страны. Но печалит вовсе не это (все-таки надо учитывать нынешний возраст спортсмена), а то, что лучший среди остальных толкнул ядро лишь на 15.20. С таким результатом он даже на Азиаде-2022 с ее слабым, по меркам мировой легкой атлетики, составом участников стал бы предпоследним. Аналогичная картина и в метании диска. Занявшие первые два места 40-летний Евгений Лабутов и 45-летний Евгений Миловацкий показали результаты соответственно 56.83 и 55.83 (для сравнения: квалификационный норматив для получения пропуска на ЧМ – 67,50), а находящиеся в куда более оптимальном возрасте участники проиграли им пять метров и больше.

Иными словами, спортсмены, которые на протяжении многих лет были первыми номерами национальной сборной, но потом в силу возраста сдали, тем не менее, играючи побеждают своих потенциальных преемников. И такого рода примеры можно приводить долго. К слову, из трех воспитанниц казахстанской легкой атлетики, квалифицировавшихся на ЧМ в Токио, две уже перешагнули 35-летний возрастной рубеж. То есть конкурентоспособной молодежи у нас сегодня, по сути, нет.


«Лапша на уши»

В этой связи стоит вспомнить, как в конце прошлого года глава профильного министерства Ербол Мырзабосынов ничтоже сумняшеся заявил: «Легкая атлетика – один из самых популярных видов спорта в нашей стране. На сегодняшний день более 360 тысяч наших соотечественников профессионально занимаются этим видом спорта» (обращаем особое внимание на слово «профессионально»). Но если приведенная выше цифра соответствует действительности, то почему многим регионам, по сути, некого делегировать даже на чемпионаты страны, не говоря уже о международных турнирах?

За четыре года до этого, в 2020-м, Куандык Ельжанов, работавший тогда государственным тренером РК по легкой атлетике, оперировал совершенно другими данными. По его словам, «королевой спорта» в стране занимаются 20 тысяч человек – в 18 раз (!) меньше цифры, названной министром. Он же в интервью «Казахстанской правде» горько заметил: «Помнится, что в 1970-е годы на чемпионатах Казахстана на дистанциях 1500 метров, 5000 метров по причине большого числа спортсменов-участников организовывали одновременно по 4-5 забегов (это до 40 бегунов – прим. авт.). Сейчас же на первенстве республики очень сложно собрать на дистанции 10-15 человек… Массовость с тех времен, к сожалению, была потеряна».

Если даже министр спорта не знает и, судя по всему, даже не хочет знать реального положения дел в легкой атлетике (ранее он возглавлял в этом же ведомстве профильный комитет, а значит, обязан владеть достоверной информацией), если он и его подчиненные откровенно вводят в заблуждение общественность, то стоит ли рассчитывать на какие-то изменения к лучшему?

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Пока министр занимается самообманом, «королева спорта» в Казахстане умирает…